меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Августовский ПЕДСОВЕТ

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
[2] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО»

г. Салават,  республика Башкортостан

Августовский педсовет
от 31 числа 2012 года:
«С интересом, пользой
и непринуждённо!
»

 

Провела и изложила:
 
Хрычёва Елена Анатольевна
учитель начальных классов, председатель методического совета гимназии №2

 

Августовское заседание, первый педсовет! Дилемма: как провести его насыщенно, охватить необъятное, подать материал интересно  и «безболезненно» для всех участников образовательного процесса, а не монотонно зачитывать текст по бумажке? Ведь настрой на работу у учителей ещё расхоложенный, кто-то быстро включается в работу, а кому-то нужна раскачка.

Заранее собравшись вместе с администрацией, мы выстроили план проведения педсовета. Единогласно приняли решение: присутствующих делить на группы будем по стажу работы. Следующим этапом должно быть «хождение в гости». Спланировали пять переходов.

«Ворчалка» с комплементами «от Букатова»

За планирование – молодцы! Особенно за «пять переходов».
А вот к делению по стажу работы моё отношение двоякое. Ситуационно вполне возможно, что такое объединение имеет методический смысл. Минус в том, что оно слишком «прозрачно» и уже одним этим настраивает учителей на деление класса с каким-то «методическим умыслом». А это для некоторых учеников оказывается «несъедобным». Для класса гораздо полезнее по жеребьёвке (тогда 133 зайца, включая непредсказуемых). Уже по одному этому было бы лучше, если взрослые объединялись/делились по какой-нибудь жеребьёвке, а не по расчёту (пусть даже мудрому) ведущего (ведущих).

Утро следующего дня началось для всех  с суматохи и предпраздничных приготовлений. Ведь завтра первое сентября!!!

На доске написали тему для обсуждения «Качество образования как важнейшая составляющая реализации приоритетного национального проекта «Образование» в условиях перехода на ФГОС». Кабинет начинает шумно  заполняться учителями. Все по привычке рассаживаются кому,  где удобно.

Первое слово предоставляется директору гимназии Киреевой  Марине Анатольевне. Она подводит итоги прошлого учебного года, наглядно показывает результаты ЕГЭ по городу, республике. Где-то мы молодцы, где-то надо постараться еще лучше… Тишина. Задумались. Есть над чем работать.

Начинается вторая часть педсовета – практическая. Хорошие результаты по сдаче ЕГЭ, высокий показатель результативности работы гимназии № 2 по городу – все это вдохновило моих коллег поработать ещё лучше, поэтому безболезненно перешли к другой части педсовета. И сама практическая часть  стала удачным  дополнением к первой. То есть особо переключаться не пришлось. Немного шума, суеты, переговоров с соседом, смена мест –  получилась такая по-деловому рабочая физ/пауза.

Предлагаем всем участникам  вспомнить: сколько лет в школе они проработали и собраться по группам: от 1 до 12 лет, от 12 до 15 лет, от 15 до 26 лет, от 26 лет и выше.  Начинаются реплики:

– Декретный отпуск считать или нет?

– Ой, а сколько мне в этом году лет-то,  надо вспомнить?!  Аттестация у меня была в прошлом году, я же там писала свой стаж.

– Здесь вас и так много, пойду к молодежи.

Комплемент «от Букатова»

Судя по всему всё получилось хорошо и вторая часть началась «гладко», то есть учителя с желанием стали включаться в предлагаемую работу.

Где-то в стороне весело собирается самая старшая группа педсостава – это учителя, у которых большой опыт работы. Их оказалось больше всего. Они сами  решили разбиться на две равные группы.

Предлагаем выбрать себе удобное место для работы и «организовать» его. Хочется отметить, что двигать столы и расставлять стулья наши учителя-гимназисты уже умеют делать тихо и быстро. То есть «набили руку».

Вот они уже сидят в своих «рабочих гнездышках». Предлагаем из каждой группы отдать по одному представителю для отдельной команды «Эксперты». Их стол расположился вдоль окна.

«Ворчалка»-комментарий «от Букатова»

Признаюсь, что я и сам так иногда делаю, когда по забывчивости «портачу» и вдруг обнаруживаю, что одной команды не хватает.
Но по сути работы, если команда только-только создалась, то её следует укреплять и сплачивать, а не «выстригать» или шерстить. Поэтому оборудование рабочего места (совместное сдвигание столов и стульев), выбор названия своей команде (у вас этого на педсовете не было) – хороши тем, что помогают команде уже на промежуточных «пустяках» сплотиться и найти общий язык, чтобы «засучив рукава» приступить к основному занятию. Так что, уважаемые учителя-читатели имейте это в виду, если вздумаете затевать групповую работу…  

Ответная реплика Е.А.: Да, название командам мы не давали. Но про группу «Экспертов» мы не забыли!  Ее заведомо решили создать «вычесыванием», опять, наверно, из-за своего умысла: перемешать людей с разным стажем работы, чтобы мнения были самые разносторонние

Затем ещё раз обращаем внимание всех присутствующих на  тему педсовета.  

Вопрос: «Выделите самое главное для вас слово в этом предложении». Выкрикивают:

– Качество!

– ФГОС!

– Составляющая!      

Спорим и приходим  к решению, что слово КАЧЕСТВО самое важное. Вывешиваем это слово на доску.

Деловой комментарий «от Букатова»

Молодцы, что поспорили, но можно было, приняв все варианты, потом объявить, что сначала работа будет вестись со словом КАЧЕСТВО (а если время останется то и с другими словами, например, СОСТАВЛЯЮЩАЯ). А то возможно получилась «обманка»: спорили все, а правильным оказался вариант, заранее распечатанный на принтере.
И ещё, хорошо бы это задание проводить не в режиме фронтальной работы (весьма привычной учителям), а по группам. И тогда посыльные от групп вывели бы на доске свои слова (включая группу экспертов). А ведущий либо выбирает вариант по считалочке, либо «заказывает» распечатанное на принтере…
Особо подчеркну, что «домашняя заготовка» – крупно распечатанное слово – ЗАМЕЧАТЕЛЬНА! Для «режиссуры урока» подобные мелочи очень важны.  

Ответная реплика Е.А.: Спасибо за комплимент. Но  что касается заготовок, то их  у нас было вообще-то предостаточно. Каждое слово из темы мы набрали и распечатали заранее. Все заготовки лежали у ведущего на столе. Что выберут, то выберут! А вот поработать с другими словами, да, признаться, пожадничали, время свое пожалели

– Теперь ровно за три минутки нам нужно выделить 5 основных аспектов, через которые можно повысить КАЧЕСТВО обучения.

После небольшого обсуждения из всех пяти групп посыпались предложения:

1. Роль личности учителя. 2. Мотивация участников образовательного процесса. 3. Взаимосвязи (учитель-ученик, учитель-родители, родители-дети,…). 4. Эффективные подходы к организации урока. 5.  Внеурочная деятельность обучающихся.

В таком же порядке записываются мелом на доске эти пять обозначенных аспектов.

Командам предлагается провести жеребьевку. Каждый посыльный вытягивает себе цифру от 1 до 5, чтобы определиться с какой проблемой им теперь предстоит поработать.

Время для обсуждения отводится от 10 до 15 минут. На столы раздаются ватманы и маркеры. Каждой группе предстоит во время обсуждения выбрать пять «самых-самых»  важных путей решения. Записать их на ватмане. И вывесить на доску.

Деловой комментарий «от Букатова»

Молодцы! Хотя, на мой взгляд, можно было бы закрутить и «покруче». Не по одному аспекту на команду, а по два аспекта. Но ведь их-то всего пять! Поэтому, когда один посыльный вытянул, например, ВТОРОЙ аспект (и карточку с номером вернул), то следом из этой же команды идёт другой посыльный, которому уже достаётся какая-то другая карточка, например, с номером ЧЕТЫРЕ. В итоге команде надо за установленное время найти пять «путей решения» второго аспекта и пять путей – аспекта четвёртого. Но их варианты будут не единственными, потому что и второй аспект попался какой-то команде, и четвёртый. Поэтому зрителям/болельщикам  будет из чего выбирать пятёрку «самых-самых» результативных «путей решения».
Добавлю, для того чтобы поперчить времени можно поубавить: 5-7 минут. Тогда списки у команд могут быть хоть и неполными, зато взаимодополняющими (!)…

Ответная реплика Е.А.: Вот именно за этим мы и хотели отправиться «в гости». Чтобы каждый имел возможность окунуться и в другую проблему, и повариться в соседнем котле. А потом вернуться на своё рабочее место. И уже с новыми мыслями  сделать совместный выбор пяти «самых-самых». Может быть, что-то пересмотреть, с чем-то не согласиться, что-то заимствовать у других. Но видимо времени оказалось, действительно, очень многовато. И кто-то уже успел свою групповую работу завершить и повесить на доску… Действительно вышла досадная неувязка, которая исказила «задуманную режиссуру». Спасибо за подсказку…

Группа учителей, у которых педстаж от 12 до 15 лет быстрее справилась с заданием (им достались взаимодействия…). Увлеклись настолько, что указали не пять причин, а восемь.

Они дружно прокричав: «Мы готовы!» – первыми вывесили на доску результаты. Потом ещё продолжали оспаривать и другие варианты.

Недолго думая, эта же группа вывешивает даже дополнительный ватман с моделью своего ответа.

Группа, у которых педстаж до 10 лет, робко так, несколько раз переспросив задание, вывешивает свой вариант…

Дольше всех «пути достижения» обсуждали учителя со стажем работы более 26 лет. Зато вместо пяти они предложили шесть вариантов с очень подробным комментарием (им достались эффективные подходы к обучению).  Только одна из групп уложилась ровно в «пять» и выполнила задание без опоздания (роль личности учителя).

Авто-комментарий: На этом этапе работы один момент получился не так, как планировался. Мы хотели после выполнения задания в группах, по одному представителю оставить за столом, чтобы он защищал свой проект, а другие в это время «идут в гости». Проблема возникла из-за того, что мало место для передвижения. Очень плотно оборудовали «рабочие гнезда». Решили  дать  возможность представителям каждой группы высказываться с места.

Деловой комментарий с комплиментами «от Букатова»

Теснота не страшна. Судя по фоткам команды вполне могли поменять свои рабочие гнёзда. И так оно случилось бы, если листы у всех были тетрадными (или тетрадный разворот). А тут большой формат ватмана, вывешивание мнения на доску – всё работало на то, чтобы не покидать своего места…
Повторю, что в понимании «подноготной» подобных мелочей – суть «режиссуры урока», суть педагогической квалификации, суть повышения своего учительского мастерства…
Так что ВЫ ВСЕ молодцы, что вышли на подобные тонкости…

Теперь каждому столу надо было выбрать одного, который будет защищать свой вариант ответа у доски. Первыми вызвались те, кто был в группе, которая быстрее всех выполнила задание. «Защитником» стала  наш школьный психолог Сенотова Светлана Валерьевна. Она подробно раскрыла все взаимосвязи между участниками образовательного процесса.  

Не удержался от ценных дополнений наш учитель ИЗО и технологии Мухамадиев Урал Шарифуллович. Он оказался недавним очевидцем такой поучительной ситуации. В нашей секретарской зазвонил телефон, голос из трубки: «Первого сентября во сколько на линейку ребенку приходить?»

Секретарь: «У нас проводятся разные линейки, в разное время. Ваш ребенок в каком классе учится?»

Голос из трубки: «В четвертом или в пятом?! А это имеет значение??»…

Потом подводили итоги педсовета. Выслушали решение особой группы – «Эксперты». Выяснили для себя, что социо/игровая форма работы повышает работоспособность, предотвращает усталость, плодотворно влияет на конечный результат. Да и совместный труд, как известно,  облагораживает и окрыляет.

Были также отмечены и такие положительные моменты: работая в группах, есть возможность неожиданно услышать мнение разных учителей-предметников, приобщиться к опыту учителей-аксакалов (так себя назвали учителя со стажем более 26 лет).

Спасибо нашей администрации за активное участие и позитивный настрой на работу в новом учебном году!

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
[2] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО»

Вариант проведения семинара по УУД см.:
Не так уж страшны, как их малюют, субъект-субъектные отношения в ФГОСах
«нового поколения» (рассказ Вячеслава Букатова о том, как на мастер-классе педагоги открывают для себя возможность, работая по ФГОСам, быть СВОБОДНЫМИ от досады на их «двояковыпуклую» заумь)

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

Яндекс.Метрика