меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Геометрия со СНЕЖКАМИ (8кл)

Сам себе РЕЖИССЁР → МАТЕМАТИКА
Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК

Серпуховский район Московской области
МОУ «Оболенская средняя общеобразовательная школа»
.

ТРАВИНА Ольга Павловна

Контрольная=ЛЕТУЧКА
со «снежками»
из мятых тетрадных листов
и драмо/герменевтической обоймой
деловых заданий
на НЕСКУЧНОМ  УРОКЕ  геометрии
в восьмом классе

Геометрия // 8 кл // тема:  «Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике» //
14 человек  // дек. 2013

…с н е ж к и  в  клеточку…

В начале урока всем ученикам было предложено на отдельных листках построить прямоугольный треугольник, отметить прямой угол, выделить гипотенузу, обозначить буквой β какой-нибудь острый угол.

С этим заданием все справились быстро. Тогда я предложила сделать из этих листиков «снежки» и… поиграть «в снежки».

Поясню, что я уже раньше применяла этот приём на уроке в другом классе (см. «Алгебра со СНЕЖКАМИ»). Было очень весело! И в этом классе после некоторого недоумения все стали весело атаковывать друг друга, забрасывая бумажными комочками.

Играли минуты две…

…с л у х а ч и…

Затем по моему сигналу все собрались на свободной территории класса и встали, образовав кружок. По считалочке выбрали водящего. И отправили его на несколько минут за дверь.

С остальными мы шёпотом повторили теорему Пифагора. Затем каждое слово этой теоремы распределили между стоящими. В теореме восемь слов, а стояло 13 человек. Поэтому нескольким восьмиклассникам досталось по одинаковому слову.

Договорились, что когда водящий вернётся, все одновременно и безостановочно  начнут произносить своё слово. Водящему же нужно будет понять, о чем идёт речь (см. «Слухачи»). 

Позвали водящего и начали бормотать. Получилась такая какофония! Некоторые не выдержали и рассмеялись…

Было и в самом деле смешно! Но водящий попался настоящий «слухач»! Он смог всё расслышать. И правильно повторить. Тем самым ещё раз напомнив классу текст теоремы Пифагора! На всё это ушло минут пять.

…с т р о и т е л и…

И тут я предложила построиться в виде прямоугольного треугольника. Вспомнили египетский треугольник, то есть треугольник со сторонами 3, 4 и 5. Водящий начал заниматься построением (см. «Строители»).

Получилось, но один человек остался лишним. Ему нашлось очень оригинальное дело – он стал «меткой», переходил из одного острого угла в другой.

Когда он посещал какой-либо из острых углов, ведущий произносил:

Прилежащий катет, поднимите руки.

Противолежащий катет, присядьте.

И т.д.

Так делалось по нескольку раз и в быстром темпе. Очень часто кто-нибудь ошибался. Тогда его соседи поправляли.

Потом треугольник перестроили, то есть ученики встали на новые места. И тогда придумали новые – противоположные – задания. Теперь махали руками  то один то другой «катет», а «метка» бегала то в прилежащий угол, то в противолежащий. Затем мы вспомнили и определение косинуса.

…индивидуально-групповые  « с у д е й с т в а »

На последнем этапе задания  у нас образовалось три группы: гипотенуза, катет прил., катет против. Водящий и «метка» присоединились к  «катетам». Предложила всем восьмиклассникам поднять по «снежку» и сесть своими группками.

Дальше все задания передавались через посыльных. За каждым последующим заданием приходил новый посыльный.

  • Проверить на всех листках правильность выполнения задания. Если нужно – то исправить [напомню: построить прямоугольный треугольник, отметить прямой угол, выделить гипотенузу, обозначить буквой β какой-нибудь острый угол]
  • Найти в учебнике п.67.  Отметить на листках катет,  который необходим для вычисления синуса угла β, выделенного в треугольнике
  • Перейти в соседнюю группу и проверить правильность выполнения задания
  • Выбрать один из листков и на нём вычислить синус угла β
  • Перейти в соседнюю группу и проверить правильность выполнения задания

 …«к кому угодно»  за  п о м о щ ь ю…

Затем опять перебрасывались новыми «снежками»! Потом каждый поднял листок и выполнил на нём следующее задание:

  • Построить прямоугольный треугольник, отметить острый угол и посчитать тангенс этого угла.

Здесь я предложила подойти к кому угодно, чтобы проконсультироваться или попросить  помощи.  Некоторые подошли ко мне (ну и хорошо, вместе разобрались). В результате задание выполнялось коллективно:  все друг у друга всё проверили.

 

…индивидуальная «контрольная=Л Е Т У Ч К А»

Следующее задание:

  • Листок подписать. Построить прямоугольный треугольник, отметить острый угол, вычислить синус и тангенс этого угла. При готовности листок положить на отдельный стол.

Три человека выполнили задание очень быстро. Эти работы я и они проверили вместе.

А потом эти трое восьмиклассников проверяли работы уже всех остальных.

Вот так прошёл наш «нескучный» урок!

PS: на уроке не было фотоаппарата, фотки сделаны уже потом — О.Т.

Сам себе РЕЖИССЁР → МАТЕМАТИКА
Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК

Яндекс.Метрика