Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Воскресная школа: УРОКИ

Узел СВЯЗИ ФОРУМ
Разбор ПОЛЁТОВ Общие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО»

Подскажите, пожалуйста…

 

Письма от Анны, учительницы воскресной школы,
с ответами В.М.Букатова
и его же комментариями (семь параграфов которых маркированы буквами греческого алфавита) 


Учитель Закона Божия и гимназисты
(архивное фото нач. 1900-х годов)

Здравствуйте, уважаемый Вячеслав Михайлович!
Я преподаю в воскресной школе и всегда искала, как бы оживить уроки, что-то придумывала.

Неделю назад открыла для себя Ваш сайт и практически всю неделю ночами его изучала. Во-первых, я поняла свои ошибки, когда пыталась организовать какие-то игровые моменты на уроках. Во-вторых, результатом был проведенный урок в воскресной школе. Все прошло не так гладко как бы хотелось: и во время не уложились; и не поняла я, что дети усвоили из пройденного, так как не успели подытожить; какие-то задания скомкались. Но все дети работали: сначала кое-как (на разминках были возгласы «что это за ерунда»), а к середине урока уже с увлечением и в хорошем темпе. Не было отсутствующих взглядов, которые меня всегда тревожат. А одна мама, которая сидела на уроке сказала: «я в восторге, оторваться не могла».

Для меня Ваш сайт просто клад, огромное Вам спасибо! Ведь если у ребенка нелюбовь к математике или английскому — это конечно плохо, но терпимо. А если из-за корявого, косного преподавания у ребенка будет нелюбовь к Церкви — это совсем другая мера ответственности.

Вячеслав Михайлович, подскажите, пожалуйста, есть ли разработки уроков для воскресной школы? Я не нашла на сайте ничего похожего (или плохо искала?).

PS. Немного дополню. Когда написала, что не нашла ничего похожего, я имела ввиду, что не нашла разработанных уроков для предметов Закон Божий или ОПК. Дело в том, что на этих занятиях мы еще должны научить детей благоговейно относится к тем знаниям (молитвы, отрывки из Евангелия), которые они получают. Поэтому хотелось бы узнать об опыте других учителей.

 

Уважаемая Анна, спасибо за внимание, за послание, за свои «успехи» и упоминание «поражений».
Если вы пришлёте описание своего урока по «Закону Божиему», то он станет первым (и будем надеяться не последним – я уже давно жду весточек).

α [альфа]

Социо/игровая педагогика не только дарит детям «живые уроки», но и вынуждает учителя потихоньку начинать пересмотр своих педагогических взглядов и убеждений, привычек и ожиданий. Без этого – как показывает опыт работы с учителями «экспериментальных площадок» – даже самые искромётные социо/игровые начинания со временем и выдыхаются, и тускнеют, и даже вовсе забываются.

В своей весточке-запросе вы по сути дела на удивление полно перечислили и ПЛЮСЫ социо/игрового стиля работы с детьми, которые и сразу видны новичкам и весьма для них привлекательны, и МИНУСЫ, которые поначалу кажутся частными, мелкими и со временем вполне  разрешимыми, а оказываются принципиальными и глубинно онтологическими, из-за которых учителя «с маленькой буква» быстро ли, медленно ли, но так-таки «отсеиваются», «успокаиваются» и «отпадают».

β [бета]

На мой взгляд, если суть части перечисленных вами минусов в досадной мнимости, то содержанием других минусов чаще всего становятся реальные профессионально-принципиальные заблуждения, недоразумения, комплексы неполноценности и даже самые настоящие страхи, неосознанно  или умышленно возводимые горе-учителями в «непоколебимый принцип».  

Во фразе «Все прошло не так гладко как бы хотелось» легко можно усмотреть пример досадной мнимости. Учитель недоволен, что урок прошёл не «гладко». При этом «отсутствующих взглядов («которые меня всегда тревожат – выделено мною, В.Б.) не было»! И одна из мам сказала, что она от урока «в восторге, оторваться не могла». В данном случае иллюзорность учительского недовольства – налицо.

Хотя следует согласиться, что начинался урок действительно не гладко: «сначала кое-как (на разминках были возгласы «что это за ерунда»), а к середине урока уже с увлечением и в хорошем темпе».  И это нормально!!! Настоящие уроки только такими и бывают…

А вот если б урок шёл ГЛАДКО (в любом смысле! – В.Б.), то скорее всего у детей были бы те самые отсутствующие взгляды, которые обычно так тревожат некоторых учителей. Так может быть давно пора ставить крест на ожидаемой гладкости обучения (во всех прямых и в переносных смыслах)?..

γ [гамма]

Тут мы (во всё той же одной фразе – !) начинаем докапываться и до отблесков разных проблем: глубинных, онтологических, связанных и с профессией, и с индивидуальностью учителя, и с его мировоззренческой философией.

А всё потому, что в одних и тех же фразах нашей речи можно увидеть переплетение не только мнимых минусов с профессионально-принципиальными проблемами, но и кружевную вязь всех их со всевозможными плюсами. Которые в свою очередь могут быть что реальными, что иллюзорными, что мелкими или поверхностными, что крупными или существенными.

Δ [дельта]

По замечательной формулировке выдающегося поэта –  Но пораженья от победы / Ты сам не должен отличать – не дело купаться в разбирательствах. Того и глядишь – либо утопнешь либо свихнёшься от самого настоящего психоаналитического заворота мелочей.

И действительно, стоило задержать своё внимание на ожидаемой гладкости, как  голова  может пойти кругом. Потому как «живые уроки» гладкими НЕ БЫВАЮТ. Потому как укладываться в отведённое время точно по графику можно только, разве что в инкубаторе, где налажена технология штамповки бройлеров-скороспелок.

А что стоит клубок штампов, связанных со столь учителям привычным термином «пройденное». Так и хочется им в след лишний раз прокричать напоминание: не проходите мимо (ведь для детей, раз прошли, то можно забыть)!

Показателем результата современного обучения должна являться не «проверка пройденного», а жгучий интерес учеников к тому, а как же «на самом деле?». То есть их личностная неуспокоенность. Ибо равнодушие и есть самое страшное непонимание.

Другими словами, если после занятия ученики что шелухой от семечек сорят полученными знаниями, направо и налево, без запинки и задоринки – то такое поведение по герменевтике (науке об искусстве понимания, основателем которой был Бл.Августин) есть РАВНОДУШИЕ, являющееся самым настоящим, дремучим и невежественным непониманием. А вот когда ученик настойчиво заявляет, что он НЕ ПОНИМАЕТ, то учитель может гордиться проведённым занятием. Не копаться в том: поражение оно или победа, а гордится, что материал оказался НЕПРОЙДЕННЫМ… (проходили – проходили, но так и не прошли)…

Тогда некоторые профессиональные заморочки – гладкость урока, скомканность отдельных заданий, незамедлительное выявление дефектов усвоения или  отсутствие подведения итогов – теряют свою роль образцовых критериев для развешивания методических ярлыков ХОРОШО-ПЛОХО, УДАЧНО-ПРОВАЛЬНО. Вместо этого они оказываются рядовыми членами деловых дихотомических пар:

«гладко» ИЛИ «по живому»
«обязательность подведения итога» ИЛИ «с увлечением и в хорошем темпе»
«осуществление плана»  ИЛИ  «все дети работали»
«отсутствие скомканности в каждом задании»  ИЛИ «сначала ученики работали кое-как,
а к середине урока уже с увлечением»

ε [эпсилон]

Учителю, ставшему на путь социо/игрового стиля обучения детей, всё время придётся решать дилемму: в угоду детям или в угоду собственным взглядам, привычным клише и штампам. И очень часто ему будет казаться, что «дети» временно могут отступить на задний план, уступая  место тем или иным «благими намерениям». 

Все методические заморочки – от благих намерений. Которые по меткому «крылатому выражению» ведут известно, что совсем не туда, куда хотелось бы.

А вот если ДЕТИ окажутся для учителя основным камертоном при выяснении истинности/верности/ценности методических заморочек, то возникает понимание, какие из традиционных приёмов в современных условиях не работают совсем. И какие из приёмов, выглядящих как новенькие, на самом деле таковыми вовсе не являются (оказываясь жалкой рухлядью)…

ζ [дзета]

Уважаемая Анна, из вашего вопроса я узнаю, что вам «хотелось бы узнать об опыте других учителей» для решения профессиональной проблемы, которую вы формулируете так: «на своих занятиях мы ещё должны научить детей благоговейно относится к тем знаниям (молитвы, отрывки из Евангелия), которые они получают».

Признаюсь, что все предыдущие рассуждения были лишь прелюдией к комментированию именно этой вашей формулировки. Я с неделю откладывал ответ, потом две недели меня не было дома. И вот я за своим рабочим столом, но так и не знаю как же вам лучше ответить и какие слова подобрать, чтобы было понятно…

Должны научить благоговейности – это из разряда профессиональных иллюзий, из тех самых «благих намерений», о которых упоминалось выше.

Дело в том, что не должны! Достаточно будет, что вы к этому материалу относитесь благоговейно сами. И не на словах, а на деле. Этого уже достаточно. Перед глазами учеников будет реальный пример. Им будет с кого брать пример, на кого равняться.

Но то будет всего лишь ученическое подражание (что хоть и не мало, но явно не является пределом мечтаний учителя). А «большее» возникнет у того из учеников, кто изучаемый материал сможет как-то по своему понять, образно освоить, эмоционально обжить, личностно примеряя и на себя, и на окружающие ситуации и свой собственный опыт. 

И умение учителя проводить «живые уроки» (непричёсанные, непоследовательные, неровные и нежданно-негаданные) оказывается благоприятным условием, чтобы у разных учеников (которые живут в своих разных темпо/ритмах) подобное случалось как можно чаще. У кого-то ещё во время урока, а у кого-то попозже: на другой день или вовсе через неделю-другую, или даже месяц, а то и вовсе – год (бывает и такое, что нисколечко не умаляет ценность так-таки случившегося индивидуального ученического прозрения).

В такой ситуации учителю можно лишь, запасшись недюжинным терпением, ждать, надеяться и верить-верить-верить…  

η  [эта]

С пожеланием «живых уроков», ответной живости учеников и неожиданных профессиональных находок, обогащающих и радующих не столько «официальную методику», сколько собственные чувства-сердце-душу
И писем с деловыми рассказами о том, что же получается, а что – всё ещё нет… 

Вячеслав Букатов

 

PS: на сайте есть несколько материалов, связанных с работой экспериментальной площадки «Детский центр развития» при православной общине «Преображение» храма Владимирской иконы Божьей Матери в селе Давыдово (Ярославской обл., Борисоглебского р-она)
Все их легко найти, набрав в окне «поиск по сайту»:
Давыдово

И ещё особо советую обратить внимание на два видеофильма, в которых рассказывается о работе ежегодно организуемом в селе Давыдово летнего семейного лагеря по реабилитации детей-инвалидов

 

Вячеслав Михайлович,
большое спасибо за такой разбор краткого письма. Абсолютно с Вами согласна по поводу неуместности фразы «должны научить», и что научить можно только свои примером. Я неудачно выразила то, за что  опасалась.

Попробую еще раз. На уроке мы должны были разбирать тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы на церковно-славянском языке. Половина группы в прошлом году ходили на занятия и могут читать и понимать тексты. Другие дети только в этом году пришли и даже названия букв не знают.

Это проблема воскресных школ — одни дети знают почти все, другие ничего, и все они в одной группе.  Поэтому обживание текста (найти сколько букв аз, сколько буки, угадать сложное слово по количеству букв) просто спасение в такой ситуации.

Но я боялась, что сама не смогу нащупать грань — приемы игровые, а разбираем молитву. Ведь надо добежать до доски, написать, вернуться обратно, уложиться во время, — не забыть бы, чем занимаемся!..

Пошла с этим вопросом к настоятелю, все рассказала. Он ответил: ну и хорошо, мы в семинарии так же делали. Вряд ли они бегали :), видимо батюшка имел в виду, что они сначала разбирали отдельные слова или выражения, а потом уже целиком весь текст и его смысл.

Мы уже на трех занятиях провели подобную работу с текстом. И я не нарадуюсь на детей. Они чувствуют, что это серьезно, даже, когда просто бегут записывать количество букв.

Последнее же задание при такой работе с текстом — группе хором прочитать молитву (те, кто ходил в прошлом году, быстренько учат новеньких, как читаются слова). И здесь уже все дети встают перед иконой и читают, явно понимая смысл молитвы.

 

Уважаемая Анна,  спасибо и за согласие с высказанными мною в первом ответе комментариями и за вторую попытку сформулировать проблему «ещё раз» в своём следующем послании. Особенность которого – на мой взгляд – в том, что вы столь доходчиво и убедительно излагаете свою проблему, что в результате её решение оказывается вами же вполне и детально и доходчиво прописанным. 

Если вначале послания речь о том, что «но я боялась <…> — не забыть бы, чем занимаемся!», то потом оказывается, что уже на трёх занятиях  дети «чувствуют, что это серьезно, даже, когда бегут записывать количество букв». Вывод: при использовании подобных приёмов «я не нарадуюсь на детей».

Мне остаётся только добавить к вашему описанию-решению проблемы два коротеньких комментария – социо/игровое (I) и психолого-педагогическое (II).

I. Напоминаю, что специально для учителей, работающих в социо/игровой стилистике, мною опытным путём были «нащупаны» и «отшлифованы» ТРИ социо/игровых постулата педагогического мастерства. И если помнить о их существовании, то становится ясно, что большинство ваших страхов связано с третьим постулатом, который звучит как: не бояться быть идиотом.

Дело в том, что подобного рода опасения весьма часто приводят педагогов к досадной перестраховке, весьма существенно мешающей развитию профессионально-педагогической инициативы и обедняющей повседневную образовательную деятельность учителя.

2. Известно, что чем младше ребёнок, тем более выраженными должны быть все проявления его собственного старания, усердия, прилежности (можно вспомнить о высунутом языке и синяках на подушечках пальцев, от зажима ручки, при обучении письму). А благоговению характерны какие-то противоположные проявления. Оно скорее связано, например, с отсутствием суеты или с некой плавной заторможенностью.

И эти своеобразные характеристики появляются в поведении детей, но появляются, во-первых, как результат предшествующего процесса восприятия-понимания. А во-вторых, весьма непродолжительны, что объясняется возрастным дефицитом внимательности, природным механизмом, чутко и исправно охраняющим психику ребёнка от перегрузок, которые взрослые по своему недомыслию так любят устраивать детям.

Теперь конспективно о социо/игровых приёмах, которые вы столь удачно используете. На всякий случай, напомню вам вот о каком предостережении: игра быстро исчезает из обучения, если взрослый начинает увлекаться (или руководствоваться) какой-то своей корысью: то дидактической, то дисциплинарной, то какой-то иной.

При работе с детьми над «техникой чтения» перспективным приёмом является чтение одного и того же текста «на басах» (как великан или – при хоровом чтении – как компания великанов) и «на низах» (как карлик или – при хоровом чтении – как компания карликов) [подобные игровые упражнения расширяют диапазон выразительных средств детского чтения и актуализируют их субъектность, то есть открытие ими собственной позиции – В.Б.]

Для заострения фонетического слуха полезна «Звуковая цепочка»: дети устраивают групповое чтение, в котором каждый поизносит по одному слову, но так что бы звучание получалось непрерывным (как будто говорит только один человек). Подобное задание способствует и тренировке «чувства локтя» для товарищеской взаимоподдержке.  

 

И в заключение сообщу, что, порывшись в своих архивах, я откопал интервью, взятое у отца Дмитрия в 2002 году. Тот его рассказ мне показалось уместным расширить фрагментами из других материалов и видеозаписью выступления, найденными в Интернете. Получился «пакет материалов» под общим названием «Деловая педагогика отца Димитрия».
Я думаю, что эти материалы для кого-то из учителей станут достаточным импульсом для своих собственных поисков материалов о его восхитительном и весьма ценном педагогическом опыте.

Вячеслав Букатов

 

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Узел СВЯЗИФОРУМ
Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО»

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этих материалов узнали о том или ином методическом совете, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить авторов. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

1 comment to Воскресная школа: УРОКИ

  • Сергей

    Имею ли я право без ведома администрации своей школы пригласить на свой открытый урок учителей и администрацию (завуча) другой школы?
    Ответ В.М.Букатова: лучше “открытые уроки” делать в открытую и по согласованию, иначе ничего хорошего получиться не может (пострадает и идея, и учитель, а самое главное – ученики!).
    Вообще-то модой давать “открытые уроки” увлекаться не стоит… Для развития педагогического мастерства гораздо продуктивнее уроки “взаимогостевые” или “госте/ролевые” (см. http://www.openlesson.ru/?page_id=9672 ) – Вяч.Букатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика