меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Алгебра: «Видимо – невидимо» (9кл)

Сам себе РЕЖИССЁР → МАТЕМАТИКА
Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК

Серпуховский район Московской области
МОУ «Оболенская средняя общеобразовательная школа»

Травина
Ольга Павловна

Теория вероятностей
в «секретном» режиме командного выполнения

с проверкой соседями

и выбором
«динамического поощрения»

в конце урока

Алгебра // 9 кл // 14 чел // март 2014

Тема «Теория вероятностей: Относительная частота случайного события»

Вариация приёма «Видимо-невидимо»

На этом уроке я решила применить приём «Видимо – невидимо». В учебнике по этой теме предлагается довольно большой текст. Этот текст разбила на три части. К каждой части придумала задание для групповой работы с текстом. Приготовила большие листы бумаги (примерно – четверть ватманского листа) и много цветных карандашей.

Урок начался с объединения в группы. Построились по алфавиту последней буквы своего полного имени. Рассчитались на «первый – третий». Первые номера – одна группа, вторые – вторая, третьи – третья.

Команды начали устраивать свои командные места, а ко мне подошли посыльные от команд. Все задания на уроке передавались через сменных посыльных.

Время выполнения задания неизменно и демонстративно контролировалось песочными часами.   


На командном листе записать первые буквы своих имён. Используя эти буквы, придумать название своей команды. Записать на доске первую букву этого названия.
Всё сделать за 2 мин.

Когда на доске появились «Д», «α´» и «а2» ко мне были направлены новые посыльные. Следующее задание по моей задумке иллюстрировало изучаемую тему. Каждому посыльному оно сообщалось втайне от других, чтобы задание становилось «секретом команды».

Выполнять его нужно было на больших листах цветными карандашами. Записи делать так, чтобы слова заняли всё пространство листа. Слова можно писать как угодно: наискосок, змейкой, пересекаясь… Слова не изменять, окончания сохранять.


Из выделенной части текста (у каждой команды своя часть) выписать: первой группе – все имена существительные, второй группе – все глаголы, третьей группе – слова, записанные сразу после запятой.
Сделать за 3 мин.

Такое задание моим деткам встретилось впервые. Им было интересно: в одной группе писали все, в другой – один человек писал, а другие выискивали в учебнике нужные слова.

Один молодой человек сосредоточенно занимался своим телефоном. Но на него не обращали внимания.


Оставить исписанный лист на столе, а всей команде перейти на командное место соседей.
Проверить чужой лист, то есть «раскрыть секрет записи»: 1) понять какие слова выписывали соседи и 2) найти в тексте ту часть, с которой работала проверяемая команда.
Когда «засекреченная» часть будет найдена, нужно проверить точность выполнения задания: выяснить, сколько слов команда нашла и выписала, а сколько пропустила. Эти два числа записать на доске под названием команды, которая выполняла работу.
Сделать всё за 5 мин.
 

Мне показалось, что эта часть урока была самой интересной. (Если в исходном варианте ученики по памяти воспроизводят вязь слов из учебного параграфа, то в нашем варианте нужно было «рассекретить»  и кусок параграфа и содержание задания, а потом проверить точность выполнения. Такие изменения были связаны с тем, что «частота случайного события», выявляемая по ходу выполнения задания, превышала разумный предел для игрового запоминания, зато служила своеобразной иллюстрацией изучаемой темы.)

Притихли все. Читали учебник, искали, сравнивали… Даже занимающийся телефоном заинтересовался…  

Рассекретили! На доске стали появляться записи.

Получилось так, что из трёх две команды выполнили своё «первое секретное задание» очень хорошо. То есть они не пропустили ни одного из нужных слов!


Продолжить заполнение проверенного листа: вписать из угаданной части текста слова, которые соответствуют «самому первому секретному заданию» теперешних проверяющих.
Писать им на чужом листе следует простым карандашом.
Время – 2 минуты.

 
Оставить командный лист на столе, всей команде перейти к соседям (по часовой стрелке). На новом месте найти в тексте ту часть, с которой поработали две предыдущие группы. Выбрать из угаданной части и записать на лист ручкой слова, соответствующие своему 
«самому первому секретному заданию». Сосчитать их и записать это число на доске для своей команды.

Одна команда оказалась очень проворной, справилась с заданиями очень быстро. И к моему сожалению, она некоторое время бездельничала. Я этого не предусмотрела…

Итак, при выполнении этих заданий получилось, что все команды, вооружённые своим «секретным» заданием, поблуждали по всем трём отрывкам, это во-первых. Во-вторых они проверили точность секретных заданий других. То есть каждый отрывок «пропахали» трижды.

В результате на партах появилось три «так и сяк» исписанных листа, которые свидетельствовали о серьёзной, объёмной и тщательно выполненной каждой командой работе. Что по драмо/герменевтике, не могло не отразиться в головах учеников в виде каких-то индивидуальных пониманий «пропаханного текста». Осталось только моим девятиклассникам (да и мне вместе с ними)  выяснить адекватность этих пониманий.

В учебнике по изучаемой теме предложены интересные задачи. Мы воспользовались идеей одной из задач… И класс сочинил свою задачу.

Рассчитали относительную частоту появления буквы «в» в стихотворении. Результаты подсчёта записали на доске. У всех ответы сошлись. То есть проверять не было нужды, потому что само объяснение, изложенное в «обжитом» тексте, во всех трёх командах оказалось понятым адекватно. Надеюсь, что в некоторых особо пытливых головах понимание оказалось с индивидуальным «припуском», хотя до подсчётов и сравнения относительной частоты «секретных заданий» в каждой части учебного текста дело, к сожалению, не дошло…

Осталось всего несколько минут до окончания урока. С посыльными тут же придумали следующую форму «поощрения за работу»: каждая команда вычисляет сумму своих чисел, записанных на доске. Суммы записываются.

А пока команды это выполняли, посыльные выдумали «динамичное завершение урока» – в соответствии с рангом суммы каждая команда получила возможность выбирать один из трёх «заветных фантов» для коллективного выполнения. Одни прыгали, взявшись за руки. Другие  приседали на одной ноге. Третьи – танцевали «под язык», то есть под свой аккомпанемент.  

С урока ушли все с улыбками…

Конечно, учебного времени на драмо/герменевтическую работу с текстом по теме «Относительная частота случайного события» было потрачено достаточно много. Но, я уверена, что не зря!

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

для просмотра
нажать на выбранный фото-ярлычок  
или 

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Сам себе РЕЖИССЁР → МАТЕМАТИКА
Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК 

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

1 comment to Алгебра: «Видимо – невидимо» (9кл)

  • Анна

    Ольга Павловна, спасибо за столь подробное описание своёго опыта использования приёма «Видимо-невидимо».
    У меня в социо-игровой режиссуре остаётся большая проблема с проверкой усвоения материала. Каким образом вы регулируете данный момент?

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика