меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Слова-ЗАГАДКИ (6 и 7кл)

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
Сам себе РЕЖИССЁРЛИТЕРАТУРА

МОУ Оболенская общеобразовательная школа
(Серпуховский район Московской области)

Слова-загадки
с ЭПИТЕТАМИ и
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯМИ
из учебного текста
(6 и 7кл)

Задание №3 для экспериментальных площадок МПСУ  выполняла учитель русского языка и литературы

Скирневская Л.П.

20.11 на литературе  в 6а (16 человек) опробовала приём, изложенный в Задании №3. Работали в парах и группах.

Для загадывания ученики выбрали слова: роптать, колебимы, фарис, нелюдим, пророк, щиплет, урочный, поит, караван, челнок, роскошный, бесконечный, чужой, гремучим, верблюд, пальма, стан, терзает, шатром, вьюки, покрывало, корриды, сыпуч.

В 6а – быстро отгадывали слова. Работали очень заинтересованно, скучающих не было. Подпрыгивали и хлопали в ладоши, если удалось отгадать.

Больше всех слов-загадок удалось отгадать Аветисян Мариам – радости не было предела.

В тот же день ученики 6б (10 человек из 11) очень долго искали слова. Поэтому пришлось воспользоваться помощью водящих. Каждый из них стоял у доски. И по договорённости им можно было или «показать слово» или дать отгадывающим какую-нибудь подсказку. Водящие, например, называли то часть речи, то суффиксы или окончания. Или одну из букв этого слова.

Потом работа с «отгаданными» словами велась следующая:

а) если не могли объяснить значение слова – искали в словаре (принесла из дома);

б) разбирались, что помогает объяснить значение слова (приставки – контекст  – подбор слов – сноски в учебнике – однокоренные слова или возможные формы слова).

На другой день (21.11.) на уроке русского языка я попросила ребят вспомнить слова, над которыми мы работали на литературе и записать их на доске.

Учащиеся выбежали к доске. И в 6а классе было написано 9 слов и 4 слова в 6б. Ошибок в написании слов не было.

Потом среди записанных слов искали все существительные. Определили у них постоянные и непостоянные признаки – это уже по теме урока.

 ◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

20.11 на русском 7 класс отгадывал друг у друга устаревшие слова. Заинтересованность была, но эмоций было меньше. Не останавливаясь на подробностях этого урока, расскажу о другом, на котором получился такой новый поворот в задании.

На следующий день в этом 7 классе была литература. При знакомстве со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Листок» я попросила девочек загадать слово из эпитетов в стихотворении, а мальчиков – из олицетворений.

Ученики с интересом восприняли такое задание. Всем захотелось выйти к доске, записать цифру и побыть в роли водящего, принимая отгадки.

Загаданы были
эпитеты: жестокий, родимый, любимый, гонимый;
олицетворения: ночевала, задумался, плачет, умчалась.

Задача водящих оказалась в том, чтобы доказать классу, что загаданное им слово на самом деле является эпитетом или олицетворением.

У некоторых учеников сразу высветилась проблемы – умение находить аргументы…

+

В 6 и 7 кл. умение видеть и находить загаданные слова.
Учились объяснять значение слов.

Заинтересованность в работе.
Высокая общность класса.

Углубленное понимание текста.
Усвоение текста.
Больше появилось вопросов.

Если вначале ученики ждали мою реакцию, то потом, убедившись, что и я загаданного слова ещё не знаю, сами организовывали работу и обращались только к очередному ведущему.

При изучении олицетворения следует уделить больше внимания части речи – глаголу, а на эпитетах – прилагательному.

При объяснении значения слова я иногда слишком рано начинала помогать (обратите внимание на приставку, на её значение; как она помогает?; подберите слово; поищем в словаре).

 

Сожалею, что раньше не использовала подобный приём.

Реплика-комментарий: Очень интересные усовершенствования. И с ведущими-подсказчиками. И с весьма неожиданным условием – девочкам загадывать из эпитетов, а мальчикам из олицетворений (блеск)…
Но ж
аль, что форму работы класса вы не детализировали (вижу только упоминание, что работали в парах и группах, а как именно была организована работа – молчок)…
Думается, что рабочий список «плюсов и минусов» реально поможет очередному вашему самоусовершенствованию.
Поздравляю с удачным выполнением задания – Вячеслав Букатов   

.

 ◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

.

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
Сам себе РЕЖИССЁРЛИТЕРАТУРА

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика