меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Постановка БАЛЕТА в д/саду

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → Открытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → Методические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий

Детский сад №1505
ЮЗАО Москвы

.
.
Аккуратова
Елена Анатольевна

кандидат педагогических наук,
научный сотрудник лаборатории дополнительного образования
и культурной интеграции
Московского института развития образования

О театральном сотворчестве
в детском саду:

Как с дошкольниками 
поставить
«Спящую
красавицу» 
П.И. Чайковского 

 

с  о  д  е  р  ж  а  н  и  е

Глыбы вопросов при работе с детьми над музыкальным спектаклем
Этапы театральной подготовки
О команде педагогов
Конструирование заданий для придумывания детьми спектакля

Сцена «Страшный лес»
Движения для деревьев
Эпизод «вход гостей на бал по случаю рождения у Короля и Королевы дочери Авроры»

Когда что-то не получается – это повод для особенной тренировки
Зачем индивидуальные репетиции с детьми?
Приём «четырёх фотографий» в сцене «Проклятие Карабос»
Режиссёрское обеспечение победы феи Сирени над феей Карабос
Дети помнят лучше взрослых
О распределении ролей
Об исполнителях главных ролей
Об основной установке проведения репетиций

хохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохохо

Глыбы вопросов при работе с детьми
над музыкальным спектаклем

Когда ставишь с дошкольниками спектакль, то перед тобой глыбой встают вопросы, главный среди которых: как избежать давления на детей? Того самого давления, которое – увы! – присутствует сегодня в организации театрализованной деятельности дошкольников  даже в работе тех воспитателей и музыкальных руководителей, коих с уверенностью можно назвать «добрыми» (ёмкое определение детей).

Спектакль – дело серьёзное, потому что и выучить движения нужно (а как?) и выучить текст нужно (а как?). И начинается бесконечная череда нудных повторений одного и того же — «иначе же дети не запомнят».

Это своего рода «обязаловка»: вот нам нужно утренник сделать и ради этого «нужно» давайте все «пострадаем». Даже – помучаемся и друг друга помучаем! Большинство  воспитателей, и музыкальных руководителей уверены, что иначе нельзя.

Переформулируем первый вопрос – как сделать подготовку спектакля (или детского утренника) радостным. Я новичок в дошкольной театральной педагогике: варюсь там всего два года. До этого много лет работала со школьниками и студентами. Первый год в детском саду присматривалась, изучала методы работы профессионалов-дошкольников, задавала  вопросы. Мне повезло – я попала в детский сад (№1505, ЮЗАО), где есть замечательная команда педагогов, где приветствуют новые формы работы с детьми, поэтому у меня была возможность – пробовать, ошибаться, и никто за это по голове не бил. Совместными усилиями с другими педагогами сада сделали к выпускному «Золушку» С. Прокофьева.  Меня убеждали: многочисленные повторения необходимы! Иначе дети ничего не запоминают.

Однако самостоятельный опыт работы с подготовительной группой   над спектаклем «Спящая красавица» по балету П.И Чайковского убедил меня в обратном! За 12 репетиций (включая генеральную) был поставлен этот спектакль.

Репетировали в течение двух месяцев. Сначала один раз в неделю по 30-40 мин, в последнюю неделю собирались несколько раз и репетиции длились 1 час. Всего один раз взяла детей (исполнителей фей, принца Дезире и Авроры) на индивидуальные репетиции.

И отдельно работала с самой взрослой исполнительницей роли Феи Карабос. Это нужно было для того,  чтобы на репетициях с детьми та уже уверенно ориентировалась в своём рисунке роли. И надо особо отметить, что артистка была очень ответственная: записывала все, что ей нужно делать — весь порядок, действий, движений. И сама придумала очень оригинальный костюм для своего персонажа.

  Фея неистовая

Этапы театральной подготовки

Но всё по порядку. Наш ударный «прорыв» (спектакль за 12 репетиций) был подготовлен всей предыдущей театральной работой группы в течение года. Это несколько этапов. В каждом этапе присутствуют все составляющие трёх этапов, но педагогический акцент делается на что-то одно:

Этап 1: вовлечение группы в специфически организованную театрализованную деятельность. Главная цель – формирование умения видеть и слышать друг друга, быть внимательным «к другому», к подробностям и особенностям поведения. Для этого на занятиях проводились  разнообразные тренировки и упражнения: «эстафеты», «разведчики», «копирование животных» (по фотографиям и видеозаписям), «копирование картин художников» («превратитесь» в предметы изображённые на этом натюрморте и др.), «превращения в другого», и др. упражнения, которые можно найти в ХРЕСТОМАТИИ игровых приемов обучения на сайте openlesson.ru.

Этап 2: предоставление детям творческой самостоятельности в работе над ролями при постановке драматизации. Мы для пробы, для тренировки поставили вместе с детьми симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и волк», которую показали родителям. Команда педагогов была готова, что получится маловыразительно и не очень интересно. Не это главное! Главное – чтобы у детей была возможность самостоятельно придумать роль (куда исполнителю пойти режиссер или воспитатель всегда подскажет, а вот КАК пойти нужно придумать самому) и, чтобы  их кто-то похвалил (лучше, если сверстники, а не взрослые), и у них появились «крылья» и  желание сделать лучше.

Что значит: ребёнок самостоятельно готовит роль? Во-первых, взрослые (следят за своим телом, которое само стремится сложить лапки как у зайчика, говоря о зайчике) удерживаются от показа, какой волк, какая утка, и т.д. И ещё взрослые задают детям вопросы, чтобы выяснить их представление о чем-либо. Например, как, по-вашему, что такое гордый человек? Можете превратиться в гордого человека? Можете придумать, как волк съел утку? Во-вторых, предоставляют всем детям равную возможность придумывать, как играть того или иного персонажа. То есть, вести занятие нужно так, чтобы возможность придумывать была у всех. Можно придумывать и выполнять задание всем одновременно, но эффективней – показывать друг другу. Группа на группу (показ), или группы по очереди выступают со своим замыслом, а зрители смотрят (обязательно с каким-то заданием для зрителя, за чем смотреть в показе).

Кроме того необходимо обеспечить детям условия для приобретения опыта. И это режиссерски организовать.  Например. Сначала дети копируют разных животных по фотографиям или картинкам животных из книжек (делают моментальные фотографии, и придумывают, как продолжить движение их фотографии). Затем копируют показы друг друга (группа на группу), советуют друг дугу. Потом придумывают как «поставить животных на две ноги».  Затем, все одновременно выполняют заданное «превращение» в Волка. А как волк Утку догоняет? А как Утка убегает от Волка. «Превращяемся» в хищную птицу, в домашнюю, в певчую.

Если   дети посмотрели на фотографии  изображаемых животных, увидели их на видео, сразу попробовали  копировать их, то затем они легко придумывают, как персонажи выполняют какие-то действия. И так постепенно рождается самостоятельный образ исполнения роли. Он очень скромный.  Взрослым нужно постараться отнестись к этому с уважением и не пытаться ничего добавить от себя. В следующем спектакле всё будет гораздо богаче!

Предварительная работа по  превращению в животных ( несколько занятий) плавно переходит в игру всей сказки всеми одновременно (или половина группы играет эпизод, другая половина –  их копирует)  под музыку.   Причем в этом возрасте ребёнок легко способен схватить характер музыки и двигаться в её ритме. На последнем этапе, когда уже наигрались в сказку и знаем все повороты: придумали как петля сжимается на волке, как волк пытается птичку поймать, как утку съедает и как охотники по лесу ходят, и всё остальное, выстраивается окончательный рисунок сказки. Текст читает взрослый ведущий.

Повторюсь: рисунок выстраивает режиссер – куда пойти, откуда выйти, а КАК пойти, побежать, прыгнуть и так далее придумывает сам исполнитель!

Этап 3: стихия коллективного труда, тренировки внимания «к другому». В нашем случае это был (стихотворный текст) и все трудились над одной ролью: рассказчика. Когда нужно поддержать другого, поймав окончание его строчки и продолжить рассказ (стихотворение Э. Успенского «Сердитый день»). Это был ответ на вопрос: могут ли дети выучить что-либо (в данном случае текст), «не уча его специально»? Оказалось – могут и ещё как! Могут даже легко порядок выучить (кто за кем) и повторять всё с азартом.

Задания были такие: несколько раз прочитывала группе текст и давала задания во время слушания. Например, как услышали название персонажа, которого можно сыграть, нужно встать, и сказать это название воспитательнице, а та записывала всё на отдельных бумажках, потом все вытягивали эти бумажки и превращались в этих персонажей. Кстати в персонажи дети записали и окно, и солнце, и небо, и ветер, и книжку. Потом я читала стихотворение, а дети его играли все одновременно, а затем коллективно пытались вспомнить текст, далее каждый выбирал себе строчки, а потом  опять я читала стихотворение, а тот, кому строчка принадлежит, выходил на сцену в порядке произнесения или перебегал на другое место. И вскоре дети стихотворение и прочитали и сыграли сами.

 О команде педагогов

Параллельно с театральными занятиями, на занятиях по программе «Классическая музыка в детском саду» вместе с педагогом Татьяной Геннадьевной Рубан дети слушали изучаемые произведения или фрагменты (балета) говорили о прослушанном, смотрели видео-версии спектаклей, учились определять, какие звучат инструменты. Рисовали музыку на интегрированных занятиях изостудии  и слушания (педагог Марина Николаевна Зубарева).

Предварительная работа команды взрослых перед началом репетиций состояла из:
1. Выбрать основные эпизоды балета, необходимые для разворачивания сюжета
2. Сделать компиляцию (нарезку) из музыки П.И Чайковского, то есть сократить музыкальный текст до 20- 30 минут звучания (для чего  лучше «отрезать» начало музыкального номера и использовать  финалы, где есть чёткое музыкальное завершение).
3. Разделить  будущий спектакль на куски удобные для репетиций.
4. Написать тексты для ведущего (взрослого), которые будут звучать между музыкальными кусками.

Ещё до начала работы над спектаклем мы договорились с музыкальным руководителем Натальей Владимировной Шайдеровой, что некоторые эпизоды спектакля (танцы) она придумает сама и поставит их с детьми. Это: «Белая кошечка и Кот в сапогах», «Красная шапочка и Серый волк». И вальс на дне рождения (16 лет) Авроры. В вальсе необходимо было придумать общий (не парный) рисунок движений. К началу репетиций с музыкальным руководителем, у нас с детьми уже была эскизно готова половина сцен, и у детей сформировался   положительный опыт восприятия будущего спектакля, и постановка (что значит: эти танцы дети не сами придумали, всё остальное же в спектакле  – сами) прошла радостно, исполнители схватили движения на лету.

Конструирование заданий
для придумывания детьми спектакля

А моя задача, как режиссера, состояла, прежде всего, в том, чтобы организовать работу созданию общего рисунка (партитуры) действий и конструированию заданий для самостоятельного придумывания детьми всего остального. Для этого выделенным кускам были придуманы названия, отражающие суть действия каждого отрывка, например, «страшный лес», «вход гостей на бал».

Кроме того эти эпизоды необходимо было разделить на ещё более короткие куски. А потом уже собирать из них целую сцену.

Сцена «Страшный лес»

Нужно придумать как деревья выйдут на сцену, какие они будут делать движения. Сначала музыка медленная, а потом всё быстрей и активней. Школьникам можно дать задание: превратитесь в страшный лес, и они это легко сделают, но в случае с дошкольниками необходимо каждое такое задание разбить на короткие куски и придумать названия для конкретных действий-движений, которые могут наполнять этот «страшный лес».

Деревья

Репетиция сцены «Страшный лес» началась с задания: рассыпаться по всей площадке, занять её равномерно, чтоб не было мест пустых и густых. Несколько раз тренируем, как заполнить равномерно комнату каждый раз вставая на новое место (ведь лес должен занять всё пространство сцены)

Для формирования у детей более точного понимания, как превратиться в толстые деревья, использую принцип задания на «противоположность»: сначала предлагаю превратиться в тоненькие лёгкие берёзки, а руки это веточки. И лишь затем: в толстые широкие деревья. Руки это уже не тонкие веточки, а толстые сучья, тело – толстый тяжёлый ствол. Каждый ищет свою тяжелую посадку. Пробуем ходить по площадке тяжёлыми широкими ногами – это деревья так ходят, так ветками двигают. «Превращаемся» в непроходимый вековой лес, который защищает замок со спящей Авророй от посторонних взоров. Лес и Карабос заодно.

Движения для деревьев

Что могут делать деревья и как это действие назвать, чтоб двигательная фантазия дошкольников заработала и они придумали нечто интересное? Я придумала сказать задание так: руки заворачиваются вокруг тела, то в одну сторону, то в другую – сначала медленно, потом быстрее. А, теперь, руки превратились в роботов. Каждый сам придумывал, какие у него руки-роботы и как они двигаются. Такое короткое, понятное, хоть и с небольшой заковыркой, задание – это тот отрезок самостоятельности, который дошкольнику вполне доступен. И решить поставленную задачку он уже может довольно оригинально. Финальное движение я показала детям – как бросать тело в свободном полёте в стороны. Они с радостью повторили и делали  в дальнейшем с удовольствием.

Мы «взяли в тело» деревья, мы придумали движения для веток и наконец можем слушать музыку, под которую будем сделанный рисунок действий выполнять. Необходимо придумать такое задание, чтобы дети самостоятельно поняли, услышали и запомнили, в каком музыкальном моменте нужно переходить от одного действия к другому. Например, слушаем музыку с заданием: вставать или садиться, когда слышишь изменение в музыке, то есть (это очень важно) реагировать всем телом на изменение в музыке. Движение для тела должно задаваться простое, над которым не нужно задумываться. Нельзя представить себе более внимательно слушающих музыку детей, чем дети, у которых есть двигательное задание по этой музыке.

Послушали музыкальный фрагмент таким образом, попрыгав три раза. Потом предложила группе менять придуманные заранее движения под музыку. Но с условием – синхронно и определённых совместно местах. Сначала деревья закручиваются медленно вокруг своей оси. Затем быстрее… Потом договорились в каком музыкальном моменте руки превратятся в роботов. Там где музыка усиливается, начинаем бросать тело в разные стороны. В финале, когда принц срубает деревья, падаем на пол. И укатываемся за кулисы.

Эпизод «вход гостей на бал
по случаю рождения у Короля и Королевы
дочери Авроры»

В эпизоде два маленьких куска: сам вход и построение в диагонали для встречи Короля с Королевой и маленькой Авророй. Ничего про бал детям не говорю. Они не знают, что уже начались репетиции «Спящей красавицы».

Предлагаю сделать
несколько превращений
в особенного человека:

– удивлённого
– не понимающего
– испуганного
– иностранца,
– в старушку или старичка
– в гордого,
– подозрительного, хитрого,
– важного,
– грозного.

Попробовали…
– «А теперь каждый выбирайте, в какого человека вы превратитесь в следующий раз? Или придумайте что-то своё».

Каждый выбрал в кого он превращается. Половина группы выходит за дверь. И получает задание: войти так, чтобы мы (полгруппы, оставшаяся в зале) поняли в кого превратились входящие.

Исполнители входят. Зрители угадывают.

Задание для зрителей в социо-игровой педагогике обязательная для педагога часть конструирования заданий. Те, кто в данный момент зрители не должны себя чувствовать отдыхающими, тем более, что внимательно наблюдая за работой партнёров сам учишься. Но это внимание нужно специально организовывать

А затем пробуем сделать «вход гостей» под музыку П. И. Чайковского. Гоша придумал, что он будет скороход, и мы с ним договорились, что он очень быстро будет вбегать последний. Мы придумали как входим, и вход каждого гостя получился отличный от другого и теперь делаем эпизод куда встают «гости в ожидании Короля с Королевой»

Когда гости входят в «Бальный зал Короля и Королевы» из-за кулис в центре площадки у них маршрут следующий: нужно пройти к зрителям через центр, вернуться к занавесу и встать в две диагонали развёрнутые к зрителям. Построение в диагонали – это повод, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве и устроить азартное перемещение по залу.

Первый раз с помощью взрослых строим диагонали и запоминаем своё местоположение в пространстве. Затем разбегаемся и за семь счётов пытаемся встать на своё место. Это получается быстро.

Когда что-то не получается – это повод
для особенной тренировки

Возникает необходимость поговорить с детьми: как построить диагональ, если заранее не определено точное месторасположение каждого.

Договариваемся, что такое у нас эти «две диагонали». Это, (дети предложили) «когда, все стоят в одну линию» и, не поворачивая голову к соседу, ты «боковым зрением видишь соседа и справа и слева». А концы диагонали ( моё добавление) смотрят в разные углы.

Пробуем строить диагонали на счет, подбегая с разных мест на новое место, а не на то, которое запомнил. Получается!

Делаем вход гостей с выстраиванием в диагонали.

Зачем индивидуальные репетиции
с детьми?

Для себя я так отвечаю на этот вопрос: чтоб ребёнку было легче сосредоточиться на своих действиях. Иногда нужно, чтобы при работе над ролью на тебя никто не смотрел. Взрослый может поработать дома самостоятельно, а ребёнку можно обеспечить минимум зрителей. Но это в основном нужно тем исполнителям, у которых роль застопорилась.

Феи дарят подарки маленькой Авроре

При постановке «Спящей красавицы» я всего один раз поработала с некоторыми исполнителями индивидуально, с теми, у кого сольные сцены. Это – все  четыре Феи, Аврора и Принц Дезире.

Феям было дано следующее задание: как слышите изменение в музыке вам нужно начинать новое движение. Две исполнительницы ролей Фей даже принесли флэшки, чтоб переписать музыку и репетировать дома. И чуткость к изменению музыки все Феи вполне продемонстрировали.

А исполнитель Дезире на индивидуальной репетиции вдруг начал задавать вопросы: а почему я прислушиваюсь к тому, что труба трубит? Почему я туда побежал?

У Авроры: две сложных сцены, о которых я напишу далее. Индивидуальная репетиция помогла ей преодолеть смущение, которое она испытывала на общих репетициях, хихикая в неподходящих местах.

Приём четырёх фотографий
в сцене «Проклятие Карабос»

Гости умоляют Карабос пощадить Аврору

Задание для всей группы одновременно –  показать четыре моментальных фото: вы увидели страшного тигра, великана, крысу, кто-то упал в речку. Это называется четыре «позы ужаса». Когда  Карабос произнесла страшное заклинание, что Аврора умрет едва лишь ей исполнится 16 лет все приходят в ужас. Вот здесь и делаем четыре «позы ужаса» под музыку.

Затем перестроения: одни убегают от Карабос, другие бегут спасать короля и королеву, теперь эти в страхе прячутся за трон короля и королевы, а вторые (поначалу испугавшиеся) бегут защищать короля и королеву. А Карабос их всячески пугает. Затем все толпой ползут на коленях к Карабос, умолять её отменить заклятие, подползают к ней на коленях и тянут к ней умоляющие руки.

Заканчивается все точкой: Карабос простирает руки победителя над придворными и Королём с Королевой, а они тянут руки к ней. Но тут выходит Фея Сирени и все с надеждой следят за ней глазами – она изменяет судьбу Авроры.

Режиссёрское обеспечение
победы феи Сирени
над феей Карабос

Взрослые-участники нашей творческой команды считали, что поскольку Карабос играет взрослая исполнительница, роль Феи Сирени должна играть воспитательница, мол, иначе – «взрослая Карабос» ребёнка-Фею Сирени переиграет.

Конечно, такая опасность существовала, но… мы рискнули доверить роль ребёнку. И Саша, юная исполнительница Феи Сирени, сыграла удивительно: в ней было столько достоинства и силы, что победа над Карабос совершилась на наших глазах вполне!

Тем более, что мы применили особенные режиссёрские хитрости: уменьшение Карабос в теле. Сначала была идея, чтобы Фея Сирени выросла в росте. Например, её бы поднял за занавесом кто-то из взрослых мужчин и она стала бы выше Карабос. Но это не оказалось нужным – обошлись тем, что взрослая исполнительница стала «уменьшаться» в теле. Получилось вполне убедительно.

Фея Сирени прогоняет Карабос

Дети помнят лучше
взрослых  

Когда эскизный этап завершился, и начались прогоны придуманного, случилось так, что я не могла вспомнить, как мы делали приближение гостей к уснувшей во время бала Авроре? Тогда Ася (исполнительница Феи Канарейки) мне напомнила, что мы делились на первый второй и: одни шли к Авроре – удивлённые, другие – испуганные. А ещё говорят, что дети ничего не могут запомнить!

Прогоны с остановками и отработкой отдельных моментов шли вполне увлекательно, мы, взрослые уставали, а по детям этого было не видно. И самое интересное, что они всё запомнили. Но для этого взрослым пришлось попотеть придумывая задания для прогонов, чтоб у детей возник азарт в ходе отработки тех или иных сцен. Собраться в такую-то фигуру за 10 счётов, а за 7 сможете? Так, например, тренировали мобилизованность на перестроениях.

В течение года дошкольники на музыкальных занятиях с Натальей Владимировной (музыкальным руководителем) изучали вальсовый шаг и различные вальсовые движения. Эти умения пригодились на репетициях! Всего в спектакле было два вальса, один постановочный другой – импровизационный. На спектакле (да и на всех репетициях) импровизационный вальс получился замечательно –  порядок движений в нём дети сочиняли на ходу, общаясь глазами, телом пытаясь угадать следующее движение партнёра.

Например, Наргисс с Таней на спектакле просто летали в весёлом общении танца. А с какими глазами мальчики шли приглашать девочек, как они их вели в танце, или наоборот в некоторых парах девочки задавали тон, но главное, что на сцене происходило живое общение между детьми: смотрели друг на друга в танце, ловили движения друг друга, а не просто выполняли отрепетированные па.

О распределении ролей

Обычно воспитатели заранее знают, кто будет играть главную роль и говорят   детям. Но лучше этого не делать. И подбирать исполнителей во время этюдных работ. Исполнительница роли Авроры, Наташа, поймала характер движения своей героини ещё до того как она узнала, что будет играть главную роль. И это помогло ей в будущем верно сыграть роль. Всей группой танцевали-импровизировали одновременно под музыкальную тему Авроры и видно было, что у неё точней всех получается нужный для спектакля образ.

Все собрались вокруг
уснувшей Авроры
(кто-то подходит
испуганно,
кто-то удивлённо)

Так мы попробовали в движении  всех персонажей и обязательно как-то многие исполнители проявились во время импровизации всей группой и придумали частично свою роль, даже  не зная, что будут её играть. Когда ребёнок, не знает, какую роль в предстоящем спектакле он будет играть, он придумывает гораздо интересней, так как его существование свободно: он просто выполняет задание вместе со всеми,  зато в дальнейшей работе более вероятен его исполнительский прорыв,  так как  верный подход к роли уже найден.

Иначе, когда на хрупкие детские плечи сразу, без предварительной пробы «вешают»  роль, особенно – главную, они часто сгибаются под её неподъёмной тяжестью. А чтоб роль начала получаться нужно, особенно поначалу, меньше о ней задумываться. Вернее так: «незнание» в данном случае снимает груз ответственности, которая часто мешает сыграть роль и взрослым. Вот все одновременно импровизируют в роли Фей, Принца, Авроры и даже Карабос. А мы, взрослые ловим удачи и неожиданные импровизации! Если на первом этапе, когда ты ещё не знаешь, кого будешь играть и стараешься изо всех своих силёнок, роль пошла, значит, она твоя.

Об исполнителях
главных ролей

Конечно перед постановщиками в условиях детского сада всегда сложный вопрос – кому доверить главную роль? Все девочки до начала репетиций хотят играть Аврору! Начинается эскизная работа и вдруг становится всем и детям и взрослым видно, что вот эта маленькая роль у такого-то исполнителя получается лучше всех! Да он и сам это однажды понимает и тогда уже хочет играть только эту свою полюбившуюся роль! Так же могут выясняться и претенденты на главные роли.

Аврора

У нас исполнительница главной роли (Наташа) определилась быстро – пока она не знала, что будет Авророй, она очень вдохновенно и сосредоточенно двигалась под музыкальную тему Авроры. Но, когда начала репетировать уже осознанно, всё ушло, Наташа смеялась на площадке и не могла справиться с собой. Или играя сцену смотрела на меня в страхе, что она что-то не так делает.

На индивидуальной репетиции мы попробовали с ней упражнение: сосчитай, сколько будет 5+ 8? Задумалась. Поймай это внимание. Так можно помочь ребёнку понять что значит – держать внимание «в себе», быть обращенной внутрь себя. Поняла!?

А дальше только подправляешь: вот Аврора укололась спицей и смотрит, не отводя глаз, на уколотое место на пальце.
Вот она прислушивается к себе, вот она обращается за помощью к окружающим и внимание уже совсем другое…

Об основной установке
проведения репетиций

Начинали репетиции спектакля мы так: ничего не объясняя, я включала подряд все темы действующих лиц, и дети импровизировали, а мы с воспитателем Еленой Владимировной Козловой внимательно наблюдали.

Один раз мы решили, что танцевать женские партии (танцы Фей) будут только девочки, а мальчики будут выбирать, отмечать самое интересное движение, которое придумают девочки под музыку и копировать его. Однако объективного отбора не вышло: мальчики выбирали только тех девочек, к которым у них есть определённая симпатия. Хотя, главное было сделано: девочки так старались перед мальчиками, что придумали много интересного для своих ролей, которые мы потом и поручили им сделать.

Аврора уколола палец иголкой, спрятанной в букете

На премьере нянечки и воспитатели, которые не были на репетициях, плакали.
Плакали и некоторые родители.

А я всё вспоминала, как на генеральной, мне вдруг подумалось, что радостно-добровольное участие детей в постановке спектакля обеспечило-таки  нам отсутствие на репетициях этой обязательной и жутко грозной фразы взрослых:
Вы что хотите, чтоб мы всё отменили?!

Аккуратова Елена Анатольевна,
кандидат педагогических наук,
научный сотрудник лаборатории
дополнительного образования и культурной интеграции
Московского института развития образования

Реплика-послесловие
Спектакль в  д/с был показан на Выпускном. Зрителей было человек 40 (родители, родственники, сотрудники д/с). Профессионального оператора не было, поэтому  на видео не весь спектакль, а только «нарезка» отдельных фрагментов.
В некоторых местах слышен голос ведущей, которая вела рассказ для зрителей (в основном между музыкальными фрагментами, но и и иногда на музыке).
Обратите внимание на первый фрагмент – выход гостей. На самом представлении из всех вариантов исполнители  «как один»  выбрали хоть и разные вариации, но только  «гордого» человека (на репетициях было не так).
Интересно, что ляп с подниманием занавески во время действия был совершенно не замечен зрителями во время спектакля. Зато  на видео этот ляп ярко бросается в глаза.
Последний на видео эпизод – танец Волка и Красной Шапочки. Они – в числе гостей на свадьбе. Потом шёл заключительный вальс всех гостей.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → Открытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → Методические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий

.

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика