меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Шк.875: внекл.чтен. (2-4кл)

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические мастерскиеШк. №875

Карлова И.В.

учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 875 

Программа занятий по внеклассному чтению для учащихся начальной школы (2-4 класс)

Научный руководитель А.П. Ершова

Основная задача данного курса — воспитание эстетически развитого читателя, способного ориентироваться в многообразии художественной литературы, приобщения книги как к общественной культурной ценности. В.А.Сухомлинский подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга». Сейчас, когда в нашу жизнь прочно вошел компьютер, появилось много развлекательных игр, телевизионных передач, в которых делается ставка на азарт, чтение книг постепенно вытесняется. Дети мало внимания уделяют чтению, а то и во все перестают читать. А ведь чтение книг — единственное противопоставление телевидению, компьютерным играм, приставкам. В этой связи возрастает роль внеклассного чтения, так как оно дает возможность учащимся познакомиться с литературой разных жанров и на разнообразные темы.

К сожалению, уроки внеклассного чтения на современном этапе обучения не являются обязательным школьным предметом. Поэтому чаще всего внеклассное чтение стоит в сетке дополнительного образования.

Тематика занятий каждого класса в начальной школе определяется возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития эмоциональной сферы, личным жизненным опытом.

Основной принцип подбора художественной литературы для занятий -доступность, яркость в произведении , которая должна вызывать у ребенка эмоциональные волнения, переживания , интерес.

Программа базируется на знакомстве детей с художественными произведениями русских и зарубежных писателей-классиков, представлены относительно новые для детей произведения, уровень сложности и объем читаемых текстов нарастает постепенно, подобраны разножанровые произведения.

Во 2 и 3 классах занятия проводятся один раз в неделю, в 4 классе -1 раз в 2 недели. Длительность занятия 40-45минут.

Первый год занятий (2 класс)

Основные задачи:

-пробудить интерес к детской книги и самостоятельному чтению книги;

-развитие речевых навыков;

-формирование эстетического чувства художественного вкуса;
-развитие творческих способностей ребенка;

-формирование коммуникативной инициативы;

-формирование деловых отношений, партнерства;

-обогащение представлений ребенка об окружающей среде;

Направления работы

Новая цель занятий по внеклассному чтению первого года — воспитание читателя. К этому времени дети овладели грамотой и наступает время, когда нужно пробудить интерес к самостоятельному чтению книг.

В программу первого года занятий включены сказки, книги о природе и животных, стихи, дети знакомятся периодической печатной детской литературы.

Первые занятия посвящены знакомству с детскими газетами, журналами, комиксами, чтобы наглядно показать разнообразие видов выпускаемых печатных изданий. Далее идет цикл занятий — знакомств с детскими художественными произведениями российских писателей и поэтов. Работа со сказкой и веселыми стихами — радостное событие для детей. Особое место в детском чтении занимает сказка, которая привлекает интересным быстро развевающемся сюжетом превращениями неожиданными ситуациями, волшебными предметами, борьбой зла с добром, осуществления несбыточных мечтаний.

В первый год занятий в программу включены стихи ритмические, веселые, с эпитетами удивительными и запоминающимися словосочетаниями, не большими по объему.

Произведения о природе и животных призваны воспитывать в детях любовь к родной стране, кроме того,  в них богатый познавательный материал. Эти книги учат детей быть наблюдательными, побуждают к раздумьям, учат вглядываться в окружающий мир, помогают накоплению социально-нравственного опыта ребенка.

Тематика занятий первого года

1.Здравствуй, книга!

2.Книга друга

3.Знакомство с детскими газетами

4.Детские журналы (2занятия)

5.Детские комиксы (2 занятия)

6.Русские народные сказки

7.Сказки В.Сутеева

8.Е.Чарушин детям

9.Стихи А.Барто

10. Рассказы и сказки К.Д.Ушинского

11. Стихи А.Блока

12. Детские рассказы Л.Пантелеева 13. Сказки В.Бианки

14. Б.Заходер стихи

15. Произведения М.Пришвина (2 занятия)

16. Книги, прочитанные в каникулы

17. Рассказы о дружбе

18. Книги о природе

19. Рассказы Л. Кассиля (2 занятия)

20. Мамы всякие важны, мамы всякие нужны

21. Стихи о войне

22.Книги о войне

23. Любимая книга

24. Книжная ярмарка-урок-праздник

Второй год занятий (3 класс)

Главная задача второго года занятий – расширение читательского кругозора, воспитание эстетического восприятия произведений художественной литературы.

Цели:

— формирование потребности чтения художественной литературы;

— формирование умения работать с книгой;

— учить самостоятельному выводу и чтению книг, исходя из личных интересов;

— формирование представлений о литературных жанрах и умение их распознавать;

— формирование внимания к авторской индивидуальности;

— сочинительство собственных художественных текстов;

— учить пониманию художественного произведения как продукта осмысления и преобразования художником жизни;

—  знакомство с классиками зарубежной литературы;

—  развитие эстетических чувств и эмоциональной сферы.

Направления работы:

Литература, изучаемая на втором году занятий, призвана решать задачи и поставленные цели внеклассного чтения, а также способствует формированию нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки, обогащает представления ребенка об окружающем мире, о труде людей, красоте природы, о содержании событий в жизни людей и животных, о храбрости и трусости, о добре и зле, о политических событиях в истории нашей страны, о смешном и грустном, о поступках людей, умения чувствовать состояние окружающих.

Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению книг, свободному высказыванию своих впечатлений от прочитанного, пересказыванию эпизодов, которые произвели на детей сильное впечатление, характеристики героя, объяснение причин его поступка.

Важное место на занятиях занимает драматизация отрывков литературных произведений, которая учит детей «пропускать» поступки и слова героев через себя, тем самым более глубоко принимать и осмысливать эмоциональную сторону событий. Так же используются такие формы работы как коллективное сочинительство стихов, не больших сказок и историй.

Важной составляющей работой этого года является создание и выпуск журналов, состоящий из детских творческих работ (2 полугодие) на разные темы: «мамы разные нужны, мамы всякие нужны» «рассказы о храбрости и мужестве» и др. Такая форма работы позволяет каждому учащемуся почувствовать себя автором маленького произведения.

В конце учебного года — создание и составление учебника «Азбука» для первоклассников.

Тематика занятий

1. Книги, прочитанные летом (2 занятия)

2. Стихи о лете

3. В. Чаплина «Кинули»(2занятия)

4. Сказки Е.Чарушина (2 занятия)

5. Стихи об осени

6. А.Толстой «приключения Буратино» (2занятия) 7.Сказки и рассказы Е.Пермяка

8.Сказки народные и авторские(2 занятия) 9.Детские рассказы Н.Носова

10.Рассказы Б.Жидкова

11.Рассказы о главных людях

12.Рассказы о дрессировщиках и дрессированных животных(2занятия) 13.Киги о космонавтике

14.Стихи о весне

15.Книги о людях труда                                                               ‘

16.Стихи о войне

17.М.Пришвин «Лисичкин хлеб» 18.Рассказы Драгунского

19.Стихи Д. Радари

20.Детские стихи Маяковского «история Власа — лентяя и лоботряса» и др.

21. Сказки Г.Х. Андерсена

22.Составление «Азбуки для первоклассников»(2занятия) 23. Любимая книга

З год занятий(4 класс)

 

Задачи:

-Развитие читательской культуры;

-формирование культуры обсуждения книг;

-развитие познавательных и художественных интересов; Цели:

-повышать интерес и потребность учащихся к научной и художественной литературы;

-формирование культуры диалога;

-учить сравнительному анализу авторских стилей и научных и

художественных текстов;

-вести работу над осмыслением чтения;

-ввести в работу по сочинительству собственных художественных текстов;

-дать основы письменного рецензирования;

Направления работы

Развитие читательских интересов определяется уровнем читательской зрелости. В этом году литература для изучения на занятиях носит достаточно серьезный характер. Это диктуется началом переходного периода в подростковый возраст. Подобранные произведения как бы «толкают» ребенка к развитию вперед.

К 4 году обучения учащиеся получают представления о связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество разных писателей. Обогащаются знанию детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу.

У учащихся формируется индивидуальное видение художественного текста.

Работа над словом: наблюдение над эпитетами, метафорами, образными сравнениями, высказывания своего отношения — все это заметно обогащает речь детей, воспитывает внимание и чуткость к языку.

 

Переживание художественного произведения обсуждение его почти всегда побуждает детей к творчеству. После анализа текста предлагаются названия, которые заставили бы работать их воображение: -продолжить рассказ, дать отзыв, написать сочинение.

 

Наряду с драматизацией особое место в этом году на внеклассных занятиях является написание отзывов. Эта работа является подготовительной и важной для изучения литературы в средней школе и носит творческий характер. Отзывы позволяют ученику подробнее и отчетливее уяснить содержание, вырабатывают личное отношение к художественному произведению.

Тематика занятий

1.Рассказы С.Томпсона (2 занятия)

2.Современные загадки

3. Фантазии и приключения

4. Былинные богатыри

5. Рассказы А.П.Чехова (2 занятия)

6. И. Тургенев «Му-му»

7. Фельдмаршал России

8.Потомки фельдмаршалов

9.Поэзия И.Тютчева и А.Фета

10. Короленко «Слепой музыкант»
11. Куприн «Белый пудель»

12. 0рдена и медали ВОВ

13. Стихи Есенина

14. 3аключительный урок

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические мастерскиеШк. №875

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика