Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

За спиной у дидактики

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактики

___________________________________________________________________

Вячеслав БУКАТОВ,Бук-круг-оборот-ср
доктор педагогических наук

За спиной у дидактики

О психологических тонкостях модификаций игрового задания «Рассказ-рисунок о том, что вижу»

___В  «Хрестоматии игровых приемов обучения» (В.М.Букатов, А.П.Ершова ; библиотека «Первого сентября», серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002) в разделе Игровые разминки есть упражнение «Рассказ-рисунок о том, что вижу». В исходном варианте доминирует роль учителя. Поэтому в Хрестоматии приводятся и другие варианты – когда у учителя появляется возможность уступить судейскую роль детям (см. вариант «Визави»).

Зигзаги вариативности

___В одном из крупных сибирских городов, где я с коллегами регулярно проводил семинары по социо-игровой педагогике, методологами была разработана такая модификация нашей игры (одно время даже популярная на психологических тренингах и педагогических семинарах).

___Ведущий-психолог дает одному из участников семинара лист бумаги, на котором изображена причудливая композиция из нескольких простых геометрических фигур. Тот, глядя на лист, рассказывает остальным участникам, не видящим рисунка, что и где нужно нарисовать на своих листочках, чтобы получилась та же композиция.

___Например: «Нарисуйте квадрат», — слушатели рисуют. Тут рассказывающий добавляет: «Небольшой, у него стороны примерно по три сантиметра». А почти все уже нарисовали квадраты других размеров. Начинаются исправления. Рассказывающий, очередной раз спохватившись, добавляет: «И находится этот квадратик в левом верхнем углу».

___Среди рисующих возникает ропот недовольства: «Сколько раз можно перерисовывать? Сразу нужно было предупреждать и о размере, и о месте расположения!»

___Когда становится очевидным, что рассказчик с заданием не справился, ведущий вызывает второго, потом третьего и т.д.

Навязчивая чуткость

___Во взрослой аудитории эта модификация чаще всего вызывает восторг: педагоги охают и ахают — какие же они, оказывается, невнимательные и косноязычные. Их не смущает, что это открытие они делают на глазах у ведущего семинар психолога, под его неусыпным и «чутким» руководством.

___Дети же, с которыми восторженные педагоги явно собирались повторить испытанную на себе процедуру, обычно стараются избежать подобной неусыпности и «чуткости» со стороны взрослых.

___Когда ученик допускает оплошность заранее спланированную учителем, то такая «наука» переживается им как несправедливость. У него возникает дискомфорт, который затрудняет процесс добровольного (то есть нормального) приобретения нужных умений и навыков. Следовательно, ситуация начинает носить псевдоигровой характер.

___Если же учитель вовремя «уходит в тень» и терпеливо удерживает себя в ней, то ученики допускают оплошности перед сверстниками, которые по обоюдно-игровому уговору становятся «судьями». А это не столько страшно, сколько интересно. Тогда и процесс преодоления оплошностей нормализуется.

___Методологи, явно желая повысить КПД задания, заменили предлагаемые нами «доску» и «вид за окном» на заранее приготовленную композицию из простых геометрических фигур.

___Обычная и так хорошо знакомая ученикам классная доска так же, как и вид за окном, в представлениях школьников не связываются с волей учителя, его дидактическими замыслами. Для задания это очень важно, так как и сама роль педагога начинает восприниматься классом не как поучающая, на которую многие ученики реагируют если не отрицательно, то, по меньшей мере, настороженно. И эта настороженность усиливается, если учитель достает заранее приготовленный лист с композицией-рисунком. Так педагогическая забота о повышении дидактического КПД игрового задания может привести к более или менее заметному вырождению в нем собственно игры.

Игровое равноправие

___Когда ученики один за другим не справляются с предложенным учителем заданием, то им невольно кажется, что сам-то учитель с подобным заданием справится сразу и без особого труда. И хотя эти представления ошибочны, учитель не спешит их рассеивать.

___В исходном, социо-игровом варианте, когда весь класс начинает описывать учителю то, что находится у него за спиной, подобного противопоставления «умелого» взрослого «неумелым» детям (противопоставления пусть невольного, но всегда очень вредного) не происходит. Учитель как бы наравне со всем классом делит успех и неуспех, понимание и непонимание. Ему объясняют очевидное, а он никак не может «взять в толк», что ему описали. Кто же оплошал? Ответ оказывается неочевиден, и это очень важно. Возникает игровое равноправие, без которого невозможна живая, подлинная игра.

Возвращение игры

___Учителям, которые хотели бы в своей работе использовать и «сибирскую» модификацию, мы предлагаем внести следующие изменения.

___Ученики, разделившись на две команды, рисуют композицию, например, из двух треугольников, трех квадратов и одного прямоугольника (размеры и место размещения — на усмотрение команды).

___Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, смотрит на рисунок соседей, и своей команде начинает «по рации» объяснять, как изобразить то же самое. Потом это же проделывает второй капитан.

___Каждый из них, болея душой за свою команду, будет стараться максимально подробно вести рассказ. Это будет дополнительно путать слушающих, усиливая мажорную напряженность игрового ритма.

___Не менее настойчивы в желании не подвести своего капитана будут и члены его команды. А ученикам, сочинившим композицию и наблюдающим за драматизмом событий, их старательность и единение будут особо видны и поучительны.

___Учитель при такой организации  — как бы не у дел. Поэтому все просчеты (ошибки) учеников становятся веселыми (то есть игровыми), а открытия и победы — их собственными.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактики

.

.

1 comment to За спиной у дидактики

  • АЙСЕЛЬ

    Очень замечательно, полностью согласна. Я практикующий психолог, часто работаю с педагогами и пытаюсь открыть им, насколько важно правильно доносить информацию и не только ученикам, а всем, кто должен тебя услышать. Не бывает плохого ученика – бывает плохой учитель… Спасибо огромное за истинно ценные советы.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика