меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

о ПАРТАХ, разминках и групповой работе

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр

Вячеслав БУКАТОВ, Мария ГАНЬКИНА
По материалам, опубликованным в «Классном руководстве и воспитании школьников» № 07/2007

о ПАРТАХ, физической разминке
и групповой работе на школьном уроке

Справочник по сПАРТАнскому
воспитанию или Реабилитация
здравого смысла

Несколько советов учителям, решившим организовать на уроке работу по группам

Этот мини-справочник возник благодаря письму Ольги Сорокиной из Петрозаводска. Она пишет, что ей хотелось бы начать работу малыми группами. Но…

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊


В. Букатов и М. Ганькина в редакции газеты «Первое сентября» (2002)
Из письма О.Сорокиной:
«Перед уроком хотела поставить парты так, чтобы ученики сидели группами. Но не переставила из-за осанки и освещения – чтобы дети сидели всё-таки правильно, лицом к доске. А во-вторых, у меня есть мальчик, которому по показаниям нельзя передвигать парты. Ещё не знаю, как я буду решать эти проблемы…»

 

Лицом друг к другу

Обычно парты ставятся по две таким образом, чтобы четверо детей оказались сидящими лицом друг к другу. При этом лучше, когда каждый их них будет сидеть боком к доске.

К предыдущему варианту сбоку от сидящих можно приставить ещё одну парту − третью парту (она будет явно выступать за периметр «правильного квадрата», но это совсем нестрашно и групповой работе не мешает). И вот когда двое усядутся за неё, то они окажутся лицом к доске.

В этом случае за одним «круглым столом» оказывается шесть рабочих мест. А это наиболее идеальное число – если позволяет количество учеников в классе – для работы «малыми группами» на уроке.

 

Смена составов

Составы команд («малых групп» или временных микро/групп)  можно и нужно менять даже в течение одного урока. Как часто − зависит от задач учителя или ситуации в классе. Но в любом случае менять. Хотя бы для того, чтобы не получалось так, что один видит доску только справа, а другой только слева.

Помните, что смена рабочего места – естественная профилактика кифоза, сколиоза, остеохондроза и плохого зрения. Не говоря уже о том, что ученикам в разных командах удобно приобретать разный опыт делового партнерства.

 

Верхом на стульях

Чтобы объединить ребят в группы-четвёрки, можно сделать так: нечетные парты каждого ряда оборачиваются к четным на 180 градусов, и ученики садятся верхом на свои стульчики – вот вам и четверки.

Тут, правда, возникает проблема с коленками, упирающимися в перегородки парт, – писать долго в таком положении неудобно. Ну так и не пишите долго! А если всё же надо – вернитесь в исходное положение. Лишний раз сменить мизансцену – оно всегда полезно.

Хотя тут же в 133 раз подчеркнём, и для умственного раскрепощения учеников и для их физической разминки-разрядки (что буйно растущим организмам крайне необходимо каждые двадцать минут) передвижение учебных парт в классе – своими ученическими руками и руководствуясь своим (личным или групповым) замыслом – наилучшее средство. Оно всегда под рукой, только вот для его применения учителю нужна профессиональная смекалка, поведенческая грамотность и жажда деятельности (или сочувствие изнывающим детям).

 

Вчетвером

Ребенку нельзя поднимать тяжести. Это понятно. А вдвоём, если урок проходит, например, в шестом классе? Или, если в начальной школе, – вчетвером они могут передвинуть парту?..

Для первой пробы это может выглядеть так.

Вместе со стульями ученики стоят вдоль стены. Идёт первая четверка, берёт одну парту, переставляет её на другое место.

Все смотрят и оценивают работу, скажем, на слаженность или на точность. Потом идёт вторая четверка и так далее.

Затраченное на подобный «тренинг» время урока довольно быстро окупится всплеском и работоспособности и сметливости учеников на ближайших уроках.

 

Физкультминутка

Организованная перестановка парт и стульев (в виде геометрической фигуры или одной из букв латинского алфавита) служит хорошей физкультминуткой (точнее «пятиминуткой»), по которой так сохнут старшеклассники.

Ведь им приходится, согнувшись в три погибели, часами записывать лекции преподавателя (который, кстати, то и дело прохаживается то по рядам, то вдоль доски!). Напомним, что психологи то и дело твердят школьным учителям, что жалеть пяти минут на реальную встряску-разминку старшеклассников не следует никогда.

 

И галерки нет!

Учителя часто жалуются на проблемы, связанные с так называемой галёркой: то оттуда шум-гам, то, наоборот, подозрительная тишина.

Так вот, при быстрой перестановке парт во время урока или хотя бы при простой смене рабочих мест галёрка растворяется…

А соответственно и все проблемы, связанные с ней.

 

Поза стоящего

Поза пишущего потому плохо усваивается детьми, что она очень трудна, если целый учебный день только её и удерживать. Поэтому как раз надо бы ребятам на уроке время от времени и под партой посидеть, и стоя что-то поделать.

Позы надо менять почаще. Обсуждение различий в позах тогда будет работать на закрепление правильной.

Ваши ученики никогда не пробовали писать диктант-пятиминутку или решать задачку стоя? Попробуйте.

 

))))))))))))))))))))))))))))))000((((((((((((((((((((((((((((((
.
.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр

Яндекс.Метрика