Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Пси.Дид.:01

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиВ.М.Букатов. Психология ДИДАКТИЧЕСКИХ игр

_______________________________________________________________________


Букатов.В.М. Психология дидактических игр / Материалы данной работы опубликованы в 1-ом разделе книги: Букатов В.М. «Педагогические таинства дидактических игр» (М., 1997; 2 изд., испр. и доп.– М., 2003)

.

ПРОЛОГ: Герантология дидактической игры

Геронтология [гр. geron (gerontos) старец + …логия] — раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения организмов (см. также гериатрия) // Словарь иностранных слов. — 17-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1988. — С.122.

___Одни игры затеваются самими школьниками, другие — учителями учителями на уроках, для той или иной дидактической цели. Первые так сильно отличаются от вторых, что идея сравнить их друг с другом может вызвать у некоторых учителей недоумение. Тем не менее, если подлинные детские игры сравнивать с дидактическими, то первые оказываются и более живыми, и более долговечными. Тогда как дидактические игры на уроках быстро «тускнеют», теряют привлекательность и вместо планируемого учителем оживления интереса начинают, наоборот, гасить в учениках его последние проблески. Поэтому педагогам довольно часто приходится сменять одну «отработанную» игру на какое-то новое игровое изобретение, которое в свою очередь оказывается столь же недолговечным.

___Методическая литература по использованию игровых заданий, упражнений, приемов как правило идет нарасхват, поскольку многие учителя питают надежду натолкнуться в ней хотя бы на парочку игр, которые на неделю-другую обеспечат их уроки привлекательностью, увлеченностью и живостью. Прежние же игровые приемы неизбежно забываются, стираются или теряются, исчезая из активного педагогического опыта как отдельных педагогов, так и целых учительских поколений.

___ Противостоять подобному оскудению учительского опыта — трудно. Понимая это, мы предлагаем читателю сначала поразмышлять над самой проблемой быстрого «старения» дидактических игр.

___ Причин у этого явления наверняка много. Одни из них лежат на поверхности и так или иначе могут быть обнаружены и устранены самими учителями и без посторонней помощи. Другие скрыты в сферах, мало осознаваемых учителями-тружениками.* А до каких-то причин нам пока вообще не дано докопаться.

* Если учителя в своих размышлениях захотят обратиться к специальной литературе (выбор которой обширен), то советуем направить внимание не только на общепризнанные фундаментальные труды (такие, например, как книга Д.Б.Эльконина «Психология игры». — М., 1978.), но и на труды менее значительные и объемные. Так, например, во многих брошюрах по народным фольклорным играм можно неожиданно наткнуться то на один, то на другой интересный вариант педагогического решения (и не только практического) какой-нибудь из проблем, связанных с использованием, организацией и проведением игр. Интересный материал о связи разнообразных игр с изначальными потребностями человека можно найти в книге П.М.Ершова «Потребности человека» (М., 1990), с фрагментом из которой вы можете познакомиться в разделе Приложения. А о том, как зависит протекание игры от поведения ее организатора, можно прочитать в книгах А.П.Ершовой и В.М.Букатова «Возвращение к таланту» (Красноярск, 1999.-С. 77-83) и «Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения» (М., 2000.- С. 147-152).

___ Очевидно, что у каждого педагога существуют свои мнения, представления или предположения о содержании первых, вторых и третьих причин. Выяснение, сложение и пересечение возможных мнений помогает прояснять сущность проблемы быстрого старения дидактических игр, а значит и приближаться к ее разрешению.

.

I. О последствиях игровых промашек учителя

___ На уроке по любому предмету и в любом классе многие удачные игровые ситуации похожи друг на друга своим всех захватывающим радостным единением, неожиданностью, азартом. Они делают каждую из подобных ситуаций незабываемой. А все неудачные ситуации схожи одна с другой какой-то своей дежурной предсказуемостью (всего и для всех — как для учителя, так и для учеников).

___Для начала, обратим внимание на то, что промахи в организации дидактической игры остаются наиболее безнаказанными на уроках в начальной школе. Младшие школьники еще столь доверчивы и столь тянутся к игре, что именно они оказываются самыми терпимыми к грубым промахам и ошибкам учителей при организации той или иной игровой ситуации. Тогда как в средних (и уж тем более в старших) классах гораздо меньшие педагогические просчеты могут вызвать у учеников и нескрываемый скепсис, и отказы, а то и откровенно уничижительный хохот.

___Только в начальной школе учителя могут рассчитывать, что в ответ на нелепую фразу, произносимую, например, елейным голоском: «А сейчас мы с вами поиграем в о-о-очень интересную игру», — ученики будут безропотно делать вид, что верят этим словам и этой интонации. И действительно — младшие школьники старательно делают этот вид, хотя и понимают, что если звучит учительское предупреждение о том, что игра будет «о-о-очень» интересной, то скорее всего нужно будет играть с учительницей в поддавки, изображая дисциплинированную заинтересованность и оживленность, за которые их учительница похвалит и, если повезет, поставит отметку в журнале.

___Среди учителей начальных классов особо распространена довольно странная привычка почти любому дидактическому приему огульно приписывать игровой характер (со всеми причитающимися играм положительными результатами), невзирая на то, что для самих учеников данный прием игровым никогда не казался и казаться не будет. Благие дидактические устремления, сталкиваясь с реальностями школьной жизни, часто оборачиваются неискренностью и даже ложью, которые, наслаиваясь друг на друга, растут, как снежный ком, явно способствуя преждевременной смерти любой дидактической игры или игрового приема.

.

— ◊◊◊ —

открыть следующий параграф в новом окне

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиВ.М.Букатов. Психология ДИДАКТИЧЕСКИХ игр

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика