меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Отрицание ВЫСКАЗЫВАНИЙ (6кл)

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки  
Сам себе РЕЖИССЁРМАТЕМАТИКА

   

Поиски ОТРИЦАНИЙ за школьным углом

Урок математики в 6 классе по теме: «Отрицание общих высказываний и высказываний о существовании» с социо/игровыми технологиями

Урок провела: учитель математики
МОУ «Гимназия № 2» города Салават
РОМАДИНА Елена Михайловна

Задание(2) для педагогов экспериментальной площадки: «Экскурсия за угол» (сентябрь)


рисунок И.Билибина

Получили задание от Вячеслава Михайловича провести урок на улице, так называемую «Экскурсию за углом». Выкроили солнечный день среди дождливой осенней недели. Переоделись, переобулись, захватили две скамейки из школьной рекреации и договорились встретиться на школьной спортивной площадке.

Несмотря на то, что я просила ребят взять с собой только простые карандаши, «непослушные» прихватили пеналы. На улицу выбежали гурьбой.

К моему приходу на площадку детвора висела на турниках.

Вот что у нас получилось.

 Организационный момент

Так как выход из здания школы был неорганизованным, то надо было убедиться, что весь класс на месте и по дороге никого не потеряли.  Поэтому 1 – е задание:

Построиться как на уроке физической культуры
и рассчитаться по порядку номеров.

Выполнение оказалось очень весёлым. При первой попытке произошёл сбой: шестиклассники начали расчёт как на физкультуре на «первый–второй».

Даю отмашку: «Отставить!». Повторяю задание. Вторая попытка – опять сбой. Но уже расчёт стали вести на «первый–третий».

Опять отмашка. Дружный хохот.

И повтор задания – нахмурили брови, сосредоточились. Дубль три и … — расчёт на «первый–четвёртый».

Только с четвёртой (!) попытки произвели расчёт. Выяснилось, что все на месте.

Устный счёт и проверка домашнего задания

2 – е задание:

Встать по алфавиту названий улиц,
на которых вы живёте.

Выполнение задания проверяли все вместе. Вместе – веселее.

Результат не заставил себя ждать – перечень улиц начался с буквы «к» (в нашем городе есть бульвар Космонавтов, некоторые ученики сориентировались на букву «б», а не на «к»). Тут же нашлись те, кто – «я же тебе говорил, а ты не послушал». Они же и объяснили, что «бульвар» в почтовых адресах равнозначно слову «улица». И в само название «не входит».

Исправляем. Считанные секунды и задание выполнено – не придерёшься.

 3 – е задание:

Рассчитаться на первый-четвёртый.


Потом ученики узнали, что все первые номера будут в одной команде, все вторые войдут во вторую команду и т.д. И вот шестиклассники разбились на четыре команды.

Команды поставили скамейки на одну линию. Отошли от них ровно на 10 шагов. И там построились в колонны друг за другом – приготовились к эстафете.

На скамейках напротив каждой команды я положила по листочку с примерами. Подбор примеров из домашней работы к уроку.

 1,2 + 0,3 =  2,6 + 4 =  0,9 + 0,6 =  3,2 + 0,08 =
 5,4 – 4 =      2 – 0,07 =      8,3 – 0,5 =      20,4 – 1,02 =
 0,9 3 =      100 0,6 =      0,1 0,87 =      5,4 0,2 =
 4,8 : 8 =      7,2 : 0,01 =       6,3 : 0,9 =      0,24 : 0,8 =
 0,4 + 3 =      0,25 + 0,5 =      3,28 + 1,3 =      0,8 0,04 =
 0,6 – 0,01 =      3,6 : 9 =      17,2 10 =      5 : 1000 =

 

4 – е задание:

Эстафета. Все приготовили простые карандаши. По очереди нужно было по одному подбежать к листочку, решить пример устно, записать ответ, рядом написать своё имя.

Вернуться к своей колонне и передать эстафету, коснувшись карандашом плеча следующего участника.

Во время выполнения этого задания раззадорился осенний ветер. Он тоже включился в наш урок, начав сдувать листочки со скамеек.

Вот тут-то те, кто ослушались, смогли  выручить свои команды – прижали листочки пеналами.

Одна из команд нашла другой способ – передавала эстафету, придерживая листочек. То есть к скамейке подбегал следующий участник,  который прижимал листочек, а предыдущий касался его плеча карандашом и после этого  убегал.

А была команда, участники которой сначала гонялись по площадке за листочком, а уж потом решали примеры.

(На перемене следующего дня все эти листочки с примерами и ответами перед уроком математики были вывешены на доске. И ребята проверяли друг друга, исправляли ошибки.)

Изучение новой темы

5 – е задание:

Объединиться по тройкам так, чтобы у детей в именах
хотя бы
одна буква была одинаковой.

Когда тройки организовались, хлопками подзываю посыльных. Они забирают у меня из рук чистые листы бумаги
и получают 6–е задание:

Придумать название своей тройке
на их общую букву.

Вот такие названия были (материал из двух классов):

Абрикосы
Апельсинки
Алый арбузный ананас
Арестрокаты (наверное, имели в виду Аристократы)
Мегамозги
Ультрафиолет
Ибрагимовичи
Нейтроники

На этом этапе у нас произошли неожиданные потери: трёх молодцов «сманил» турник. Они и объединяться в тройку упорно не хотели, и к другим проситься четвёртыми  в тройки не стали. Висели на перекладинах и наблюдали за нами сверху.

Еле-еле сдерживалась, чтоб не вмешаться…

Понаблюдав за нами «висуны» всё-таки организовали свою тройку. И даже о названии смогли договориться: «Порхающие бабушки – III: возвращение легенды». И включились в урок.

7 – е задание (через посыльных):

Путешествуя по площадке, о том что увядят составить
одно общее высказывание
и одно высказывание о существовании

По мере того, как ребята ко мне подходили и сообщали о своей готовности, они объединялись в шестёрки
и получали 8 – е задание:

Из придуманных высказываний
выбрать пару наиболее удачных
(по договорённости),
но так, чтобы одно было высказывание о существовании,
а другое общее.

Понаблюдав за нами «висуны» всё-таки организовали свою тройку. И даже о названии смогли договориться:  «Порхающие бабушки – III: возвращение легенды». И включились в урок.

Я была рада своей сдержанности.

Вокруг меня образовались 4 шестёрки, которые получили
9 – е задание (Перестрелка):

По часовой стрелке одна шестёрка «прокрикивает» своё высказывание,
а в ответ получает отрицание, при этом всем нужно слушать
 внимательно, чтобы проанализировать
и по окончании «Перестрелки»  сформулировать вывод

 « В ы с к а з ы в а н и я »  

 « О т р и ц а н и я »  

———————— общие ———————

Все турники на площадке голубого цвета. Существует турник на площадке, который не голубого цвета.
Все деревья около площадки – берёзы. Хотя бы одно дерево около площадки – не берёза.
В каждом населённом пункте есть дома. Есть хотя бы один населённый пункт, в котором нет домов.
Все зайцы ушастые. Найдётся заяц, который не ушастый.

—————— о существовании —————

Некоторые муравьи летают. Все муравьи не летают.
Некоторые люди бездельничают. Все люди не бездельничают.
Около площадки растёт хотя бы один куст. Около площадки не найдётся ни одного куста.
Некоторые стекляшки на площадке – зелёные. Все стекляшки на площадке не зелёные.

Круг замкнулся. Выводы-правила кричали ХОРОМ:

– При отрицании общих высказываний получаем высказывание о существовании.
– При отрицании высказываний о существовании получаем высказывание общее.

 Заключительный этап

Поблагодарили друг друга за урок дружными апплодисментами.

Разрумяненные и довольные возвращались в школу.

Вернулись в класс, записали домашнее задание. Прозвенел звонок.

– Всем спасибо, до свидания.       

Уговорили пойти на «уличный» урок математики хотя бы ещё разок.

 

ПЛЮСЫ для хода урока

1. Неожиданность.

Математика – самый серьёзный предмет и вдруг на улице ?!

2. Огромнейшие горящие глаза.

ПЛЮСЫ для изучения темы

1. Привычная работа с учебником (зачитывание готовых высказываний) сильно изменилась. Придумывать свои высказывания ученикам было гораздо интереснее.

2. Проблемы непослушания  на уроке или недопонимания учебного материала решились сами собой.

ПЛЮСЫ для жизни класса

1. Однозначно сплачивает сверстников.

2. Огорчившихся  не было.

3. Ребята, поначалу отказавшиеся участвовать, все-таки включились в работу (хотя и позже, но самостоятельно).

МИНУСЫ для хода урока:

– ученики отвлекали внимание (по ходу урока некоторые даже успели ещё и записаться в спортивную секцию (а может это тоже плюс?..)

МИНУСЫ для изучения темы:

– мало материала успели проработать за один урок.

 Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
Сам себе РЕЖИССЁРМАТЕМАТИКА

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика