Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
Сам себе РЕЖИССЁР → ИНОСТРАННЫЙ язык
МБОУ «Гимназия № 2» Салавата «Чудесный день» у семиклассников 15 минутный фрагмент второй половины урока башкирского языка в 7 кл, Провела: Ермилова Айгуль Ревовна, учитель башкирского языка С тремя репликами-комментариями научного руководителя В.М.Букатова |
1. На уроках башкирского языка седьмой класс делится на 2 группы (у меня дети русскоязычные, для них башкирский язык является иностранным). Планировалась работа со стихотворением Сафуана Алибаева “Матур көн” (“Чудесный день”).
Ынйы-ынйы ҡарҙар яуа, Ғәжәп матур көн бөгөн. Ҡулға тотоп алғы килә Ҡарҙың һәр бер бөртөгөн. |
Бәүелеп-бәүелеп төшә, Ҡар яуа- матур ниндәй. Әйтерһең дә, кемдер күктә Ҙур иләктән он иләй. |
2. Подгруппа была разделена на 3 малых группы: построились у доски по дням рождения (с учётом месяца). Цепочка разделилась на 3 части (три малых группы).
В каждой из м/гр было по 5 человек.
Задания получали посыльные по звоночку колокольчика.
3. Задание №1: найти в стихотворении самое длинное слово и записать на доске количество букв.
Посыльные в порядке готовности выходили и записывали числа.
1-я: 8 букв 2-я: 8 букв 3-я: 7 букв
4. Задание №2: каждой команде найти по количеству букв эти слова. (Однако создались некоторые сложности, поэтому каждой команде было предложено самим записать на доске свои слова, да ещё они были разные).
1-я Ынйы-ынйы 2-я бөртөгөн 3-я иләктән
I реплика-комментарий В.Б.: потеряно ключевое слово ОТГАДАТЬ (кто раньше? – не назвать перевод слова, а указать на само слово). Кто судья (не учитель же!..)? А кто так-таки отгадал, но не с первой попытки?… – подобные мелочи важны для сохранения игровой атмосферы на уроке. Иначе будет обычный «дидактический приём»…
А ещё потерян элементарный контроль. Задание: найти самое длинное слово. Так нашли или нет? Почему, если признано слово из 8 букв Ынйы-ынйы, то нет похожего по типу слова из 14 букв Бәүелеп-бәүелеп?
Без соблюдения игровых правил игр не бывает… Как по игровому наказаны те, что нашли неправильно и как отмечены те, что нашли правильно?.. Если учеников не интересует «игровая справедливость», то игры нет…
В результате задание, о котором рассказано, может быть интересным (оно напоминает задания по обживанию нового текста – см. таблицу-БАБОЧКУ), но к “Ск. букв в непонятном слове” оно имеет давольно далёкое отношение. – Вячеслав Букатов
5. Командам было предложено на листочке записать значение своего слова (перевод, окончание, что обозначает).
II реплика-комментарий В.Б.: уже начинается сползание в «нудную дидактику». Если какая-то из малых групп (м/гр) призналась в том, что ей непонятно, то теперь ей и расхлёбывать своё признание перед учительницей, которая правильный ответ, конечно же, знает и будет их «засуживать»… – подобная ситуация гасит игровые начинания (хорошо, что у вас это кажется не привело к «капитальному застою», но на будущее имейте в виду).
Лучше, когда слова для толкования распределяются по выбору (всем достаётся «не своё» слово для толкования или перевода). Если две м/гр выберут одно и то же, то их толкования-переводы судьи (то есть загадавшая команда) сравнивают. И всем сообщают, какое из предложенных толкований их больше устраивает.
Второй кон – переводы-толкования оставшихся слов (если таковые будут).
Я бы ещё ввёл в задание и примеры своих предложений, в которых используются эти «отгаданные» слова. Но предложения эти должны приниматься (или рассматриваться, критиковаться) не учителем (то есть не в виде «фронтальной работы» со всем классом), а учениками той команды, которая загадала это слово… – Вячеслав Букатов
6. Каждая команда по часовой стрелке изучают записи команд. (См. репл/комм II – В.Б.) Были сложности со вторым словом, тогда решили выяснить все группы. Пришлось обратиться к словарю.
Один из обучающихся нашел слово, похожее на это слово, но его смутило окончание: «Почему в словаре пишется так, а в стихотворении по-другому».
Никто не смог дать объяснение этому.
– Слова “бөртөк”– крупица, “бөртөгөн “– крупицу. Происходит чередование согласных в слове при добавлении окончания к-г, слово отвечает на вопрос чего?– нимәһен? закон сингармонизма окончание –өн.
Проводился этот фрагмент во второй половине нашего урока.
Задание заняло 15 минут урока.
Для урока отметила много положительных моментов:
это своего рода физ/минутка для обучающихся (но об этом рассказывалось мало, только в ситуации деления на м/гр, а вот кто, куда, зачем передвигался на уроке во время заданий №1-2 осталось за скобками вашего рассказа – В.Б.)
движение учеников внесло разнообразие в урок,
произошло повышение интереса к уроку, стремление узнать что-то новое, быть первым,
возникло вовлечение пассивных детей, во время урока стали проявляться их мнения.
III реплика-комментарий В.Б.: для начала очень неплохо… ПОЗДРАВЛЯЮ. И жду новых сообщений…
PS: интересно, если ученики будут загадывать друг другу непонятные слова из тех, что напечатаны в их учебнике Башкирского языка, но на русском языке (н-р, в Подмосковье одна из учительниц математики с удивлением выяснила, что кто-то из учеников умудряется не понимать слово ОВСА, килограммы которого нужно было вычислить в задаче из учебника 8кл). Может быть и «сингармонизм» кому-то из ваших семиклассников будет самым настоящим «котом в мешке»?..
В принципе для выяснения подобных неожиданностей (невольно скрываемых кем-то из учеников и от учителя и может быть даже от самого себя), так мешающих продвигаться в учебном материале, и была сконструирована интерактивная образовательная технология «сколько букв в непонятном слове» – Вячеслав Букатов
◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊
Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
Сам себе РЕЖИССЁР → ИНОСТРАННЫЙ язык