меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ТОЧКИ над ї (ч1)

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы
Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫУроки в КЛАСС-КОМПЛЕКТАХ

ТОЧКИ над ї
часть первая

Сколько букв в непонятном слове?
Рассказ сельской учительницы Е.А. Усачёвой
о выполнении «экспериментального задания» на уроках в малокомплектной школе

с последующими советами и комментариями научного руководителя доктора педагогических наук В.М.Букатова


«День знаний» (1.09.2012) в малокомплектной школе с.Давыдово

Детский центр развития при православной общине ПРЕОБРАЖЕНИЕ храма Владимирской иконы Божьей Матери в селе ДАВЫДОВО (Ярославской обл. Борисоглебского р-она)

Письмо-отчёт
Елены Александровны Усачёвой
(начальная малокомплектная школа села Давыдово; домашнее обучение)

 

Пробы с первоклассниками

I. Первый раз я применила приём «Сколько букв в непонятном слове?» на уроках литературного чтения в 1 классе (3 ученика).

 Пользуясь возможностью дать детям тексты для дополнительного чтения (т.к. у меня первоклассники читающие) из учебника «Русская азбука плюс» В. Горецкого, предложила детям самостоятельно прочитать стихотворение В.Лунина «Прогулка». Но с установкой: «Кто найдет непонятное слово, посчитайте кол-во букв».

Детей предупредила, чтобы с места не выкрикивали, а выходили бы к доске и мелом изображали бы число букв.

Так они и делали. Потом они уже стали выбегать. И тогда приём превратился в очень увлекательную игру. Я даже никак не могла их остановить, потому что объем стихотворения был большой и слов непонятных там оказалось предостаточно.

Первый кон в игре начала я сама, загадав слово «ветла». Его отгадали с третьей попытки. Но по ходу работы у каждого появились свои новые слова. Так мы перебрали все стихотворение «по косточкам».

Непонятными словами были: шпинат, череда, прыть (вспомнили крылатое выражение «во всю прыть»).

В процессе игры все перечитали стихотворение по нескольку раз. Всем пришлось искать слова внимательно.

Вова  читает не так бегло, как девочки (16 сл. в мин), для него объем стихотворения был слишком большим для того, чтобы перечитывать его несколько раз. Поэтому непонятными стали формы слов. А именно: «съев»,  «два мешка», наречие «мимо».

Отгадывать у него не получалось. Он торопился успеть, поэтому читал невнимательно. Просто искал механически.

Девочки были удивлены его загадками. Для них все загаданные им слова были понятны, так как они читают хорошо, то есть – фразу, предложение, воспринимая смысл прочитанного.

Но, надо отметить, Вова сразу включился в игру, был очень активным. И это он никак не мог остановиться.

Ариша же в силу возраста устала быстро, но продолжала работать как и Вера внимательно.

Приём занял 20 минут от урока.  Вывод – надо брать меньший объем текста (особенно, если он из дополнительного чтения). То есть для подобного задания может подойди пословица, поговорка, загадки, шутки и т.д.

Реплики-комментарии В.Б.
1) хорошо, что из приёма возникла увлекательная игра, но только вот вы сами, Елена Александровна, как и большинство других учителей с солидным стажем работы, но ещё без особого опыта работы в социо/игровой стилистике, склонны пренебрегать игровой атмосферой в угоду «чинному» обучению. Если первоклассник торопился успеть, то это замечательно (и сам факт его старательности и факт учительского внимания к особенностям его поведения). И не стоит омрачать погоду «поспешным диагнозом», что он читал, мол, механически.

Если и механически, где ж ему учиться переводить своё «механическое» умение в живость навыка осмысленного чтения как не на уроке в 1-м классе? Неужто вы считаете, что этим он должен заниматься дома? Первоклассники и так пришли в школу читающими, а вам всё мало – подавай «осмысленное чтение». Это очень распространённая среди учителей позиция. Так зайти можно очень далеко!..

2) думается, неслучайно вы особо отмечаете нюансы ДИДАКТИЧЕСКИЕ и совсем молчите о нюансах двигательных! Я знаю, что школа у вас – деревенский дом, поэтому класс маленький – еле-еле вмещаются шесть одиночных парт и учительский стол. Так как же была организована двигательная активность учеников во время этого задания? (Об уроке я уж и не говорю, потому как боюсь, что сиднем сидеть приходится детишкам от звонка до звонка. Или я ошибаюсь?..)

3) и напоследок. Искать непонятные слова лучше в уже знакомом тексте. Например, при проверке домашнего задания. Не задавать на дом «найти непонятные слова» (тогда абсурд, а не игра получится), а в виде неформального и неожиданного опроса-проверки. Тот, кто дома читал, тому будет легче сориентироваться и найти слово, которое мог загадать сосед.

Если же объём текста будет слишком маленьким, то игра опять-таки может не сложиться из-за гнёта дидактической предсказуемости (недаром Вова «вошёл в раж» именно на непомерно большом тексте).

Определять меру – что будет для данных детей объёмом слишком большим, а что не слишком – определять самому учителю. На свой страх и риск, ориентируясь на подсказки собственной интуиции и здравого смысла. – Вячеслав Букатов 

 

II. Руководствуясь своим выводом в следующий раз я взяла короткие высказывания «Из старинных книг» («Родная речь» Л.Климанова). Непонятными словами были «кроток», «намерен», «не оспаривай» и т.д.

Получилось, что «отгадывая непонятное слово», мы заодно объясняли и смысл всего высказывания.

Оказалось, что сам приём хорошо использовать на любом этапе урока в зависимости от цели, которую ставит учитель.

 

III. Пробовала взять и более простой текст. Перелистала «Азбуку» В.Горецкого, где тексты адаптированы и, обычно, все слова детям понятны. Выбрала – «Наступила осень».

Ариша «загадала» слово «горели». Потому что она не поняла смысла высказывания: «горели кисти рябин». Так мы познакомились с переносным употреблением слов. 

Ребята сразу «обозвали» это слово «красивым непонятным словом». И в свою очередь предложили ещё такие слова:  «ясные» (деньки); «ярко» (горели).

Так «непонятное слово» нам помогло познакомиться с эмоциональной окраской текста.

Реплика-комментарий В.Б.
1) для «первого раза» очень неплохо. Радуют дидактические выводы (например, о том, что приём хорошо использовать на любом этапе урока) и методические находки (например, способ знакомства с проблемами эмоциональной окраски текста).

2) зона ближайшего развития учителя: продумывание (и прописывание) двигательной активности учеников на уроке. Например, загадавший ученик выходит (выбегает) к доске и рисует число не мелом на доске, а ЛОКТЁМ в воздухе (и размером не меньше чем он сам!!!). Или отгадавшие не называют слово, а, выбегая, пишут его мелом на доске… И т.д.

Это чтоб на любом уроке  жизнь «била ключом» не хуже чем на переменке между уроками – Вячеслав Букатов

Малокомплектная школа в с.Давыдово (3кл+1кл). Подготовка к уроку

.

 «Два в одном»: 3кл(1чел) + 1кл(3чел)
на уроках
«Окружающий мир», «Чтение» и «Математика»

I. Пыталась применить заданный игровой приём и при работе с двумя классами. Сначала на уроке «Окружающий мир»: 3кл (1 ученик – эрудирован и высокая скорость чтения) и 1кл (3 ученика – двое читают выше нормы, один – ниже нормы).

Сначала взяли тему 3го класса «Охрана растений» (объем печатного текста 2/3 страницы).

Первый класс выделил в непонятные первые попавшиеся слова «хлопчатник» и «лён». Искали в определителе растений. Это было плюсом и для 3го и для 1го класса.

А Савва (3кл) загадал «ятрышник». И пока мы это слово искали, перебрали почти весь текст. И попутно при «поисковом» чтении 1му классу стало непонятно ещё много слов, как-то «кислород», «волокна».

Получилась такая «научная беседа». С привлечением справочника, учебника и объяснения Саввы (3кл)

На другом уроке по «Окружающему миру» мы взяли из учебника для 1ого класса тему «Откуда приходит в наш дом электричество?» Объем – 2 стр, включая иллюстрации.

Данный приём был использован в начале урока, чтобы потом поведать детям историю «Как люди укротили реку и заставили работать на себя».

Но всё дело было в том, что Савва уже знал значение всех слов. Он как бы додумывал какое же слово могло быть непонятно первоклашкам. И, опять же, объяснял им смысл нужного слова сам или с моей помощью.

Получилось замечательно. Для Саввы: повторение + новые знания. Для ребят: подготовка к восприятию текста.

 

II. Аналогичный поиск значения слова получился при работе с «Азбукой» В.Горецкого. По очереди велась работа со стихами В.Берестова «Пёсья песня», «Прощание с другом» и «Нофелет».

Савва (3кл) загадал «за околицей». Я удивилась, дети живут в деревне и не знают этого слова. Слово, кстати, 1ый класс отыскал. Потом стали искать значение этого слова в словаре Ожегова.

Заодно познакомились со словарем. Ну и получили много ответов на свои вопросы.

Савва, например, удивился, что справочник такой толстый. И что там так много слов. Неужели Ожегов ещё в детстве начал собирать и объяснять слова.

От учителя дети узнали, что не все слова из словаря теперь употребляются в речи. Например, слово «околица».

Непонятным словом для 1го класса стало и слово «энциклопедия». Опять же обратились к энциклопедии «Всё обо всём» (Савва сразу попросил разрешения взять её домой, чтобы почитать). И мне пришлось объяснить, что это слово переводится с греческого так: «Обучение по всему кругу знаний».

Вера (1кл) отметила слово «нофелет». Но с этим было просто, т.к. Савва (3кл) успел быстрее всех прочитать стихотворение и понять его смысл.

                НОФЕЛЕТ

Каким учёным Федя стал!
Кто б мог сравниться с Федею?
Он лето целое листал
Тома энциклопедии.
Людей известных, например,
Он знает всех… до буквы «Р».
— А ну-ка, Федя, дай ответ:
А кто такой был Нофелет?
— Кто? Нофелет? Ах, Нофелет…
Скажу я вам на это,
Что стыдно людям ваших лет
Не знать про Нофелета!
Жил в древнем Риме Нофелет,
Не то мудрец, не то поэт…

Откуда только знает он
Такого мудреца?
Мы просто слово «те-ле-фон»
Прочли ему с конца.
А получился «Но-фе-лет»,
Не то мудрец, не то поэт.

 

Опять посмеялись с Вовой(1класс). Он выделил в непонятное слово – форму слова «[с] Федею». А у него брат Федя!

Ариша(1кл) как всегда, с эмоциями, в «Пёсьей песне» загадала «[в] слезах».  Мы даже сдались. Вера, узнав, что за «непонятное» слово было загадано, объяснила его смысл так: «Ариша, ты же плачешь, потому, что не хочешь, чтобы щенок уходил, у тебя слёзы – всё лицо в слезах».

Реплики-комментарии В.Б.
1) хорошо, что «произведения искусства» (а стихи Берестова для детей таковыми являются) вы не «разбирали по полочкам». Детям гораздо полезнее механически поползать по тексту, оставляя для себя возможность неожиданных   miniоткрытий и miniудивлений из которых складывается индивидуальное читательское представление и о содержании, и о художественности.  А не быть «утрамбованными» примитивно-поспешным и плоско-назидательным выводом взрослого…

2) только вот потенциал механического обживания (очень важный для герменевтики этап) вы использовали очень поверхностно. Там странностей-непонятностей видимо-невидимо. Но вы так не считали, поэтому и дети присоединились к вашему мнению…

А если заглянуть в текст «разув глаза», то о многое можно споткнуться. Почему «до буквы Р»? Кто такие «мы» (и сколько нам лет)?

И слово «те-ле-фон» (так изображено у автора) читается с конца как «ноф-ел-ет» (и все читатели-неофиты прочитают именно так по слогам, и только «опытные чтецы» смогут вопреки указанным дефисам получить последовательность новых слогов). Так откуда же взялось Нофелет (да ещё с большой буквы)? Может быть Вера была права, отметив слово Нофелет в качестве непонятного, а вы с Саввой поспешили? Потому что стали учёными, как тот Федя?..

3) очевидно, что от ответов на эти и многие другие вопросы зависит представление читателя о художественном смысле замечательного стихотворения Берестова.

Так что «ничтоже сумняшеся» и «засучив рукава» учитесь со своими учениками ползать по текстам, обживаясь в них по ходу выполнения разных и, казалось бы, столь примитивных и(или) абсурдных «маханических заданий» драмо/герменевтики. И техника и культура чтения от этого только выиграют. – Вячеслав Букатов

 

III. Применила приём и на уроке математики. Взяли учебники и 1го и 3го класса. Разворот «Площадь прямоугольника» (Математика: 3кл. М.Моро) и несколько разворотов темы «Сложение и вычитание 1» (Математика: 1кл. М.Моро). 

Малыши определили, что непонятным словом является «площадь». Объяснял Савва как мог. Уж как у них в головах отложилось, не знаю, зато Савва (3кл) хорошо повторил материал.

В учебнике 1го класса Ариша загадала «вычли». И отгадал и объяснил Савва. Потом он загадал для них «сумма». Отгадал Вова (1кл).

Тут я поняла, что Савве неинтересно, он всё понимает и тогда я дала ему выполнять индивидуальную работу по программе № класса. А с первым классом мы продолжали работать с разворотами учебника математики.

Когда Вера загадала «слагаемые», нашёл и объяснил Вова (я только уточнила). Ариша загадала слово «вычесть», объяснила Вера.

В общем неплохо, что мы повторили математические понятия. Это помогло объяснить тему урока «Сложение и вычитание 1»

 

IV. Приём, несомненно,  творческий, применим на любом этапе урока, в зависимости от цели, он увлекает детей, поднимает настроение, дает возможность самим прийти к пониманию смысла слова.

Если ребенок плохо читает, тянется за другими путём «проб и ошибок», как в случае с Вовой, то приём заставляет читать ученика более вдумчиво. Что опять же-таки улучшает технику чтения.

Но приём, конечно же, применим не всегда. Иногда дети отказывались «поиграть в непонятное слово». В 1ом классе зависит от настроения, учебного материала, от усталости детей.

Приём заставляет детей напрягать память и воображение. Заставляет задавать вопросы. При этом естественно обогащает лексику. Учит употреблять слово, чувствовать его эмоциональную окраску.

Приём дублирует словарную работу с текстом перед первичным восприятием текста.

Реплика-комментарий В.Б.: уважаемая Елена Александровна, повторю, что для начала очень неплохо. Вы наработали опыт использования данного приёма на нескольких уроках по разным предметам. Сделали выводы, с которыми нельзя не согласиться.

Только всё дело в том, что выводы эти освещают побочные результаты, а не те основные, ради которых это задание и было предложено мною всем учителям экспериментальных площадок, желающим испытать «на прочность» своё профессиональное мастерство или повысить его уровень.

Поэтому к вышеизложенным репликам-комментариям я решил добавить пространный (так называемый послетекстовый) комментарий. Он будет занимать всю вторую часть (откр. в новом окне). Перечислю содержание его параграфов:  

§ азъ:  О благодарности и «гамбургском счёте»
§ буки:  Об иллюзорности учительских объяснений
§ вѣди:  О «сшибке» ученических навыков
§ глаголь:  Естество феномена понимания
§ добро:  Как же учителю вызвать понимание учеников?
§ есть:  Условия, для того чтобы пришло узнавание
§ живѣте:  Условия ликвидации запредельной утомительности
§ зѣло:  Почему на уроках ученики то и дело молчат
§ зѣмлѧ:  О мастерстве учителя и амплитуде двигательной активности учеников
§ иже:  О живости общения при работе «малыми группами»
§ ї:  О «защитных мотивах» и интерактивном режиме обучения

—  Вячеслав Букатов

 

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы

Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫУроки в КЛАСС-КОМПЛЕКТАХ

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика