меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ПРОФИЛЬНЫЙ 10кл.: Аминокислоты

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО»
Сам себе РЕЖИССЁРХИМИЯ

Галина Петровна
Злобина
учитель химии

Аминокислоты
с
«Колечками» и «
Умной клавиатурой»

в палящих лучах
апрельского солнца
или
Как я проводила социо/игровой урок в профильном классе

Утро было «летним», уж очень жарким, мой  аллергический нос не дышал от пыльцы расцветающих растений, тема урока – «Аминокислоты» не радовала, опять я буду объяснять, призывая их влюбиться в аминокислоты, а они опять будут хмуро на меня смотреть, и я буду видеть в их взгляде: «Когда же эта бодяга закончится!»
Класс получился сложным: когда их набирали летом, заказчик настоял на включении в класс и «креативных» ребят, которые совершенно не приучены работать головой, не знали азов химии, из математики им лучше всего удавалась таблица умножения, а основным мотивом для поступления «в профиль» была «халява» у предшественников в виде бесплатных туристических поездок в разные части света. Я не знаю до конца планов «Газпромовских» заказчиков, я просто учу их химии. И вот такие они замотанные к концу года стали, все чего-то от них хотят, требуют «соответствия», учителя постоянно недовольны, разочарованы в своих ожиданиях, они тоже разочарованы, особенно тем, что «халява» в этом году закончилась, и они только учатся и учатся, беспросветно…

И вот я решила посмотреть на них «в новом ракурсе», а они такие хмурые, недружные, из разных школ ведь собрались, очень разные по уровню подготовки  и эмоциональному развитию. «Приветствую!», говорю, – сегодня начнём урок иначе. Постройтесь, пожалуйста, по дате рождения от самых «старых» до самых «маленьких»! В классе места мало, столы огромные, тяжёлые. «Давайте буквой «Г» строиться!» Удивлённые такие, недоверчивые, полкласса сидит на своих местах, кто-то из девочек взял инициативу в свои руки, начал «строить» других (см. «Полукруг по алфавиту»). Выяснилось, что дни рождения друг друга многие не знают. Зато нехотя начали подниматься те, что наблюдали за происходящим.

Худо-бедно построились, я бегаю между ними, удивляясь: «Так ты самый взрослый? А когда же твой день рождения? А у тебя?» Выясняется, что половина из них просто так встали, как придётся, поменялись, начали улыбаться. «Рассчитайтесь на первый-второй-третий-четвёртый!» – «А, – понятливо улыбнулись, – на группы нас делит!»  Объясняю, что надо меняться партнёрами и количеством человек в группках по числу хлопков («Колечки»). Уже веселее выполняют. Места в классе свободного мало. Одна девочка смешно так мечется между группками, ей всё время хочется к мальчикам в компанию. Начали управлять друг другом, чтоб в темп попасть, уже думают, что так и будем весь урок перестраиваться. Наконец, как-то так удачно все перемешались, все их группки и закадычные компании распались, отличники с «креативными» вместе в командах оказались. «Стоп! Вот в таких командах и будем дальше работать! Устройте себе место, столы не передвигать, а стульчиками развернитесь друг к другу в команде!»
В этот момент я всегда думаю, что не смогу справиться с составами команд, и они опять перемешаются в прежние свои «компашки», так это частенько бывает в гимназии [другое место работы – прим.ред.]. Но нет, как поделились – так и рассаживаются, это, наверное, от шока, даже мысли не пришло, ждут, наверное, чего дальше она выдумает?  

Прошу «посыльных» подойти ко мне, шёпотом объясняю, что надо сосчитать общее количество окон у всех членов команд и записать полученное число на доске. Времени  –  две минуты. Удивлены, решили, что ну точно, сегодня не будет спрашивать!  Смеёмся над числами: 44 и 12, в какой-то команде попались ученики из пентхауса, а в какой-то – из общежития! Вот эти числа и будут названиями команд. Прошу приготовить один большой лист на команду и написать на ней номер своей команды. (Потом выяснится, что какая-то команда этот номер разукрасила, солнышко из него сделала,  а вокруг – хоровод!).
Так как про аминокислоты я на время «забыла», решаем задачи. Учебник «Органическая химия» под ред. О.С.Габриелян для 10 класса общеобразовательных школ с углубленным изучением химии, страница 272, задания 4,5,6,7,8. Пять команд по пять человек получилось, прошу представителей команд подойти ко мне, раздаю отксерокопированную страницу из учебника с заданиями. Прошу на листе всем вместе решать одну задачу. Поскольку я планировала занятие «по-новому», задачи оказались разными по уровню сложности. Я не говорю об этом детям, договариваемся о пяти минутах на решение.

Через пять минут (прошло минут семь-восемь на самом деле) прошу оставить листы на столе и перейти по часовой стрелке к соседям, если они решили задачу – то оценить решение, только не оценкой, а хорошими словами!  Меня прерывают: «Любыми?!» Я: «Только приличными!» Если же задача не решена, то продолжаете решать, только подписав, номер команды, продолжающей решение.
Ещё через пять минут снова перемещаемся, и так – пять раз. Да, время решения после перехода всякий раз сокращалось на минуту. Это заняло 24 минуты урока. Да делились 7 минут. К пятому разу, оказалось, все задачи решены, и всем пришлось писать «хорошие слова».

В итоге получилось, что все дети прорешали все пять задач. Одна команда очень быстро и очень неправильно решила свою задачу. Ошибку другие увидели только во втором (!) переходе. Одну задачу закончили только на последнем переходе. Не было ни одного не включенного в работу: кто-то листал учебник, кто-то конспект, кто-то диктовал, кто-то писал, были реплики: «Всё, я понял, пиши!», «Подождите-подождите, как это?». Никто не иронизировал, потому что случайно олимпиаднику с  его командой досталась самая трудная задача, потом  они сделали арифметическую ошибку, которую заметила совсем другая команда.
Было шумно и весело, глаза у детей стали совсем другими! Когда вернулись на свои места, с огромным интересом стали читать всё, что им там написали, команды стали передавать свои листы друг другу, комментировать, спорить.
Тут я подумала, что номера команд, написанные на доске, ещё никак не были задействованы. «Посовещайтесь и комплексно оцените теперь сами свою командную работу и как проверяющих, и как решающих, только не в отметке, а, скажем, в процентах. И запишите под номером своей команды на доске!» Получилось: 80%, 99,99%, 40%, и два раза по 60%. На листках были слова: «Молодцы! Решили правильно, красавчики!», «Оформление оставляет желать лучшего!», «Мало объяснений!», «Задача решена правильно», «Всё ок, Steve Jobsы!», «Адекватное решение!», «Замечания верны, согласны!», «Возможно два решения!».  

Мне показалось, что они устали даже, такая приятная усталость, когда хочется сказать «Уф!», а может, я идеализирую. Урок спаренный, перерыва никто и не заметил. Остаётся пятнадцать минут до окончания занятия. Всё же учебная тема – аминокислоты. Садимся на места, продолжая делиться впечатлениями. Темп был очень большой всё-таки. «Хотите продолжить?» – «Да!». Объясняю про умную «печатную машинку» («Клавиатура»). Только вот потом оказалось, что правила объяснила не совсем верно.
Читаем начало параграфа про аминокислоты и пытаемся «напечатать» определение: «Аминокислоты – вещества, в молекулах которых есть амино и карбоксильная группы одновременно». Доходим до дефиса
возникает сбой, поэтому начинаем сначала (я тогда не поняла, что буквы каждый раз нужно перемешивать заново, мы же «в первом раскладе» так и пытались печатать определение аж три раза). Прозвенел звонок. И ещё была активная девочка, которая следила, чтоб «правильно печатали», она сама вызвалась, а мне и не жалко. Ещё были стеклянные двери. В этой школе стеклянные двери. Проходившие мимо учителя, мне показалось, с завистью поглядывали на такой активный «профиль»… Из календарного планирования я «выпала», да ладно, не велика потеря.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО»
Сам себе РЕЖИССЁРХИМИЯ

___________________________________

 

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

 

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался вам полезным для своей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

2 comments to ПРОФИЛЬНЫЙ 10кл.: Аминокислоты

  • Агния

    Красивый, органичный, продуманный урок. Как здорово, что такие педагоги с удовольствием учат — ведь у них дети начинают учиться тоже с удовольствием…

  • Татьяна

    Очень интересные приемы использовались на уроке. Спасибо! Дети, надеюсь, обязательно удивят вас своими знаниями. :)

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика