меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Интерактивность на алгебре (8кл)

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
[2] Узел СВЯЗИФОРУМ«Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК

Серпуховский район Московской области
МОУ «Оболенская средняя общеобразовательная школа»

Ольга Павловна
ТРАВИНА

Математические вариации приёма «Видимо-невидимо» с фонтаном интерактивности на алгебре в 8 классе 13 апреля 2013

Алгебра // 8 класс  (16 человек) //  2-й урок по теме: Решение систем неравенств с одной переменной

 

Урок начался с объединения в команды. Сделали это так. Начертили на полу мелом  метку, и все желающие прыгали от этой метки – кто дальше. 

 

Четверо самых «прыгучих» стали вожаками. Все остальные сговорились по парам, кто из них, например, апельсин, кто – мандарин, и предлагали вожакам выбор. Чьё слово вожак выбрал, того он забрал в свою команду. Получилось четыре команды.  (Эта затея понравилась, но знакомы с ней были немногие – так что фольклорная «эстафета поколений» оказалась сопутствующим результатом этого урока алгебры).

Команды оборудовали свои места и прислали посыльного. Все задания на уроке передавались в команды через посыльных, посыльные всегда были разными.

• Придумать и написать на командном листе название своей команды (оно должно быть как-то связано с текстом учебника по изучаемой темы). На обсуждение отводится 1 мин. Задание выполнять – стоя. При готовности – сесть.

Названия придумали такие: «Система 4х», «Переменные», «3+1», «Венера».

Следующее задание было записано на небольших билетиках. Посыльные тянули билетик и уходили с ним к своей команде, так что команда знала только своё задание. А разных заданий было всего два:

Зашифровать определение (стр.185),оно выделено на странице.
Зашифровать предложение «Решить систему неравенств – значит найти все её решения или доказать, что решений нет».

Время на выполнение этого задания – 3 мин.

Задание оказалось интересным и все его начали выполнять по-разному. Одна команда пронумеровала буквы алфавита и записала наборы чисел, другая – записала слова «задом наперёд», третья – «разбросала» на листе первые буквы всех слов предложения. Но четвёртая – никак не смогла ничего придумать. (Потом, когда все ученики смотрели и расшифровали работы друг друга, в этой команде  появилось «задним числом» много своих идей, и это уже хорошо!)

Для выполнения нового задания команды получили большие листы – четверть ватманского и опять тянули билетики. На выполнение задания – 3 мин. Теперь задания были разные. И каждая из команд получила одно из таких заданий:

• Выписать со стр.186 неравенства со знаком «<», записывать неравенства цветными карандашами в любом порядке и положении.

• Выписать со стр.186 неравенства со знаком «>», записывать неравенства цветными карандашами в любом порядке и положении.

• Выписать со стр.186 неравенства, в записи которых используется цифра «1». Записывать неравенства цветными карандашами в любом порядке и положении.

• Выписать со стр.186 неравенства, в записи которых используется цифра «2». Записывать неравенства цветными карандашами в любом порядке и положении.

В основу нескольких «конов» этого задания было положено «Видимо-невидимо», но в изменённом виде: запоминание было заменено отгадыванием закономерности и дописыванием новых примеров. Поэтому после первого кона команды поменялись местами (перешли «по часовой стрелке» на место соседей), чтобы выполнить задание второго кона:

• Отгадать задание, которое выполняли соседи. Со стр.187 добавить две свои записи, которые подчиняются этому же правилу. Свои записи как-то выделить.

Задания с цифрами отгадывались труднее, но справились.  Команды вернулись к своему листу, проверили записи и на своих листах.

Во время третьего кона команды пошли к соседям «против  часовой стрелке», чтобы выполнить следующее:

• Отыскать на стр.186 и 187 какое-нибудь  неравенство, выписанное на лист, записать в тетрадь систему, в которой участвует это неравенство, и решить эту систему. У всех в команде должно быть всё одинаково.

Затем каждая команда пошла к новому листу (который они ещё не видели).  Свои тетради все оставили на прежних местах.

Пришедшие проверили работы, что-то где-то подправили и тогда получили новое задание:

• На большом листе выбрать какое-то неравенство и дописать к нему своё неравенство такое, чтобы получившаяся система не имела решений.

Оказалось непонятно, полезли в учебник за помощью.

А потом я предложила всем сесть традиционно. Каждый получил обычный тетрадный листок для индивидуальной работы. Написал на нём свои имя и фамилию. Сосчитали количество букв в каждом слове. Записали эти числа.

После этого звучит задание:

• Используя записанные числа, составьте четыре системы неравенств таких, чтобы множество решений системы представляло собой одно из следующих множеств:

a) (a; +∞)
b) (-∞; а)
c) (а; b)
d)  Ø         

 Выполнение этого задания заняло минуты три. А потом все сделали из своих листочков самолётики и стали запускать их по классу.

Запускали свой самолётик, поднимали другой, опять его запускали…

Через некоторое время по команде все подняли по одному (не своему!) самолётику и  опять собрались по прежним группам. Выбрали «самого-самого», чтобы отослать его ко мне. А сами стали всей группой проверять работы на листках.

А «самые-самые» собрались вместе со мной в особую временную группу, чтобы проверить работу, которую выполнила я сама. После проверки они отправились в свои группы уже вполне просвещёнными «специалистами».

С их помощью и при их разъяснениях команды проверили правильность записей, сделанных на самолётиках. Поставили отметки (все листочки-самолётики ведь были подписаны). Потом работы отдали хозяевам. Если нужно, проверявшие объясняли им, где и почему были допущены ошибки.

Результаты получились вполне хорошими.

 

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
[2] Узел СВЯЗИФОРУМ«Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

Уважаемые добровольные участники экспериментального задания! Я не стал вкраплять в этот учительский рассказ ни реплик-комментариев, ни вопросов-уточнений, ни отсылок к исходным описаниям предложенной технологии, ни слов благодарности за работу, участие в проекте, внимание к идеям ОТКРЫТОГО УРОКА. Не делал я этого, решив, что всё это могут сделать сами участники экспериментального задания №4 или наши добровольные «болельщики». Так что милости просим всех желающих оставить свой след: отзыв, мнение, «хулу или похвалу», советы или слова благодарности, если что-то в учительском рассказе оказалось полезным и для вас… — Вячеслав БУКАТОВ

 

1 comment to Интерактивность на алгебре (8кл)

  • Кочерова Татьяна Валерьевна

    Ольга Павловна! С интересом и восхищением читаю все Ваши публикации. Удивляюсь смелости идей.
    Особенно мне интересно, как Вам удаётся обыграть математические задания — не назидательно и действительно в игровом стиле, не теряя при этом их учебную значимость. Например, как здесь — придумывание систем с заранее заданными решениями.
    Но так много в вашем рассказе остаётся «за кадром». А именно:
    Какое задание Вы выполнили сами?
    Как его проверяли ребята?
    Интересно было бы увидеть работы ребят (на самолетиках)…

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика