меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Гомер (1 курс)

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…
[2] Сам себе РЕЖИССЁРЛИТЕРАТУРА

Елизавета Маркова
Четыре варианта
проведения коллоквиума-зачёта
по
Гомеровским поэмам
и сказаниям Троянского цикла

 Факультет журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова


Отчет Е.А. Марковой
по опыту проведения
социо/игровой «режиссуры урока».
Задача: провести в 4 группах I курса
факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
коллоквиум-зачёт
по теме: Гомеровские поэмы
в сказаниях Троянского цикла.

Получив возможность провести одну и ту же тему у 4 групп, я решила  опробовать разные игровые приемы, полученные на занятиях профессора В.М.Букатова. На игровые задания в каждой группе выделила примерно 30 минут.

Реконструкция деформированного текста

В первой группе был «Скошенный  [читай: скушанный]  текст».

Началось всё с того, что студенты строились по первой букве улицы, на которой они живут. Первая реакции: «Что?», «Это как?»…

Но всё же выстроились. Оказалось, что по своему плану я выделила слишком мало времени. В реальности построение заняло минут 5-8.

Кол-во участников в командах было идеальным, по 6 человек. Каждая команда придумала себе название из первых букв имени. (Были вопросы, первую букву полного или краткого имени нужно использовать в название. Я отвечала: «На Ваше усмотрение».)

Все команды получили на руки листы с одним и тем же отрывком из Илиады. После чего, устно озвучив принцип «Один за всех и все за одного», я приступила к герменевтической процедуре – обживание текста.

В розданном отрывке (в этой группе им была первая страница Илиады) нужно было посчитать сначала все буквы «р», затем «б».

Реплика-ворчалка: вообще-то для обживания ОШШЕНЬ мало! Всего два задания. И не ясно, как было дело (сошлись ответы или нет; насколько большая была разница, и т.д.).
Так нельзя поступать даже со студентами журфака. Можно было и помудрить. Например, все группы на доске пишут предполагаемое в отрывке число предложений, или сущ. 3 скл., или прилагательных, или имён собственных, или иностранных, или с «буквой г» – на худой конец…
Хорошо, что у вас всё прошло и так благополучно, но на будущее – имейте в виду… – Вячеслав Букатов.

Потом команды обменяли листы с полным текстом отрывка на урезанный текст. И тут начались проблемы.

Две команды из трех делали задание честно. То есть они вспоминали, не пользуясь текстом. Там дело шло весело, со смехом.

Третья же команда под партой вытащила «Илиаду» и радостно всё оттуда перекатала. И из 5 отведённых на работу минут, они 1,5 минуты сдували, а потом сидели, скучали.

Я не сказала им ни слова. Но думаю, студенты поняли, что сами себя наказали.

Дальше все три команды поменялись по часовой стрелки и начали проверяли работы друг друга. Причем (по технологии) и у нас ставились 2 оценки: за грамотность и за честность (решение студентов).

За грамотность списавшая команда получила «4».

Но в общем само задание всей группе явно понравилось.

 Диктант на дружбу

Во второй группе я решила провести «диктант Дружбы».

Построение студентов-первокурсников и деление на команды прошло так же, как и в предыдущей группе. Единственное одна студентка всё время спрашивала:

– А зачем мы это делаем? Вы на нас опыт ставите?.. А что будет дальше?

На что я отвечала, что она скоро всё увидит сама.

Куски текста были довольно большими. Из «Одиссеи» я взяла сцену в пещере Полифема (спасибо В.М. за наводку). Командам нужно было написать под диктовку своих посыльных 6 фраз.

Для большой первой фразы я посыльным разрешила взять себе по помощнику. А для последней большой фразы – посыльным приготовить кусочек бумаги «размером со спичечный коробок» для изготовления «шпаргалки» (как советовали и нам на «Режиссуре урока»).

Запоминали студенты каждую фразу по 40 секунд. А записывали в командах по 1,5 минуты.

Проверка первоначальная и затем последующая «проверка судей» прошли замечательно! В итоге (из подслушанных разговоров студентов):

– Как весело!

– Вот бы все коллоквиумы так проходили…

Что меня несказанно обрадовало. Все команды в этой группе получили по 5 (оценки самих студентов).

Фрагменты для посыльных были такими:

К берегу близкому скоро пристав с кораблем, мы открыли
В крайнем, у самого моря стоявшем утесе пещеру,
Густо одетую лавром, пространную, где собирался
Мелкий во множестве скот;
там высокой стеной из огромных,
Грубо набросанных камней был двор обведен, и стояли
Частым забором вокруг черноглавые дубы и сосны.

Муж великанского роста в пещере той жил; одиноко
Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился;
Был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона;

Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен
Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,
Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно.

Спутникам верным моим повелел я остаться на бреге
Близ корабля и его сторожить неусыпно; с собой же
Взявши двенадцать надежных и самых отважных, пошел я
С ними;

                 и мы запаслися вина драгоценного полным
Мехом: Марон, Аполлона великого жрец, Еванфеев
Сын, обитавший в разрушенном Исмаре, им наделил нас
В дар благодарный за то, что его мы с женою и с сыном —
Сан уважая жреца — пощадили во граде, где жил он
В роще густой Аполлона;

                                          меня ж одарил он особо:
Золота лучшей доброты он дал мне семь полных талантов;
Дал сребролитную дивной работы кратеру и налил
Целых двенадцать больших мне скуделей вином, драгоценным,
Крепким, божественно-сладким напитком; о нем же не ведал
В доме никто из рабов и рабынь и никто из домашних,
Кроме хозяина, умной хозяйки и ключницы верной.

 «Каверзные вопросы»

В третьей группе я решила организовать «Каверзные вопросы». Построение шло по номерам квартир. И дальше объединялись в шестерки. Единственное был вопрос: делиться по расчёту (все первые – одна группа, все вторые – другая и т.д.) или просто по шестеркам. Выбор я предоставила самим студентам.

Парты в этой группе не сдвигались. Но студенты расположились своими командами так, как хотели. Одни сели в круг на пол. Другие забрались на подоконник. Третьи – вокруг выбранного стола.

Договорились о названии команд. Посыльные вывели их мелом на доске.

Далее каждая команда составляла на листе, подписанном названием их команды, 10 «наикаверзнейших» вопросов по Илиаде (за 10 минут, с использованием домашних заготовок).

Полный восторг! Громкое обсуждение. И постоянные реплики: «Ну ты еще погромче покричи!»…

Далее команды оставляли лист с вопросами на своём командном месте, а сами полным составом переходили в другую команду, чтобы письменно ответить на их вопросы.

Одна команда, впрочем, не услышала, что сначала нужно писать только вопросы. И по недомыслию они сразу  добавляли к ним и правильные ответы. Когда это выяснилось, им пришлось быстро всё переписывать (что они вполне успели сделать).

При проверке студенты на доске ставили 2 оценки: кол-во правильных вопросов и кол-во повторяющихся (если встречали на листе чужой команды свой вопрос).

Закончился урок под дружные аплодисменты студентов (и себе в том числе).

«Ик Зибилишики»

 Содержание вопроса

ответ прав.
  1. Кто сообщил Ахиллесу о смерти Патрокла?
Антилох +
  1. Кто дал Одиссею одеяло?
Левкотея
  1. Что изображено на щите Ахиллеса?
Созвездия, мир и война +/-
  1. С кем Диомед прекратил бой и почему?
Гектор/ГлавкРавносильные/гостеприимство +
  1. С кем сравнивается Менелай, когда Афина посылает ему силу во        время борьбы за тело Патрокла?
С матерью, «прежде не знавшей муки рожденья»  
  1. Каких женихов Одиссей оставил в живых и почему?
Фемий (он пел) +/-
  1. Чем был необычен конь Ахиллеса?
Он разговаривал +
  1. Сколько кораблей было в Иллиаде?
176
  1. Что делал Ахиллес на могиле Патрокла?
Сжег 12 троянских юношей +
  1. В какой главе впервые появляется Одиссей?
5 +

 

«Писистрат и гордые гимны Жюстин»

  1. Назовите слово, которое в 10 главе употреблено грамматически неправильно?
 
  1. Сколько ахейцев приходилось на 1 троянца?
 
  1. Постоянный эпитет Андромахи?
безмолвная
  1. Сколько дней боги отсутствовали на Олимпе?
 
  1. Постоянный эпитет свинопаса Одиссея?
богоподобный
  1. Какой ветер назвали Зефиром?
Теплый ветер
  1. Какими словами заканчивается Илиада?
«Так погребли они конеборного Гектора тело» +
  1. Кто дал Одиссею волшебное одеяло?
Ино, Кадмова дочь Лекотея +
  1. С кем сравниваются ахейцы, идущие в бой?
С морскими волками +
  1. Что символизирует центр с небольшими возвышениями на щите        Ахиллеса?
Предметы космического порядка: земля, небо, море,   солнце, луна, звезды +

 

«Сцилла и Харибда»

  1. На территории какого гос-ва находится Троя сегодня?
Турция +
  1. В каком городе появились гомериды?
Смирна +
  1. Остров феакийцев?
Корфу +
  1. Какие созвездия изображены на щите Ахиллеса?
Плеяды, Гиады, Ориона и Б. Медведицы +
  1. Тот, кому «от Богов назначается в дружбу вступить с человеком»?
Гермес +
  1. Сколько человек съел Полифем?
6 +
  1. Как звали воина, упавшего с крыши дома Цирцеи?
Эльпенор +
  1. Река, с которой боролся Ахиллес?
(Сперхей) Стикс
  1. Что стало с кораблем феакийцев?
Утопил Посейдон
  1. В какой песне описывается греческий флот?
2 +

 

 «Шапка вопросов»

В четвёртой группе первокурсников была «Шляпа».

В этой группе студенты строились по алфавиту третьих букв своих фамилий. Причём вопросов никто не задавал. Но глаза были очень-очень удивлённые.

При расчёте на «первый-шестой», студентка после «первого» тут же сказала «шестой». Тогда я сказала всем поделиться на команды автоматически, то есть кто с кем стоит, что впоследствии оказалось очень удачным решением (снимало страх перед ответом на вопрос).

Все написали по 3 вопроса (1 – на знание текста, 2 – «сам не знаю, но хочу узнать» (некоторые так и озаглавливали вопрос), 3 – «я считаю…, а как считаешь ты?».

Далее каждая команда выделяла по 2 добровольца (чтобы все происходило быстрее), каждый тянул из шляпы вопрос и нёс к своей команде, где коллективно за минуту готовили развёрнутый ответ.

Потом посыльные возвращали, выстраивались в линию и по очереди отвечали на вопросы перед всеми командами. Причём в случае заминки посыльного, его команда активно и добросовестно помогла дополнить его ответ (и своим, а потом и «чужим» посыльным).

Успели пройти только 2 полных круга. Поэтому не хотели уходить из аудитории…

Перечень вопросов, оставшихся в Шапке после двух кругов командных ответов
(вперемешку три типа вопросов: «
на знание текста» // «а как думаешь ты?» // «не знаю, но хочу узнать»)

—     Сколько царей приплыло за Агамемноном?

—       Как Гомер мог написать поэму, если он был слепцом?

—       Я считаю, что Патрокл мог остаться в живых, а ты?

—       Сколько сыновей родила Гекуба от Приама?

—       Как звали сына Гектора?

—       К каким царям ездил Телемах?

—       Сколько человек погибло во время Троянской войны?

—       Чем отличился Диомед за описываемое время?

—       Почему Арес, бог войны, был на стороне троянцев, хотя Менелай, муж Елены, – его любимец?

—       Я считаю, что Одиссей не заслужил наказание из-за неповиновения его людей. А ты?

—       Из-за чего прогневались боги на героев после окончания Троянской войны?

—       Я считаю, что Троянской войны можно было избежать. А ты?

—       С чего иногда начинается описание нового дня в «Одиссее»?

—       Чем заканчивается «Илиада»?

—       Как Хрисеида (пленница Ахиллеса) относилась к своему плену?

—       Почему троянцы не проверили коня?

—       Кто помог Гере обольстить Зевса?

—       Я считаю, что похищение Елены послужило только поводом для войны с Троей, а ты?

—       С кого Гектор снял доспехи Ахиллеса?

—       Почему на яблоко раздора претендовали только три богини?

 

Выводы:

– выполнить настойчивую рекомендацию В.М. сдвигать парты получилось не во всех группах. В одной аудитории они были очень тяжелые. И в одной из групп учебная комната была  было настолько тесной, что столы развернуть было просто сложно;

– по времени мы уложились во всех группах;

– все студенты ушли с коллоквиума очень довольные. В одной группе студентка спросила: «Мы что, все такие гении?» Ответ: «А разве Вы сами не заметили?»;

– все получили по Гомеру зачёт; равнодушных или недовольных не было :- )))

Реплика-ворчалка: Жаль, что вы ни словом не обмолвились, какой из вариантов вам самой пришёлся-таки больше всего по душе – Вячеслав Букатов

хохохохохохохохохохохохохохохохохохохохох

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…
[2] Сам себе РЕЖИССЁРЛИТЕРАТУРА

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика