меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Информатика с «Диктантом на дружбу»

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…
Сам себе РЕЖИССЁРИНФОРМАТИКА
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр«ДИКТАНТ на ДРУЖБУ» 

Конструктор из программы

или

«Диктант на дружбу»
на информатике в математическом классе
одного из столичных лицеев

 

Луговской Кирилл
студент факультета педагогического образования МГУ,
преподаватель информатики в лицее

Из-за того, что для написания программ на языке программирования требуется усидчивость и активная мысленная деятельность, многие школьники быстро теряют интерес к предмету. Я решил с помощью «Режиссуры урока» провести занятие так, чтобы попробовать вернуть им этот интерес.

Начало урока. Прошу детей достать чистые листочки. Естественно, ребята решили, что будет очередная самостоятельная работа. Но после того, как я попросил просто написать на листочке любое число, которое придёт им в голову, ребята сразу оживились, поняв, что всё не так страшно.

Не представляя, что будет происходить потом, ученики принялись выписывать числа. Вариантов было много (поскольку они – математический класс).

После этого я попросил их объединиться по написанным числам в команды (по 3 человека). Объединиться по такому алгоритму – в числах каждой команды должно быть что-то общее…

Сразу стало видно, кто с кем хочет быть…

За одну (с небольшим) минуту все оказались в именно в тех командах, которые их устраивали. Всего в классе было 10 человек, поэтому в результате получилось 2 команды по 3 человека и одна команда из 4х человек.

После объединения я попросил команды сесть в разных углах кабинета (к сожалению, техника безопасности не разрешает передвигать столы, как это было на занятиях В.М.Букатова в МГУ, поэтому пришлось просто расположиться в разных углах кабинета). И выбрать капитана, придумав название своей команде.

Посыльные выписывают имена команд

Девиз урока: «Давайте жить дружно»

Далее, я начал объяснять то, что они будут делать (собственно, сам «диктант дружбы»). Идея заключалась в следующем: я заранее приготовил программу, написанную на языке программирования Си, распечатал её в 4х экземплярах и разрезал особым образом (см. картинку).


Вот так программа «собиралась» из кусочков


И вот так эти кусочки выглядели вживую

После моего приглашения из каждой команды выходили по одному посыльному-добровольцу (каждый раз он был новый). На столе лежало 3 конверта (по одному на команду). Каждый посыльный из своего конверта вытягивал один (из четырёх) фрагмент программы.

Ребятам давалась всего одна минутка (по секундной стрелке) на то, чтобы запомнить этот «ужасный фрагмент непонятных символов». И 3-4 минуты, чтобы вернувшись в свою команду, рассказать, что они запомнили, для того чтобы каждый из команды с их слов как можно точнее воспроизвёл этот фрагмент.

Особо отмечу, что фрагментики были мелкими («ужасными»). И специально не нумерованными. А так как каждая команда вытягивала фрагменты только из своего конверта, то в результате во всех командах получились одинаковые пакеты фрагментов одной и той же программы. Но из-за перемешенного порядка следования, у школьников сначала возникла иллюзия, что у каждой команды своё собственное задание.

Замечательный драмо/герменевтический приём: «Все встали….»

«…кто понял задание – садится,
а тот, кто стоит, спрашивает у сидящих о том, что ему не понятно»

Интересно, что в двух командах не сразу догадались, что форму кусочка тоже надо запоминать… Дело в том, что им в первый раз достался прямоугольный кусочек с отрезанным уголком, на который посыльные внимания не обратили. А когда один из вторых посыльных увидел, что на его фрагменте прямо посередине строчки не хватает текста, то он уже сообразил (вернее – сообразила, т.к. им была девушка), что и форму кусочка нужно тоже запоминать (форма же первого фрагмента вспоминалась уже в команде, где, прежний посыльный усердно принялся напрягать свою память).

В двух конвертах, из которых вытягивали фрагменты команды-тройки, после того как каждый попробовал себя в качестве посыльного, оставалось ещё по одному кусочку программы. Поэтому я попросил именно в тройках выбрать самого лучшего на взгляд команды посыльного и именно его прислать за последним кусочком программы.

Но после того, как отведённая минута прошла и посыльные от троек уже собирались бежать к своим командам, я – сообразив что именно у них последние фрагменты опять оказались одинаковыми – остановил их и направил в соседнюю тройку, где такого фрагмента ещё не было. Направил для диктовки последней порции и для оказания помощи. Ведь это «диктант дружбы», а значит, надо помогать соседям.

В процессе работы

«Прям как тетрис, только на бумажке»

Ещё одна замечательная социо/игровая фишка: «Все встают. Кто не доделал – доделывают стоя, кто доделал – садится и отдыхает»

После того, как ребята на своих персональных листочках составили – как в конструкторе – единый текст программы из того, что по памяти диктовали им посыльные, внеся какие-то поправки, исправления и добавления, команды «по часовой стрелке» поменялись местами.

Перемещение в соседние команды для проверки правильности и одинаковости работ

И начали проверять программу, составленную соседями. Оценки выставлялись на доске (и обводились квадратиком).

Потом команды перешли «по часовой стрелке» ещё раз и стали оценивать уже судейство. Они получили исходный вариант программы (до её разрезания на фрагменты). И приступили к выяснению качества того, как проверила эту работу предшествующая команда.

Проверка работ: обсуждение критериев для оценки судейства

Оценки опять выставлялись на доске (но обводились уже треугольником).

По ходу проверки в классе то и дело были слышны разные восклицания. То – «ставьте всем пятёрки», то – «а мы всем двойки поставим», что было весьма забавно.

 «Ставьте всем пятёрки

Результаты проверки

Интересный факт: ребята настолько увлеклись оцениванием работ, что не заметили, как прозвенел звонок на перемену. И класс половину перемены сидел и проверял работы своих соседей (такого у меня на уроках раньше не было).

Всю следующую неделю в классе кто-нибудь из числа «проболевших» урок то и дело просил повторить «диктант», который они пропустили. Судя по всему, ребятам урок понравился. Им было хоть и непонятно, зачем всё это надо, но явно – очень интересно.

Луговской Кирилл,
студент ФПО МГУ,
преподаватель информатики

 Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…
Сам себе РЕЖИССЁРИНФОРМАТИКА
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр«ДИКТАНТ на ДРУЖБУ»

.

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика