меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«За углом»: геометр (10кл)

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
[2] Узел СВЯЗИФОРУМ«Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК
[3] Сам себе РЕЖИССЁРМАТЕМАТИКА

Оболенская общеобразовательная школа
(Серпуховский район Московской области)

Геометрия 10 класс
(по учебнику А.В. Погорелова)

12 человек ◊ октябрь 2013 г.

 Обобщающий урок по теме: «Параллельные прямые в пространстве. Параллельность прямой и плоскости» с новичками в социо/игровой «режиссуре урока»

Травина Ольга Павловна

Урок был сконструирован и проведён по заданию №1 для учителей-экспериментаторов 2013/14 учебного года (научный руководитель В.М.Букатов

 

С этим классом я работаю первый год. Поэтому, когда им было объявлено, что свой очередной урок геометрии мы проведём на улице, все были в недоумении:
– Вы не шутите?
– А как же мы будем писать?
– А учебники брать?
…и т.д. (о том, как урок по этой же теме проходил в предыдущем 10 классе [16 человек] в мае месяце — откр. новую вкладку)

На улицу (моментально одевшись и переобувшись) вышли с удовольствием. А там было хоть и тепло, но довольно сыро (правда, уже не капало). Настроение у моих десятиклассников – достаточно буйное, но на меня посматривали заинтересованно («режиссура» подобного урока у меня была ещё с прошлого года  проверена и отработана; не удивительно, что вся последовательность социо/игровых приёмов работала «как часы»).

Объединились в группы: сначала выстроились по первой букве своего полного имени в алфавитном порядке. Затем рассчитались на 1-3. Все первые номера – одна группа, все вторые – другая, все третьи – третья четвёрка.  Все задания эти три группы-четвёрки получали через посыльных (за каждым новым заданием приходил новый посыльный).

Сначала было предложено каждой группке придумать название, связанное с геометрией, и как-нибудь его обыграть.  Поясню, что задание это десятиклассники выполняли буквально «на ходу», так как из-за весёлого настроения «деток-малолеток» нам пришлось поскорее уходить из-под школьных окон.

Пока шли – всё придумали! Когда остановились, то по считалочке выяснили, кто будет начинать. (Считалочку предложил молодой человек – до этого никто такую и не слышал! Ну, словом, блеснул!)

Быстро представили «сценками» свои группы:

«Шар в треугольнике»
«Окружность»
«Тупые углы» (здоровой самоиро
нии им было «не занимать» — см. третью фотку)

Все показы тут же были «расшифрованы», названия четвёрок − установлены.

По ходу дела я попросила отыскать вокруг себя − где-то тут на улице − геометрические тела и фигуры, названия которых использовались  в названии команд. Обнаружили фонарь, баскетбольное кольцо, пешеходные дорожки.

Всё это заняло совсем немного времени, но заметно настроило десятиклассников на вполне рабочий лад.

А дальше начали работать по теме «Параллельные прямые в пространстве». Я заранее заготовила задание на листках. Посыльные брали для своих четвёрок по листочку, но задание других групп не видели.

Получив задание, четвёрки разошлись в разные стороны и стали что-то делать. А задание было таким: проиллюстрировать «признак параллельности прямых».

…где же нам найти параллельность?… а вон-тот пример нам не подойдёт?

Одна из групп была очень скованна, боялись  книгу из рук выпустить. Очень скромненько подобрали засохшие травинки  и что-то попытались из них соорудить.

Зато две другие… Одни подошли к многоствольному кусту и там нашли вполне подходящие прямые. Другие решили своими телами размашисто изобразить  нужные объекты.

…кто скажет, что эти три ствола не параллельны?..

Отчёты о выполнении задания принимали все вместе. Каждый из группы отчитывающихся не только что-то изображал, но и говорил.

Выяснилось, что у всех правильно и что все делали одно и то же задание. Но у каждой группы задание было выполнено по-разному! Особо отмечу, что этот этап урока прошёл у десятиклассников с явным интересом (и к выполнению задания, и к вариантам показов соседних групп).

Следующее задание сообщила посыльным устно и по секрету (каждому пошептала на ушко):

– Соорудить живую картинку-загадку, иллюстрирующую «признак параллельности прямой и плоскости».

…как же это проиллюстрировать?..

Здесь все группы фантазировали уже «на полную катушку»! Задание оказалось совсем не сложным, да и времени оно заняло немного. Зато было очень весело! (А я радовалась, что даже в отвлекающих условиях улицы, десятиклассникам пришлось вчитываться в содержание учебника).

Было ещё и такое задание: Известно, что прямые a и b пересекаются, а прямые b и c параллельны. Могут ли прямые a и c : а)быть параллельными; б)пересекаться; в)быть скрещивающимися?

Пришлось ребяткам немного поспорить, потому что одна из групп дала неверные ответы. Убеждали их с азартом. В конце концов, смогли предложить им несколько таких композиций, что сомнения окончательно испарились.

…поиск наглядности & доступности…

…вот теперь понятно…

А потом рисовали мелом на асфальте…
Строили из сухих веток кубы…
Искали скрещивающиеся прямые…

…«стоим» над наглядностью доказательства…

А ещё «всем миром» строили на асфальте сечение тетраэдра плоскостью.

Сорок пять минут урока «пролетели»… Ничего такого особо сложного на уроке мы не делали… Просто сумели всё повторить в «нескучном формате» и без традиционного «Сидяче-Обездвиженного Режима» [СОР по В.Ф.Базарному, который доказал, что телесно-мышечные напряжения школьников, возникающие при обычном режиме школьного обучения дезорганизуют не только сердечно-сосудистые и дыхательные системы учеников, но даже их гормонально-эндокринные системы (что именно для старшеклассников может быть особо чревато…) – прим. Вячеслава Букатова].

…все смотрите, в чём секрет решения задачи о скрещивающихся прямых!..

Так что я уроком вполне довольна – десятиклассники в школу возвращались не только по-деловому собранными, но и (несмотря на пасмурный день) с лучезарными улыбками.

Для просмотра
нажать на выбранный ярлычок фотографии или

 

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
[2] Узел СВЯЗИФОРУМ«Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК
[3] Сам себе РЕЖИССЁРМАТЕМАТИКА

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

1 comment to «За углом»: геометр (10кл)

  • Евгения

    Здорово! Очень понравилось. Спасибо!
    Думаю, что смогу повторить подобное…
    Вопрос: какой это был у десятиклассников в этот день по счету урок?

    О.Т.: третий

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика