меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

О пробл. СУДЕЙСТВА в «Диктанте на дружбу»

Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ

Факультет педагогического образования МГУ

Моторина
Юлия 
Михайловна

Урок в школе  по технологии «Диктанта на дружбу»

в подробностях
и с преды
сторией

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊


Вячеслав Михайлович!

Я Вам очень благодарна
за интересные идеи, приёмы,
уроки (жаль, что их было совсем немного)
и за сайт, который я теперь
открываю каждый день!

Вячеслав Михайлович и его последователи, извините, если окажусь многословной,
но рассказ об уроке я планирую начать
с предыстории, без которой
моё повествование будет неполным

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

Когда-то давно закончила ВУЗ в Екатеринбурге, работала в бизнесе и добилась успехов. У меня родилось двое детей, занималась ими няня, мы с мужем работали и зарабатывали. На тот момент нам казалось, что наша жизнь весьма успешна и построена абсолютно правильно относительно того  времени, в котором мы живём.

 Все шло размеренно до тех пор, пока, в силу обстоятельств,  мы не переехали в Москву. Наш старший ребёнок должен был пойти в школу. Мы посоветовались и решили, что ребёнку сейчас больше, чем когда- либо, будет нужна мама.

 Быть просто мамой оказалось невероятно тяжело. Выяснилось, что гораздо  легче уехать из дома в 7 утра и вернуться обратно в  10 вечера. На работе можно чётко спланировать график, всегда оставляя в нём место и для своих личных дел (обед, магазины, врач и пр.) и для общения по интересам. Дома же всего этого делать не удавалось.

К тому же статус просто мамы и жены существенно отличался от статуса успешного сотрудника плюс мамы и жены. Всё время оказалось  подчинено детскому расписанию. Отвести-привести (школа, детский сад, кружки, больница и много-много незапланированных дел), проверить уроки, вопросы быта, прогулки. Через полгода такой жизни отчаянно хотелось обратно на работу, в родной коллектив, к старой размеренной жизни …

Может, кому-то это покажется странным,  но понимание того, что ребёнку никакая, даже самая лучшая, няня не заменит маму, пришло только примерно через год. Мы плакали и смеялись. Мы решали задачи, гуляли, играли и шутили. Мы огорчались и разбирали приятные и не очень моменты в школьной жизни. В тот момент я по-настоящему сблизилась со своими детьми и поняла, что они – а не дела и работа – самое важное в моей жизни.

Интуитивно, многое в воспитании мне удалось. Что-то я читала в книгах, до чего-то доходила сама. Жизнь не стоит на месте. Подросли и мои дети. Я нахожу в них сообразительность, интерес к познанию нового, увлечение к учению, дружелюбность. Есть, конечно, черты характера, над которыми не мешало бы и поработать. Но кто без того… – так что общаемся, иногда спорим. Вот и что-то меняется.

Дети  росли, и наша семья  развивалась вместе с ними. Муж за это время успел получить ещё два высших образования, нужных для его работы. Знания, образование, круг общения и интересов  наших детей вышли для нас на первый план.  Мне нравится заниматься детьми, нравиться видеть, как они развиваются. Мне хотелось бы принести пользу не только своей семье, но и другим детям.

Этой осенью я начала обучение на факультете педагогического образования (ФПО) в МГУ. Сначала было непросто. Со времён обучения в прошлом вузе прошло уже около 17 лет. Многое позабылось, да и привычка запоминать большой объём информации, конспектировать  лекции была далеко в прошлом.

Но  постепенно я втянулась, и начала получать удовольствие от процесса обучения. Мне нравится много читать, нравится рекомендуемая литература. Появились друзья и коллеги, новые интересы.  Сейчас я опять живу, ориентируясь на то, чтобы быть в ладу с собой, с семьёй, с этим миром. Именно так я понимаю гармонию.

Осенью этого года я предложила проводить уроки по нестандартной математике в классе у дочки, она младший ребёнок в нашей семье. В школе с радостью приняли это предложение, поскольку не у многих родителей  есть свободное время, навыки в математике и желание.

К первому уроку я начала готовиться за неделю. Перебрала массу всевозможных задач, решений и методов. Отобрала те, что полегче, сделала распечатки и отправилась в класс. Ребята приняли меня очень дружелюбно. Классная руководительница настроила их позитивно, презентовала предстоящие уроки как нечто необычное и увлекательное.

Дополнительные уроки были необязательными, по желанию. Я сначала засомневалась, не разочаруются ли дети, решая пусть нестандартные, но все-таки задачи. Рассказала о наших планах, прочитала смешную задачу, и в бой!

Класс оказался гораздо более подготовленным к такого рода занятиям, чем я ожидала. Подготовленные мною задачи, они щелкали как орешки. Тогда в середине урока мы провели небольшую мат. регату, как пример того, что нас ждёт дальше.

Ребятам урок понравился. Следующего они ждали с нетерпением. На него пришли даже те, кто заболел и сидел дома.

Мы решали задачи, делились решениями и пр. Через некоторое время  я увидела, что детишки начали уставать. И тогда решила провести «Диктант на дружбу». Это был сюрприз для тех, кто постоянно ходил на мой дополнительный урок.  Решение провести диктант возникло в МГУ во время занятия по «Режиссуре урока» в пятницу.

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

На урок пришли 15 учеников из 30, обучающихся в классе. Дети пришли в восторг, как только услышали о том, что урок будет проводиться с ними по-новому.

Класс у нас дружный, организованный. И, тем не менее,  при делении на команды возникли проблемы. Деление на команды я провела жеребьёвкой. Каждый взял со стола карточку, перевёрнутую картинкой вниз. Получилось 3 команды по 4 человека с  изображениями на карточках треугольника, квадрата и круга (и одна команда с тремя детьми, у которых на карточках был напечатан квадрат).

В одной из команд, как нарочно, оказались вместе красавица класса – лидер, с очень непростым характером  и мальчик, по какой-то непонятной для меня причине находящийся в аутсайдерах по общению, количеству друзей и просто симпатизирующих ему детей.

Девочка очень нервно отреагировала на совместную деятельность с нежеланным игроком в команде. Не вдаваясь в подробности причин её нежелания, и чтобы не обидеть мальчика (да и просто, чтобы  не поощрять в дальнейшем подобные замены), я объяснила, что раз команда уже создана, то поменять её состав уже невозможно. И сразу же объявила старт «игровой деятельности».

В основу диктанта я положила начало задачи «Подвиг юного Бертольда» из журнала «Квантик» за ноябрь 2013 года. Сначала я хотела использовать текст какой-нибудь интересной математической задачи, чтобы после её решить. Но потом решила, что дети устали решать задачи.  Мы достаточно поработали в этом направлении, и можем направить свои силы на  то самое многогранно интересное, на которое у нас всегда  не хватает времени! 

Мои ожидания от урока были следующими: познакомить детей с новым для них журналом. Привлечь их к чтению подобной литературы (любознательные дети обязательно захотят дочитать сказку до конца). Потренировать их память. Повысить интерес к командным мероприятиям.

 Заранее из журнала был перепечатан следующий текст:

Грыор Большой Хвост дремал после сытного обеда, когда от ворот раздался шум и лязг.
 – Что там, Куркундис? – спросил дракон у своего придворного черного мага.
 – Драконоборцы, сэр, – отвечал маг, качая головой.

В тексте встречается много непонятных слов и имен. Но дети любят всё загадочное. Из текста понятно, что говорится о драконе, маге и драконоборцах. Я разделила текст на три части (по количеству предложений). 

Объяснила правила. Затем дети придумали названия команд. Потом мы записали девиз: «Один за всех и все за одного!». И название задачи.  

Дети посчитались. Вторые и третьи номера отправились ко мне для выполнения первого задания.

Я выложила напечатанное на листах первое предложение (несколько экземпляров) перед представителями команд. Дети в течение минуты запоминали текст. Затем побежали к себе в гнезда.

Некоторые убежали раньше. Одна команда, в которой были только мальчики, работала шумно. Другие же старались диктовать тихо, как партизаны. Не хотели, чтобы соперники из других команд их слышали.

Запоминать второе предложение пошли первые и четвертые номера. В команде же мальчишек было только три человека. Они спросили, кто же пойдёт на этот раз. В ответ я поинтересовалась, могут ли они сами решить, кто из них пойдёт за заданием второй раз. Вызвался один из уже получавших задание мальчиков. И тот, кто ещё не выходил запоминать предложение. Так было записано в командах второе предложение.

А третье предложение я продиктовала сама. По ходу диктовки поняла, что нужно было подобрать предложение с минимальным количеством запятых и пр. знаков препинания. Но тут же вышла из положения. Просто стала называть все знаки препинания, использованные в последнем предложении.

Потом предложила проверить друг друга. Поменявшись тетрадями внутри команд.

Затем началась проверка, точно такая же, какая  была у нас на занятии в МГУ. Все команды покинули свои места и поменялись рабочими гнёздами.

На новых местах послышался смех. Восклицания. И даже сравнения – кто глупый, а кто нет.

Конечно же, каждая команда считала себя умнее другой. Затем команды, снова поменявшись рабочими местами, получили листочки с «исходным текстом», для выяснения качества предыдущей проверки. И началась «проверка проверяющих» (простите за игровую тавтологию).

И вот радостные эмоции сменились гневом, когда команды вернулись на свои места. У одной из команд стояла оценка «-1» при первой проверке. Впоследствии я особо просмотрела эту работу. Оценка  была явно необъективной.

Мой вывод из той ситуации. Детям трудно не подыграть себе, своей команде. Поэтому они стараются «утопить» другую команду любыми доступными способами. Порой даже не совсем честными.

Девиз и название диктанта не помогло. Желание победить оказалось превыше всего. Потому, на мой взгляд, при объяснении оценивания диктанта, нужно включить условие не ставить оценки ниже «четвёрки».

Либо ставить по баллу за каждое правильное слово.  Или может быть даже вообще пропустить этап оценивания. Доверив проверку учителю. Хотя быстро проверить, конечно же, не удастся, и детям придётся ждать до следующего урока.

А ещё, на мой взгляд, учитель же не должен за это игровое задание выставлять детям оценки в журнал, если они не пятёрки.

Сомнения на счёт оценок пришли ко мне ещё задолго до урока. И я подготовила заранее математические шутки и смешные устные задачки по математике. Но даже просто услышать их класс был не в состоянии.

Чтобы прекратить ссоры, я начала тихо говорить: «Кто меня слышит…» [см. соотв. приём]

Дети, которые находились рядом со мной, хотя и начали выполнять эти мои команды, но по-моему они не вполне понимали, зачем и что именно делают. Их мысли целиком были заняты несправедливостью оценок.

А вдалеке всё ещё слышался шум. Но и он стал утихать. Дальние «гнезда» с удивлением стали наблюдать за движениями своих одноклассников. Потом и они, прислушиваясь к моему тихому голосу, начинали повторять произносимые движения.

В результате наступила «идеальная» тишина. Я поблагодарила класс за внимание. До конца урока оставалось пять минут. И чтобы оставить от урока общее впечатление радости, я начала читать шутки и смешные задачки. Задумка удалась.

И вот прозвенел звонок.

Дома спросила у дочки, понравился ли ей урок? Она ответила, что урок очень-очень понравился. Но расстроили несправедливые оценки. Учту на будущее. Через несколько дней у нас опять будет урок с «социо/игровым» сюрпризом.

Вячеслав Михайлович, извините, если утомила долгой предысторией. Повторю, что без неё мой рассказ был бы не полным.

С уважением и ожиданием поправок, разъяснений и советов
как от  читателей сайта, 
умудрёных солидным социо/игровым
опытом работы, так и от читателей-
новичков,

Моторина Ю. М.

Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ

____________________________________________

___Напомним, что этот материал получен от того, кто интересуясь социо/игровой «режиссурой урока», ждёт разборов и обсуждений своего рассказа, как от «знатоков» и «начинающих», так и от всех остальных посетителей нашего сайта.
___Ваши деловые комментарии (как, впрочем, и не совсем деловые, например, с разными негативными замечаниями-«разносами» или с банальными профессионально-абстрактными комплиментами и восхищениями) будут опубликованы после модерации «администратором» (этот этап необходим для отсева бесконечного спама, от которого защита хоть и помогает, но слабовато).

___Если через какое-то время ВАМ вдруг захочется что-то изменить в опубликованных формулировках своего мнения, то это будет легко сделать через всё то же окно − напомним, что оно именуется так: «оставить отзыв, вопрос или комментарий»,− в котором можно отправить информацию всё тому же «администратору».

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика