меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Интерактивность в ТЕАТРЕ для детей

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»
Сам себе РЕЖИССЁРДОП.образование (кружковая работа)yчительская ПОДСОБКА
Сам себе РЕЖИССЁРЭКСКУРСИИ и ПОХОДЫ

   

Факультет педагогического образования
МГУ им. М.В.Ломоносова

Александра Шпотова

  Создание интерактивной среды
в детском театре:

опыт работы с детьми школьного и дошкольного возраста

(на примере Детского Музыкального театра имени Н.И. Сац)

.

хохохохохохохохохох

 

По материалам дипломной (квалификационной) работы, выполненной в 2012 году,
слушателем Факультета педагогического образования МГУ
А.В.Шпотовой

 хохохохохохохохохох

Научный руководитель:
доктор педагогических наук В.М.Букатов

с  о  д  е  р  ж  а  н  и  е

Интерактивность в музейных и театральных стенах как требование времени
Об эффективности интерактивных приёмов, технологий и методик
Обзор интерактивным форм работы с юными зрителями в небольших авторских театрах
Из истории Детского Музыкального Театра имени Н.Сац
Интерактивные методы работы с юными зрителями в Детском Музыкальном Театре имени Н.Сац
Заключение
Библиография

 

 хохохохохохохохохох

 

В последнее десятилетие повсеместно стали активно развиваться новые нетрадиционные формы и методы педагогической работы со школьниками. Но если интерактивные формы в школах  стали уже более или менее привычными, то в учреждениях культуры – музеях, театрах, галереях, – этот процесс идет значительно труднее. Хотя и там в этих направлениях тоже начинает проводиться инновационная работа. Так например, во многих городах появились настоящие интерактивные спектакли для детей, в которых зрители непосредственно вовлекаются в процесс создания и(или)показа «театрализованного действа».

К сегодняшнему дню многие театральные деятели поняли, что зрителям просто слушать и просто смотреть на сцену недостаточно – особенно это касается юных зрителей. А для «включения» детей в сюжет необходимо задействовать все каналы получения информации. И для этого на помощь приходят интерактивные методы работы.

Интерактивность в детских театрах сейчас начинает переживать своеобразный бум. Получают развитие нетрадиционные – активные и неактивные – формы работы с посетителями во многих учреждениях культуры (музеях, школах, театрах и др.). При этом существенно меняется роль посетителя, ученика или зрителя.

Прежде всего, они становятся активными участниками процесса. А роль преподавателя, музейного или театрального работника заключается теперь в направлении процесса обучения, или вовлечения в искусство, таким образом, чтобы ребёнок сам решал поставленные перед ним задачи, размышлял и смог прочувствовать «изнутри» то, что педагог хочет донести до него.

Забегая вперёд, отметим, что в этом направлении большая работа была проделана Натальей Ильиничной Сац при создании Детского Музыкального Театра, носящего сейчас её имя. Созданный почти пятьдесят лет назад, он и сегодня является самым известным детским театром в России. Родители и учителя идут туда с детьми, зная, что педагогическая работа ведётся там на высоком уровне. То есть, школьникам предлагаются академические спектакли, но поставлены они таким образом, чтобы детям было не скучно и понятно, о чём идёт речь. Вдобавок к этому, там всегда зрителям можно найти место для творчества, анализа увиденного и возможности глубже прочувствовать искусство.

 

Интерактивность в музейных и театральных стенах
как требование времени

– Это что же, два часа надо высидеть?
Нет, я не смогу. Пусть сами идут, я их подожду.
Мама двоих детей

В современном мире уделяется большое внимание процессу вовлечения зрителя в процесс приобщения к искусству и науке. Музеев, в которых все экспонаты находятся только в стеклянных витринах и ничего нельзя потрогать руками, становится всё меньше и меньше.

Особенно это касается детских и семейных музеев. Хотя, конечно же, не только любой ребенок, но и взрослый с удовольствием готов примерить на себя шапку Мономаха (или её копию), завести сигнальную сирену или взвеситься на весах, показывающих вес человека на Луне.

Придумывать и создавать интерактивные экспонаты и экскурсии для школьников сотрудники музеев научились уже довольно хорошо. Благодаря чему поток посетителей неуклонно растёт.

Иначе дело обстоит с театрами. Во время спектакля в зале сидеть нужно тихо. Вставать с места и задействовать иные органы чувств, кроме зрения и слуха считается невежливым.

Поэтому встаёт важный вопрос о том, как сделать посещение театра более насыщенным разными ощущениями, а, следовательно, более интересным и привлекательным – и для детей, и для взрослых.

О терминологической специфике. Термин «интерактивность» получил широкое распространение во многих областях жизни. Но в педагогике он появился не так давно.  Поэтому при его использовании частенько возникают притиворечивые трактовки, что создаёт терминологическую путаницу. Первоначально оно использовалось в компьютерной сфере, и до сих пор интерактивное обучение многими понимается как обучение с помощью компьютерных технологий. В педагогике термин «интерактивное обучение» используется наравне с термином «активное обучение». Иногда понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения употребляются даже как синонимы и характеризуют обучение, основанное на общении людей [7]. В связи с существованием таких разных толкований термина необходимо выявить суть этого понятия, а также проследить историю его возникновения и сделать обзор существующих методов.

Происходит этот термин от английского слова interaction, что означает «взаимодействие». Современной социологией термин интерактивность в большей степени используется для описания взаимодействий в мире телекоммуникаций, где к явлениям интерактивности относятся компьютерные игры, электронная почта, общение «он-лайн» в интернете, телефонное или интернет-участие зрителей в телепрограммах (интерактивные опросы, голосования и проч.), технологии виртуальной реальности и др. [12]

Надо отметить, что за рубежом развивается даже такое направление интерактивности, как интерактивные театры. В данном случае имеется ввиду, что в крупнейших театрах США появилась тенденция выделять специальные места для активных блогеров и любителей писать SMS. Блогеры могут свободно обсуждать постановку, вести онлайн-трансляцию, задавать вопросы авторам спектакля. «Искусство на глазах становится интерактивным. Мы считаем социальные сети эффективным инструментом для рекламы и не боимся экспериментов в этой области», – заявил недавно гендиректор Шекспировского фестиваля в Сент-Луисе Рик Дидлайн.

Путём создания «твит-сидений» театральные менеджеры не скрывают своего намерения привлечь молодую аудиторию, которой сложно оторваться от телефона даже на пять минут. Такой поиск форм и методов работы со зрителями тоже имеет право на существование.

А в педагогике под интерактивным обучением понимают такую организацию и ведение учебного процесса, которое направлено на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. [19] Вероятно, и надо понимать термин «интерактивность» как вовлечение учащегося (или зрителя, или экскурсанта) в процесс познания или действия. При этом методы вовлечения могут быть как активными, так и пассивными, но предполагающие именно «вхождение» в процесс.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. Об активных методах задумывались  многие выдающиеся учителя в течение всего становления педагогики как науки. Наиболее известны имена Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других.

Однако идеи, получившие наиболее последовательное изложение в работах данных авторов, берут своё начало из высказываний учёных и мыслителей античного мира. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой точки зрения настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй точки зрения считали ученика равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении.

Вот некоторые взгляды сторонников активности ученика. Пифагор (VI в. до н.э.) считал, что правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика. Демокрит (460—370 до н.э.) придавал огромное значение воспитанию интеллекта, предлагал формировать у учеников стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности. Сократ (470/469 − 399 до н.э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Главным его достижением считается «майевтика» («повивальное искусство») — диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов (так называемый сократовский метод). Платон (427−347 до н.э.) подчёркивал особую важность эстетического развития ребёнка средствами музыки, поэзии, танцев, игр, дающих простор творчеству.

Среди древнеримских мыслителей выделяются взгляды Сенеки (4 до н.э. – 65 н.э.), который считал, что образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность, он считал, что должен говорить сам ученик, а не его память. Квинтилиан (42 – ок. 118) отдавал предпочтение организованному школьному обучению, утверждая, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения «бывает причиной добродетелей». На занятиях по риторике он рекомендовал преподавателю читать сочинения с заведомыми просчётами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся. [19]

На средневековом востоке мудрецы обращали особое внимание на саморазвитие личности. Ибн-Сина (Авицена в латинской транскрипции) (980—1037) мечтал о всестороннем развитии и обучении и такой путь ему виделся в организации совместной учёбы воспитанников, внесении духа соперничества.

Одним из заметных сторонников активной позиции ученика в процессе обучения был Мишель Монтень (1533–1592). Он советовал, чтобы больше говорил ученик и больше слушал учитель. Призывал приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету. Рене Декарт (1596–1650), советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений.

Ян Амос Коменский (1592–1670) в работе «Великая дидактика» настаивал, что правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способности понимать вещи. Критиковал школы, которые стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом.

Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) отмечал, что у детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать и нет ничего безрассуднее, как желать заменить её нашей. Если голова преподавателя управляет руками ученика, то собственная его голова становится для него бесполезной. Целью обучения признавал не дать знание ученику, а научить его приобретать в случае нужды это знание. И. Г. Песталоцци (1746–1828) первостепенное значение придавал обучению, построенному в соответствии с особенностями человеческой природы, законами её развития. Настаивал, что обучение должно научить мыслить, должно действовать возбуждающе на способности ученика, а не усыплять и смущать его. А. Дистервег (1790–1866) требовал, чтобы учитель не только «приохотил» ученика к учению, но всегда использовал бы его силы, возбуждал его деятельность.

Дж. Дьюи (1859–1952), автор «прогрессивистской» концепции, видел основную задачу учебного процесса в развитии активности молодёжи. Передачу информации рассматривал как средство развития мышления, а, следовательно, предоставлять её ученикам предлагал только тогда, когда они действительно испытывают в ней необходимость.

Из числа отечественных учёных к проблеме активности в разное время обращались Б. Г. Ананьев, Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, В.В.Давыдов, Н. А. Добролюбов, А. Н. Леонтьев, Л. М. Лопатин, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, Д.Б.Эльконин  и многие другие. В частности, ещё Н. Г. Чернышевский (1828–1889) и Н. А. Добролюбов (1836–1870) защищали осмысленность и сознательность обучения, активность и самодеятельность учащихся, выступали за развитие у них творческого мышления. А директор школы учитель-экспериментатор В. А. Сухомлинский (1918–1970) призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями.

Особую роль в современном становлении активного обучения сыграло стихийное развитие игротехнического движения, которое возникло после зарождения деловых игр. Первая в истории деловая игра была разработана и проведена М. М. Бирштейн в СССР в 1932 году. Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие. Однако в 1938 году деловые игры в СССР были запрещены.

Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956). Заметный толчок к расширению дидактического использования подобных методов положили исследования и разработки деловых и имитационных игр многих специалистов в области активного обучения.

Большую роль в распространении игровых методов сыграла их практическая деятельность по пропаганде игр как основы активного обучения, и личное участие в создании и развитии игротехнического движения. «Школы МАО», (методов активного обучения) проводимые в рамках этого движения, позволили ознакомить многих преподавателей с игровыми технологиями активного обучения, дать им первичные знания, навыки, «вооружить» первичным инструментарием. Благодаря распространению игровых методов в 80-х годах XX века активное обучение переживало максимальный подъём популярности. [19]

В 1950-х и 1960-х годах подобные идеи активно развивались и в результате оформились в иллюстративную концепцию, широко известную и активно цитируемую в настоящее время в зарубежной литературе по вопросам образования. Речь идёт о «конусе Дейла» (Dale’s cone of experience). [22] Конус Дейла наглядно иллюстрирует, каких образовательных результатов можно добиться, используя различные средства (носители) обучения.

При интерпретации этой схемы становится очевидно, что классическая лекция (обычная речь, не сопровождаемая слайдами и другими иллюстрациями) является наименее эффективным методом обучения, обеспечивая в среднем освоение около 10% содержания, в то время как «активное обучение» (вовлечение участников образовательного процесса в различного рода активности) позволяет добиться значительно лучших результатов. Усвоение 70%  материала возможно при участии человека  в дискуссии, разборе и анализе ситуаций. При данном методе у учеников формируются профессиональное мышление и способность принимать решения в ряде типовых профессиональных ситуаций.

Рис. 1. Конус опыта Эдгара Дейла (Edgar Dale) [22]

 Древняя китайская поговорка учит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму». Эта мудрость как нельзя лучше иллюстрирует конус опыта. Вот почему в современной школе на разных предметах педагоги стараются использовать методы, лежащие в основании конуса, сочетая их с «вершинными» методами.

 

Об эффективности интерактивных приёмов, технологий и методик

С помощью интерактивных методов возможно достичь следующих целей:

  • развитие и поддержание у детей устойчивого интереса к получению знаний;
  • развитие духовного мира школьников, их интеллектуальных и творческих способностей;
  • формирование у учеников эмоционально-положительного отношения к жизни. [14]

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методов, среди которых можно выделить следующие:

  • творческие задания;
  • работа в малых группах;
  • обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
  • использование общественных ресурсов (приглашение специалистов, экскурсии);
  • социальные проекты и другие внеаудиторные формы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
  • разминки;
  • изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов, Сократический диалог);
  • обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», «Смени позицию», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);
  • разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм»). [23]

Одними из наиболее широко распространённых и любимых интерактивных методов являются игровые технологии. Игра – вид так называемой «непродуктивной деятельности», мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. С образовательной точки зрения игры – это способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов. [6]

Почему люди играют? Есть предположение, что человек страдает от так называемого «стимуляционного» голода: внутренняя потребность человека в получении стимулов (информации) из внешней среды побуждает его делать что-то, а игра удовлетворяет потребность некоторых людей в таких стимулах. Это предположение хорошо объясняет эпидемии увлечения взрослых новыми, в том числе компьютерными, играми. [7]

Во все времена к играм относились с некоторым пренебрежением. Подобное отношение, по свидетельству записей в папирусах, было ещё в Древнем Египте. Возможно, что страсть, нередко порождаемая играми, вызывала необходимость скрывать это увлечение от других людей. Известно, что ещё сто лет назад шахматные доски и доски для игры в трик-трак изготавливались в виде фолиантов, на «корешках» которых было, например, написано «История России: том 1 и том 2» или «Домашние вечера: том 1 и том 2». Такие «двухтомники» не отличались от обычных книг, маскируя пристрастие владельцев к играм.  И что такое вообще «игра»? Мы обозначаем этим словом и спортивные игры, и игру на скрипке, детские  игры в «дочки-матери» и «казаки-разбойники», интеллектуальные игры и многое-многое другое…

А.С. Макаренко писал: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». [10] Ещё почтительнее объясняет интерес к игре К. Д. Ушинский: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее». [13]

Игры можно разделить на две группы: одни уводят от реальности, другие помогают адаптироваться к ней. Образование имеет дело только со вторыми: игровыми моделями, обучающими адаптации к окружающей среде.

Ю. В. Геронимус [4] выделяет следующие факторы,  способствующие возникновению игрового интереса:

  • удовольствие от контактов с партнёрами по игре;
  • удовольствие от демонстрации партнёрам своих возможностей как игрока;
  • азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
  • довольно быстрое выяснение последствий принятых решений;
  • удовлетворение от успеха.

Какой бы ни была игра, она всегда вызывает  интерес и чувство удовлетворения. Детство невозможно без игры! Вот как говорит об играх классик экологического образования Джозеф Корнелл: «Некоторые игры предназначены для того, чтобы повеселиться. Здоровое детство должно протекать в лесу, или среди высокой травы, или под летним небом, усеянным звёздами. Став взрослыми, мы дорожим нашими воспоминаниями детства, потому что они затрагивают что-то в глубине нашей души». [9]

Обзор интерактивным форм работы
с юными зрителями в небольших авторских театрах

В последнее время появилось множество детских и даже взрослых театров, в которых вовлечённость зрителя в действие ставится на первое место. Чаще всего это небольшие театры, активно экспериментирующие с методами работы со зрителями и предлагающие спектакли, в которых главная роль, действительно, отдаётся зрителю. Здесь таким образом подчёркивается, что в театре главный – зритель. Важно отметить и то, что в народных уличных театрах со средних веков присутствовали Скоморохи или Петрушки, общавшиеся со зрителями. То есть элементы интерактивности в театре появились уже очень давно.

Повторим, что в театре имени Наталии Сац ставятся академические спектакли. Зрительный зал этого театра вмешает тысячу мест. И пространством для интерактива остаётся фойе, либо зрительный зал во время антракта. Но в настоящее время существует много небольших театров, в которых интерактивные формы работы применимы прямо по ходу спектакля.

Приведём несколько примеров необычных театров, где ведётся смелая работа по разнообразию и оживлению театральной деятельности, привлекающая посетителей не только своей необычностью, но и вниманием к личности каждого гостя, т.е. говоря педагогическим языком, используются методы личностно-ориентированной педагогики.

«Театр Вкуса» – первый  и единственный в Москве Кулинарный театр. «В наших спектаклях нет зрителей. Любой гость, который переступает наш порог, оказывается в пространстве, где сам становится участником действия, превращаясь в мышонка, в итальянского шеф-повара или даже в китайскую принцессу.» Гости театра погружаются в увлекательный мир кулинарного искусства и не только учатся готовить вкусные блюда, но и становятся героями произведения». [30]

Фото 1. Спектакль «Шоу Сеньора Андриано» в театре Вкуса
Фотограф: Оксана Самсонова [30]

 

Интерактивный музей-театр «Сказкин дом». Находится он в Санкт-Петербург. И это не просто музей, а музей-театр, музей-игра, посетители которого могут в буквальном смысле потрогать сказку руками.

Находится он в Санкт-Петербург. И это не просто музей, а музей-театр, музей-игра, посетители которого могут в буквальном смысле потрогать сказку руками.

На «Сказочной поляне» можно познакомиться с русскими сказками. Путешествуя по ней, каждый маленький посетитель сможет посидеть на кроватях Трёх Медведей, узнать колдовские секреты Бабы-Яги, тайну сказочной печки. И оказаться в замке Кощея Бессмертного, где, отыскав заветный ключик, сможет воспользоваться волшебной палочкой, чтобы продолжить исследование сказочного мира.

Совершить это фантастическое путешествие по интерьерам музея детям помогают герои любимых сказок: Василиса Премудрая, Иван-царевич, Баба-Яга и даже Чудище Болотное. Словом, ребят на Сказочной поляне ждёт немало занимательных приключений.

В другой части музея – «Сказочном городе» – можно увидеть «заморские» сказки. В этом волшебном мире в миниатюре взрослый ощутит себя настоящим Гулливером, а малышам придётся по росту и по вкусу королевство, где в крохотных домиках живут гномы, растут ягоды размером с мяч, веселятся Три Поросёнка, а посетителей встречают Добрая Сказочница, Красная Шапочка, Кот в Сапогах, Волшебник Изумрудного города или Винни-Пух. [24]

 

Фото 2-3. Посетители сами помогают рассказывать сказки: о Бабе-яге
и «по щучьему велению» [
24]

 

Детские театрально-игровые программы театра «Душегреи». Спектакли театра «Душегреи» (Москва) создаются по мотивам сказок и фольклора различных уголков России и других стран. Каждый спектакль ставит своей целью погружение зрителя в атмосферу традиционной народной жизни. В театральном действе звучат аутентичные песни и наигрыши на народных инструментах.

Куклы-марионетки размером 20–25 см играют внутри вертепного ящика или на специальной сцене. Каждый спектакль предваряет краткий рассказ об обрядах и народных традициях, которые увидят зрители. После представления проводятся игровые программы (традиционные народные игры и хороводы), а также мастер-классы по различным видам декоративно-прикладного искусства (лепка, нитяная и лоскутные куклы, роспись по дереву и др.). [31]

Таганрогский Молодёжный театр Нонны Малыгиной. В спектакле «Сам себе театр» главные участники – зрители. В процессе спектакля им сообщают о необходимости помочь артистам, объясняют задачу, и в результате появляется постановка, в которой все роли и должности принадлежат зрителям.

Из отзыва посетителей: «Ведущий общается с детишками, ненавязчиво выясняя, знают ли они, что такое… Постепенно оказывается, что срочно нужна помощь театру: декоратор не справляется, и вообще он не выспался ночью, а ночью пришла «маленькая девочка», которая разрезала на кусочки афишу и развязала бантики на декорациях… Срабатывает моментально. Зрители от трёх лет и старше идут вязать бантики и складывать афишу. Затем оказывается, что актёры все сбежали на горнолыжный курорт, а сказку-то надо показывать! Так вот не могли бы вы, уважаемые зрители… Малышня бежит, опрокидывая стулья. За ширмой для них уже заготовлены костюмы, реквизит, текстовые подсказки (перед этим актёры ненавязчиво проверяют, кто из детей умеет читать, а кто, наоборот, танцевать). Мы, взрослые, как ни странно, ведёмся на это с не меньшим энтузиазмом: нам тоже велено реплики подавать. На сцене происходит симпатичный винегретик из русских народных персонажей, которые изъясняются отчасти по-фольклорному, отчасти по-современному…

И вот в этом нехитром действе неожиданно проступает сюжет общения, и он каким-то образом становится главным. Забавно декларируется то, что в театре главный – зритель.» [32]

Детский Интерактивный Театр «Фантазёры». Интерактивный детский спектакль – это живое и непосредственное общение с детьми и, что самое важное, вовлечение их в представление, а это означает, что во время спектакля ребёнок будет действительно играть. Любой спектакль театра «Фантазёры» (Санкт-Петербург) — это развивающая интрига со счастливым концом. Однако для того, чтобы дойти до положительного финала, детям придётся преодолеть множество препятствий. [20] «Фантазёры» – семейный театр, пропагандирующий развитие интерактивных спектаклей и вовлечение детей в представления, во время которых ребёнок играет, учится, проявляет свои способности и таланты.

Из истории Детского Музыкального Театра имени Н.Сац

Наталья Ильинична Сац с пятнадцатилетнего возраста мечтала о создании театра для детей. Она всю жизнь шла к этой цели. Для неё было очень важно, чтобы это был настоящий профессиональный театр, с актёрами, музыкантами и декорациями. Более сорока лет своей жизни она потратила на то, чтобы осуществить свою мечту. И вот 21 ноября 1965 года состоялась премьера оперы М. Красёва «Морозко», ознаменовавшая собой День рождения совершенно нового – первого в мире! —  профессионального театра оперы, балета и симфонической музыки для детей. Произошло это событие на сцене Московского театра эстрады.

Первые пятнадцать лет жизни этого уникального явления культуры, несмотря на всю его значимость, были чрезвычайно сложными: у театра не было своего помещения, где можно было бы осуществлять полномасштабные спектакли – по существу, это были годы скитаний.

И всё-таки именно в это время были сформированы творческие и организационные принципы нового театра, появился ряд спектаклей, завоевавший авторитет и любовь зрителей. Авторами большинства из них стали современные композиторы, создавшие новые детские оперы и балеты в тесном творческом содружестве с самим театром. Так рождались в 60–70 годы «Белоснежка» Э.Колмановского, «Мальчик-великан» Т. Хренникова, «Сёстры» Д. Кабалевского, «Три толстяка» В. Рубина, «Красная шапочка» М. Раухвергера, «Левша» Ан. Александрова, «Максимка» Б. Терентьева и другие спектакли.

Параллельно с репертуаром формировалась и труппа – в основном, из выпускников музыкального института им. Гнесиных, ГИТИСа и других музыкально-театральных вузов.

Балетный коллектив как самостоятельный творческий организм сформировался позднее, но несколько выпускников Ленинградского и других хореографических училищ уже влились в коллектив и своим искусством расцвечивали и обогащали оперные спектакли.

Уже в эти годы театр гастролировал не только по стране, но и за рубежом: 1978 г. – Канада, Бельгия; 1979 г. – Австрия, Венгрия; 1981–1982 гг. – Франция, Италия, Япония, Югославия… С каждым годом число гастролей увеличивалось, и с каждой  новой  поездкой, новым спектаклем росла популярность театра.

Но вместе с тем, росли трудности, связанные с отсутствием своего постоянного дома. И в конце концов наступил момент, когда жить в таком режиме стало невозможно… И вот тогда Н.И. Сац положила на стол Министра культуры заявление, в котором уведомляла, что, если не будет найден выход из этой ситуации, она отказывается от руководства созданным ею театром. Ответом явилось решение правительства о строительстве на Юго-Западе Москвы Дворца музыки для детского театра. Его возведение стало поистине всенародной стройкой. Авторами проекта были ведущие архитекторы под руководством А.А. Великанова; бессменным консультантом на протяжении всего проектирования и строительства – Наталия Ильинична Сац. [26]

Фото 4. Наталья Ильинична Сац на фоне нового здания театра [21]

В конце 1979 г. в Международный год ребёнка было завершено строительство и состоялось открытие уникального здания театра, которое и сегодня производит огромное впечатление на всех, кто хоть раз в нём побывал.

 В здании театра всё было призвано вводить ребёнка в мир музыки и дарить ему радость. Даже дверные ручки были выполнены в форме скрипичного ключа. А скульптуры легендарных музыкантов древности – Леля, Орфея, Баяна?… А зал для бесед о музыке, расписанный знаменитыми мастерами палехской живописи?… Висячие мостики, с которых герои сказок приветствуют зрителей… С самых первых минут сама атмосфера театра призвана погружать ребёнка в мир гармонии, настраивать его на восприятие музыкального спектакля. Фасад театра увенчала скульптура Синей птицы, которая стала символом театра.

Первой премьерой на собственной сцене стала «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини в постановке Н.И. Сац. Огромный успех имела эта постановка не только на сцене театра, но и на гастролях в США в 1982 году. Своё здание, своя сцена дали начало полнокровной театральной жизни балетному коллективу, осуществившему постановку балета «Синяя птица» на музыку И. Сац и М. Раухвергера.

В 80-ые годы самыми значительными постановками стали «Джунгли» («Маугли») – опера Ш. Чалаева, постановка В. Рябова, дирижёр В. Яковлев, исполнитель главной партии – заслуженный артист РФ Виталий Ивин, и патриотические оперы А. Флярковского «Отважный трубач» и «Время таять снегам», также постановка В. Рябова, дирижер В. Яковлев. Образ главного героя, вокруг которого развёртывается действие в обеих операх, замечательно создал Валерий Барский, заслуженный артист РФ.

Всё ярче, всё многограннее, всё насыщеннее с каждым годом становится творческая жизнь театра, всё популярнее его спектакли, искусство Первого в мире музыкального театра для юных приобретает поистине всемирную известность. Как вдруг… 1993 год. В августе в самой торжественной обстановке отмечается 90-летие Наталии Ильиничны Сац, создателя и бессменного руководителя Детского музыкального театра. А в декабре  театр осиротел.

После ухода из жизни Н.И. Сац театр возглавил Виктор Петрович Проворов. Главным режиссёром стал заслуженный деятель искусств РФ В.Б. Рябов. Балетный коллектив возглавил народный артист РФ В.П. Кириллов. Как известно, 90-ые и начало 2000-х годов были особенно трудными для всей страны, большие трудности, прежде всего материальные, выпали и на долю театра. Помогли выстоять сплочённость коллектива и его любовь к своему делу.

И в эти годы театр продолжал вести многогранную  эстетическую работу просветительского характера, осуществил постановку многих новых спектаклей как на Большой, так и на Малой сценах. В частности, благодаря спонсорской помощи авиакомпании «Трансаэро» на сцене театра появилась опера Е. Подгайца «Дюймовочка», по итогам 1997 г. признанная лучшим детским спектаклем города Москвы. Этапной также стала постановка другого произведения этого же композитора – рок-классик оперы «Повелитель мух», адресованная наиболее трудной подростковой аудитории. Спектакль был отмечен высокой премией Правительства России, лауреатами стали режиссёр В.Г. Меркулов, дирижёр А.В. Яковлев, артисты К. Ивин и М. Усачев.

Целый ряд спектаклей, созданных в этот период («Снежная королева» А. Флярковского, «Двенадцать месяцев» С. Баневича, «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Незнайка» А. Шелыгина, «Русалочка» Т. Камышевой, «Женитьба» А.Т. Гречанинова, «Волшебник Изумрудного города» И. Якушенко) и сегодня в репертуаре театра. [26]

 

Интерактивные методы работы
с юными зрителями
в Детском Музыкальном Театре имени Н. Сац

Современное театральное искусство не стоит на месте и новые спектакли действительно можно назвать интерактивными – так сильно происходящее на сцене трогает зрителей, действуя тонко и используя хитрую театральную машинерию. Режиссёр Детского музыкального театра Г.Г. Исаакян говорит о том, что «ранее была целая система эстетического воспитания детей, направленная на то, что дети должны регулярно посещать театр, а сегодня всё выглядит иначе. Самое главное, что и дети сильно изменились, их рядовыми спектаклями не удивишь. Поэтому современный детский театр должен стать предельно интерактивным, всё время взаимодействовать с публикой, давать возможность открывать им что-то новое. Вопрос в том, в чем мы должны соревноваться – в технологиях, в безумных трюках и спецэффектах или всё-таки территория театра – это другое – это Человек.» [17]

В новом спектакле Детского Музыкального театра «Любовь к трём апельсинам» герой, заколдованный ведьмой, в прямом смысле идёт по потолку – эффект настолько яркий, что оторваться, действительно, невозможно. Этот акробатический трюк, взятый из цирка, сопровождаемый напряжённой музыкой, «пробирает» зрителей, даже сидящих на дальних рядах.

Фото 5. Сцена из спектакля Детского Музыкального театра
«Любовь к трём апельсинам». Главный герой, заколдованный ведьмой, шагая по потолку – уходит из «счастливой» жизни

Такого же эффекта удалось достичь режиссёру оперы «Кошкин дом» – несмотря на то, что спектакль позиционируется как ориентированный на самых маленьких зрителей (от трёх лет, продолжительностью всего 35 минут), все присутствующие на нём неотрывно следят за происходящим и сопереживают героям.

Используя колоритную музыку и смешные яркие детали в костюмах, декорациях и поведении героев, театральные мастера добиваются того, что происходящее на сцене трогает зрителей.

Фото 6. Зрители всех возрастов очень внимательно следят за действием спектакля «Кошкин дом»

И, тем не менее, необходим поиск новых форм и способов воздействия на эмоциональный настрой зрителей,  активизацию восприятия как самого спектакля, так и всей театральной атмосферы.

Автором были выявлены следующие направления работы:

–  создание интересных программок к спектаклю;
–  проведение мастер-классов и занятий с детьми в антракте по теме спектакля;
–  превращение территории театра в интерактивную площадку;
–  использование дополнительных средств для создания ощущения чуда в детском театре.

Остановимся на подробном анализе каждого вида перечисленной деятельности, позволяющей создать доброжелательную атмосферу в театре, настроить детей на позитивное восприятие спектакля и сделать поход в театр «полифоническим» праздником.

Создание интересных программок к спектаклю. Программки могут включать в себя либретто с рисованными картинками для самых маленьких или фотографиями спектакля для зрителей постарше. Также можно издавать книжки-раскладушки, книжки-панорамки, раскраски по мотивам спектакля и т.д.

Автором данной работы была придумана, нарисована и свёрстана программка с либретто к спектаклю «Кошкин-дом» в виде книжки-малышки (в сентябре 2011 года напечатана в типографии тиражом 10 тысяч экземпляров). Такую программку интересно разглядывать в антракте вместе с родителями, она помогает помнить о спектакле многие годы. С её помощью будет проще пересказать спектакль тому, кто на нём не был.

 

Рис. 2. Иллюстрированное либретто к спектаклю «Кошкин дом»

  

 

Автором дипломной работы была также создана раскраска по спектаклю «Кошкин-дом» (самиздат). Над раскраской можно поработать в антракте или дома, можно повесить на стену или подарить на память любимой бабушке.

Рис. 3. Раскраска по мотивам спектакля «Кошкин дом»

Мастер-классы для юных зрителей: «летучки» в антракте. Следующее направление, которое может быть использовано при работе с посетителями в театре – это проведение мастер-классов и занятий с детьми в антракте по теме спектакля.

Для улучшения восприятия предстоящего спектакля, понимания его сюжета и лучшего запоминания событий необходимо использовать разные виды деятельности.  Это может быть обучение сценическому движению на примере героев спектакля.

Так, в антракте балета «Синяя птица» был проведён мастер-класс, на котором дети могли освоить движения главных героев сказки – Кота, Пса, Хлеба, Воды, Огня, Феи Света. Проводил мастер-класс артист театра, помогали ему учащиеся театральной студии при театре.

Фото 7. Мастер-класс по сценическому движению героев сказки «Синяя птица» в антракте балета. В ярких костюмах учащиеся театральной студии

В театре проводятся музыкальные занятия с использованием различных  инструментов, создающих шумовой оркестр. В антракте в специальной комнате детям предлагается попробовать себя в качестве музыкантов-исполнителей – им раздаются разные шумовые инструменты (треугольник, маракас, трещотка, колотушка, погремушка и т.д.) и под аккомпанемент рояля дети исполняют знакомые детские мелодии.

Дни открытых дверей. Совершенно незабываемы и дни открытых дверей в театре, когда из «закулисья» выходят бутафоры, гримёры, костюмеры и музыканты. Они рассказывают о своей необыкновенной работе и дают возможность детям прочувствовать на себе механизмы театрального волшебства.

С большим восторгом дети примеряют на себя головные уборы известных им героев спектаклей, и это позволяет им глубже понять атмосферу театра, представить себя в какой-то роли, и, конечно же, лучше запомнить детали.

С помощью гримёров дети также с радостью преображаются, могут даже войти в роль и прожить ощущения их героя.

Фото 8. День открытых дверей в театре – дети знакомятся с работой гримёров
и костюмеров. На голове у мальчика – шапка Страшилы
из спектакля
«Волшебник Изумрудного Города»

 

Фото 9. Бутафорский кувшин – неожиданно лёгкий! Подержав кувшин, становится понятно, что актёрам во время спектакля необходимо помнить о том, что
настоящий
металлический кувшин весил бы значительно больше,
и обращаться с ним надо соответствующим образом

С большим удовольствием во время антракта дети заглядывают в оркестровую яму, наблюдают за тем, как музыканты готовятся к спектаклю и настраивают инструменты. Школьники с удовольствием узнают знакомые им инструменты, беседуют о закономерностях расположения групп инструментов в оркестровой яме. Эта возможность позволяет им ближе прикоснуться к театральному волшебству, понять, из чего складывается впечатление о спектакле.

Фото 10. Возможность заглянуть в оркестровую яму в антракте
позволяет прикоснуться к театральному искусству ещё ближе

 

Совершенно иное впечатление производит на детей музыкант, оказавшийся рядом – в день открытых дверей можно увидеть, как «появляется» музыка. Действительно, «на глазах у изумлённой публики», музыкант подносит ко рту флейту и начинает звучать мелодия. Пережив такое яркое ощущение, дети гораздо лучше смогут понять, что происходит во время спектакля в оркестровой яме. Музыка станет им ближе. И они наверняка захотят услышать её ещё раз, пережить это чувство заново.

Фото 11. День открытых дверей в театре – дети знакомятся с работой музыкантов

 Создание интерактивных площадок. Удачной находкой создателей театра стали красочные столики в фойе, на которых разложены материалы для рисования. Зрители могут запечатлеть по свежим впечатлениям то, что они увидели на сцене, и забрать домой свой рисунок. Дома его можно будет завершить, дополнить деталями. Передача и сохранение эмоций от посещения театра в этом случае будет гораздо эффективней, чем если взяться за это дело дома, после ужина и сна – ведь в этом случае останется только общее впечатление, которое сложно оформить в художественную работу.

Фото 12. Раздвижные столики в фойе театра с материалами
и инструментами для рисования

Эти столики можно дополнительно использовать для проведения коротких мастер-классов в антракте спектаклей – здесь можно организовать изготовление фигурок героев спектакля, открыток, простых сувениров.

Например, вместе с родителями ребёнок может обвести по шаблону и вырезать фигурку Дюймовочки или Чиполлино. Потом наклеить её на сложенную вдвое плотную бумагу и подписать – получится чудесный сувенир на память о спектакле.

Кроме перечисленных приёмов непосредственной работы со зрителями также очень важно превратить сам театр в интерактивную площадку. Фойе театра и прилегающую к нему территорию можно оживить и сделать более привлекательной для зрителей.

Например, традиционные театральные тумбы и стенды с художественно оформленными афишами не только сделают фойе более ярким, но и расскажут посетителям о спектаклях театра. Людям, как правило, приятно находить то, что им знакомо, перечислять, на каких спектаклях они уже побывали. Опять же это может помочь оживить в памяти пережитые ощущения.

Интересно оформленные фотографии спектаклей, артистов и зрителей безусловно привлекут к себе внимание. Это довольно традиционный ход, использующийся многими и давно, поэтому важно регулярно обновлять экспозицию, чтобы она не выглядела забытой здесь с прошлого ремонта.

Конечно же, экспозицию можно оформить в стиле «ретро», чтобы показать длительность истории театра. Но существуют и другие стили, более понятные детям. Это могут быть сказочные замки с выглядывающими из резных окошек актёрами, или стилизованные многослойные кулисы с декорациями спектаклей и фотографиями актёров, игравших в них.

Здесь же можно поставить фон для желающих сфотографироваться – сказочный лес, царский дворец или Солнечный город. Получится нечто, похожее на декорации, что даст возможность приобщиться к театральному искусству. Люди с удовольствием фотографируются в рамках с прорезями для лица – фотографии артистов, напечатанные в натуральную величину непременно будут пользоваться популярностью.

Очень интересным экспонатом в фойе театра могут стать реальные макеты декораций, созданные художниками при подготовке спектакля. Рядом можно поместить фотографию сцены из этого спектакля, чтобы была возможность сравнить макет с его реализацией – хороший способ прикоснуться к жизни театра.

В последнее время в фойе и кассах театра часто стали использоваться телеэкраны, показывающие фрагменты спектаклей, – безусловно, это здорово отражает жизнь театра и привлекает внимание публики. При создании роликов для трансляции важно делать их яркими и не затянутыми – пусть они не будут очень информативными, но передадут атмосферу спектакля.

Кроме того, именно в нашем театре хорошо зарекомендовали себя декоративные клетки с птицами, аквариумы и зимние сады. Природа, за которой есть возможность наблюдать и удивляться, сама по себе способна вызвать ощущение чуда.

Птица изображена на эмблеме театра. Из интервью для журнала Афиша Роксаны Николаевны Сац: «Самое главное в здании – идея. Идея того, что сам театр с самого начала всеми средствами – изобразительными, художественными – увлекал ребёнка в мир музыки, волшебства театра, чтобы отовсюду была приветливость, чтобы не было оттенка нравоучения или педагогического ханжества, а было все связано с радостным взаимодействием. Сам интерьер – чтобы глаза разбегались, было интересно и ненавязчиво, влекло к красоте. Вольер с птицами – это тоже идея Наталии Сац. Она считала, что птица – это первая певица

Возле клетки с птицами развешены фотографии разнообразных живых птиц синего цвета – их интересно разглядывать и удивляться их яркой необыкновенной раскраске. Также здесь можно было бы повесить фотографии актёров, играющих птиц в театре. И изображения мифических птиц – ведь этот музыкально-романтический образ может вызвать поток творческих мыслей, идей, фантазий. Здесь же можно было бы проводить викторины со зрителями о спектаклях, в которых присутствуют птицы. Или мастер-классы по изготовлению фигурок птичек.

Фото 13. Клетка с птицами в ротонде
неизменно привлекает к себе внимание зрителей в антактах

Настоящим произведением искусства стала Палехская комната. Уникальной её делает то, что знакомые нам Палехские миниатюры здесь выполнены в монументальном размере. Яркие и красочные изображения со множеством деталей настраивают на восприятие сказок. Именно в этой комнате проводятся замечательные мастер-классы и экскурсии.

 

Фото 14. Комната с сюжетами сказок, изображёнными в стиле Палех. На рояле может играть любой из посетителей театра

 

Чудесная находка создателей театра – мостки над фойе, на которых артисты встречают зрителей. Они здороваются с каждым, что создаёт добрую атмосферу при входе в театр. Дети с радостью машут рукой, здороваются в ответ. Они сразу же чувствуют, что попали в светлое и доброжелательное место. Для многих зрителей эти мостки, как и клетки с птицами, стали «визитной карточкой» Детского Музыкального театра.

Фото 15. Мостки, на которых артисты встречают зрителей при входе в театр и всё фойе способствует формированию радостного настроения

 

Детям интересно забираться в сказочные постройки, «знакомиться» со скульптурами – подобные предметы прекрасно дополняют интерьер и прилегающую к театру территорию.

 Фото 16. Дети на балконе в фойе театра

 

Например, скульптура Медвежонка с ящиком «для писем», установленная в фойе театра, неизменно привлекает к себе внимание посетителей. О любви детей к этому зверьку свидетельствуют блестящие потёртости на всех выступающих частях и в следах рядом с ним. Вероятно, во всех детских театрах так же хорошо прижились бы скульптуры героев известных сказок.

Фото 17. Скульптура в фойе театра с ящиком «для писем» с возможностью примерить свою ногу и пальцы в след и «познакомиться» с медведем поближе

 

Фото 18. Скульптуры возле театра, на которых можно полазить.
Скульптуры героев спектаклей повышают интерес и улучшают настроение детей перед походом в театр или после посещения мероприятия

Фото 19. Памятник основателю театра Наталье Ильиничне Сац возле здания театра

Фото 20. Оживлённая игра в мягкие кубики после спектакля для самых маленьких

Мягкие большие кубики первоначально были призваны отгораживать то пространство, где сидят зрители при просмотре спектакля в фойе. Но они очень полюбились маленькими посетителями театра. Можно изготовить разные кубики, на сторонах которых будут фрагменты сказочного леса, Изумрудного Города, декораций спектакля «Синяя птица» – так, чтобы при совмещении нужных сторон разных кубиков образовывалась настоящая декорация спектакля. Простор для творчества очень важен детям, и чем больше доступно таких мест, где можно пофантазировать или получить неожиданный результат, тем богаче станет их внутренний мир.

Дополнительные средства создания праздничного настроения юных зрителей. Возникновению «ощущения чуда» в театре также способствуют многие детали – при умелом и вдумчивом проектировании получается так, что весь театр «работает» для создания сказки и радости. Это и фрагменты зеркал, наклеенные на неровную поверхность, привлекающие внимание при движении вдоль них. И зонтики, и сказочные фигурки, вставленные в бокал коктейля в буфете, оформленном в радостной цветовой гамме.

Отдельно стоит отметить киоски с сувенирами. Сейчас в театре организована продажа атрибутов для показов фокусов. Причём продавцы одеты в костюмы фокусников, сами показывают настоящие чудеса с неутомимым артистизмом чем неизменно увлекают зрителей. Один из фокусников установил даже игрушечную гоночную трассу для автомобилей на дистанционном управлении и не просто продаёт атрибуты для показывания фокусов, а предлагает поучаствовать в настоящем соревновании, предварительно выбрав приз, за который вы хотите сразиться. 

Конечно же, уходя из такого интересного, доброжелательного, яркого места, очень хочется взять с собой его «кусочек» – что-то, то напоминало бы о его волшебстве. Поэтому автор настоятельно рекомендует продавать в фойе сувениры, которые будут связываться в памяти с только что просмотренным спектаклем – открытки с запоминающимися фрагментами сказок, игрушки и куклы в виде героев поставленных в театре произведений, музыкальные записи оркестра. Также можно предложить зрителям инсценировать понравившуюся сказку дома, для этого в киоске пригодятся элементы костюмов и сценарии для домашних постановок.

Основатель театра Наталья Ильинична Сац всегда стремилась к тому, чтобы дети ходили туда, где можно прикоснуться к настоящему искусству. Она искала и находила способы сделать так, чтобы детям было интересно в её театре. Она сама с огромным удовольствием и вниманием разговаривала с ними об искусстве, причём так, что дети понимали её и любили эти разговоры.  Возле театра стоит памятник, посвящённый ей – женщина с раскрытыми руками и двумя детьми возле неё, одетыми в костюмы Красной Шапочки и Волка. И ровно как она мечтала, вокруг часто вьются дети. Дети, изображённые на памятнике, смогли «смешаться» с живыми детьми, женщина оказалась окружённой весёлыми играющими ребятишками – невольная благодарность Наталье Ильиничне за создание такого замечательного места.

Через несколько лет театр будет отмечать свой пятидесятилетний юбилей – на его спектаклях растёт уже третье поколение зрителей. Многие люди считают его неотъемлемой частью своего детства и жизни своих детей. И само здание театра с птицей на крыше стало любимым для тех, кто любит искусство и приходит сюда послушать красивую музыку, восхититься игрой актёров и прикоснуться к чуду.

Таким образом, способов воздействия на эмоциональный настрой зрителей, активизацию восприятия как самого спектакля, так и всей театральной атмосферы, существует множество. Многие из них с успехом используются в театре, некоторые ещё нет. В настоящее время театр обновляется накануне юбилея, в нём проходит постепенная реконструкция зрительных залов, фойе, помещений для репетиций и всех театральных цехов. Также обновляется и репертуар – появляются современные постановки, отвечающие духу времени. И, конечно же, работа со зрителями тоже  выходит на уровень XXI века, вовлекая публику в театральное действие и завораживая сказкой и праздником.

 

Заключение

Развитие театрального искусства в последнее время вступило в новую стадию, в которой зрителю уделяется особое внимание. Отчасти это обусловлено конкуренцией и капитализацией общества, но главное – условия жизни диктуют необходимость поиска новых форм и методов пробуждения интереса к ней. Интерактивность как новая и глубокая потребность присутствует и развивается во всех сферах жизни, поэтому она не могла обойти и театр. Небольшим авторским театрам гораздо проще подстроиться под новый спрос на представления с вовлечением зрителей. Поэтому появилось целое направление интерактивных театров, в которых для нескольких десятков зрителей устраиваются индивидуальные спектакли.

Безусловно, этот опыт, слегка трансформированный, может быть использован и для больших академических театров. Здесь от всех творческих цехов и подразделений требуется пересмотр традиционных методов, когда зрителю уделялось лишь место на кресле в зале. Эту работу начала более пятидесяти лет назад основатель Детского Музыкального Театра Наталья Ильинична Сац (первые спектакли театра вышли в 1965 году). А при проектировке здания театра в конце семидесятых годов она уже чётко представляла себе важную роль не только специальных постановок для детей, но и интерьера, дополнительных занятий в антракте, выставок и многих других способов вовлечения детей в сказку.

Придя работать в театр, автором были изучены существующие способы создания «ощущения чуда», так хорошо прочувствованные в детстве на спектаклях. Используя современный опыт создания интерактивной среды для детей школьного возраста, мною были предложены и реализованы некоторые приёмы, позволяющие повысить интерес детей к театру. В основе таких приёмов лежит вовлечение зрителей в процесс познания искусства через использование разных органов чувств и различных видов деятельности.

Повышению уровня заинтересованности способствует совмещение друг с другом различных видов искусства (музей, балет, опера, драматический театр, литературные мероприятия, концерты классической музыки). В каждом театре можно сделать интерактивный музей, рассказывающий об истории театра, его постановках, костюмах, декорациях, литературных произведениях, знаменитых актёрах, режиссёрах, музыкантах и др. Очень важно использовать  опыт, полученный при разработке интерактивных экспозициях и других форм работы в музеях и других учреждениях культуры. На основе подобного совмещения возможно создание новых неожиданных форм работы со зрителями.

В заключении можно сказать что, совершенно неизвестно, куда дальше пойдёт процесс трансформации искусства, но то, что уже сейчас открываются новые и очень интересные пути развития – бесспорно.

Библиография

 

  1. Букатов В.М. Драмогерменевтика: основные положения // Магистр.– 1994.– №3.– С.2-10.
  2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие. – ­ Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 2003.
  3. Викторов В. И. Наталия Сац и детский музыкальный театр – М.: Композитор, 1993.
  4. Геронимус Ю. В. Игра, модель, экономика. – М.: Знание, 1989.
  5. Ибука М. После трёх уже поздно. Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011.
  6. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998.
  7. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в интерактивные методы обучения. М.: Просвещение, 2009.
  8. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. – СПб.: ВИТУ, 1998.
  9. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. Пер. с англ. – Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999.
  10. Макаренко А. С. О моём опыте / Сочинения.: В 7-ми т. М.: 1958. Т.5.
  11. Сац Н. И. Новеллы моей жизни. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001.
  12. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. –М., 2003.
  13. Ушинский К.Д. Психологические и логические основы обучения. / Избранные педагогические сочинения.: В 2-х т. [т.2]. – М.,1954.
  14. Шпотова Т.В. Игровая экология. – Часть 1. Программа для работы с детьми младшего школьного возраста (с методическими рекомендациями и приложением). – Обнинск, ЦЭО, 2003.
  15. Шпотова Т.В. Гармония природы. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001.
  16. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.
  17. Исаакян Г.Г. Детский театр должен стать интерактивным. – Театрал. – 2011.– №7.
  18. Эведон Э.М. Игра, игры и технический прогресс. – Импакт.– 1984. – №2.

Электронные ресурсы:

  1. Активное обучение [Электронный ресурс] // Википедия – свободная энциклопедия: [сайт]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/активное_обучение (дата обращения 12.06.2012)
  2. Детский интерактивный театр «Фантазёры» [Электронный ресурс] // Театр «Фантазёры»: [сайт]. URL: http://diteatr.ru/ (дата обращения 20.05.2012)
  3. Детский музыкальный театр имени Н. Сац [Электронный ресурс] // сайт любящих родителей: [сайт]. URL:  http://dedmoroz.ru/billboard/66577_250114/ (дата обращения 12.06.2012)
  4.  Инновации в бизнес-образовании [Электронный ресурс] // Портал «Человеческие Ресурсы»: [сайт]. URL: http://www.rhr.ru/index/ rule/edu/bschool/14273,0.html?prn=1/ (дата обращения 12.06.2012)
  5.  Интерактивные подходы [Электронный ресурс] // Википедия – свободная энциклопедия: [сайт]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ интерактивные подходы (дата обращения 12.06.2012)
  6. Музей-театр «Сказкин дом» [Электронный ресурс] // Сказкин дом: [сайт]. URL:  http://www.skazkindom.ru/ (дата обращения 20.05.2012)
  7. Накинуть Cеть на зрителя [Электронный ресурс] // Театрал: [сайт]. URL:  http://www.teatral-online.ru/news/5838/ (дата обращения 13.06.2012)
  8. Наталия Сац [Электронный ресурс] // Московский Государственный Академический Детский Музыкальный театр имени Н. Сац: [сайт]. URL: teatr-sats.ru http://teatr-sats.ru/o-teatre/nataliya-sac (дата обращения 10.03.2012)
  9. Наталия Ильинична Сац (биография) [Электронный ресурс] // Знаменитости – фотографии, интервью, истории: [сайт]. [1998 – 2012] URL: http://www.peoples.ru/art/music/producer/sats/ (дата обращения 14.04.2012)
  10. О фестивале Бутон [Электронный ресурс] // Первый Московский фестиваль Удивительных театров Бутон: [сайт]. URL: http://butonfestival.ru/o_festivale/ (дата обращения 20.05.2012)
  11. Советская архитектура Объекты досуга и отдыха эпохи застоя. Часть 1. [Электронный ресурс] // Афиша – Все развлечения Москвы: [сайт]. [1999–2012] URL: http://www.afisha.ru/article/era-of-stagnation-1/page2/ (дата обращения 20.01.2012)
  12. Театр Вкуса [Электронный ресурс] // Театр Вкуса: [сайт]. [2008 – 2011] URL: http://www.teatrvkusa.ru/ (дата обращения 20.05.2012)
  13. Театр «Душегреи» [Электронный ресурс] // Фольклорный кукольный театр «Душегреи»: [сайт]. URL:   http://www.dushegrei.ru (дата обращения 20.05.2012)
  14. Форум «Классика» [Электронный ресурс] // Детский театр: профессиональный и… или…? [сайт]. URL: http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-31317.html (дата обращения 20.05.2012)
  15. Фрагменты из дипломной работы по педагогике выпускника географического факультета МГУ Арчагова А.О. [Электронный ресурс] // Открытый урок [сайт]. URL: http://www.openlesson.ru/?p=9374 (дата обращения 04.06.2012)

 

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА» Сам себе РЕЖИССЁРДОП.образование (кружковая работа)yчительская ПОДСОБКА Сам себе РЕЖИССЁРЭКСКУРСИИ и ПОХОДЫ

хххххххххххххххххххххххххххххххххх

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, а что же интересного получается у вас самих? (Или о том, что у вас ну никак не получается!..) Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

1 comment to Интерактивность в ТЕАТРЕ для детей

  • Галина

    Спасибо!!! Самый лучший театр в мире! И знаете, что раньше в этом театре контролеры на входе встречали зрителей со словами: «Ах, здравствуйте! Наконец-то! Что ж вы так долго не приходили-то?! А мы-то вас ждём-ждём!» И сразу сердце у взрослого трепетало… А про ребенка-то что говорить!..
    Живя в Салавате, ужасно люблю именно этот московский театр. Когда мы бывали в Москве, то и дело старались заглядывать туда, не упуская любого удобного случая.
    Но дети выросли… Хотя и теперь иногда думаю, а не сходить ли одной?..
    А тут Ваша статья! У меня в Салавате дома хранятся письма-благодарности за заочные викторины, которые устраивал методический отдел театра для маленьких зрителей. И бесплатные билеты-приглашения на спектакли, полученные в качестве призов…
    А в театре где-то остались наши рисунки, нарисованные в антракте по воспоминаниям только что увиденного…
    А в палехской музыкальной шкатулке мы в четыре руки играли только что услышанные песни. Собирались зрители, и получался концерт…
    Добром повеяло от Вашего поста, спасибо за новости про детский музыкальный театр, привет ему!

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика