Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Военное дело (МГУ)

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр«ДИКТАНТ на ДРУЖБУ»
[2] Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров… 
[3] Сам себе РЕЖИССЁРОБЖ

Алексей ИВАНЫЧЕВ
преподаватель факультета военного обучения МГУ

Военное дело:
два рассказа о том,
как социо/игровые технологии помогают готовить
офицеров запаса

с  о  д  е  р  ж  а  н  и  е

Рассказ первый: «Диктант на дружбу»

Рассказ второй: Сколько же букв в «сложном (для объяснения слове?..

А.Иванычев: Учить военному делу – настоящим образом!

«Диктант на дружбу»

На кафедре общевоенной и тактико-специальной подготовки факультета военного обучения при МГУ в рамках программы подготовки офицеров запаса для Вооруженных Сил Российской Федерации ведутся работы по совершенствованию методики преподавания тактической подготовки.

Так, 4 октября 2011 года на занятии по общей тактике изучение очередной учебной темы проводилось с использованием социо/игровой методики «Диктанта на дружбу».

Согласно учебному плану тема «Основы ведения наступления мотострелковыми подразделениями» включает три занятия: лекцию, групповое упражнение и семинар. В данном случае речь будет идти о втором занятии, целью которого являлось закрепление теоретических знаний, полученных на лекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Основу группового упражнения составляла самостоятельная работа студентов над общим для всех «малых групп» заданием. Отличительной особенностью данного занятия стало то, что впервые на кафедре выполнение учебного упражнения (реализуемого по методике «Диктанта на дружбу»), было интегрировано в целостный комплекс развития тактического мышления студентов.

Для выполнения упражнения студенты были объединены в мини группы по 4 человека в каждой.

Далее ставилась задача: каждому студенту на бланке со схемой местности, пошагово нанести исходную обстановку (за противника) с использованием условных тактических знаков. Получение очередной порции информации проводилось через сменных посыльных, которые в своих рабочих группках передавали, что и где надо отметить на своих бланках.

Затем после взаимных групповых проверок (с переходом групп на рабочие места соседей и возвращением назад) студентам предлагалось, используя топографическую схему и знание организационно-штатной структуры и вооружения подразделений вероятного противника, вскрыть состав, положение и характер возможных действий противника, исходя из анализа неполных исходных данных и учёта характерных признаков.

 

Подчеркну, что при нанесении обстановки, при оценке местности и вскрытии противника студенты работали в мини группах. Это позволило им свободно обсуждать вариативность различных способов выполнения задаваемых этапов.

В дальнейшем, получив боевую задачу, студенты сначала индивидуально разработали свои решения по разгрому противника и затем в своих рабочих группах сравнили предложенные версии, подробно обсуждая и целесообразность принятых решений и особенности решений командиром подразделения различных вопросов, связанных с выполнением им своей работы.

Применение методики «Диктанта на дружбу» позволило не только интенсивно и качественно, но и в непринуждённо-игровой форме и в кратчайшие сроки реализовать закрепление учебного материала, которое прежде вызывало значительные сложности, было связано с массой уточняющих вопросов и приводило к тому, что изучение темы растягивалось на продолжительное время. На занятии с помощью «малых групп» студентам удалось обобщить материал теоретических знаний и проявить свою активность в выявлении различных допущенных ошибок и их исправлении.

Также стоит отметить немаловажность как самого общения студентов между собой по поводу тактических идей и функциональных обязанностей командиров подразделений, так и создание дружеской атмосферы в ходе очередного занятия по подготовке офицеров запаса.

 Сколько же букв
в «сложном (для объясненияслове?..

Сегодня, во время лекции по общей тактике, я применил упражнение, которое называется «Сколько букв в непонятном слове». Вначале оно у студентов третьего курса МГУ, привыкших за время учебы на факультете военного обучения к вполне серьезным заданиям, вызвало шок…

Но начну всё по порядку. Дело было так.

Сначала, я дал под запись определение термина «бой»:

Бой – основная форма тактических действий, представляет собой организованные и согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр соединений, частей и подразделений в целях уничтожения (разгрома) противника, отражения его ударов и выполнения других тактических задач в ограниченном районе в течение короткого времени.

Затем, попросил студентов найти в продиктованном тексте самое «непонятное слово», подсчитать в нём количество букв и по их числу предложить всем отгадать само слово.

Нужно признаться, что я не совсем был готов к возникшему у моих студентов ступору. Но сориентировавшись, я понял, что же им необходимо пояснить. Сначала я согласился, что студенту МГУ, конечно, все слова в продиктованном определении известны, знакомы, и понятны. Но в этом тексте есть такие слова, конкретное значение которых в данном определении ОБЪЯСНИТЬ какому-нибудь, например, ребёнку или гастарбайтеру будет совсем не просто. Вот из таких слов и нужно будет выбрать «самое-самое», чтобы загадать его другим.  

Поняв, что от них требуется, студенты с нескрываемым удовольствием включились в игру. Всего было загадано и с энтузиазмом отгадано четыре слова. «Непонятными» (то есть непростыми для объяснения) оказались слова: «согласованные», «удар», «огонь», «маневр».

Поясню, что «удар», «огонь», «маневр» являлись системообразующими терминами и рассматривались в ходе дальнейшей лекции. Поэтому я предложил студентам на вариативности объяснений этих трёх слов не задерживаться, а вот на особенностях значения слова «согласованные» сосредоточить аудитории своё внимание. И после некоторой дискуссии студенты пришли к выводу, что если в разговорной речи согласовать – значит договориться, то в продиктованном определении слово согласованные означает – осуществляемые по единому замыслу, плану.

После этого мы продолжили лекцию…

Подводя итог, подчеркну, что данное упражнение удачно разбавило «сухую теорию». Внесло в лекцию элемент игры. Позволило «пробудить» студентов (стимулировать, захватить и удерживать их внимание). Помогло им разобраться с нюансами как в определении, так и в новой теме. То есть упражнение обеспечило студентам одновременную возможность не только покопаться в возможных значениях важного термина, но и сразу же сверять правильность своего понимания.

Слушатель курса «Режиссура урока»
факультета педагогического образования МГУ,
преподаватель факультета военного обучения МГУ

Алексей Иванычев

 

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр«ДИКТАНТ на ДРУЖБУ»
[2] Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…
[3] Сам себе РЕЖИССЁРОБЖ

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

Яндекс.Метрика