Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
Методический день в гимназии: (по горячим следам методического практикума в МБОУ «Гимназия № 2» по разбору уроков в соответствии с требованиями ФГОС) . . * УУД — универсальные учебные действия |
Провела: Наумова Ирина Михайловна, заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия №2» (Салават) Изложила: Хрычёва Елена Анатольевна, учитель начальных классов |
20 марта на базе нашей гимназии прошел Методический день по теме «Практическое использование технологий деятельностного типа учителями МБОУ «Гимназия № 2» Салавата в рамках перехода на ФГОС нового поколения». Как часто коллеги нашей гимназии любят подчеркнуть: «Мы учим и учимся!» Именно на таком позитивном настрое и было задумано проведение этого методического мероприятия.
Заранее продумали и составили план. Учителя-предметники по-своему усмотрению выбирали класс, в котором хотели бы показать открытый урок.
Разнообразие оказалось богатое. Есть где разгуляться: здесь и начальные классы, и средние, и старшие. Главной целью всех показательных уроков являлись напутствующие слова Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра».
1 часть проведения «Методического практикума»
Начало организовали ровно в 9.00 утра. В кабинете математики столы поставили сразу удобно для работы в группах, решили не затягивать время на подготовку «рабочих гнезд», т.к. в учебных кабинетах уже ждали нас дети и учителя. Кто рано проснулся, тот, естественно, успел занять места поближе, кто припозднился, тот подсаживался к первой попавшейся группе. Итак, можно и начать.
Тема объявлена, цель обозначена. Наумова Ирина Михайловна (на правах Хозяина) раздает нам в группы схемы анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС и листочек – отзыв и пожелания учителю (для более тесного контакта с учителем-предметником). Обращает наше внимание на виды деятельности, способствующие формированию УУД, нацеливая наблюдать не столько за учителем, сколько за самими детьми, за их работой на уроке.
Делимся на большие группы и расходимся на открытые уроки, отправляясь в кабинеты на этажи, где нас уже ждут с нетерпением!
2 часть проведения «Методического практикума»
Посмотрев открытые уроки, мы вновь собираемся в том же кабинете математики, но уже в другой мизансцене. Каждый, кто входил в кабинет, вытягивал себе геометрическую фигурку: круг, квадрат, треугольник, звездочку. Рассаживались за столы уже из расчета, кто что взял.
Получились 4 совершенно новые группы. Ирина Михайловна обозначила новую задачу перед группами:
у кого квадраты – эта группа будет рассказывать о своих наблюдениях по поводу развития у детей регулятивных УУД (с точки зрения просмотренных уроков);
треугольники – познавательные УУД;
круги – коммуникативные УУД;
звездочки – личностные УУД.
Посыльные принесли в группы листы, маркеры. Все участники вооружились своими записями – заметками с тех уроков, которые только что посмотрели. Время работы мы определили сами: 8 минут.
Тут начался пристрастный и детальный разбор полетов. По ходу обсуждения то кивали головами в знак согласия, то пожимали плечами в знак недоумения. То стояли просто «над головой», доказывая свою правду, то постукивали карандашом по столу. Мнений было много, а выбрать надо только главное. Спорили как лучше, точнее, грамотнее и в конце концов соглашались.
Теперь предстояло ВСЕМ членам команды приложить свою руку и написать на плакате САМОЕ-САМОЕ (главное, существенное, неожиданное или типичное). Не прошло и восьми минут, нарушая бурное обсуждение, одна команда дружно прокричала: «Мы готовы!» Это группа «квадратиков» вырвалась вперед! Остальным пришлось попутно догонять.
Защита проектов
Глашатаи от каждой команды особо объясняли «потаённый смысл» , обнаруженный ими в названии своей рабочей группы.
От «квадрата» выступила Иванова О.В., учитель начальных классов.
– С геометрической фигурой у нас возникли особые ассоциации – это как 4 шахматиста, играющих друг с другом!
Мы заметили на всех уроках, как дети, подобно этим шахматистам, сами учились определять тему урока, ставить перед собой цель, в группах планировали свою деятельность, работали по плану, учились себя оценивать. Это и вело к формированию у детей регулятивных действий.
Учитель на всех уроках, как регулировщик, который выводил детей из тупиков, а сам частенько уходил в сторону, давая возможность самим детям развивать ход урока.
От «треугольника» выступила Смирнова Н.В., учитель истории.
– Мы посовещались и решили, что на всех уроках ключевым этапом была работа с текстом (художественное произведение, карта, учебник). В группах ребята учились находить важную информацию в тексте, используя при этом различные виды смыслового чтения (комментированное – выделение фактуальной, подтекстовой информации).
Хочется отметить уроки: химии Искандарова Л.Г., биологии Файзуллина З.Г., окружающего мира во 2 кл. Мирзаянова Г.Ф.
Изюминкой уроков был анализ текста. Дети умело обобщают, классифицируют, проводят детерминантные связи, выдвигают гипотезу. Особенно это было видно на уроках: литературы Ситникова Н.А., окружающего мира Мирзаянова Г.Ф.. русского языка Аглиуллина З.Б. На уроке биологии использовали моделирование, что было уместно при проведении рефлексии.
От «круга» выступил Мухамадиев У.Ш., учитель технологии.
– Круг – это кольцо, замкнутость, т.е. одно целое. Поэтому ярким пятном на всех уроках была групповая работа.
Радовало то, что дети умеют слышать и слушать друг друга. Именно через такую работу и формировались коммуникативные УУД.
Ребята проделали огромный путь к успеху: поиск и сбор информации через игру «Видимо – невидимо», работа с текстом, сочинительство во время урока, постановка вопросов через проблемный диалог (обсуждение, выдвижение гипотез), управление поведением партнера, готовность принять во внимание мнение других и умение выразить свою мысль, вычитывать информацию в явном и неявном виде.
Отмечаем урок физкультуры Крючиной Т.В. , где дети демонстрировали парную работу: нападающий и защита.
От «звёздочки» выступила Сенотова С.В., психолог.
– Раз дело зашло об ассоциациях, то не будем нарушать традиции. Звезда – это многогранность своих возможностей и способностей.
Во-первых, на уроках бросалась в глаза свобода слова и мысли: свободно говорить что думаешь, не боясь ошибиться!
Во-вторых, демократический стиль общения учитель-ученик. СОТРУДНИЧЕСТВО!
В-третьих, практическая значимость полученных знаний.
В-четвертых, нравственно-эстетическая ориентация (умение взаимодействовать, оценивать друг друга, не критиковать, а помогать в исправлении ошибок).
В-пятых, ученик на уроке – это, прежде всего, личность!
Подведение итогов учебно-методическому тренингу
Рефлексией мероприятия стали отзывы учителей об уроках своих коллег. Больше было высказано положительных моментов: прозрачно то, что все учителя используют на своих уроках групповую работу. Выигрышными приемами смотрятся именно социо/игровые. Мультимедиа используется как информационный материал. Учителя пробуют внедрять технологию оценивания.
Потом было предложено высказаться учителям по планированию и проведению таких методических дней у нас в гимназии.
Маньшина А.А.. психолог: Советую всем – не растерять свое взаимоуважение друг к другу!
Васильева Т.В., методист учебно-методического центра г. Салавата: Своим присутствием, я думаю, вам не помешала. Получить не теоретическую, а практическую пользу – гораздо полезнее. В настоящее время много заманчивых методик, но ваша гимназия выбрала правильный курс. У вас как по Толстому Л.Н.: «Если ребенок сам не научиться использовать знания, то никогда не научится творить». Творят не только дети, но и учителя. Берут у других и подстраивают под себя, под свой стиль. Желаю вам оставаться такими же необыкновенными!
Мухамадиев У.Р.: Методический день внутри гимназии – это то, что мы так долго ждали! Все свои, все родное! Вариться в своей супнице гораздо полезнее. Лучше в своем глазу увидеть бревно, чем соринку у других. Такой день стоило проводить только ради одной фразы, прозвучавшей на уроке физкультуры: «Я на уроке устала, потому что ДУМАЛА!»
.
Дополнительно см. о драмо/герменевтических процедурах
по освоению психолого-педагогической подноготной ФГОСов
на мастер-классе для школьных учителей:
Букатов В.М. Не так уж и страшны (как их ни малюют!)
субъект-субъектные отношения
в ФГОСах «нового поколения»
.
хохохохохохохохохохохохохохохохохох
Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
Очень интересная технология проведения методической недели в школе. Обязательно расскажу своему коллективу об этом. Попробуем провести такую методическую неделю. Здесь, действительно выступают творцами и дети и учителя.