Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

О наладке «механизма» ЧТЕНИЯ у детей

Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → 44 вопроса от РОДИТЕЛЕЙ

БУКАТОВ Вячеслав Михайлович
доктор педагогических наук, профессор МПСУ

.
О «психологической грамотности» учителей, родителей и школьных психологов,
о родительских собраниях
и о налаживании ребёнком полифонического автоматизма в работе своего «механизма чтения»

консультативная
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ на тему
нежелания ребёнка читать книги

 

п р е д у в е д о м л е н и е
Напомню, что на нашем сайте в разделе «РОДИТЕЛЬСКАЯ  БИБЛИОТЕЧКА вопросов и ответов по актуальным проблемам обучения и воспитания современных детишек» находятся «44 вопроса от РОДИТЕЛЕЙ», на которые все желающие могут  размещать варианты своих ответов. А после трёх-четырёх ответов добровольцев-посетителей, я тоже приступлю (по мере возможности) к сочинению своего варианта «обобщённого ответа», стараясь обратить внимание на нюансы, обычно ускользающее от внимания при первоначальном и(или) «линейном» консультировании.
Повторю сам родительский вопрос и анонсы ответов, которые были получены у нас на сайте:
Ребёнок не хочет читать книги, уговоры, угрозы не помогают, как быть?
Варианты ответов:

…о «запретном плоде» и интерактивных книжках…
отвечает Верёвкин Яков Александрович, мех-мат, 5 курс, МГУ
…об инструкциях, которые читать будет необходимо…
   отвечает Ермакова Элла Михайловна
…и на самом интересном моменте остановиться…
отвечает Оксана Валерьевна Рузаева, 4 курс факультета журналистики МГУ
…буквы должны быть крупными, а текст небольшим…
_______________ отвечает Протопопова Полина, 4 курс химфак МГУ

 


 

с о д е р ж а н и е    «д о п о л н я ю щ е г о»   о т в е т а    В.  М.  Б у к а т о в а

1. О вариативности как «палочке-выручалочке»
2. Вместо ответа – организация социо/игровой процедуры с «никнеймами»  родителей
3. О «золотом ключике» и наглухо запертой двери
4. О замечательной новации в библиотеках Финляндии
5. Об игровой ловкости расставлять ударения по-всякому
6. О пользе «бывалошных» диафильмов для современных детей
7. О семейных веригах «заплечного» и «раннего» чтения

  ============

 

1. О вариативности
как «палочке–выручалочке» 

Совсем недавно фраза «Все знают, как лечить и как учить» была весьма популярна. Ею обычно укоряли тех,  кто зарывался, брал на себя слишком большую ответственность и давал советы в тех вопросах, в которых сам не был компетентен. Но время прошло и эту фразу практически уже и не услышишь, потому что маятник качнулся в другую сторону, и люди перестали доверять своему опыту, своим знаниям, своей интуиции.

Если к школьному психологу приходит ученик, родитель или учитель, то сейчас чаще всего они обращаются к нему как носителю истины в последней инстанции или как к оракулу. Если психолог эксплуатирует такой их невольный настрой, то это очень плохо. Задача современных психологов во время своих встреч с собеседниками скорее в том, чтобы помочь им освободиться от собственной амнезии, помочь вспомнить, понять, увидеть, почувствовать решение.

Всему этому способствует вариативность. Она помогает избавляться от однозначности советов. Когда человек сталкивается с несколькими вариантами, то ему легче определиться, легче сообразить, а какой именно вариант ему самому нравится, ближе всего к его душе, темпу ритма, взглядам.

Повторю, что именно поэтому на своем сайте «Открытый урок» (куда вход свободен любым посетителям) я разместил банк родительских и учительских вопросов, с тем чтобы время от времени любой желающий из посетителей сайта мог бы дать свою версию ответа. Ибо варианты создают замечательный контекст решаемой проблемы. Поясню, что ответы на моём сайте бывают то именные, то анонимные. Их пишут и родители, и учителя, и студенты с аспирантами, и психологи.

Возникающий «вскладчину» контекст позволяет не только намечать широту возможных ответов — вариантов, но и выявлять именно те аспекты, которые ускользали от внимания того или иного отвечающего.

 

2. Вместо ответа – организация
социо/игровой процедуры с «никнеймами» родителей

Некоторые вопросы довольно часто занимают большинство и родителей, и учителей. Именно к ним относится и такой «животрепещущий» вопрос: «1.Ребёнок не хочет читать книги, уговоры, угрозы не помогают, как быть?».

Если к школьному психологу обращается родитель, то чем больше вариантов ему перескажет психолог, тем лучше. А если с подобной проблемой обращается учитель, то продуктивнее вместо ответа посоветовать ему организовать следующую социо/игровую процедуру на ближайшем родительском собрании.

Представим «родительское собрание», которое проводит классный руководитель. Каждый родитель получает половинку тетрадного листа, на котором крупно напечатан вопрос один и тот же. Всем дается одна-полторы минутки на то, чтобы ключевыми словами ответить на этот вопрос (ключевые слова ответов записываются на бумажке).

Все листочки подписываются. Но не фамилиями, а никами (или кому какой хочется, или из тех, которыми родители реально пользуются, посещая Интернет).

Потом родители объединяются в тройки. Лучше по алфавиту отчеств. Например, Михалыч с Матвеевной и Мироновной. Если трех отчеств на одну букву нет, то объедитяются соответственно отчества соседних букв.

Каждая троечка усаживается, где им удобно, и обсуждает, какой ответ у них в тройке самый-самый-самый. После этого посыльный от тройки этот ответ записывает ключевыми словами на доске.

И так поступает каждая тройка. Например, если на родительском собрании родителей было столько, что получилось 8 троек, то соответственно 8 ключевыми словами ответов самых-самых-самых появятся на доске.

Потом учитель может предложить задать вопросы родителям, если кому-то что-то не ясно на доске. Одни спрашивают авторов ответов, выясняют мнения соседних троек, раскрывают свои представления, делятся  отдельными соображениями, возражениями, замечаниями.

Зачем нужна такая свистопляска или «канитель»? Казалось бы, проще учителю взять и самому произнести 2–3 варианта. Но все дело в том, что именно при такой режиссуре родители понимают, что они не одиноки в своих затруднениях при решении данной проблемы. А в вариативности, в её неисчерпаемости они начинают обнаруживать принципиальную разрешимость проблемы.

К тому же, родители на практике учатся психотерапевтической мудрости: истина не в ухе слушающего, а на языке говорящего. То есть когда родители между собой начинают обсуждают проблемы, то зона ближайшего развития, по Выготскому, актуализируется. И родители понимают, что воспитание собственных детей часто связано не с произнесением взрослым готовых нравоучений, а в активном говорении, обсуждении, размышлении самого ребенка над проблемой.

В результате такой «режиссуры» родительского собрания у некоторых родителей может появиться вполне деловая уверенность в том, что проблему он явно решит. И очень часто бывает, что одной такой уверенности и(или) смелости хватает, чтобы проблема как бы ни с того ни с сего, но и разрешилась, и исчезла.

 

3. О «золотом ключике»
и наглухо запертой двери 

Уверенность и смелость много значат в нашей жизни. И умение консультирующего пробуждать в душе слушающего уверенность – дорого стоит. Привету вот какой пример, связанный с чтением (вернее с этапом обучения чтению дошкольников). Как-то в середине 90-х замечательный психолог Евгений Евгеньевич Шулешко (1938-2006) проводил семинар в городе Лесосибирске, что практически в самом центре Сибири. И воспитатели пожаловались ему, что в подготовительной группе дети уже познакомились и с печатными, и с письменными буквами, а читать длинные слова, а тем более предложения, отказываются.

Евгений Евгеньевич сказал: «Ерунда, сейчас разберёмся». И вот он выходит к доске и крупно во всю доску каллиграфическим пишет: «Мы из Лесосибирска» и обращается к дошколятам: «Вы ведь, говорят, читать не умеете?» Они утвердительно кивают головами. «А я вам не верю. Вы мне, кажется, голову морочите. Вот давайте, я лист бумаги поднесу к самому концу написанного на доске и буду двигать этот лист по направлению к началу фразы. Когда появится слог, вы его читайте». И он медленно ведет влево  лист бумаги. Появляется «КА». Дети произносят. Потом «СКА». Следом «РСКА»… «ИР-СКА»… «БИР-СКА».

Дети опять и опять хором произносят нечто загадочное. После точти им понятного «СИ-БИР-СКА» вдруг появляется какое-то «СО-СИ-БИР-СКА»…

И так дети, нанизывая все новые и новые слоги, читали, перечитывали, пока в конце концов не дошли до самого начала. И вот группа дружным хором произносит: «МЫ-ИЗ-ЛЕ-СО-СИ-БИР-СКА»…!

Пауза наступила почти как у Гоголя в «Ревизоре». Потом пронесся радостный вздох, и все дети расплылись в счастливых улыбках. А вслед за ними и все, присутствующие на открытом занятии, заулыбались, заахали, потому что они увидели чудо. Дети из нечитающих, вдруг стали читающими да еще письменные буквы. А все из-за провокационной позиции взрослого, что дети, дескать, морочат ему голову, отказываясь читать, утверждая, что они еще и читать-то не умеют…

И этот его замечательный психотерапевтический ход оказался «золотым ключиком», открывшим наглухо запертую дверь.

 

4. О замечательной новации в библиотеках Финляндии 

Особо подчеркну, что ответы родителей всегда очень интересны, разнообразны. И в них реально кто-то сможет увидеть необходимую подсказку в решении проблемы у себя в семье. Для учителей же остается только подчеркнуть, что нежелание читать очень часто связано с тем, что у ребёнка очень часто на уроках нет возможности неформально потренироваться в технике чтения.

К примеру, когда моя дочка была в 1-м классе, то во втором полугодии я пришел на родительское собрание, на котором учительница зачитывала отметки по чтению. И я удивился, если у кого были пятерки, то их было, как правило, по пять штук, четверок — по 4, троек — по 3, а двоек не было вообще.

Я спросил: «Что за странная закономерность?» А учительница ничтоже сумняшеся, отвечает: «Кто хорошо читает, я того часто вызываю. Вот и отметок много, а кто на двойку, так чего его вызывать. Его же никто в классе слушать не сможет».

С одной стороны, учительница, конечно, была права, заботясь о классе. Но, с другой стороны, если слабого ученика не вызывать для чтения вслух перед классом, то где же он тогда отрабатывать технику чтения будет.

И тут вспоминается, что в Финляндии вполне официально возникло такое модное течение. Дети, которые слабо, плохо, неуверенно читают, записываются на 15-ти минутные сеансы «особого чтения». Каждый сеанс выглядит так. В углу библиотеки на ковре лежит большой лохматый и добро-душный пёс. Ребёнок подсаживается к нему на пол, достаёт книжку и начинает читать вслух [см.: Инновационная технология отработки у детей техники чтения].

Читает, как может: ТЫР-ПЫР…

Собака не перебивает. Но всё время внимательно слушает, пре-данно глядя в глаза. Что вселяет в ребёнка надежду, что у него, кажется, уже неплохо получается. А с появлением этой уверенности чтение и действительно становится всё более-более гладким, и всё более-более осмысленным.

Молодцы финны, что такую моду у себя в библиотеках завели. И нашим родителям их находку вполне можно взять на вооружение. И даже если у вас в доме нет большой добродушной собаки, то по крайней мере вы сами можете, равняясь на мудрость её поведения, как на замечательный образец,  терпеливо выслушивать неумелое чтение своего ребёнка, не перебивая его и удерживаясь от своих взрослых поправок.  То есть стойко удерживать себя от дидактического зуда то и дело поправлять ребёнка, которое так мешает ему «своими руками», глазами и губами отрабатывать – шлифовать и отполировывать – технику своего чтения.

Ребёнку очень важно на самом деле тратить время на то, чтобы он под молчаливым, но заинтересованно-добродушным взглядом слушателя, вдоволь наошибавшись, научился-таки автоматическому умению читать печатные тексты. А то ведь нетерпеливая мамашка как начнёт поправлять, так ребёнку и «свет не мил», и «чтение вслух» становится настоящей каторгой, от которой он бежит «как нечистый от ладана».

 

5. Об игровой ловкости
расставлять ударения по-всякому 

Еще следует подчеркнуть, что при чтении ученикам очень часто мешает отсутствие ловкости в расстановки ударений. Недавно был такой случай. В 1-м классе шла работа по учебнику «Окружающий мир» Плешакова. И там шла речь о зоопарке и планетарии.

И учительница, разумеется, объяснила, что это такое. А когда прозвенел звонок, и началась перемена, к ней подошла девочка и сказала: «Про планетарий я все сама знаю, а вот что такое схОди?»

А дело в том, что в учебнике была такая фраза: «Сходи в планетарий». И вот всё зная про планетарий, но не правильно поставив удаление, она не могла взять в толк, что бы могло значить это странное слово сходи. И такое часто встречается не только у первоклассников, но и у подростков.

Поэтому очень полезно в виде шуточной игры коверкать различные слова, переставляя туда-сюда в них ударение. Знакомые слова оказываются неузнаваемыми, и именно такие перевертыши помогают детям разобраться-таки в собственных «настройках» своего сознания, помогают эти настройки привести в нужную гармонию, для достижения полифонического автоматизма в работе «механизма чтения».

 

6. О пользе «бывалошных» диафильмов
для современных детей 

Очень хорошо происходит тренировка «механизма чтения» при чтении диафильмов. Раньше этих диафильмов было «пруд-пруди» для любого возраста, любого объема. Но и сейчас в Интернете можно-таки найти более или менее большие библиотеки диафильмов. Если на моем открытом сайте «Открытый урок» всего 4 диафильма (см.: О возможной роли диафильмов в оттачивании детьми ТЕХНИКИ своего ЧТЕНИЯ+Четыре диафильма для шлифования техники чтения), то то в отделе диафильмов сайта Сказочной библиотеки Хобобо их более 400 (и коллекция постоянно продолжает пополняться).

Диафильмы хороши тем, что как правило тексты в них занимают мало место и буквы крупные.

Если раньше диафильмы проецировали на стену и нужна была темнота, то теперь у многих есть планшетники, айпеды или айфоны. В которых тексты удобно перелистываются, где сенсорные экраны-андроиды.

Моя внучка, когда училась в 1-м классе, любила читать диафильмы своему младшему братику, который не хуже финской собаки беспрекословно внимал чтению. И он очень любил, когда по интонации понимал, что подпись к картинке дочитана до конца, и тогда он собственноручно «переворачивал страницу», открывая на экране следующий рисунок.

 

7. О семейных веригах
«заплечного» и «раннего» чтения 

При освоении ребёнком механизма чтения важную роль могут играть различные варианты семейного «чтения вслух». Например, известно, что многие родители на ночь читают своим детям книжки. В период, когда их дети изучают грамоту и отрабатывают свою «технику чтения», очень полезно им не просто слушать текст сказки, а параллельно следить за чтением рассказчика по раскрытой книжке…

Правда, родители не очень любят такое «заплечное чтение» из-за жёсткого контроля со стороны ребёнка. Ведь если родитель допускает при чтении какие-то погрешности, то ребёнок тут же поправляет своего чтеца…

Но, с другой стороны, родители в такой ситуации могут понять, как досадуют дети, когда их то и дело то поправляют, то одёргивают, то корректируют из самых благих побуждений…

 

И ещё вот что добавлю. Моя дочь, когда её старшая дочка пошла в начальную школу, то и дело переживала, что у всех её подруг дети уже давным-давно читают. И учась в 1-м классе, у кого «Робинзона Крузо» уже дочитывают, у кого «Хоббитов». А вот её старшая – никак.

И тогда я всё твердил: «Подожди-подожди, всему своё время». И действительно, в начале 3-го класса произошёл прорыв, в результате которого у старшей появился читательский «аппетит». А началось всё с Э.Успенского. Книжка была про красную руку – то есть из серии детских страшилок.

Потом «на ура» пошли волшебные сказки. А там и всё подряд. Читала всё, что попадается на глаза. Иногда с фонариком под одеялом.

Тогда как у детей тех знакомых мамашек-подружек, которым прежде так завидовала моя незадачливая мамочка, период чтения закончился! Как «корова языком слизнула».

А всё потому, что до этого чтение было не добровольным, а специально организованным, насильственным. «Раннее чтение» не приводит к автоматическому появлению у ребёнка интереса и(или) любви к чтению книг.  Поэтому-то со временем оно, как правило, и сходит на нет.

Недаром в народе то и дело напоминают, что всему своё время…

 

Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → 44 вопроса от родителей

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика