меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Уравнение ОКРУЖНОСТИ (8кл)

Сам себе РЕЖИССЁРМатематика

МОУ Оболенская общеобразовательная школа
(Серпуховский район Московской области)

Травина Ольга Павловна

Снеговики
в системе координат

О том, как на геометрии восьмиклассники вычерчивали в своих тетрадях снеговиков, чтобы потом определить координаты центра «головы» у каждого из них для составления «уравнения окружности»

Здравствуйте, Вячеслав Михайлович. Большое спасибо за очень высокую оценку моих придумок и за учебные разъяснения по работе с текстом (откр. в новом окне). Опять начала учиться «обживать текст». Спешу поделиться тем, что у меня получилось на уроке геометрии в 8 классе (15 человек).
Тема «Уравнение окружности»  

α [альфа: Объединение в группки
с помощью
«мягкого мячика»]

В рабочие группки объединялись так: встали в круг и начали играть мягким мячом (перекидывали  мяч  друг  другу). По сигналу «стоп» тот, у кого в руках оказался мяч, выходил из круга. Теперь он, отвернувшись от играющих, в какой-то момент говорил играющим «стоп». Выходил следующий…

Так набралось пять человек. Потом ещё пять. Получилось три группы. Которые оборудовали себе место и сели. И потом все задания передавались через посыльных.

Реплика-комментарий: всё замечательно. Но на будущее не забывайте и о «названии команды» (с каким-нибудь каверзным усложнением: то с использованием третьих букв имени, то суммой всех месяцев рождения и т.д.). Вы обошлись и без названий, но во многих других ситуациях они не только удобны, но и необходимы, как знаковая ступенька в деловом взаимопонимании учеников, по воле случая оказавшихся в данной «малой группе». – Вячеслав Букатов

β [бета: Игровые варианты
герменевтической
«процедуры понимания
»]

Все группы получают задание:

  • записать в тетрадях тему урока: Уравнение окружности. Из букв в слове «уравнение» и из букв слова «окружности» составить новые слова (из каждого слова отдельно). Времени на это – три минуты!

Ровно через три минуты (время контролировалось песочными часами) посыльные записали на доске по два числа, которые обозначали количество слов, которые придумала их группа из букв, использованных в словах названия темы урока.

Конечно, все группы свои слова сверили.  Очень порадовало всех слово «сторож». Оно не повторялось! (А меня это порадовало больше всех, потому что его увидел самый, казалось бы, неприметный парнишка в классе.) 

А потом началась работа  по«обживанию текста». Раздаточные листы я заготовила заранее – сделала ксерокопию с учебника (п.74: Уравнение окружности).  Каждая группа получила по два одинаковых листа с текстом. 

И посыпались задания: кто быстрее и внимательнее?..

  • сколько абзацев в тексте?
  • сколько слов в самом длинном предложении?
  • сколько точек в тексте?
  • сколько символов используется для записи уравнения окружности?
  • сколько раз встречается буква «ф»?

Каждый ответ после  обсуждения в группе посыльные записывали на доске. Если ответы были разными, то всё ныряли в учебник, чтобы узнать, а как же на самом деле…

γ  [гамма: «Не совсем понятные»
задания
]

Наконец мы приблизились к герменевтической серцевинке:

  • найдите странности в тексте.

Это задание сначала многим показалось непонятным! Что такое «странность»? Стали подбегать ко мне с вопросами.  Я не знала как им пояснить. Стали делать сами…

И что-то отыскали.

Странными показались слова «уравнение фигуры». Поэтому предложили вставить слово «геометрической» (для ясности)…

А ещё –  «декартовы координаты». Стали рассуждать, что они-то понимают о чём идёт речь. Но кто-то другой может подумать, что координаты – это собственность Декарта.  Вот так-то…

А потом во всех группах тексы и учебники убрали со столов и по памяти отвечали на такие вопросы:

  • сколько раз встречалось слово «уравнение»?
  • сколько раз встречалось слово «окружность»?
  • как обозначен центр окружности на чертеже?

Ответы опять записывались на доске. Очень интересно проходило обсуждение в группах: вспоминали, недоумевали, принимали решение…  

А после проверки по учебнику, искренне радовались, что почти угадали!

Но тут ученики получили опять не совсем понятное для них задание:

  • удалить из текста ПЯТЬ слов (хорошо, если эти слова будут объединены каким-то общим признаком)

А им опять непонятно: как это – удалить? Пришли к единому решению – воспользоваться замазкой. Деформировать текст им надо было только на одном листе (второй посыльные отнесли на учительский стол).

Во время работы я подошла к одной из групп. Они как раз выбирали слова. Сначала хотели вырезать все упоминания слова «окружность». Но потом решили, что это очень легко и решили убрать пять слов из пяти букв.

А потом группы поменялись листами. Стали восстанавливать текст. Что-то обсуждали, спорили, вписывали…

Затем отдали листки хозяевам на проверку. Всё сверили, что-то поправили… На доске отразили своё судейское мнение.

Реплика-комментарий: именно в таких ситуациях наличие у рабочих групп персональных названий оказывается очень полезным для наглядности и понятности происходящего… – Вячеслав Букатов

δ [дельта: О непредсказуемости
числовых значений и не только
…]

После таких трудов сменили состав групп (человек в самой яркой одежде и человек в самой светлой одежде перешли в соседнюю группу).  Новое задание:

  • используя  числа, которые были получены в первом задании урока по составлению новых слов, записать такое «уравнение окружности», в котором эти числа являлись бы координатами центра, а их сумма была бы радиусом.

Реплика-комментарий: браво! герменевтическая закрученность задания оказалась замечательным трамплином для тренировки ученического навыка устанавливать пространственную, временную и логическую взаимосвязь в условиях полученного задания. Этот навык нужен на уроках по всем предметам, но особенно он важен для алгебры и геометрии… – Вячеслав Букатов

Уравнения записывали в тетрадях и на доске.  Проверяли и поправляли их «всем миром».

Следующее задание:

  • нарисовать в тетрадях СНЕГОВИКА в системе координат.
  • выбрать САМОГО красивого снеговика и определить координаты центра «головы». Координаты записать. Остальные тетради в «рабочей группе» закрыть.
  • перейти к СОСЕДЯМ и в их тетради по указанным координатам записать «уравнение головы снеговика».

Потом группы пошли к другим соседям, посмотрели их картинки и уравнения. Затем отправились к себе. Там проверили запись уравнения, что-то поправляли…

ε [эпсилон: Традиционная мизансцена создания
персональных
«уравнений окружности»]

Завершающим этапом в нашей работе было вот что: все сели традиционно и получили такое «персональное» задание.

  • в тетрадях надо записать свои имя, фамилию и отчество. Потом СОСЧИТАТЬ число букв в этих словах. Первые два числа – координаты центра, третье число – радиус. Нужно записать уравнение окружности и  придумать «имя» этой окружности.

Это было интересно всем. А уж какие «имена» придумали:

Дионисия,
Крупенус…

Потом собрались в группы и посмотрели, у кого что получилось…
Мне урок понравился…
Детям, надеюсь, тоже…

Реплика-комментарий: Ольга Павловна, спасибо! И за урок и за рассказ о том, как было дело – Вячеслав Букатов

Сам себе РЕЖИССЁРМАТЕМАТИКА

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

Яндекс.Метрика