меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Развитие РЕЧИ (7-8 лет)

Сам себе РЕЖИССЁРДОП.образование (кружковая работа)
Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ

Olga Samysheva
Las Vegas, Соединенные Штаты

Групповое
репетиторство

Развитие речи
(русский как «иностранный»)

О занятии
по РАЗВИТИЮ РЕЧИ
с перевёрнутым столом, отвёрткой в руках и на части разрезанной историей про хитрого осла

Ольга: …я порадовалась, потому что обычно они пишут, как в голову приходит, а тут сами хотели сделать хорошо и не допустить ошибки.  Даже Миша, которого обычно надо заставлять что-то делать, работал вовсю.  Так что этим уроком я вполне довольна. 

 

)))))))))))))))))))))))))))))))000((((((((((((((((((((((((((((((((

 

Здравствуйте, уважаемый Вячеслав Михайлович!

Посылаю Вам описание урока. Присутствовали: Даша (8 лет), Вика (8 лет) и Миша (7 лет). Присоединяю файлы рабочих листочков и текстов.

Предуведомление от В.Б.: Ольга ведёт «репетиторский кружок» по развитию речи детей 4,5-10 лет, для которых русский язык является по сути «иностранным». Занятия проходят в её доме (дело происходит в Las Vegas ). И при обсуждении через Скайп проблем, связанных с «режиссурой урока»,  речь зашла о преподавательнице ВУЗа, которая считает, что не может тратить время урока на перестановку мебели — «…не за это мне платят, и не за тем ко мне приходят студенты…». Тогда Ольга посетовала, что собственно перестановку парт на своих занятиях она устроить к сожалению никак не может.
Тогда я стал расспрашивать, что за мебель находится в помещении, где проходят занятия. Оказалось, что два столика – легких, на четырёх ножках, со сменной высотой столешницы (потому что работать приходится с детьми от пяти до десяти лет). Поэтому я и предложил включить в «режиссуру урока» регулировку высоты столешницы…
Поначалу Ольга возражала, дескать, это нужно стол вверх тормашками переворачивать и отвёрткой шурупы выкручивать и в новые гнёзда вкручивать. Но я от таких подробностей пришёл только в восторг. Раз группка маленькая и неформальной обстановки добиться непросто, то перевернуть стол и поработать отвёрткой – самое оно! Тут не то, что у ребёнка, у любого взрослого «язык развяжется» и «неформальная ситуация» возникнет – как ни как «133 зайца» налицо: и смена мизансцены, и двигательная активность, и развитие мелкой моторики пальцев… Словом, лучшего букета для развития речи, если и надо будет, так нарочно не придумаешь.
И тогда Ольга согласилась до своего занятия высоту столика не менять, а начать это делать вместе с самими ученикам… — Вячеслав Букатов  

К очередному занятию я приготовила по Вашему совету один из столиков (чтобы он был с низкой крышкой) и две отвертки. Крышка второго столика была как обычно поднята на максимальную высоту, поэтому я попросила ребят помочь мне поднять столешницу первого столика на такую же высоту. При этом во время работы им нужно записывать все прозвучавшие слова со звуками “р” и “рь” (записи не должны повторяться).

Вышло так, что Даша и Вика бросились слова записывать (например, повторяться), а Миша остался мне помогать. Причём помогал он мне по-настоящему, хотя в слова он тоже внимательно вслушивался (но записывать – отвёртка, руки – не бросался).

Этот момент я явно не продумала – закручивая винтик, ты придерживаешь стол, и не можешь бросить всё и бежать, чтобы записать то или иное слово. Наверное, надо было писать с повторами, а потом при проверке все повторы обводить, выясняя, какие слова оказались одиночными?.. Или попросить их не писать, а например, запоминать слова… кто больше ВСПОМНИТ?..

Девочки слова выводили на одной доске, и тут же спорить стали, кто какое слово первым написал, да кто у кого списал.  Но я всех похвалила за помощь…

Несмотря на мои промахи, разминка получилась хорошая.  Все как-то сразу на работу настроились, даже Миша. 

И вот мы сдвинули два стола вместе — получился один высокий стол квадратной формы, на него ребята положили свои листы с принесённой домашней работой.

Перед своим рассказом о проверке домашнего задания поясню, что после консультации по скайпу я обдумывала ваше замечание, что иллюстрации И.Билибина великолепны, но именно эта не очень хороша для блуждания по ней при работе с литературным текстом. Но так как это домашнее задание я дала им ещё до нашего с Вами разговора по скайпу, то переделывать ничего не стала.  Задание уже было вот каким – найти в тексте сказки глаголы, которые можно увидеть и на рисунке у Билибина. И с какими-то из этих глаголов составить 5 предложений. (Напомню, что Даше на прошлом уроке подобное задание очень понравилось.) 

Сначала я повесила на доску готовый список «ходовых» глаголов, взятых из текста домашнего задания (файл 1) и попросила по очереди подбегать и ставить галочку против того слова, которое они дома сами увидели на иллюстрации и с ним придумали предложение. Но я рассчитывала, что всё будет происходить по очереди, а получилось так, что одни писали, другие вчитывались в список, в это же время кто-то путался в своих предложениях, выискивая в них нужные слова и т.д. Но каждый трудился в своём темпе. И все были заняты.


Иван Яковлевич БИЛИБИН. 1905.
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина
«И дивясь, перед собой видит город он большой…»

Возле слова “сидит” все поставили галочки. Возле других слов было только по одной-две галочки. Тогда я сказала:

– Каждый своё предложение со словом “сидит” запишите БУКВАМИ (аббревиатурой). И среди этих букв само заданное слово обведите в квадратик. 

Ребята принялись выводить на доске свои шифровки предложений. И стали тут же возле доски их и отгадывать.

Но мне не хотелось особо затягивать отгадывание (всё-таки это всего лишь проверка домашнего задания), поэтому я предложила ребятам в каждой шифровке раскрыть ещё по одному слову – указать, КТО сидит. 

Ворчалка от В.Б.: как же это вы, уважаемая Ольга, не догадались прислать примеры детских АБРЕВИАТУРОК, ведь не только мне, но и всем читателям захочется узнать, какие же такие предложения сочинили/отгадали наши юные сочинители… Я же голову себе ломаю-ломаю, а представить-таки всё равно никак не могу… – Вячеслав Букатов

Тогда было быстро отгадано Дашино и Мишино предложение. А Викино было длинным – она его вместе с мамой придумывала.  Его так и не отгадали. (А я не догадалась какую же им ещё предложить подсказку. Но для себя решила, что надо ограничивать количество слов в предложении, ведь “длиннее” не значит “лучше”.)

Прошлый раз я решила почаще с ребятами писать изложения.  На сайте ОТКРЫТЫЙ УРОК мне понравился один урок про изложение в 3-ем классе, и я решила использовать идеи учительницы Е.М. (к сожалению, не знаю её имени), Текст — “Хитрый осёл” по мотивам афганской сказки:

Хитрый осёл

   На осла нагрузили мешок соли.  На мосту через реку он споткнулся и упал в воду.

   Осёл выбрался на берег и почувствовал, что ноша его стала намного легче: часть соли успела раствориться в воде.

   На следующий день осла нагрузили хлебом.  Он вспомнил вчерашнее приключение и нарочно плюхнулся в воду.

   Но хлеб намок и стал таким тяжелым, что хитрый осёл еле выбрался на берег.

У меня были сомнения в том, что текст для 7-8леток длинноват. Но решила, пусть каждый напишет хотя бы по кусочку: кто-то – начало, кто-то – конец. Но начали мы с драмо/герменевтического Блуждания-Обживания

Встали они вокруг двух высоких столов (сдвинутых в один большой). Я дала каждому текст рассказа (будущего изложения) и попросила найти самое длинное слово. Каждый написал на доске количество букв в найденном слове. 

У девочек получилось по 12 букв (почувствовал), а Миша сказал было, что он ещё не успел, на что я решительно ответила, что время к сожалению вышло, тогда он тут же записал «11» (приключение). 

Следующее задание: найти самое длинное предложение и записать любым способом.  Девочки вывели по числу – 18 (количество слов).  Мишино же предложение было только из 9 слов. 

Потом я попросила каждому посчитать все точки и ответ вывести на доске.  Вика нашла 8 (она посчитала даже двоеточия, но забыла про букву ё в двух словах “осёл”).  Даша нашла – 16, Миша – 14 (он одного “осла” в тексте пропустил). 

Увидев такую разницу в результатах, ребята тут же собрались вместе и стали сравнивать тексты в своих листочках. И всё внимательно опять пересчитывать…

Затем они получили всё тот же текст, но уже разрезанный на 3 части по «косой» (см. рис.2).  Каждому по кусочку. И попросила, чтоб за 1 мин каждый выписал из своего кусочка по 2 глагола. 

Рис.2

Выписывали на бумажные карточки. 

Через минуту Миша стал опять говорить, что он ещё не закончил. Но я, «не обращая внимания», сказала:

– Кто написал, дайте мне карточки и садитесь в “зрительный зал”, то есть на стулья.  Один человек подходит ко мне, выбирает не глядя одну из карточек и показывает этот глагол пантомимой другим, а они отгадывают, смотря в свой полный текст (неразрезанный).

Тут Миша быстренько свои глаголы дописал и тут же присоединился к нам.  Поэтому я сразу же предложила ему тянуть карточку первому.

Он показывал нам глагол “почувствовал”. Ходил, дотрагиваясь до всего пальцами, как бы “чувствуя” наощупь… 

Вика отгадала и пошла показывать следующее. Ей досталось слово “нагрузили”.  Она изображала, будто что-то перекладывает с места на место… 

Отгадала Даша и взяла карточку со словом “намок”.  Она сначала глубоко задумалась, потом стала показывать, как она мёрзнет, … плавает…

Но ребята никак не смогли отгадать.  Я боялась, что нам не хватит времени на изложение, поэтому предложила Даше назвать «загаданное» слово… 

И вот мы перешли к изложению. С самим текстом ребята уже работали, поэтому теперь я сама прочитала им вслух текст. И попросила придумать названия для начала, середины и конца истории. 

Потом все перешли к соседу слева и поделили текст на части в соответствии с придуманным планом.  Тут я хотела устроить обсуждение, но торопилась и забыла. 

Потом перешли к следующему соседу опять слева, и я сказала:

– Времени у нас мало – каждый напишет только кусочек рассказа у соседа на листочке, а какой именно кусочек – сейчас решим. 

Я разрезала полоску с названием рассказа на три части. Кому попалось начало, тот писал начало рассказа. И т.д. 

Тут я забыла предложить им в помощь выписанные ранее глаголы, они могли бы им пригодиться. (Надо было мне кому-то поручить эти глаголы повесить на видное место, например, на стенд. То есть я тогда совсем забыла и про записи и про помощников.) 

Потом они повесили свои листочки рядом на доску. И стали рассматривать, что получилось. Ребята сказали, что все понятно, только не хватает конца (см. рис. 3,4,5). 

Рис.3. «Рабочий креатив» Даши (8лет) и Вики (8 лет)


Рис.4. «Рабочий креатив» Миши (7 лет) и Даши (8лет)

Рис.5. «Рабочий креатив» Вики (8лет) и Миши (7лет)

Тогда я предложила каждому написать концовку самостоятельно. Тут все бросились к столу дописывать рассказ (стоя). То и дело спрашивали, как пишутся отдельные слова (специально, плюхнулся).

Я порадовалась, потому что обычно пишут, как в голову приходит, а тут они сами хотели сделать хорошо и не допустить ошибки.  Даже Миша, которого обычно надо заставлять что-то делать, работал вовсю.  Так что этим уроком я вполне довольна. 

Потом ребята, взяв стулья, сели вокруг стола и стали аккуратно переписывать изложения в тетради. Посылаю тетрадь Даши с кусочком черновика (рис. 6).

 Рис.6

 

Спасибо Вам большое за неоценимую помощь!

С уважением,

Ольга
Las Vegas, Соединенные Штаты

)))))))))))))))))))))))))))))))000((((((((((((((((((((((((((((((((

П О С Л Е С Л О В И Е

После прочтения своего текста на сайте захотелось добавить:
1) удивительно, что ни подъём стола, ни разминка с показом глаголов не заняли много времени (чего я так жутко боялась), а пользу принесли заметную;
2) из рассказа может сложиться впечатление, что Миша отстаёт, потому что младше. На самом деле он всё умеет, и читает хорошо, и вообще очень шустрый и талантливый мальчик. Просто вовремя не начинает работать вместе со всеми… − Ольга. 

Сам себе РЕЖИССЁРДОП.образование (кружковая работа)
Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

Яндекс.Метрика