Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Башкирский язык (5кл)

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…
Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки

МБОУ «Гимназия №2»
г. Салават, республика Башкортостан

Путешествие в творчество
«на крылатом коне»
Сафуана Алибаева

Открытый урок башкирского языка
в пятом классе
с использованием «трёх китов» социо/игровой методики обучения

 

Урок провела: учитель башкирского языка 
Кусмаева Раиля Абдулнасыровна

Без предисловия никак:   башкирский язык, хотя имеет статус государственного языка, знают не все. Знают наши бабушки и дедушки. Дети их называют «живым словарем». Башкирский язык – это для них, как второй иностранный. Поэтому нелегко приходиться их заинтересовать. Как мудрая пословица гласит: «На ловца и зверь бежит», на помощь приходят «три кита» социо/игровой технологии.

Итак:  за это дело я решилась взяться не сразу. Когда все это начиналось, я была в отпуске по уходу за ребенком. Вышла после «отдыха» на работу. На каникулах приехали гости из Москвы и тут началось…

К возникшим в гимназии социо/игровым начинанием подключилась и я. И вот мне предстояло провести урок в рамках методического дня гимназии. (По-моему, смелый поступок – много гостей, наблюдателей). Собрала в «кучку» всё, что я поняла, что запомнила, что уже успела провести…

Сначала даже с названием не получилось никак. Хотелось, что- то запоминающее. Но придумала. Тема зазвучала так: «Путешествие в творчество на крылатом коне Сафуана Алибаева».

Когда план урока определился, пошла к асам этой технологии. Они одобрили, сказали «Здорово!»

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

Звонок на урок

Ученики  5«А» класса толпой зашли в кабинет. Я их остановила, поздоровалась и попросила взять из ларца по карточке.

Они стали суетиться, начали складывать эти карточки. Что-то не получается.

Одна ученица обратила внимание, что там есть буквы. И по буквам можно собирать карточки.

Она быстро всем разнесла «секрет». Таким образом, получились три команды.

1. Акбузат    2. Сафуан     3. Алибай

Первый подарок

Показываю детям журнал «Акбузат». Говорю, что они будут САМОСТОЯТЕЛЬНО  изучать этот журнал с помощью моих ПОДАРКОВ и подсказок-шпаргалок, за которыми к учительскому столу от групп будут выходить посыльные.

Тут у них возникла маленькая проблема. А кто же будет посыльным? Группы не растерялись и «по-свойски» выбрали первого посыльного.

По хлопку вызвала первых посыльных и дала им первый «подарок». От слова «подарок» у некоторых заблестели глазки.

 Подарок №1:  По обложке, выяснить важную информацию о журнале.

Подсказка-шпаргалка:
Как часто издаётся журнал «Акбузат»?
Для кого печатают? Сколько лет журналу?

Прошло минут семь. И вот от каждой из трёх групп вышли по одному ученику. По очереди они прочитали информацию, которую им удалось обнаружить.

В хруппах по ходу их чтения послышались такие фразы: «Я же говорила написать тираж, редактора, адрес»…

Второй подарок

По моей просьбе команды поменяли мизансцену – по часовой стрелке перешли за «рабочий стол» соседей. Это было не просто. Они стали активно учить друг друга (кто на русском, кто на башкирском языке).

Подарок №2.  Надо найти ответы на вопросы и определить главную мысль текста.

Подсказка-шпаргалка:
– Где он живет сейчас?
– Для кого он пишет стихи?
– Какая связь с журналом Акбузат?
– Какие книги он написал?
– Как  зовут его родителей?
– Когда он родился?

Дети работали с удовольствием, дружно, активно.

Когда время, отведенное на задание истекло, группы сложили листочки в ларец. И класс смотрел на меня, как будто ждал чудо.

На мой первый вопрос: «Какая группа хочет ответить первой?» – все три группы одновременно подняли руки. Все хотят первыми! И я решила так: какая группа расскажет стихотворение на башкирском языке, тот выступит первым.

Тишина, руку никто не поднимает. Но тут один мальчик всё же вспомнил стихотворение на башкирском языке.

Конечно же, после его выступления именно его команда стала первой читать свои ответы. И никому обидно не было.

Третий подарок

Рассчитавшись на раз-два-три, поделились на три новые группы. Нашлись недовольные: получилось так, что «отличники» ушли в другую группу.

Подарок №3: ДРУЖНЫЙ перевод  с башкирского языка на русский язык. Новые посыльные получают одинаковые «подарки» (кусочек текста из журнала – 5 предложений) и несут их в свои группки.

У недовольных ребят, появилась улыбка на лице. Кто-то сказал: «О, переводить будем вместе, это уже хорошо». Другой: «Как раз, я сегодня забыл словарь, и вот повезло – переводить будем вместе!»

 

Если в своём словаре кто-нибудь не находил нужное слово, то он мог сходить «в гости».

Каждая группа создала свой перевод. Потом они  не забыли сравнивать (проявили самостоятельность) свою работу с вариантом в другой группе (переводы получились  почти одинаковым).

Оценивала ребят в конце урока. Такая работа по переводу им понравилась.

Последний подарок

Прочитать на башкирском языке из журнала «Акбузат» любое стихотворение С.Алибаева с интонацией, соответствующей одному из смайликов: весело, грустно, сердито.

Посыльные, вытянув смайлик, объясняют своей группе, как надо читать. Журналы лежали у них на столе. И они после объяснения посыльного выбирали стихотворение для работы в своей группе.

После тренировки начался «концерт». Ученики то со смехом, то  с открытым ртом слушали своих одноклассников. Кого-то ещё раз просили прочитать.

 

В конце они передали свое настроение в смайликах. Смайлики были веселыми и позитивными.

С открытого урока и ребята, и гости ушли довольными.

О плюсах…

Плюс – что планировала, всё успела сделать. Дети работали в «малых группах» и не заметили, как прошло время.

Плюс – всем было интересно. Цель достигнута. Поймали несколько «зайцев». Дети получили удовлетворение от своей работы.

Плюс – заданий было много, но дети  выполнять их успевали, потому что все они были для них интересными. Не заметили, как время пролетело.

Поблагодарила за хорошую работу, поставила положительные отметки. Главное – на открытом уроке возникла позитивная эмоциональная встряска и для детей, и для меня.

Ценно и то, что дети учились работать в группе.  

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…
Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика