Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Пси.Дид.:02-05

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиВ.М.Букатов. Психология ДИДАКТИЧЕСКИХ игр

_______________________________________________________________________


Букатов.В.М. Психология дидактических игр / Материалы данной работы опубликованы в 1-ом разделе книги: Букатов В.М. «Педагогические таинства дидактических игр» (М., 1997; 2 изд., испр. и доп.– М., 2003)

.

II. Правила традиционных «пряток»

___Предлагаем читателям вспомнить традиционную детскую игру «прятки». Многие поколения заигрывались ею, хотя в последнее время все реже и реже приходится видеть на улице детей, играющих в прятки. Среди нового поколения учителей уже встречаются те, кто о прятках имеет очень приблизительное представление. Для них и для тех, кто, хотя в детстве и заигрывался в прятки, но сейчас уже туманно помнит правила этой игры, мы приводим описание одного из вариантов, бытовавших в Московском регионе.

___Сначала выбирался водящий. В некоторых местах его называли «вóдой» от слова «водúть», или «вáдой» от произношения того же слова — вáдить. Водящий становился лицом к стене, забору или дереву (то есть — в «дом») и, закрыв глаза, вслух считал до условленного числа, заканчивая счет игровой «присказкой»: «Пора — не пора, иду со двора! Кто не спрятался — я не виноват!» После этого водящий, переходя от одного укромного места к другому, искал спрятавшихся. И если он кого-то обнаруживал, то со всех ног бежал в «дом», чтобы, дотронувшись до него, произнести имя игрока. Обнаруженный пытался обогнать водящего и, дотронувшись до «дома» раньше него, тем самым — «выручиться».

___Но спрятавшемуся не всегда нужно было догонять водящего. Когда притаившийся игрок видел, что «вóда» уходил так далеко, что оказывался от дома дальше, чем сам спрятавшийся, то последний выбегал из своего укрытия и мчался к «дому», и уже «вóда» пытался его опередить и не дать «выручиться». Пока водящий отыскивал оставшихся игроков, возле «дома» ждали выручившиеся и найденные невыручившиеся, становясь болельщиками. Последний игрок, выручаясь сам, мог выручиться и за всех: «Палочка-выручалочка — за всех и за себя!» — тогда новый кон игры начинался с прежним водящим. Когда же последнему прятавшемуся игроку выручиться не удавалось, потому что водящий опережал его, то этот игрок (или, в зависимости от договоренности играющих, первый из невыручившихся) становился «вóдой» следующего кона.

___Ждать в «доме» и ждать, притаившись в укрытии, — занятия, сильно отличающиеся друг от друга. Во втором случае — гораздо приятнее, интереснее. Это равнодушному прохожему может показаться, что согнувшемуся в три погибели ребенку больше делать нечего, как в прятки играть; сам же играющий явно ощущает себя вполне при деле, и даже более того — при тайне, иллюзорность которой позволяет ребенку ощутить реальность феномена собственного существования.

___По Выготскому, в игровой — «мнимой» — ситуации происходит осознание собственной мысли, желания, своего «я».*

* См.: Из записок-конспекта Л.С.Выготского к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Эльконин Д.Б.. Психология игры.— М.,1978.— С.291

.

III. От притаивания к феномену тайны

___Выдающийся русский мыслитель А.Ф.Лосев в одной из бесед, записанных Вик.Ерофеевым, предложил такую последовательность вопросов: Что такое тайна одного? Это есть личность! Что такое тайна двух? Это есть любовь ( «Любить — это и значит видеть в любимом тайну, которые другие, нелюбящие, не видят»). Коллектив как организм — тайна трех. А культура, цивилизация — это тайна уже не одного, и не двух, и не трех, но тайна всего человечества.*

* Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. — М., 1990. — С. 27-28.

___ Если при восприятии человека, любви, коллектива, цивилизации ощущение тайны исчезает, то личность в наших глазах становится функционером, любовь — сожительством, коллектив — междусобойчиком, цивилизация — конгломератом друг с другом соперничающих государств. Это — если ощущение тайны исчезает. А если оно и не появлялось? Тогда такие понятия, как личность, любовь, коллектив, цивилизация, оказываются пустотелыми.

___Поэтому ребенок, играющий в обычные прятки, занят деятельностью, которая хоть и начинается с малого, почти с пустяка — с ощущения себя при тайне (при-таившимся), но имеет большое значение и последствия как для него самого, так и для всех остальных (и уже родившихся, и еще не успевших этого сделать).

.

IV. О возрастных «самоусложнениях» игры

___ В предисловии к «Психологии игры» Д.Б.Эльконин приводит такое любопытное наблюдение за ходом «пряток» с двумя дочурками-дошкольницами: «Девочки прятались, а я их искал. В комнате, где происходила игра, стояла вешалка, на которой висела одежда. Прятаться за ней было излюбленным местом. Я, конечно, видел, где они прятались, но не показывал этого и долго ходил по комнате, говоря: «А где же мои девочки?» Когда я подходил близко к месту, где спрятались девочки, я слышал, как за вешалкой разыгрывалась «драма». Младшая рвалась броситься ко мне, а старшая зажимала ей рот, шептала «сиди тихо!» и удерживала силой на месте. Наконец, младшая, не выдерживая напряжения, вырывалась и устремлялась ко мне со словами: «Вот я!» Старшая выходила недовольная и заявляла, что больше с ней играть не будет, так как она играть не умеет»*. Смысл игры для старшей дочурки был связан с выполнением усложненных игровых правил, которые еще не были доступны для понимания младшей сестренки.

* Эльконин Д.Б. Психология игры.– М., 1978.– С.6.

___ Чем младше ребенок, тем проще игра, тем примитивнее предлог для возникновения тайны. По мере взросления игроков большинство традиционных детских игр самоусложняются (!). Это делает их достаточно долговечными.

___Взрослея, ребенок в своей прежней игре открывает новые посильные для себя глубины, новые тайники, новые тайны, которые помогают ему понять, что в нем есть нечто, что другим о нем неизвестно, не видно. Он узнает (постигает) свою непрозрачность для других, свою непредсказуемость для других, свою феноменальность.

___По мере взросления ребенка образ тайны переселяется извне вовнутрь, и прежние игры, обнаруживая свое очередное «двойное дно», стимулируют и укрепляют это переселение. Поэтому на протяжении всех этапов развития ребенка его игровые переживания, открытия, озарения, воспоминания, так или иначе связанные с какими-то тайнами, оказываются связанными и с проблесками личности — с моментами ее развития, мерцания, периодического поблескивания.

___Прятки — одна из гениальнейших традиционных детских игр. При всей кажущейся безыскусности, в ней столь велик и разнообразен запас таинственности (любой степени сложности, глубины и/или высоты), что в разные ее варианты дети играют и в дошкольном, и в подростковом, и в старшем школьном возрасте.*

Другой, не менее универсальной игрой, чем «прятки», являются «жмурки». Эти игры, хотя их внутренние пружины различны, хорошо дополняют друг друга, так как «прятки», нуждаясь в большом пространстве, проводятся в основном на улице, а «жмурки», нуждаясь, наоборот, в пространстве ограниченном и даже замкнутом, лучше проходят, когда затеваются в помещении. Причины постепенного исчезновения «жмурок» из жизни современных детей, возможно, связаны либо с отсутствием в малогабаритных квартирах достаточного пространства, либо с отсутствием возможности собраться детской компании в просторной квартире, либо с тотальным восприятием школьного здания как места, просторные помещения которого чужды подобным затеям.

___Дошколятам в «прятках» долгое время с лихвой хватает «простого» притаивания. Найденному малышу часто даже не надо бежать наперегонки с обнаружившим его водящим, чтобы в «доме» выручить себя. Зато для младших школьников и особенно для подростков подобные усложнения обязательны. Они обостряют ритм, который в свою очередь активизирует интуицию, открывающую новые потенциальные глубины, высоты, горизонты внутренних тайн (и у других, и — с помощью этих других — потенциальность тайн собственных).

___ Л.С.Выготский в статье «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» отмечал, что игра создает «зону ближайшего развития» и в ней ребенок становится «как бы на голову выше самого себя»*.

* Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 74.

.

V. Переплетение игровых хитростей

___Когда взрослеющему ребенку (например, подростку) в «прятках» простого притаивания (пусть даже усложненного «перегонками») становится мало, когда тайна этого типа ему становится тесновата, то ритмизация, игровой азарт помогают ему обнаружить уловки-усложнения, которые, помимо победы в игре, позволяют распознавать свою непрозрачность, субъектность на более сложных уровнях.

___В то время, когда все игроки бегут прятаться бесшумно, — один из участников игры вдруг почему-то громко топочет и вообще старательно шумит. Но пробежав несколько метров в одном направлении, он вдруг его резко меняет и уже на цыпочках, стараясь быть как можно более бесшумным, удаляется в другом направлении. Если водящий был новичок, то он легко ловится на удочку и пытается искать этого игрока в ложном направлении. И когда водящий настолько далеко отходит от «дома», что становится безопасен, наш затаившийся хитрец выскакивает из укрытия и бежит в дом «выручаться»: «Палочка-выручалочка, за всех и за себя!»

___Схема умозаключений, лежащих в основе приведенной игровой хитрости, явно более сложна, «структурна» по сравнению с предыдущим простым притаиванием. Обратим в этой схеме внимание на то, что можно обозначить формулой «Я думаю, что ты подумаешь» (или: «Я знаю, что ты знаешь»). То есть: я (прячущийся) думаю, что ты (водящий) по моему топоту подумаешь — я побежал направо. Этот уровень понимания позволяет принять не ожидаемое водящим решение бесшумно бежать прятаться налево. Из всей симфонии возможных комментариев отметим лишь, что если раньше игроку ощущение себя, в основном, давала внешняя привязка к тайне (притаивание), то сейчас это ощущение в нем возникает в связи с собственным игровым замыслом (целеполаганием) и его непроницаемостью для другого ( «я знаю, что ты думаешь, но что думаю я — для тебя тайна»). Тайна уже оказывается внутри, ее носителем становится сам игрок, понимающий, что цель его действий оказывается для партнера явно сокрытой, потаенной. Так игровое хитросплетение помогает ребенку обретать рефлексивное ощущение «тайны одного», познавать проблески личности, утверждаться в личном целеполагании.

— ◊◊◊ —

◊ открыть следующий параграф в новом окне ◊

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиВ.М.Букатов. Психология ДИДАКТИЧЕСКИХ игр

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика