меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Занятие во ДВОРЕ (1кл)

Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫ
Сам себе РЕЖИССЁРШкольный МУЗЕЙ и краеведческая работа
Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки

МОУ «Оболенская средняя общеобразовательная школа»
Серпуховского района Московской области

Аншукова Л.П.
руководитель краеведческого кружка

Как во время своего занятия на школьном дворе про задание
«ВИДИМО-НЕВИДИМО
под ногами»
чуть совсем не забыла!

 Тема: «Весна — время выгона скота»
1а класс, 16 учеников, 14 мая 2013

◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊ 

Решила, что «Видимо-невидимо» в первом классе буду проводить на школьном дворе. Нарисую так, чтобы они под ноги смотрели и запоминали. Выбрала укромное местечко и там заранее своё «методическое пособие» цветными мелками нарисовала и отправилась в класс за детьми.

На улице же было не просто солнечно, а очень жарко. Но на нашем дворе есть  участки с глубокой тенью, где удобно проводить занятия с разными классами.
И вот ученики 1а переобулись, взяли фломастеры и вышли заниматься во двор. А их учительницу класса Шишенок Валентину Викторовну я попросила по ходу занятия делать фотографии.

◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊

Предлагаю ребятам построиться «по возрастанию» номеров их квартир. За одну минуту!

Все засуетились, стали спрашивать друг друга. Но через отведённую минуту при проверке оказалось, что многие так и не смогли определить, где же им встать.

Последней встала Арина К.(у неё 9-й этаж). Она по моей просьбе стала  проверять, правильно ли заняли свои места одноклассники. Человек 5 заняли места неправильно. Пришлось их послать  искать свои «правильные» места между ребятами. 

 построились по номерам квартир

Потом на «1-2-3»  рассчитались. И разошлись по трём командам. Организовали себе командные места на скамейках.

 первые номера — шаг вперед! — вы одна команда

Задание 1. Назвать свою команду (1 мин). И когда готовы – дружно хлопнуть 3 раза и  дружно произнести своё название.

 
команда «Великолепная пятерка»

Названия получились такие: «Альфа-соколы», «Великолепная  пятёрка», «Ландыши».

команда «Альфа-соколы»

 

команда «Ландыши»

Задание 2 (через посыльных). Встать, всей командой выбрать одну из бетонных плит на школьном дворе и написать на ней название своей команды.

Здание 3 (через новых посыльных). Рядом с названием команды написать, какие названия весенних месяцев они знают (за 30 секунд!)

Арина и Маргарита, не договорившись, стали одновременно писать
один и тот же месяц «май»,
потом пришлось зачеркнуть лишнее

Затем командам нужно было перейти «по часовой стрелке» и проверить, как и что написали соседи. Если нужно, внести исправления или добавления.

Один проверяющий из команды «Великолепная пятерка» стал было исправлять в названии команды «Ландыши» «и» на «ы». Но Андрей из «Ландышей» увидел и стал спорить (это он писал название). И смог одержать победу, доказав, что было написано верно (вспомнили правило).

команда «Ландыши» проверяет работу соседей

Так как следующее задание было напечатано только в 2-х экземплярах, то устроили «приход гостей». Из «Великолепной пятерки» по 2 и 3 человека отправились в две другие команды.

Делились (то есть выясняли, кто куда отправляется в «гости») таким образом. Вышли посыльные, а ученики, которые отправлялись в «гости»,  в парах загадывали 2 слова. И посыльные называли по очереди, кого выбирают.

одна команда по игровой жеребьёвке распределяется в две оставшиеся

Задание 4. Посыльные несут в команду лист, на котором 4 загадки.  Нужно отгадать за 3 минуты.

С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерет, а лаптей не плетет.
  С бородою родился –
Никто не дивился.
 
 
Я копытами стучу.
Я скачу, скачу, скачу.

Грива вьется на ветру.
___ Заплелись густые травы,
Закудрявились луга.
Да и сам я весь кудрявый,
Даже  с завитком рога.  
 
команда выбрала Алёну писать отгадки

Одна команда отгадала все четыре (!), а вторая только одну. Поэтому право огласить весь текст с отгадками был предоставлен той команде, которая отгадала все загадки.

команда с гордостью зачитывает свои четыре отгадки

По ходу чтения Катя К. с Алёной Я. – они из  второй команды – сами сообразили и стали на своих листах быстро записывать напротив загадок недостающие отгадки. Но это не засчиталось, хотя я отметила, что молодцы, раз под конец, но всё-таки сообразили.

Вопрос ко всем сразу: «О ком были все эти загадки?» Дети дружно: – «О животных!»

Тогда опять для всех звучит уже такой вопрос: Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением весны?

Андрей первым ответил: «Медведь проснулся от спячки!». Я обратилась ко всем: «А медведь это домашнее животное?» Все дети стали кричать «нет!» и перечислять именно домашних.

Задание 5. Посыльные приносит в команду новую карточку с заданием: Прочитать стихотворение и  вставить пропущенное слово (2 мин.).

 ______…вышел на лужок,
Заиграл он в свой рожок:

«Приходите коровки
Пастись у дубровки.

Конички – у горнички,
Овечки – у речки.

Барашки – в овражке,
Козочки – у лодочки.

Свинки — у осинки».

первоклассники сообща думают над заданием

Команда «Ландыши» правильно отгадали, что пропущено слово «пастух», а команда «Великолепная пятерка» написали, что это «музыкант». Не долго спорили, решили, что пастух подходит лучше.

Показываю иллюстрацию из детской книги, на которой изображено раннее-раннее  утро и пастух гонит стадо на пастбище. Предлагаю детям отгадать, в какой день, например, в этом году впервые после зимы положено было выгонять скот на пастбище.  Дети не сразу, но на 5-й раз Катя К. назвала верную дату – 6 мая.

К ответу про Егорьев день я добавила, что народ считал покровителем домашнего скота  Георгия Победоносца (показала иллюстрацию). К нему крестьяне обращались с просьбой защитить, уберечь коров, овец, лошадей.

разговор с классом о Георгии Победоносце

Задание 6. Посыльный приносит в команду ведерко, в котором лежат полоски под номерами и с отрывками из народной песни. Надо встать в полукруг по возрастанию номеров в каждой команде.

в каждой команде надо встать по номерам, указанным на полосках

Потом по моему сигналу надо было прочитать текст русской народной песни «Бурёнушка». Но прочитать парами из разных команд. Из одной команды участнику с полоской №1 и из другой команды с текстом-полоской под №1 нужно было вместе прочитать одну и ту же строчку. (Но сейчас думаю, что сначала им надо было дать время, чтобы прорепетировать, а потом уж в «один голос» читать вместе, то есть парами, но из одной и другой команд.)

Пары получались не очень дружные. Хотя некоторым первоклассникам всё же с первого раза удавалось прочесть свою строчку в одном темпе.

(№1)  Уж как я ль свою коровушку люблю!
(№2)  Уж как я ль то ей крапивушки нажну!
(№3)  Кушай вволюшку, коровушка моя,
(№4)  Ешь ты досыта, бурёнушка моя!
(№5)  Уж как я ль мою коровушку люблю!
(№6)  Сытна пойло я коровушке налью,
(№7)  Чтоб сыта была коровушка моя,
(№8)  Чтобы сливочек бурёнушка дала.

Вопрос к двум командам: Какие слова у вас на листочках оказались непонятными. Сразу же названы были два слова: «пойло» и «нажну».

Смотрю на ребят и жду, может кто-то догадается и объяснит другим. Маргарита сказала, что «пойло» – это из чего пьют животные. Я поправила её – это то, что пьют животные. (Теперь думаю, что надо было не спешить, наоборот, надо было дать возможность ребятам самим поправить Маргариту – кто-то бы наверняка и сам догадался.)

А слово «нажну» сообразила как объяснить Арина К. Она вспомнила про серп из нашего школьного музей. Молодец!

Все остальные слова оказались знакомыми.

Предложила детям встать в общий хоровод. Разучили русскую народную игру «Шёл козёл по лесу».

хороводная игра, в которой «козел» выбирает «принцессу»

И только после этого, уже в самом конце занятия вспомнила про «задание для экспериментальной площадки». Специально подготовленное «Видимо-невидимо» нужно было провести до загадок, а я совсем забыла. (А тут и звонок прозвенел в школе. Первоклассники на улице его услышали, но возвращаться в школу не торопились. А так как дети всё время двигались, то я и Валентина Викторовна решили ещё и переменку использовать, чтобы заданию «Видимо-невидимо» не пропадать.)

Задание б/н. На отдельной плите я написала разными цветами и в разных направлениях  слова из народной пословицы: «МАРТ – с водой, АПРЕЛЬ – с травой, а МАЙ – с цветами». Нужно всем ребятам одновременно подойти и за 2 минуты запомнить как можно больше слов.

Ребята побежали запоминать.

две минуты на разглядывание и запоминание «Видимо-невидимо» под ногами

Некоторые стали даже записывать. Но почему-то, записывали только названия месяцев. Одна Аня записала ещё и «с водой».

Потом первоклассники построились двумя командами друг против друга. И я произносила из пословицы только название месяца, а дети добавляли окончание фразы.

Добавляли громко, дружно –  значит, запомнили не только названия месяцев. Этой народной пословицей мы и закончили наше занятие. 

◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊

В этот день дети провели на свежем воздухе времени больше, чем обычно. Пообщались друг с другом. Поспорили, доказывая свою правоту. Порисовали цветными мелками (что тоже бывает не так часто). Другими словами, день удался!

◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊

На второй день захожу в класс, а все дети спрашивают: «А сегодня мы пойдём на улицу?»

Для просмотра
нажать на выбранный ярлычок или

 Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫ
Сам себе РЕЖИССЁРШкольный МУЗЕЙ и краеведческая работа
Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика