меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Голосеменные (6кл)

Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ

Республика Башкортостан
Учалинский район
с. Миндяк
Гульшат Салахова

Урок  по теме:

«Голосеменные.
Общая характеристика

и значение в природе»

Цель: познакомить обучающихся с голосеменными растениями.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о высших растениях, раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями. Показать значение голосеменных в природе и жизни человека, изучить представителей голосеменных, произрастающих в нашей местности; на примере сосны и ели рассмотреть условия жизни голосеменных;
  • продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся с объектами; продолжить развитие умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  • формирование экологической культуры у школьников; воспитание бережного отношения и любви к природе.

Оборудование: рисунки растений разных отделов, коллекции голосеменных растений и их шишек, карточки для деления на группы, ватманы, фломастеры, презентация по теме урока. (проектор один на всю школу, поэтому на урок мне не достался, пришлось по ноутбуку показывать)

Дополнительная информация (для раздачи по командам)

а) ЕЛЬ
б) ЛИСТВЕННИЦА
в) СОСНА
г) МОЖЖЕВЕЛЬНИК

«Разрезанные карточки» для объединения в команды (по 3-4 чел)

Организационный момент:

Создаём рабочие гнёзда, перед уроком [?! – В.Б.], чтобы сразу начать урок.
Садятся все на свои места.

Изучение нового материала

– Итак. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений – отдела Голосеменные.

Задача нашего урока сегодня – на примере местных видов голосеменных растений познакомиться с особенностями строения и условиями их жизни, выявить черты более сложной организации голосеменных по сравнению со споровыми растениями.

Для того, чтобы начать урок, делимся на группы по карточкам (рисунки сосны, ели, можжевельника, лиственницы). Разделились быстро. Расселись в свои уже подготовленные рабочие гнёзда (сами организовали, кому, куда – фото 6-10).

На столах лежат ватманы, фломастеры. Даю задание назвать свои команды. Почему-то все по рисункам и назвали свои команды «Ель», «Сосна», «Лиственница», «Можжевельник» (последняя у нас не произрастает, поэтому спросили, что это). Записали на ватманах.

Теперь моё вводное слово. Параллельно по ноутбуку шла презентация иллюстраций-слайдов, специально мною подготовленных по теме урока. 

Презентация Microsoft PowerPoint (.pptx)

кликнуть, чтобы
загрузить на свой компьютер

и открыть

 


Общая характеристика голосеменных  (слайд 1-3)

Происхождение голосеменных.

Голосеменные – одна из древнейших групп растений, появились они около 400 млн лет назад. Расцвет голосеменных пришелся на триасовый период. Судя по ряду признаков в это время на Земле был сухой и холодный период. Именно поэтому голосеменные имеют большое количество черт, характерных для засухоустойчивых растений. Современные голосеменные растения произошли, возможно, от ныне вымерших голосеменных папоротников. Скорее всего их полностью вытеснили более приспособленные к жизни предки современных голосеменных растений.

Распространение голосеменных.

Отдел голосеменные растения насчитывает около 700 видов. Несмотря на их небольшое число, современные голосеменные широко распространены по всему земному шару. Среди них наибольшие площади заняты сосной и елью

 Высшие наземные растения. Вечнозеленые, реже листопадные деревья, кустарники или лианы. Вы все хорошо знаете эти растения и многие из них неоднократно встречали в нашей местности. Это ель, сосна, лиственница, пихта, кедр, можжевельник, кипарис, туя и многие другие. Имеют органы: корень, стебель и листья. Образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются. Свое название получили потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуи шишек.

Общая характеристика.

Как уже было сказано, отдел Голосеменные насчитывает около 700 видов. Жизненная форма голосеменных, в основном, деревья, реже – кустарники и стелющиеся формы растений. Трав среди голосеменных нет. Свое название голосеменные получили благодаря семенам, которые лежат открыто, как бы голо, и в отличие от семян покрытосеменных растений не защищены стенками плода. Голосеменные имеют большое количество черт, характерных для засухоустойчивых растений:

1)      небольшая площадь листьев и видоизменение их в хвою,
2)      небольшое количество заглубленных устьиц,
3)      восковой налет на поверхности хвои –

все это способствует уменьшению испарения влаги.

— Как вы думаете, в чем преимущество голосеменных по сравнению с папоротниками? (наличие семян)

В названии отдела «голосеменные» заключена важная отличительная особенность.
— Ребята, кто может сказать, в чем заключается принципиальное отличие этой группы растений от высших споровых?
(В способе размножения, они размножаются семенами) (слайд 4-6)

Появление семени – важнейший этап в эволюции растений:

1) в отличие от спор в семенах есть запас питательных веществ, необходимый зародышу в первое время его развития
2) внутри семени зародыш защищен от неблагоприятных воздействий
3) оплодотворение не зависит от воды.

А что же такого имеет семя, чего нет у споры?
— спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование
— запас питательных веществ
— зародыш надежно защищен.

Листья у этих растений узкие, игольчатые, так называемая хвоя. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому голосеменные мало испаряют воды.

По форме, размерам, окраске хвои и шишек голосеменные растения различаются между собой.

Все это послужило причиной широкого распространения голосеменных на суше.

Многообразие голосеменных (слайд 7-12)
Голосеменные включают в себя несколько групп, но по численности и распространению превосходят все другие голосеменные растения хвойные. Их насчитывается около 600 видов.

Общие признаки хвойных растений

1. Лист – хвоинка.
2. Органы — лист, стебель, корень, семя.
3. Шишка – видоизмененный побег.
4. Нет плода, нет цветка.

Голосеменные растения – это, в основном. древесные формы, имеющие все вегетативные органы – корни, стебли, листья. В их строении имеются приспособления для уменьшения испарения воды (хвоя покрыта толстостенной кожицей, устьиц немного и они находятся в углублении). Корневые системы зависят от условий произрастания растений. И ель, и сосна в своем строении приспособлены к конкретным условиям обитания.

Секвойя из Калифорнии имеет возраст 4900 лет
и высоту 100 м, диаметр ствола — 11 м.

 

Первое задание: На столе лежат рисунки растений разных отделов:
– Найдите среди них голосеменные, прикрепите  на доску.
Вместе проверили, убрали лишние, а на обратной стороне  были названия растений, их прикрепили (фото 2,4,5,11,12,14).

 

Второе задание: Прочитайте в учебнике страницы:
1 группа —  с.75-76, сосна,
2 группа —  с.76-77, ель,
3 группа — с. 78, лиственница,
4 группа — с.78, можжевельник.

После чтения начинаем игру-загадку «Сколько букв в незнакомом слове». Записали  на большом листе  несколько  вариантов   (справились за 5 минут). Например, в команде «Сосна» было записано: 7, 5 и 10 б[укв].

Теперь команды по очереди отгадывают слова другой команды (фото 16-19). Для этого читают уже и незнакомый текст.

 

 

После того, как на большом листе окажутся вписанными все отгадки, выбегают  и  закрепляют готовый лист с найденными словами (фото 20-22).

Когда все закончили, вместе проверяем, исправляем ошибки. Объясняю незнакомые слова.

Третье задание: Каждой команде  через посыльного даю задание – вы должны продолжить предложения.

Вопросы команде «СОСНА»

  1. Сосна принадлежит к классу …(хвойные)
  2. По отношению к свету сосна растение…(светолюбивое)
  3. Хвоинки расположены по две на …(укороченных побегах)
  4. Хвоинки покрыты ..(кутикулой)
  5. На песчаных почвах у сосны хорошо развивается… (главный корень)

Вопросы команде «ЕЛЬ»

  1. Ель принадлежит к классу… (хвойные)
  2. У ели шишки кожистые… (висячие)
  3. Латинское название «пицеа», что значит …(смола)
  4. Из древесины ели делают самые лучшие … (музыкальные) инструменты
  5. У ели одиночные хвоинки обычно… (четырехгранной) формы.

Вопросы команде «ЛИСТВЕННИЦА» и «МОЖЖЕВЕЛЬНИК»

  1. Лиственница переносит городские условия… (хорошо)
  2. Осенью ее хвоя … (опадает)
  3. На укороченных побегах хвоинки …(мягкие) расположены … (пучками)
  4. Шишки мелкие созревают … (в течение года), а держатся на ветках… (несколько лет)
  5. По отношению к освещенности лиственница растение светолюбивое. (Да)

Объясняю по слайдам значение и применение голосеменных (слайд 13-17)

Четвёртое задание: Делю командам вопросы, на минуту, сама проверяю предыдущее, через посыльных отдаю, просматривают свои ошибки, записываем на большом листе количество правильных ответов.

  1. Какой класс голосеменных имеет наибольшее число видов (хвойные)
  2. Чем представлены листья хвойных (иглы, хвоя)
  3. Из чего развиваются семена хвойных (семязачатков)
  4. Сколько лет живут листья лиственницы (до зимы)
  5. Что получают из древесины сосны (спирт, искус, шелк, бумагу )
  6. Как называются летучие вещества хвойных деревьев (фитонциды)
  7. Как называется смола хвойных (живица)
  8. Что такое смола?

Пятое задание: Загадочная гавань (берут на столе загадки, перевёрнутые  вниз, чтобы не видно было). Советуются, отгадывают и прикрепляют  к доске к правильному ответу.

  1. Ты – растение-кустарник,
    Синь в осенней желтизне.
    Дай мне ягодок растение,
    Подари колючку мне.
  2. Высока, стройна, душиста
    В небо тянется она.
    Вся одежда золотиста,
    Только шапка зелена.
  3. На берегах Тавриды
    Мы увидели пирамиды.
    Не простые – каменистые,
    А зеленые – деревянистые
    Стоят на страже
    И нет их краше.
    Шишки треснут. Семя разлетится.
    На земле Тавриды… родится.
  4. Иголки у него, а не елка
    «Ягоды» красные, а не вишня.
    Что же это вышло?
  5. Весною цвету,
    Летом плод приношу,
    Осенью не увядаю,
    Зимой не умираю.
  6. Два листа у нее, два листа.
    Почему же живет столько лет?
    Очень жаркие там места
    И дождей то все нет и нет.

(Ответы: 1.Можжевельник; 2. Сосна; 3. Кипарис; 4. Ель; 5. Тис; 6. Вельвичия; см. фото – 1, 2, 23, 24, 25, 26, 27)

 

Молодцы! И последнее задание.

Шестое задание: Ответить: верно или неверно утверждение.
По пять заданий каждой команде.

Одной команде:
1. 
Гинкго появилось 250млн лет назад [+]
2. Во время бури сосны ломаются , а ели выкорчевываются [+]
3. У голосеменных в плодах образуются семена [-]
4. Среди голосеменных есть растение внешне похожее на пальму [+]
5. У ели хвоя опадает каждый год [–]

Второй команде:
1. Если у пихты прижать нижние ветки, то они укореняться и образуют новые побеги. [+]
2. У гинкго шишки называют серебряным абрикосом. [+]
3. В народе её называют «степной малиной», из неё делают лекарство эфедрин [+]
4. У лиственниц хвоинки собраны по две штуки на побеге. [-]
5. Шишки у можжевельника созревают в первый год [+]

Третьей  и четвёртой командам:
1. У ели хвоя живет 7-9 лет и даже по 13 лет [+]
2. Ель, сосна, пихта живут 10-3- лет [-]
3. Вельвичия живет в пустыне и берет влагу из туманов [+]
4. Для оплодотворения голосеменным нужна вода [-]
5. У сосны шишки созревают в тот же год как опылились [-]

Так как новая тема, то у каждой команды была ещё и дополнительная информация, по которой они могли найти ответы на вопросы.
Проверяем и проставляем оценки.

Домашнее задание: (задала в начале урока) параграф 16, сообщение о об одном представителе голосеменных.

хохохохохохохохохохохохохохохохохох

Плюсы:
интересный  урок, понравилось всем,  не заметили, как прозвенел звонок, последнее задание доделывали на перемене, урок закончился, а ученики всё продолжали искать ответы.

Минусы:
опять не уложилась за урок, пятёрок за урок никому не было, в основном 4 и 3. Допускали много ошибок.

Не успевала засекать время. Всё делали быстро, но всё равно не успели чуточку.

Сидеть на уроке мне не пришлось. Класс маленький, тесный – сядешь, мешаю для выхода к доске.

В начале спорили по делению (никак не хотелось некоторым быть с мальчиками в команде). Хотели только мальчики отдельно, но всё таки решили по картинкам разделится.

хохохохохохохохохох

Для просмотра
нажать на выбранный ярлычок или

 

Дополнительная информация (для раздачи по командам)

а) ЕЛЬ
¨Ель, может быть первое дерево, с которым знакомится каждый из нас. Каждый Новый год мы ждем ее появления с радостью надеждой. По сравнению с другими деревьями ель удивительно стройна. Издали она похожа на наконечник огромной, нацеленной в небо пики – так прям ее ствол. Но такой высокой и стройной она вырастет лишь в том случае, если самая верхняя почка развивается нормально. Ель растет всю жизнь. Каждый год отрастает прямой однолетний побег. Он словно ведет ель, указывая путь ввысь. Если у молодого дерева эта почка была повреждена, рост главного стебля прекращается, ветви непомерно толстеют и изгибаются. Но каждый год отрастает не только вертикальный побег, под ним на стволе отрастают боковые побеги.
1¨ Ветви ели растут как бы этажами. По ним можно точно (с разницей в год) сказать, сколько дереву лет. Для этого нужно сосчитать этажи и прибавить 3 или 4 ( в первые 3-4 года ель не дает боковых побегов).
2¨ У ели есть еще одна неожиданность. У такого прямоствольного дерева и корень должен как будто бы уходить отвесно вглубь. Так оно и есть. Но только до 10-15 лет жизни дерева. Потом вертикальный корень отмирает, и остаются лишь боковые корни, горизонтальные, как бы звездой расходящиеся в разные стороны. Во время бури они нередко подводят дерево: они не в силах противостоять ветру. Даже большие деревья часто наклоняются и падают.
3¨ Ель – теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветки. В еловом лесу всегда царит полумрак, практически нет подлеска и очень мало трав.
4¨ Молодые елочки боятся заморозков и растут очень медленно. К 10 годам они не выше полутора метров. Взрослая ель достаточно морозоустойчива. Ель хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве.
5 ¨ Крона у ели пирамидальной формы. Короткие хвоинки сидят поодиночке. Каждые 5-7 лет хвоинки опадают. Но не все сразу, примерно 7-ю часть хвои ель сбрасывает каждую осень.
6¨ Весной побеги ели становятся изумрудные и рубиново-красные. Это появляются молодые шишки, которые потом темнеют, становятся коричневыми, а через несколько месяцев превращаются в красивые еловые шишки, в которых зреют семена. Пока семена не созреют, чешуйки плотно прижаты и для верности склеены смолой. Но вот созрели семена, и чешуйки отогнулись, выпуская их на свободу. Семена имеют по одному крылышку и с помощью ветра переносятся довольно далеко.
7¨ Многих животных выручают еловые шишки: большого пестрого дятла, мышевидных грызунов, белку, клеста и др.
8 ¨Щедра ель и к людям. Из нее изготавливают:
-строительный материал — высокосортная бумага и картон
— целлофан — кинопленка
— автомобильные покрышки — кормовые дрожжи
— глицерин — лекарства
— искусственная кожа — музыкальные инструменты.
 б) ЛИСТВЕННИЦА
¨ Почти половину наших лесов занимает это дерево. Она очень долговечна. Живет 400-500 лет, а некоторые деревья и до 700- 900 лет. Хорошо сохраняется она и после смерти. При раскопках курганов на Алтае было найдено множество изделий из лиственницы: колоды-саркофаги, боевые колесницы с колесами, сплетенных из корней лиственниц. Все это было сработано более25 веков назад топорами кочевников. Но древние изделия не тронуло время. Они лишь потемнели и приобрели твердость камня. Теперь эти находки хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
1¨ Зная о стойкости лиственницы, во время строительства Петербурга, который предстояло возвести на болоте, Петр 1 приказал вбивать в землю лиственничные бревна. Древесина лиственницы к тому же никогда не коробится, поэтому в Зимнем дворце рамы сделаны из лиственницы.
2¨ Во времена парусного флота лиственница считалась лучшим материалом для постройки кораблей.
3¨ Телеграфные столбы и шпалы из лиственницы без дополнительной обработки служат десятки лет.
4¨ из 1 м3 древесины изготовляют:
2 тыс. пар чулок или 1,5 тыс. метров искусственного шелка;
200 кг целлюлозы или 6 тыс. метров целлофана.

сахар, скипидар, различные кислоты и серу, канифоль и краски.
5¨ Лиственница даёт ценнейшую смолу – живицу, которую используют в лакокрасочной промышленности.
6¨ Почему же ботаники назвали ее лиственницей? Они подметили очень важное свойство этого дерева: в отличие от других хвойных, лиственница осенью сбрасывает все свои иголки и зиму стоит голая, как осина или береза.
7¨ Есть у лиственницы еще одна особенность. Ее хвоинки не колются, они мягкие, шелковистые.
Лиственница особенно хороша ранней весной, когда за 1-2 теплых дня расцвечивается щеточками яко-зеленых хвоинок. На их фоне огоньками загораются красноватые, розоватые или зеленые шишечки и жёлтые колосочки.
8 ¨ Это очень светолюбивая и холодостойкая порода. Она может расти на сухих песках, каменистых и заболоченных почвах.

в) СОСНА
¨ Это величавое дерево, достигающее порой 40-метровой высоты (а бывают и 80-метровые сосны!) встречается повсюду. И северный ветер обдувает сосны, и южное солнце золотит, и на солончаковых почвах они растут, и на болотистых, и на песчаных. А иногда и взбираются на голые скалы. Налетит ветер, а сосна непоколебимо стоит: ее корни прочно держатся в расщелинах камней.

1¨ Латинское название сонны «пинус», что означает – скала. Может быть, она названа так потому, что поражала людей своей способностью расти на голых скалах, а может быть потому, что считали ее твердой и неуязвимой, как скала.
2¨ У сосны действительно твердый «характер». Это дерево способно выдержать испытания, которые другим не под силу. Сухо? Сосна старается как можно меньше испарять влаги. И действительно, испаряет ее в 3 раза меньше, чем дуб, и в 5 раз меньше, чем ель. Голодно? Сосна пошире раскинет корни, найдет пищу где-нибудь по соседству. Налетел ветер? И тут корни не подведут: они в 12 раз длиннее, чем у ели, и в 24 раза длиннее, чем у пихты.
3¨ Только одно пугает сосну – темнота. Ей надо много света и солнца. Как и других светолюбивых растений, у сосны ажурная крона, хорошо пропускающая солнечные лучи. Поэтому сосновый лес светлый, приветливый.
4¨ Хотя сосна – дерево вечнозеленое, у нее каждую весну появляются новые побеги. Настоящей хвои на них еще нет, вместо нее – беловатые отростки. Каждый отросток – пара молодых хвоинок, еще не успевших вырасти. Хвоинки-двойняшки плотно прижаты друг к другу и одеты снаружи пленчатым чехлом. Подрастут, прорвут чехол, но по-прежнему будут держаться парой. А через 2-3 года вместе и опадут.
5¨Весной сосна начинает «пылить», и в сухую погоду над деревьями поднимаются целые облака золотистой пыльцы. Пыльца летает над бором, тонкой пленкой покрывает окрестные водоемы: озера, пруды. У каждой пылинки по бокам два микроскопических мешочка, заполненных воздухом. Это приспособление дает возможность и летать, и плавать. Правда, плавает пыльца недолго: в эту пору рыбьи мальки переходят на «сосновую» диету и быстро очищают воду.
6¨ Шишечки поначалу и не заметишь среди хвоинок, они чуть больше булавочной головки. К осени становятся примерно с горошину. Зато на второй год наверстывают упущенное и к зиме превращаются во всем знакомую коричневатую сосновую шишку.
7¨Дерево-скала на многое способно. Благодаря мощным, длинным, разветвленным корням сосна скрепляет сыпучие пески дюн на морском побережье, не дает весенним паводкам и дождевым потокам размывать почву. Сосны – хранители вод, под их сенью не высыхают и не мелеют реки.
8¨ Как говорили в старину: «Где сосна выросла, там и в дело пошла». А дел для нее всегда хватало. Столетиями она служила корабелам. Мачты из сосны держали наполненные ветром паруса.
9¨Из сосновых бревен строили и стены сибирских крепостей, и крестьянские избы.
10¨ Сейчас из сосны получают тысячи различных материалов. В том числе и целлюлозу, искусственный шелк и кожу, пластмассы.
11¨ А из смолы получают скипидар – основу всевозможных лаков, красок, лекарств, а также канифоль, без которой и мыла не сваришь, и бумага перестанет держать чернила, превратится в промокашку.
12¨ Из семян сосны получают ценное иммерсионное масло. Хвоя сосны служит источником витаминов, всевозможных экстрактов и настоев.
13¨У сосны есть замечательная способность очищать воздух от бактерий, поэтому санатории для легочных больных чаще всего строят в сосновых борах.

г) МОЖЖЕВЕЛЬНИК
¨Можжевельник – это не только единственный хвойный кустарник наших лесов, он – единственный родственник теплолюбивых кипарисов, живущий у нас.
¨ Он неприхотлив: ни засухи не боится, ни мороза, растет и на заболоченной почве, и на сухих песках.
1¨Пожалуй, издали можжевельник можно принять за молодую елочку. Но стоит приглядеться, не спутаешь. У елки колючие хвоинки сидят густо, одна за другой, а у можжевельника – более редко, но зато по сразу три.
2¨На его ветвях не шишки, а висящие на короткой ножке ягоды. Правда, это
видоизмененные шишки, но с виду ягоды как ягоды – так их и называют. Размером они с большую горошину, на вкус сладковато-пряные.
3¨Ягоды можжевельника зимой очень выручают многих пернатых обитателей леса. А птицы, в свою очередь, выручают можжевельник – расселяют его.
4¨ Не только птицы, но и люди издавна ценили ягоды хвойного кустарника (в старину его называли вересом). Их использовали как приправу к всевозможным кушаньям, для приготовления кваса и других напитков. Кроме того, это лекарственное растение.
5¨Люди издавна заметили, если ветками можжевельника натереть полы и стены, то исчезнут паразиты. А во время эпидемий дымом можжевельника окуривали избы. Это объясняется тем, что это растение выделяет фитонциды, убивающие микробов. Можжевельник выделяет их больше других растений. Только за сутки можжевеловый куст может выделить до 30 кг фитонцидов, что в 15 раз больше, чем гектар лиственного леса.
6¨ Одни считают, что это кустарник назвали так потому, что он растет между елей, вроде бы «межельник». Другие полагают, что название произошло от старого слова «можжа», что означает «узел». Кто прав, сказать трудно, но и то, и другое предположение может быть правильным: можжевельник действительно часто растет среди елей, и ветки его действительно узловаты. Поэтому древесина этого кустарника, хотя и прочная, и красивая, используется разве что для каких-нибудь небольших поделок.

Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ

____________________________________

___Напомним, что этот материал получен от того, кто интересуясь социо/игровой «режиссурой урока», ждёт разборов и обсуждений своего рассказа, как от «знатоков» и «начинающих», так и от всех остальных посетителей нашего сайта.
___Ваши деловые комментарии (как, впрочем, и не совсем деловые, например, с разными негативными замечаниями-«разносами» или с банальными профессионально-абстрактными комплиментами и восхищениями) будут опубликованы после модерации «администратором» (этот этап необходим для отсева бесконечного спама, от которого защита хоть и помогает, но слабовато).

___Если через какое-то время ВАМ вдруг захочется что-то изменить в опубликованных формулировках своего мнения, то это будет легко сделать через всё то же окно − напомним, что оно именуется так: «оставить отзыв, вопрос или комментарий»,− в котором можно отправить информацию всё тому же «администратору».

ВячеславБукатов

1 comment to Голосеменные (6кл)

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика