меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Пять советов воспитателям старших и подготовительных групп

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Методические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий

_________________________________________________________________________

Александра ЕРШОВА  (кандадат педагогических наук),
Вячеслав БУКАТОВ  (доктор педагогических наук)

Пять советов

воспитателям

старших и подготовительных групп

Публикация первой редакции в кн.: Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике (Красноярск, 1990)

Первый совет:Быть готовым к собственным промахам

___Какое бы предложение — сыграть, показать, вспомнить, придумать или выполнить — ни высказал воспитатель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы. Но возможности эти выясняются не сразу. Поэтому воспитателю нужно быть готовым к своим возможным промахам, а не ждать, что предстоящая деятельность обязательно будет успешной и обязательно принесет запланированные достижения.

___Все препятствия, встре­чающиеся в социо-игровой работе, воспитателю следует рассматривать как содержание занятий, видя в них сущность своих задач, а в их преодолении — сущность развития и всей группы, и самого ребёнка.

.

Второй совет:Не разжевывать смысл задания

___Часто дети говорят, что не начи­нают выполнять заданное, потому что ничего«не по­няли». Но это совсем не означает необходимости«разжевывать» задания так, чтобы уж ничего не ос­тавалось отгадать, сообразить, понять самому ребён­ку.

___В социо-игровых заданиях доля самостоятельно­сти исполнителя раз от раза обязательно должна расти. Тогда дети могут почувствовать:«не понял» — это, наверное, просто поосторожничал,«поленился» или подумать, или попробовать. И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на«не по­нял» будет уменьшаться.

___Хотя конечно иногда воспитательница должна и пояснять(повторять) задание, если она почувствовала, что предыдущее разъяснение оказалось непонятным по существу(точнее по ее собственной вине, а не из-за невнимания или пассивности обучаемых детей).

.

Третий совет:Обращать внимание на интересные неожиданности

___Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необ­ходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем«верный» вариант, запланированный воспитательницей.

___Под­черкиваем, что важнее включить в работу активность, даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки или закреплять у детей установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом я сделаю, если буду уверен, что получится.

___Иначе, повторим ещё раз, союз детей и воспитателя распадается на лидер­ство взрослого и иждивенчество ребёнка. В результате равноправие исчезнет, игра умрёт. Останется один труд, радость от которого сводится к ожиданию —«когда же тётя или дядя меня похвалит».

.

Четвертый совет:Видеть в детских отказах ценные подсказки

___Самая«страшная» неприятность — отказ некоторых детей от участия в предложенной игре(задании, упражнении) — снимается предвари­тельной готовностью воспитателя преодолеть этот отказ специальным набором таких упражнений, чтобы отка­зывающиеся нашли в себе уверенность для участия в общей работе.

___Воспитатели по-разному относятся к отка­зам детей, им симпатичных и несимпатичных. Первым они доверяют, поэтому их отказы воспринимаются как сигнал о том, что ситуация оказалась педагогически непродуманной. В отказах же вторых они видят либо злой умысел, либо вредность характера ребён­ка.

___Столкновение с детским отказом перестает быть«страшным», если воспринимать его не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, пода­ренную ребёнком. Представьте, что отказ исходит от вашего любимого воспитанника(а ещё лучше — от нескольких любимых вос­питанников). Это поможет стряхнуть шоры и увидеть чудесный выход.

Постскриптум к четвертому совету:Помочь ребёнку обнаружить себя сочувственно присоединившимся

К сказанному о ситуациях отказа детей 5-10 лет от предлага­емых воспитателем(или учителем) игровых заданий добавим краткое изложение следу­ющих наблюдений и рассуждений Евг.Евг. Шулешко.

Каждый ребёнок склонен к признанию согласия. Особенно легко ему призна­вать согласившимися других. Труднее признавать собственное согла­сие. Труднее потому, что для него согласие ведет иногда к потере себя.«Внешнее» удержание ребёнком образа своей самостоятельности часто выражается его«видимым» несогласием, отказом.

Подлинный отказ связан с индифферентностью, которая нормальному ребёнку ещё достаточно чужда. Он как чувствующий индивид постоянно ищет сочув­ствующих, ищет тех, по отношению к которым он сочувственно признал бы себя согласившимся. И ими, прежде всего для него являются сверстники.

Если воспитатель слишком резко или как-то неестественно изменил ситуацию и ребёнок не успел или не смог присоединиться к кому-то из присутствующих на занятии, — он помимо своего желания оказывается в отказе от работы и, как утопающий за соломинку, хватается за образ своего своеволия(то есть издержки своей самостоятельности).

Взрослому не следует придавать большого значения содержанию как согласий ребёнка, так и его отказов. Для ребёнка существеннее, не с чем, а с кем он соглашается(либо не соглашается). И чуткий воспитатель всегда сможет увидеть, каким образом определенного ребёнка, который ни к кому не смог присоединиться, окружить такой ситуацией, в которой он смог бы оказаться сочувственно присоединившимся или признавшим по отношению к кому-то из сверстников свое согласие.

Е.Е.Шулешко и В.М.Букатов на даче у Г.А.Погодиной. Красноярск, 1989

.

Пятый совет:Умейте порадоваться шуму

___Часто у воспитателей возникает недоволь­ство лишним, казалось бы, посторонним шумом, естест­венным при повышении активности обучаемых детей. Каждый раз воспитательнице необходимо со всем вниманием к происходящему(то есть, замечая и видя конкретных детей) давать себе отчет:«вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так!

___Чаще всего«шум» происходит от стихийно возник­ших деловых«репетиций»(то есть работы-подготовки на местах). И поэтому воспитательнице, скорее, нужно радоваться, что её задание вызы­вает у детей желание работать.(Подчеркнём, что после шумных проб, когда вызванные группки начнут показывать свои работы, то любая из удач почти сразу обеспечит внимательную тишину во всех группках до того бойко работавших).

___Также отметим, что когда«шум» является результатом общей активности, направ­ленной на выполнение задания, то по­казы начинать лучше с тех детей, кто вообще-то выступать решается редко, но только что весьма активно работал на месте.

___В случае же шумного пове­дения детей-зрителей(или, например,«судей») необходимо:

___1) занять зрителей конкретным заданием(за чем именно следить и кому);

___2) или занять в показе большее число детей(не один за всю команду, а вся команда полностью; не одна из команд судит, угадывает, пересаживается и т.д., а одновременно все).

___Ну и если воспитательница возникший в группе шум так-таки посчитает«вредным», то тогда ей следует сменить игровое упражнение.

Постскриптум к пятому совету: Помогать детям переключаться

Случается, что, когда одна из команд-шестёрок показывает свои результаты, то те из зрителей, кто имеет ещё маленький опыт обще­ния в микрогруппах, могут быть к показу соседей невнимательными. Педагогу не­обходимо либо терпеливо дождаться того времени, когда дети откроют для себя интерес в восприятии результатов работы другой команды, либо проверить общую конструктивность организации игрового задания.

Например, если каждая группка сочинила рассказ и для запоминания сделала на бумаге какие-то рисунки или записи(если дети уже освоили грамоту), токогда наступит этап показа, все«слушающие» команды все время будут вносить в свои планы какие-то поправки, не в силах остановить внутригруппового обсуждения сво­его варианта. А отсюда в командах появится и общее невнимание, и отвлекающий шум.

В этом случае воспитателю следует улучшить общую организацию. Например, когда время истекло, все команды складывают свои рабочие листочки в одно место(волшебный ларец) и рассаживаются для слушания в новом углу. А новая мизансцена помогает рабочим командам переклю­чать свое внимание с подготовки на восприятие работы других.

Хозяин ларца(им может быть и воспитательница, и ребёнок), не глядя, достает любой листок. Рабочая группка, узнавшая свой рабочий листок, первой начинает свой показ.

Повторим, что при шумной активности детей, связанной с выполнением задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание вызывает у всех желание работать. И поэ­тому с интересом самому включаться в работу детей, помогая каждой команде своими ненавязчивыми советами.

А.П.Ершова,

В.М.Букатов

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Методические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий

.

.

Яндекс.Метрика