меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«За углом» (4кл, матем) + комм.ВБ

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы

Как мы ЗА УГЛОМ школы всем классом число 522 на 27 учились делить…

МОУ «Оболенская СОШ»
(Серпуховский район Московской области)
Математика, 4 а класс (19 человек)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА: Выполнение задания «Экскурсия ЗА УГОЛ» на уроке математики в 4 классе. Учебная тема: Действия с многозначными числами


Учитель: Абрамкина Е.В.
Фоторепортаж: Аншукова Л.П.

.


19 октября 2012

с итоговой РЕПЛИКОЙ-КОММЕНТАРИЕМ научного руководителя экспериментальной площадки В.М.Букатова

.

Пятый урок, пятница.  На дворе осень, пасмурно и достаточно прохладно. Предложение выйти на улицу не вызывает особого энтузиазма. Все устали. Но с учителем не поспоришь.

Одеваемся. Выходим. «А что,  грибы пойдем собирать?», — спрашивает кто-то, увидев у меня в руках большую корзинку. «Скоро узнаете», — закручиваю я интригу  (вообще-то в корзинке все, что необходимо к уроку: свисток,  мел, предложения из условия задачи, числа для объединения в группы).

Урок начался с того, что ребята выстроились в одну шеренгу.

«Сегодня будем собирать числа. Но сначала выясним тему урока. Для этого нужно будет найти слова, которые я заранее (рано утром) написала мелом во дворе. Они помогут вам узнать тему».

И происходит первое преображение. Казалось бы, только что передомной были скучающие лица. А тут – со скоростью ветра все разом бросились на поиски спрятанных слов.

И вот самые внимательные уже бегут-торопятся. Даю мел в руки, чтобы записали найденные слова. Потом все вместе из них составляем тему урока: «Действие с многозначными числами. Решение задач».

Потом ученики объединились в группы. «Из корзинки, не глядя, возьмите по одному из «старых» листочков с четырёхзначными числами (ученики их написали на предыдущем уроке математики за день до нашего «уличного урока») и постройтесь в порядке возрастания чисел».

Начинается привычная суета (но ведь деловая). Вспоминают,  что значит «в порядке возрастания» – как это? числа-то записаны не по порядку? Общими усилиями (я практически не помогала) выстроились. Помогли  найти место тем, кто растерялся. Разобрались, что делать, с тремя листочками, на которых одинаковые числа (увы, не обратила внимание как). Дальше по шестёркам завернулись в «колечки». Получилось 3 группы по 6 человек.

«Выберете себе тетрадь (ученики закивали головами, вспомнив «урок математики на школьном дворе» во 2 кл., когда тетрадными разворотами были бетонные плиты, которыми замощён весь наш школьный двор) подпишите её названием своей команды».  Время – 1 минута.

Появляются тетради с названием команд: «Ягуары», «Ягуар», «Ягуар!!!».

Вызываю посыльных. Даю им первое задание: «Найти сумму чисел на своих листочках. Время – 3 минуты».

«Всех-всех? А как?» – ребята озадачены. «Думайте. Соображайте!»

Сама с тревогой наблюдаю. Неужели не вспомнят, как мы считали столбиком сумму нескольких слагаемых? Вот в группе «Ягуар» инициативу в свои руки берет Даша. Даша!? Никогда бы не подумала. Вижу, как она уверенно берет мел в руки и начинает записывать все числа в столбик.

Кажется, правильное начало вдохновило всю команду и ученики с энтузиазмом начинают складывать. И никого не пугает, что в столбике шесть (!) четырехзначных чисел.

Та-а-ак. А что же в других командах? «Ягуарам» повезло – оказались по соседству. Услышали возбужденное обсуждение  одноклассников и тут же последовали их примеру. А вот в команде «Ягуар!!!» растерялись. Числа-то в столбик записали, а что дальше делать так и не догадались (увы!).

 

Время истекло (пришлось добавить еще одну минуту). Проверяем все вместе. Оцениваем.

Результат: в команде «Ягуар» выполнили всё правильно, а в команде «Ягуары» допустили ошибку при сложении сотен. А вот команда «Ягуар!!!» не справилась с заданием.

Ребята расстроены. Кому хочется получать двойку. Ведь очень старались, спорили. Я тоже в растерянности. Ведь работали, переживали. Что же делать?..

Нам на помощь как всегда пришла Людмила Петровна Аншукова. (она выполняла роль фотографа и эксперта). «Пусть команда выполнит какое-нибудь штрафное задание» – вовремя подсказывает она.

– Пусть споют какую-нибудь песню, – предлагает кто-то из ребят. Команда «Ягуар!!!» запевает. Поют в команде все. Ну а кто-то из соседей подхватывает и подпевает (вот и физминутки не надо).

Следующее задание: на территории двора «собрать» и записать различные числа. Времени отводится – 2 минуты.

Кто-то бросился считать окна, кто-то столбы и двери…И тут же вопрос: «Но числа должны быть многозначными? Где же их взять?»

И вновь ребята в очередной раз порадовали меня своей находчивостью! Номера машин, припаркованных во дворе – вот тебе и трёхзначные числа.

«Очередные посыльные, ко мне!», — не снижаю темпа я. И сразу даю следующее задание: из найденных чисел выбрать одно и составить с ним пример на деление с остатком и найти его значение. Время – 1 минута.

Пример составили быстро. Вот только примеры получились такие, которые мы ещё не решали. Например: 927:3  или даже 522:27(!).

Заглядываю в команду «Ягуар». Ого! Неужели снова Даша? Убеждает всех, что можно сначала разделить 900 на 3, потом 27 на три. Проблемы у них только в том, как это записать столбиком и что делать, если остатка нет.

Их соседи – «Ягуары» – уже что-то пишут, спорят, но потом обречённо зачёркивают написанное. Огорчены: «Не получилось!»

А «Ягуар!!!» снова в отстающих. Да-а-а-а. Как-то не клеится сегодня у ребят…

Ну что ж? Тем, кто успел получить ответ объявляем благодарность (за находчивость). А остальные опять выполняют «штрафное задание» – нужно прокукарекать 7 раз. Это снимает напряженность и поднимает настроение.

Очередное задание «По цепочке»: один из команды читает первую строчку условия задачи и говорит её команде. Команда записывает. Затем другой – вторую строчку, третий – третью и т.д.

Задача:

(1) В магазин привезли 15 кг масла и
(2) 20 кг сыра по одинаковой цене.
(3) За масло заплатили  750 рублей.
(4) Сколько стоит сыр?

 

И тут ошибаюсь я (сказалась непривычная «мизансцена урока»). Даю только 2 первых предложения и вопрос. А про полоску с третьей строчкой – забываю!

Ребята принимаются за решение. «Елена Владимировна, а тут не всё про масло  сказано», – вдруг говорит Илья. «Всё нормально», – самоуверенно парирую в ответ. Но на всякий случай проверяю и – о ужас! – обнаруживаю ошибку.

И снова на помощь пришла Людмила Петровна: «Это она вас на внимательность проверяла». Я с готовностью поддакиваю и говорю: «Молодцы Ягуары!» Потом диктую недостающее предложение.

Когда время истекло сообщаю: «Перейдите в другую команду. Проверьте запись решения в их «командной тетради». И оцените ответ».

Снова впереди «Ягуар». У остальных – только половина решения (так и не смогли воедино соединить все фрагменты условия задачи).

Победители объясняют всем своё решение. Остальные – фант (ещё одна песня про Подмосковье, где водятся лещи)

И вот завершающий момент – подведение итогов. Свистком оповещаю всех об общем построении. Отмечаю дружную работу групп, корректное отношение к одноклассникам.

Ну а как же оценить работу своей группы в «граммах»? И я предлагаю каждой группе оценить свою работу самим.

Ребята спорят, доказывают друг другу. В командах идёт борьба между возможностью поставить себе хорошую отметку и объективностью. С замиранием сердца прошу объявить результаты. И тут снова мои ребята меня удивили. «Нам нужно поставить три», – говорят «Ягуары». «Почему?», – спрашиваю я. В ответ: «Много заданий не получилось. Но мы старались».

Команда «Ягуар!!!» тоже, по-моему, оценила свою работу  слишком строго: «НАМ тоже нужно поставить три». «Почему?», – я удивлена. «МЫ МОГЛИ бы работать лучше, но были невнимательны». Вот это да!

Ну а что же в команде-лидере «Ягуар»? Посыльный от них сообщил следующее: «Мы считаем, что работали на четыре(!), потому что всё-таки не все задания смогли выполнить правильно».

Вот так закончился урок математики «на свежем воздухе». Вернее, закончился он нашей любимой  песенкой про дракошу. И судя по тому, как задорно её пели ребята, урок всем понравился.

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊ 

 

Завершающая реплика-комментарий
В.Букатова

Уважаемые
Елена Владимировна и Людмила Петровна
, спасибо вам и за рассказ об уроке, и за фоторепортажную съёмку, которая очень удачно детализирует повествование. В использовании интерактивной образовательной технологии «Экскурсия ЗА УГОЛ» вы уже не новички (неслучайно в тексте задания №2 были даны ссылки на ваши прошлогодние уроки). Вот и на этот раз с «рабочим заданием» для экспериментальных площадок вы явно справились удачно.

Для читателей поясню, что в задании «Экскурсия ЗА УГОЛ» сопрягаются много возможных профессионально-педагогических задач-поворотов (то есть «деловых подходов»), среди которых учитель-экспериментатор вправе выбрать любую (любые) для реализации в своей «режиссуре урока». И хорошо, что Елена Владимировна, не мудрствуя лукаво, решила  для урока математики в своём 4 классе выбрать уже известную и на первый взгляд простенькую задачку (но на самом деле достаточно сложную и каверзную) – провести в необычных обстоятельствах обычной урок.

В итоге осуществлённого «эксперимента» были получены весьма и весьма интересные результаты. Урок прошёл в насыщенным и деловым темпо/ритме. Замечательно, что его интерактивная интенсивность и уровень сложности для разных учеников были разными, но каждый момент урока для каждого из учеников был достаточно насыщенным, что говорит об удачном сочетании «режиссуры урока» с индивидуально-психологическими особенностями детей, учебная деятельность которых осуществлялась не «в четырёх стенах класса», а на свежем воздухе уличного пространства. 

Рассказ о проведении «экспериментального задания» на мой взгляд позволяет судить не только о добротном качестве и здоровье сберегающем характере урока математики в 4 классе, но и об учительской «зоне ближайшего развития». Речь идёт о перспективах дальнейшего профессионального роста – хотя казалось бы он и без того весьма и весьма высок (но как известно – «нет ПРЕДЕЛА совершенству!»).

Поэтому приглядимся к «предпоследнему» эпизоду урока, когда группы самооценивают свою работу на уроке. С поправкой на относительную точность любого вербального изложения, отметим: создаётся впечатление, что ученикам нравится льстить любимой учительнице. И делают они это – ни много ни мало – «заругивая»(!) самих себя, открыто «перегибая палку».

В психологии известно, что такой тип поведения иногда оказывается стимулом для развития слобовыраженных психопатических реакций. НО! – судя по фоторепортажу, удачно документирующих деловую эмоциональность урока, подобная черта поведения для большинства учеников не более чем «ученическое кокетство», выказываемое ими как своеобразная дань уважения любимой учительнице.

Именно поэтому-то я и считаю, что интерпретация эпизода командных самооцениваний касается не столько перспектив личностно-ученических, сколько перспектив профессионально-учительских.

И надо же так совпасть, что на днях я закончил работу над комментариями в своём пространном ответе [см: Туда-НЕ ЗНАЮ куда // откр. в новом окне] на письмо из Вологды. Его прислала Д.В.Харченко, замечательная воспитательница из детского сада «Гусельки».

В том ответе  я постарался подробно объяснить, что педагогам XXI века ЕЖЕДНЕВНО и в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке предстоит решать две задачи:

1) постоянно поощрять детей к общению  друг с другом и 2) поддерживать в каждом ребёнке доверие и к его собственной интуиции, и к интуиции ближайших сверстников.

Особо подчеркну, что в решении первой задачи Елена Владимировна – выдающийся мастер, у которого многим учителям есть чему поучиться. А вот в решении  второй задачи, хотя и есть определённые успешные наработки, обнаруживаются и досадные пробелы, которые оттесняют ожидаемое профессиональное мастерство в «зону ближайшего развития». 

Поэтому думается, что советы, мною адресованные читателям того послания, помогут не только Елене Владимировне, или Дине Васильевне, для которой первоначально сочинялось то послание, но и многим другим педагогам-предметникам, учителям начальных классов и воспитателям детских садов. Помогут им профессионально покорять всё новые и новые вершины педагогического мастерства.

Покорять на радость ученикам, коллегам, школьной и районной администрации. Так же как и на радость мне как научному руководителю ряда экспериментальных площадок. В работу которых вы – Елена Владимировна и Людмила Петровна – то и дело вносите деловые лепты, одна другой замечательнее.

Вячеслав Букатов

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

.

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

3 comments to «За углом» (4кл, матем) + комм.ВБ

  • Владимир Цыренов

    Очень было интересно наблюдать за процессом, за тем, как развивался этот необычный урок. И тут мне вспоминаются слова песенки из нашего советского детства: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!» Ведь мудро ведет себя учитель. Зная, что в этом возрасте дети очень подвижны, он дает возможность и побегать, и подумать. И сама обстановка позволяет раскрыть свои возможности. Даша удивляет в этой ситуации учителя, она уверенно берет мел в руки и начинает записывать все числа в столбик. Мне кажется, это связано с отсутствием всяких психологических барьеров. Надо попробовать!

  • Прасковья Васильевна

    Благодарю Вас, уважаемая Елена Владимировна за хороший и необычный урок. Для меня эта технология — открытие.

  • Ирина

    Благодарю Вас, уважаемая Елена Владимировна за интресный урок математики, проведенный Вами в нетрадиционной форме. Урок радостный, очень динамичный. Думаю, что впечатления, полученные детьми от этого урока дорогого стоят!Желаю Вам успехов в работе, думающих учеников и понимающих родителей.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика