меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Московская азбука (1кл)

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические мастерскиеШк. №875

Тикленкова Мария Львовна
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 875

Проектная работа «Московская азбука»

Научный руководитель А.П. Ершова

Предисловие от автора

Результаты последних международных исследований в сфере образования показали, что российские школьники 15-16 лет не могут использовать полученные знания при выполнении творческих и практических заданий. Россия по итогам исследований PISA заняла 32-е и 37-е места в 2003г. и 2006г. соответственно. Основы исследовательской деятельности предпочитаемой подростками, основы стратегии решения поставленных задач закладываются, как и большинство учебных  умений и навыков, на начальной ступени образования. Начальная школа в последнее время стала самым реформируемым направлением  российского образования. Центральным изменением в системе начального образования считают введение новых стандартов.

Идея введения новых образовательных стандартов возникла из неудовлетворенности общества результатами образования молодого поколения, из нехватки в современной российской науке и экономике профессионалов другого уровне, из слабой возможности наших  молодых специалистов конкурировать на международном рынке труда.

Главное направление современного российского образования – формирование универсальных умений. Акцент в учебном процессе должен ставиться не на заучивание и запоминание сообщаемого учебником или учителем материала, а на развитие навыков самостоятельной поисковой и творческой работы учеников.

Эксперты отмечали оторванность полученных детьми знаний от их реальной жизни, не достаточную развитость и слабое использование вне школы межпредметных навыков (сбор, обработка и анализ информации, планирование, соблюдение или коррекция плана действий, рефлексия деятельности). Поэтому актуальным стало использование в образовательном процессе приемов и методов, направленных на формирование умений самостоятельно добывать и анализировать информацию, выдвигать гипотезы, на ее основе выполнять пробные действия, делать выводы и корректировать первичный план. В настоящее время эту проблему в школе пытаются решать и через организацию проектной деятельности, смысл которой заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Ведется множество споров о возможности учеников младшего школьного возраста выполнять проектные работы в их  полноценном виде.

Обсуждая проектную деятельность в начальной школе, принято пользоваться термином  «проектная задача», а не «проект». Отличие проектной задачи от проекта заключается  в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Результат решения подобной задачи надо рассматривать с двух сторон. Во-первых, это реальный «продукт» (модель, текст, схема, таблицы и т.п.), созданный детьми. Во-вторых, это не материальный «продукт» — качественное изменение самого ребенка. В начальной школе более важен процесс выполнения работы, нежели сам конечный «продукт». Но реальный, материальный результат проектной деятельности позволяет ребенку увидеть плоды своего долгого, возможно, нелегкого труда, повысить самооценку. Многолетняя система проектных работ отражает возрастающие возможности, развитие и совершенствование навыков ученика.

Проектная работа решает множество образовательных, воспитательных и личностных задач, позволяет объединить урочные и внеурочные мероприятия, сделать обучение, образование, воспитание и развитие единым целым. В ходе выполнения проекта ученики ставятся перед необходимостью  применения учебных знаний и умений, полученных на уроках. Данный вид работы позволяет использовать информацию, полученную во внеурочное время (экскурсии, кружки), полнее отразить индивидуальные интересы, хобби и склонности. Необходимо придерживаться принципам преемственности, сознательности, научности, доступности, наглядности.

Систему проектной работы в своем классе я решила спланировать на все 4 года.

Тематика должна, на мой взгляд, постепенно расширять пространство деятельности и объем материала. Сформировался следующие направления и тематика проектных работ:

1 класс – «Московская азбука»,

2 класс – «Широка страна моя…»,

3 класс – «Как прекрасен этот мир»,

4 класс – «Загадки наук».

Составляя данный план, я старалась учесть принцип постепенной расширение области исследования, но сохранить связь детей окружающей действительностью. Одна из задач, которую я стремлюсь решить в ходе данной работы, соединение программного учебного материала и дополнительных знаний от экскурсий с темами проектных работ. Важнейшая задача – показать ученикам, что навыки и умения, используемые на уроках и при выполнении исследовательских, творческих работ во многом одинаковы.

Опишу свой опыт проведения проектной работы.

В 1 классе, в котором являюсь классным руководителем, я решила начать четырехлетний цикл работ с проекта «Московская азбука».

Цель работы:

– оформить работу, в которой надо коротко написать о местах в Москве, названия которых начинаются с буквы русского алфавита.

 

Задачи работы:

– расширение представлений и знаний детей о Москве;       

— развитие сотрудничества между родителями и детьми;

-направление детей на внимательное и заинтересованное отношение к однокласснику, уважительное отношение к работе товарища;

— создание ситуации успеха (чувство гордости за проведенную личную работу, удовлетворение результатом);

— выражение детьми личностных интересов и способностей;

         – проведение первичной работы по сбору и обработке информации; 

        — выступление с рассказом перед классом;

  — развитие навыка получения и уточнения информации в  процессе слушания и постановки вопросов;

  — совершенствование навыка письма;

        — совершенствование навыка чтения;

         — развитие навыка набора текста на компьютере;

         — совершенствование навыков работы с фотоаппаратом;

         — знакомство с новым видом работы, с новым способом оформления работы.

Конечно, ребенок 6 – 7 лет абсолютно самостоятельно не может выполнить подобную работу, поэтому важна правильная помощь взрослых.

Организационный этап. Первый шаг — объяснение на родительском собрании о намеченном. Я объявила о предстоящей проектной работе.

Со стороны взрослых возражений не последовало, но была некоторая растерянность: что это будет, как это делать, кто должен делать, как ребенок будет это делать, что должно получиться в итоге. Выбор объектов, способа оформления работы были индивидуальны.

Главные условия:

 – доступность материала и соответствие объема возрасту детей;

—  максимально возможная самостоятельная работа детей.

Второй шаг – мобилизация учащихся. С ребятами на уроке мы разделили буквы алфавита. Я положила карточки с буквами в красивый мешок, и каждый ученик вытащил свою «судьбу», свою букву. Было возможно заменить букву, если возникало такое желание, но буквы не должны повторяться (33 буквы, 25 учеников).

Основной этап работы.

Часть 1. Сбор информации.

Далее пошло время свободного подбора информации. При затруднении я помогала найти информацию, организовать работу ребенка в процессе.

Часть 2. Дополнительные средства.

С целью более глубокого погружения в тему (город Москва), сообщить детям дополнительные знания и представления о традициях и истории города, я решила поставить и Новогоднее выступление класса «Московская ярмарка» на основе пословиц, поговорок, народных сказок, песен и танцев. Использован был сюжет скоморошьих закличек, перепалок.

Помощью для проекта являлась и экскурсионная работа. Безусловно, класс был в Музее Москвы на программе « Мы строим город», в музее «Огни Москвы». В течение учебного года мы посетили большое количество памятных мест нашего города, что в последствие отразилось в работах.

Например, Лиза Гришутина, которой досталась буква «К», включила в свою работу материалы и фотографии о парке Кузьминки, где мы были в Московской усадьбе Деда Мороза и Снегурочки, о парке Коломенское, в котором класс посетил две экскурсии. Соня Симонова (буква «Э») использовала фотографии и факты с экскурсии в музей «Экспериментаниум». Настя Ерохина (буква «В») – Воробьевы горы, где на Экологической тропе прошла самая первая экскурсия в истории нашего класса, а позже мы посетили там же Экологический центр. Вадим Дадацкий (буква «Т») – музей Л.Толстого, экскурсионная программа «Страницы семейного альбома», Третьяковская галерея.

В ходе работы стало понятно, что интересных мест в городе очень много, и рядом можно найти объекты «на буквы», которые сначала вызывали недоумение. Перечислю некоторые: Лиза Спесивцева (буква «Ю») – станция метро Юго-Западная, непосредственно около школы; Саша Нерсисян (буква «У») – Университет им. Ломоносова, Алина Балашова (буква «Л») – Ломоносовский и Ленинский проспекты, находятся поблизости от места проживания; Саша Аксютчев (буква «Г») – улица Голубинская; Костя Стрела (буква «Ш») – родная школа.

Кроме узнавания новых названий улиц и проспектов, ребята встретили информацию о знаменитых людях, отмеченных за заслуги в городе: Маша Казакова (буква «Ж») – проспект и памятник маршалу Жукову, Алеша Филякин (буква «Ч») – станция метро Чкаловская и улица Чкалова, Паша Смолин (буква «Щ») – институт им. Щепкина, Дима Маслов (буква «Ф») – памятник Федорову, Оля Кузмичева (буква «О») – памятник А.Островскому, Вадим Дадацкий (буква «Т») – музей Л.Толстого и центр Л. Тягачева, Аня Панова (буква «П») – музей изобразительных искусств им. Пушкина и литературный музей А.Пушкина, Костя Стрела (буква «Ш») – галерея Шилова, Варвара Тычинина (буква «Р») – Вера Мухина «Рабочий и колхозница». 

В работах была раскрыта история происхождения названий исторических мест: Денис Берёзкин (буква «И») – Ивановская площадь Кремля, Варвара Тычинина (буква «Р») – улица Рождественка, Федя Басов (буква «С») – район и парк Сокольники, Артем Рычков (буква «А») – Александровский сад, Серафим Никольский (буква «Н») – улица Никольская, Федя Ермолаев (буква «М») – улица Мясницкая.

Также отмечены памятники архитектуры: Костя Стрела (буква «Ш») – Шуховская башня, Лиза Спесивцева (буква «Ю») и Маша Казакова (буква «Ж») – академия Живописи в доме Юшкова, Серафим Никольский (буква «Н») – Новодевичий монастырь, Федя Ермолаев (буква «М») – станция метро Маяковская, Варвара Тычинина (буква «Р») – скульптура «Рабочий и колхозница»,Саша Гордеева (буква «Я») – здание Ярославского вокзала.

Во многих работах были иллюстрации улиц или объектов несколько лет назад, что дало возможность заметить, насколько сильно изменилась Москва за относительно короткое время: Лиза Спесивцева (буква «Ю») – станция метро Юго-Западная, Варвара Тычинина (буква «Р») – улица Рождественка.

Часть 3. Демонстрация работы и выступление.

В четвертой четверти ребята стали по 4 – 7 человек выступать перед классом со своими рассказами, демонстрируя иллюстрации и фотографии из работы. Некоторым ученикам родители или старшие братья и сестры подготовили презентацию на основе материала проекта. По окончании выступления, одноклассники аплодировали, отмечая труд, который потребовался для создания проекта.

Далее слушатели задавали вопросы по содержанию или по выполнению работы. Наиболее часто задаваемые вопросы:

— Сколько дней ты делал работу?

-Было ли тебе интересно делать работу?

-Во всех ли места, о которых было рассказано, ты был?

-Что было трудно при выполнении проекта?

-Что было интересно делать?

-Какое место из тех, которых говорилось в работе, запомнилось (понравилось) больше?

-Что ты делал сам в проекте?

-Где ты брал иллюстрации?

-Кто тебе помогал?

Подводя итог ответам на выше перечисленные вопросы, можно сказать следующее.

Некоторые ребята выполняли работу (от сбора материалов до выступления) три месяца, но многие 3 – 7 дней:  день – выбор объектов, день – объезд и съемка отмеченных мест, 1 — 2 дня – оформление текст (отбор, написание или наклеивание, или набор), 1 – 2 дня — размещение фотографий и иллюстраций, день – подготовка выступления.

          Все  ученики сказали, что выполнять работу им было интересно. Интереснее всего было посещать объекты, описываемые в проекте. Некоторые выделили как затруднение написание текста, другие ответили, что сложностей не было. Многие лично были во всех местах индивидуальной работы, и на фото это можно видеть. Кто-то частично брал фотографии из интернета, причем были включены снимки определенных объектов в разное время.

После оформления работ и выступлений мы договорились с преподавателем ИЗО в нашем классе, Ольгой Андреевной Морозовой, сделать коллективную художественную работу на основе материалов проекта. Дети рисовали миниатюры запомнившихся им мест  Москвы, а затем объединили  их, разместив необходимым образом в соответствии с картой города.

Заключительный этап работы.

Объем работ строго не оговаривался, желательно использовать не менее 3 объектов. Поэтому работы были разные по количеству материала, вспоминая об индивидуальных особенностях и склонностях семей, и качество исполнения отличалось. Чтобы индивидуальные проекты объединить, создать общую работу, полностью соответствующую названию «азбука», я решила в фотоателье напечатать книгу «Московская азбука». Издание включило в себя все материалы ученических проектных работ, получилось 200 страниц.  Этот сборник был представлен всем на классном празднике, а теперь хранится в классе, а каждому ребенку мы сделали копии всех материалов на диске в подарок об окончании 1 класса. На заключительном классном празднике, посвященном окончанию 1 класса, родители и дети смогли в полной мере увидеть и оценить итог годовой проектной работы. Организована выставка индивидуальных проектов, где было возможно полистать все  работы.

Выводы. Анализируя годовую систему работы, я осталась довольна. Мне кажется, что получилось выстроить целостную разностороннюю обширную работу по выбранной теме.  В ходе выполнения задания были решены образовательные (предметные) и воспитательные задачи, начата работа по формированию универсальных умений и навыков, а также дана возможность выразить индивидуальные склонности, отразить личные интересы, увлечения и способности. Нельзя недооценивать и важную роль совместной деятельности родителей, детей и учителя, каждого ученика и в итоге всего коллектива вместе. Совместное выполнение работы, преодоление трудностей, формирование невидимых приращений и производство материального конечного результата деятельности, способствует установлению более тесных связей между всеми участниками образовательного процесса, превращает учебу в школе именно в учебную деятельность, а не  в постоянное выполнение шаблонных заданий. Количество и важность решаемых в ходе данной работы задач трудно не заметить.

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические мастерскиеШк. №875

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика