меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Биология: Ск. букв? (6кл)

Узел СВЯЗИФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ

Республика Башкортостан
Учалинский район
с. Миндяк

.

Гульшат Салахова

 

Приём: Сколько букв в непонятном слове?

Тема урока: «Строение и  жизнедеятельность  бактерий» (6кл)

Провела 1 октября урок с использованием приёма «Сколько букв в непонятном слове»

Ход урока:

Приветствую детей. Сообщаю сегодняшнюю тему урока  «Бактерии: строение, жизнедеятельность».

Для начала разделимся на группы:  на столе лежат разрезанные открытки, возьмите их и совместите части, у кого  получилось целое, это и есть ваша группа.

Всего 4 группы (в 6 классе 14 человек, в 2-по 3 ученика,  в остальных-4).

Теперь создадим рабочее гнездо, расставим парты, стулья, подготовим ручки, тетради и учебники.

Заняло 2 минуты.

Повторяем пройденное на предыдущем уроке приёмом «угадай термин». На моем столе стоит баночка с листочками-полосками, на которых  крупно  напечатаны тексты определений уже изученных терминов, а ученики разбирают между собой нарезанные полоски с напечатанными терминами:

«Ткань»
«покровные ткани»
«механические ткани»
«проводящие ткани»
«межклетники»
«межклеточное вещество»
«хромосомы»
«хлорофилл»
«хлоропласты»
«клеточный сок»
«основные ткани»
«образовательные ткани»
«пластиды»

Все держат эти полоски лицом к доске, а кто остался сразу выбежали к моему столу.  Они по очереди  взяли из стаканчика попавшиеся полоски с текстами определений (см. фото: на нём те самые полоски, но отснятые позже, через полмесяца) – и давай искать глазами того, кто держит нужный плакат с соответствующим термином.

Находили, но с трудом! Думаю, что повлияло то, что до этого я была на больничном, а урок всего один в неделю, поэтому материал этот проходили 3 недели назад. 

Искали ответы с трудом. Некоторые ошибались. Долго искали, но ученики были явно заинтересованы.

В классе оживленно, потому что бегаем. В суматохе некоторые умудрялись заглядывать в учебник…

Ушло на повторение уже 10 минут. Пришлось остановить. Думала, что не успею новую тему. Зря остановила – всё равно не успела.

Расселись на места, начали изучать новую тему.

Теперь откроем учебник на стр. 28-30.

Распределяю абзацы в учебнике по группам: 1 группа – форма бактерий, 2 группа – строение и распространение   бактерий, 4 группа – питание бактерий, 3 группа – размножение и образование спор.

А теперь все ищем в своём тексте непонятные  слова, сложные  для объяснения или, которые может быть вам никогда не встречались раньше.

Найдя, ученики считают, сколько в этих словах букв и (посоветовавшись в команде), выбегая к доске, выводят мелом число-загадку. Все остальные  группы ищут в тексте новой темы это слово и сообщают загадавшей группе  свою версию ответа.

Если версия неправильная, все продолжают поиски.  Ответы (и неправильные и правильные) записываем на доске (правильные обводим овалом).

Получилась следующая картина.

1 группа: в данной группе оказался самый сильный ученик, который на лету всё схватывает, они за 2 минуты  закодировали сразу 5 слов и написали пять чисел на доске. Я даже не успела  проследить − сам он или посоветовался с группой (когда позже спросила, он сказал, что посоветовались).
Были «загаданы» такие пять слов:
5 букв – [кокки], 7 – [бациллы], 8 – [вибриллы], 8 – [спириллы], 9 – [жгутиков; ошибочно посчитали, что 9].
Может самый лёгкий абзац был, так как отгадали их ребята из 4 группы почти сразу (они тут же бросили выполнять своё предыдущее задание и начали отгадывать; отгадали «жгутиков», указав на ошибку в счёте).

2 группа – через 4 минуты после начала написали на доске только два числа, соответствующих количеству незнакомых букв.

3 группа – через 6 минут загадали:
15 – [дезинфицирующие], 6 – [спорой], 9 – [потомство]

4 группа так как была занята отгадыванием, то свою шифровку написала позже всех. Через 7 минут, они мело вывели такие числа-загадки:
13 – [цианобактерии], 9 – [сапротрофы], 9 – [нахлебник], 5 – [трофи], 19 (потом было исправлено на «14 и 5») – [бескислородной среде], 9 – [паразитос]

Шестиклассники отгадали все «числа-загадки» соседних команд почти сразу. Затруднялись со словосочетанием (хоть и было сказано загадывать только слова, 4 группа загадала и словосочетания).

Запишите правильные «отгадки» в тетради.

Записали. Стали объяснять. Успели половину объяснить с моей помощью. А вот выбрать команду-победительницу не успели – прозвенел звонок.

Домашнее задание: параграф 5, выучить определения «незнакомых» терминов, которые записали в тетради.

А это те
полоски-плакатики,
с помощью
которых
я проводила
на следующем
уроке проверку
знания заданных
терминов

Минусы

В работе всё равно выделялись сильные ученики, а слабые сидели и ждали, когда  другие сделают.

Медленно работали, не всегда слаженно, во второй команде 2 ученика, а в 4 –один ученик бездельничали, когда угадывали, тогда только присоединились.

Не успела выставить оценки (да и не хотелось особо, потому что некоторые плохо работали), а спросив у учеников, они просто промолчали насчёт оценок.

Думаю, что взяла слишком много терминов, на следующий урок те же термины попробую взять, но в 2 раза меньше. А ещё новые добавились. Такой подход  применила в первый раз.

Не успели сделать выводы. Теперь только на следующем уроке узнаю о том, как ученики поняли новую тему.

Не успела проверить домашнее задание в тетради.

Правила объясняла долго, по несколько раз, что занимало много времени.

 

Плюсы

Работа в команде.
Третья группа работала очень слаженно.

Урок понравился (и мне, и детям), потому что пролетел незаметно.

Гульшат Салахова

.

Узел СВЯЗИФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ

___________________________________

___Напомним, что этот материал получен от того, кто интересуясь социо/игровой «режиссурой урока», ждёт разборов и обсуждений своего рассказа, как от «знатоков» и «начинающих», так и от всех остальных посетителей нашего сайта.
___Ваши деловые комментарии (как, впрочем, и не совсем деловые, например, с разными негативными замечаниями-«разносами» или с банальными профессионально-абстрактными комплиментами и восхищениями) будут опубликованы после модерации «администратором» (этот этап необходим для отсева бесконечного спама, от которого защита хоть и помогает, но слабовато).

___Если через какое-то время ВАМ вдруг захочется что-то изменить в опубликованных формулировках своего мнения, то это будет легко сделать через всё то же окно − напомним, что оно именуется так: «оставить отзыв, вопрос или комментарий»,− в котором можно отправить информацию всё тому же «администратору». 

ВячеславБукатов

3 comments to Биология: Ск. букв? (6кл)

  • Щербина Марина

    Уважаемая Гульшат, я решила попробовать свои силы в разборе урока. Поясню, что разбор идёт в хронологической последовательности, номера «трех золотых правил» обозначены римскими цифрами в скобках (по нумерации этих правил на сайте).
    (III) жеребьёвка
    Было проведено рандомное разделение учеников на группы (собрать открытку), что есть неплохо. В случае «демократического способа» все бы группы тянули отличников на себя, а в случае выбора учителя — остались бы недовольными. А так – воля случая.
    Метод с собиранием открытки неплох, однако я бы предложила метод попроще и побыстрее. Ибо пока все эти 14 человек будут кружить вокруг друг друга (меняя кусочки открыток , дабы быть с друзьями вместе), пройдет немало времени.
    Я бы предложила или стандартный расчет по типу «первый-второй», или старая добрая считалочка. Мне кажется, что это хоть и важное дело, но не настолько, чтобы делать так много шума из ничего.
    Возможно, я неправильно поняла метод жеребьёвки, но тогда это может указывать на недостаточно подробное объяснение со стороны педагога того что происходило на вашем уроке.
    Но если на это действительно заняло всего две минуты – то тогда отлично!
    (I) повторение урока
    Не очень понравилось, что сами плакаты были такого маленького размера. Однако сама идея подвижного повторения хороша. Хотя, учитывая такой большой перерыв в занятиях, возможно, стоило как-то иначе провести. Ибо действительно всё забывается.
    (III) изучение материала
    Проходит в группах, вызывает обсуждение текста, т.к. надо выбрать определенные слова для загадывания. Я предложила бы ещё при отгадывании слова сразу же объяснение его значения. Чтобы далеко не уходить и чтобы смысл соединился бы с самим термином. Как говорится, не отходя от кассы.
    Плюс не было оговорено количество слов. Да и сам текст, кажется, не был прочитан учителем с точки зрения смысла задания. Вот и получилось, что в некоторых абзацах явно были новые слова, а в других еле-еле выжатые. Что, наверняка, и усложнило работу ученикам с понятным текстом («что же выбрать, если всё и так понятно?») и замедлило ход работы.
    Не исключено, что стоило подготовить отдельные тексты, даже и не из учебника. Сейчас материалов в сети пруд пруди, только выбери адекватное.
    (II) смена темпа
    Во время урока такое, несомненно, наблюдалось. От более-менее спокойного изучения материала до быстрого отгадывания. Правда, вся работа была только с терминами, не более. Что, как указала и сама преподавательница, не являлось плюсом.
    Возможно, стоило добавить иллюстрации-картинки для, например, абзаца, посвященного форме бактерий. И при угадывании слова учитель бы прикреплял картинку с изображением. Ибо зрительная память очень даже цепкая!
    Плюс было бы разнообразие деятельности.
    Не было проведено закрепление материала. Что разнообразило бы урок по II «золотому правилу» и помогло бы поставить оценки.
    Например, энное количество вопросов викторины по разным темам группам. То еть группе 1 задаются вопросы из тем групп 2,3,4.
    Теперь происходит переход от работы в группах к работе индивидуальной. Каждый старается вспомнить и ответить. Потратить буквально по минуте-две на каждую группу.
    Стоит предупредить сначала ребят, что в конце будет и викторина, где будут учитываться индивидуальные знания каждого. Эдакая мотивация не сидеть овощем и не ждать, пока другие всё сделают.
    Стоило написать правило-пример на доске. Чтобы в любую минуту при возникших трудностях с заданием можно было самому посмотреть и продолжить. Или вначале учитель своим словом-примером быстро проигрывает сюжет изучения «угадай, что за слово».

  • Гусева К., Николаев С., Алексеев О. (МГУ им.Ломоносова)

    Уважаемая Гульшат, Вы — молодец, что экспериментируете и ищите инновационные и интерактивные формы обучения, повышающие эффективность школьных уроков. Пишут Вам Сергей, Олег и Ксения, студенты МГУ. Мы все с разных факультетов : вычислительной математики и кибернетики (4 курс), географический (5 курс), социологический (3 курс), а объединил нас курс В.М.Букатова по «Режиссуре урока» на факультете Педагогического образования МГУ. К Вашей работе мы обратились в рамках идей социо/игрового стиля обучения современных школьников. Надеемся, что наш комментарий об этом уроке поможет Вам (и нам!) улучшить мастерство ведения своего предмета в современной школе.

    Что нам понравилось :
    1. Работа в малых группах позволила уйти от парной педагогики и дала возможность ученикам взаимодействовать друг с другом. Это важно, ведь именно так устанавливаются дружеские, доверительные отношения между детьми.
    2. Ученики двигаются, слушают и видят друг друга.
    3. Задания были сложными, но благодаря тому, что ученики работают сообща, а не в одиночку, задания все-таки были выполнены. Дети вспоминают прошлый урок, вместе делают обобщения и актуализируют свою «зону ближайшего развития».
    4. Основная цель урока — усвоение новых знаний — была достигнута. Но на наш взгляд не достаточно полно.

    Поэтому давайте посмотрим, что можно было бы изменить:
    1) не все были активны: «сильные» ученики делали задания, а некоторые не принимали участия. Возможно, если бы Вы на каждое новое задание меняли бы в игровом стиле составы групп, то у неактивных учеников появился бы шанс проявить себя в другой роли.
    2) хорошо, что Вы используете в работе дидактические материалы (листочки со словами), в следующий раз попробуйте сделать карточки из более плотного материала с крупным шрифтом, это позволит Вам сэкономить время на уроке (легче читать ученикам в своей группе, передавать друг другу и ориентироваться), а также использовать их многократно на разных уроках и в разных классах.
    3) на уроке была смена мизансцены: команды создали себе рабочее гнездо, расставив парты и стулья. Но и далее можно было бы с каждым новым заданием менять место расположения «малых групп» (например, переходить «по часовой стрелке» за другие столы и тд).
    4) частью Вашего урока была работа с учебником. Но детям приятнее работать с распечатанными листочками. Так им больше хочется прочитать, «что это нам раздали?»
    5) Вы пишите, что у Вас не хватило на всё времени, иногда работа шла медленно. Возможно, если бы вы разбили задания на более простые части, выполнение которых занимает 1,5-2 минутки, урок прошёл бы ещё более насыщенно и эффективно.
    6) функция контроля на уроке не в полной мере была реализована по социо/игровому. Вы могли выделить хотя бы по одному человеку от команды (посыльного), который проверял бы остальных ребят (оценка за задание, за «дружбу» или за проверку)

    С наступающим Новым Годом!
    И с пожеланием новых успехов в оттачивании педагогического мастерства!
    Сергей, Олег, Ксения

    Гульшат С.:Спасибо вам за внимание, интерес и столь полную оценку моего урока. Всё это я учту при подготовке к следующим урокам! Вам всего хорошего. С Новым годом и с Рождеством. — Гульшат

  • Наталия Алёшина

    Гульшат, по описанию Вашего урока я поняла, что новый стиль преподавания Вы применяете не так давно. Именно поэтому Вам и кажется, что в уроке возможно были какие-то минусы. Но, на самом деле, в Вашей работе очень много плюсов.
    Тема урока не простая, а термины даже для взрослого человека слегка непривычные и во многом забытые (я не биолог, а гуманитарий). Биология — это очень важная наука, и если у ребят такой увлеченный и открытый всему новому педагог, то они, наверняка, встретят новое с одобрением и интересом.
    И не переживайте, что не успели проверить домашнее задание. Их это только порадовало. Вы написали, что периодичность уроков не такая частая, поэтому Вам может быть сложно. Очень большой перерыв приводит к забыванию, но, мне представляется, что если Вы продолжите в такой манере проводить уроки, то дети будут ждать встречи с Вами как какого-нибудь праздника. Ведь таких учителей как Вы очень немного. И я хочу пожелать Вам огромных успехов.
    Продолжайте, не останавливайтесь! И тогда в Ваших классах будет больше «сильных» и талантливых учеников.
    Успехов!
    С уважением,
    Наталия Алёшина
    студентка первого курса ФПО (Факультета Педагогического Образования)
    МГУ им. М.В. Ломоносова

    Гульшат С.: Спасибо, Наталия, за Ваш отзыв. Вам также успехов в нашем нелёгком труде!

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика