Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)
Анна Шугай учитель информатики гимназии (г. Кобрин) методист учебно-метод. кабинета отдела образования, спорта и туризма Кобринского райисполкома (Беларусь) Урок информатики в 6 кл АЛГОРИТМЫ: ЛИНЕЙНЫЕ, С ВЕТВЛЕНИЕМ, С ПОВТОРЕНИЕМ Здравствуйте, Вячеслав Михайлович. |
АЛГОРИТМЫ: ЛИНЕЙНЫЕ, С ВЕТВЛЕНИЕМ, С ПОВТОРЕНИЕМ
Цели
Образовательная цель:
▪ планируется, что к концу урока учащиеся будут уметь различать вид алгоритма: линейный, с ветвлением, с повторением.
Развивающая цель:
▪ создание условий для развития алгоритмического и логического мышления;
▪ создание условий для развития творческих способностей.
Воспитательная цель:
▪ создание условий для воспитания информационной культуры, самостоятельности.
Ход урока
План урока:
- В заплатки (деление на группы)
- Проверка ДЗ
- Новая тема
- Практическая работа
- ДЗ
- Итоги урока
В ЗАПЛАТКИ
Пары образовались, в основном, из рядом сидящих. Правда, на одном уроке мальчик и девочка не захотели вместе работать. Я сама раздала «роли». Один ученик показывал одушевлённый предмет, второй — неодушевлённый. Придумали за 20-30 секунд.
Разгадывали вместе, ребятам данный приём нравится. Одушевлённые предметы – 1 группа, 2 группа — неодушевлённые.
ПРОВЕРКА ДЗ
Дома в тетрадях ребята должны были составить алгоритм.
Необходимо было выбрать лучший алгоритм за 20 сек. К сожалению, алгоритмы составили не все. (Я до сих пор не знаю, как приучить всех учащихся выполнять ДЗ).
Затем учащиеся читали выбранный алгоритм.
Дополнительное задание (по желанию). Учащимся необходимо было найти алгоритм в любой сказке. Оставить его на блоге, название сказки не записывать. Прочитали алгоритмы, отгадали сказки.
Выполнить тест каждый в своей тетради
ТЕСТ — 4 МИН. 30 СЕК
1. Алгоритм – это …
а) последовательность команд, выполнение которых приведет к решению поставленной задачи;
б) последовательность действий, выполнив которые можно запустить программу;
в) задача, которую требуется решить;
г) программа решения задачи для компьютера.
2. Можно ли считать следующие команды алгоритмом (ответ: да, нет):
1) пойди туда, не знаю куда;
2) принеси то, не знаю, что.
3. Ниже приводятся название документов. Какие из них являются алгоритмами?
а) каталог книг в библиотеке;
б) инструкция по сборке шкафа;
в) программа телепередач;
г) рецепт приготовления клея;
д) настенный календарь на текущий год
4. Алгоритм уборки классной доски содержит ошибки. Укажите, в каком порядке нужно выполнить команды, чтобы классная доска была убрана:
1) стереть доску;
2) взять тряпку;
3) отжать тряпку;
4)намочить тряпку.
5. Выполните следующий алгоритм и запишите результат:
1) написать слово ПАСТОРАЛЬ;
2) удалить ТОРА;
3) поменять местами буквы П и С;
4) вставить после буквы П слово ЛАНИТА;
5) удалить все буквы А;
6) дописать букву О после буквы П;
7) дописать букву Е после буквы Т;
8) дописать в начало слова букву И.
6. «– Выйдешь за меня замуж, сказал Кащей Марье Моревне, – озолочу.
– Как же за тебя замуж идти, когда у тебя сердца нет?!
– Есть у меня сердце! Есть! Спрятано оно в черном яблоке, что на черном дереве. А черное дерево растет на черной горе».
Составьте алгоритм, позволяющий добраться до сердца Кащея.
Правильные ответы:
1 – а) 2 – нет 3 – б), г) 4 – 2) – 4) – 3) – 1) 5 – ИСПОЛНИТЕЛЬ 6 – 1) идти на черную гору; 2) найти черное дерево; 3) сорвать черное яблоко; 4) найти сердце Кащея. |
Каждый выполнял в своей тетради, затем первые выполнившие задания проверили ответы у остальных (хотя я этого и не просила).
Поменяться местами. Проверить карандашом работы друг друга. Время – 1 мин.
Поменяться местами. Проверить работы по презентации (в презентации указаны правильные ответы).
Здесь у меня возникла следующая проблема: ребята порой громко спорили, кто прав.
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Отправляются посыльные с тестами, через посыльных передаётся следующее задание.
Задание. После просмотра ролика ответить на вопросы.
- Назовите виды алгоритмов.
- Приведите пример линейного алгоритма (тот алгоритм, который не называли).
- По каким словам можно узнать алгоритм с ветвлением или условный алгоритм?
- Что обязательно содержит условный алгоритм?
- Приведите пример условного алгоритма (тот алгоритм, который не называли).
- Как называются алгоритмы, которые основаны на повторяющихся действиях?
- Приведите пример циклического алгоритма или алгоритма с повторением (тот алгоритм, который не называли).
- Какой тип алгоритма вы составляли дома?
- Какой тип алгоритма чаще встречается в жизни?
Выбирается самый высокий в группе и отвечает на первый вопрос. Далее он выбирает отвечающего и т.д.
Интересно, что отвечать желали многие.
Записываем тему урока: Виды алгоритмов
Составляем конспект по ментальной карте
http://www.spiderscribe.net/app/?c42406d6f0cfb6d37ef796cb7aa1ae1d
(темы нет в учебнике)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
На выбор задание за компьютером индивидуально)
6 баллов. Робот Дежурик
8 баллов. Винни-пух
10 баллов. Паровозики
__ | _______ | ____ |
Д/З
1) выучить понятия конспекта
упр. 2 с. 99 (образец Пример 2 с. 97)
1) найти произведение а*n
2) записать это произведение в числитель новой дроби
3) найти произведение b*m
4) записать это произведение в знаменатель новой дроби
подобрать примы алгоритмов с повторением и ветвлением
2) * подобрать алгоритмы с повторением и ветвлением из сказок или из учебника, разместить их на блоге
ИТОГИ УРОКА
Выставление отметок
Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)
___Напомним, что этот материал получен от того, кто интересуясь социо/игровой «режиссурой урока», ждёт разборов и обсуждений своего рассказа, как от «знатоков» и «начинающих», так и от всех остальных посетителей нашего сайта.
___Ваши деловые комментарии (как, впрочем, и не совсем деловые, например, с разными негативными замечаниями-«разносами» или с банальными профессионально-абстрактными комплиментами и восхищениями) будут опубликованы после модерации «администратором» (этот этап необходим для отсева бесконечного спама, от которого защита хоть и помогает, но слабовато).
___Если через какое-то время ВАМ вдруг захочется что-то изменить в опубликованных формулировках своего мнения, то это будет легко сделать через всё то же окно − напомним, что оно именуется так: «оставить отзыв, вопрос или комментарий»,− в котором можно отправить новую информацию всё тому же «администратору».
ВячеславБукатов
Маричева Вероника и Степанова Анастасия (студенты 3 курса социологического факультета МГУ)
19.12.2014 в 20:25
Спасибо Анна, за “свой страх и риск” и за ожидание “советов, рекомендаций, поучений”. Обычно у детей на уроке происходят большие и маленькие открытия. Но вы их ещё не видите (кроме шума, который самим ученикам почти не мешает)… Но всё впереди (и не всё сразу). Может быть наш интерес к вашему уроку (цитаты выделены жирным) и наши скромные советы чём-нибудь смогут вам помочь (но мы сами только “начинающие”).
>> В ЗАПЛАТКИ. Пары образовались, в основном, из рядом сидящих…
Cогласно социоигровой методике пары лучше собирать по случайному принципу.
Например, сначала всем построиться «по третьей букве имени» (или по номеру квартир). Далее рассчитаться на первый-второй. И сформировать пары по принципу «первый с первым».
И лучше работать не по два человека, а по ТРОЙКАМ (т.е. «малыми группами»).
>> Я сама раздала «роли».
Самой раздавать «роли» – плохо. Лучше по жеребьёвке: «в шапку» положить листочки с «ролями». И каждый из учеников вытягивает листочек с «ролью»…
>> Одушевлённые предметы – 1 группа, 2 группа — неодушевлённые.
Непонятно изложен смысл действия: если ребята уже были поделены на пары, то какая нецелесообразность внутри пары делать следующую группировку?..
>> Необходимо было выбрать лучший алгоритм … Затем учащиеся читали выбранный алгоритм.
Когда учитель выбирает лучший вариант, то это не стимулирует детей интересоваться мнением друг друга. Скорее – зависть, соперничество, обиды. Лучше придумать игровую форму (это трудно, но можно поискать примеры на сайте “Открытый урок”).
>> … необходимо было найти алгоритм в любой сказке
Привлечение фольклорного элемента – сказок – пробуждает дополнительный интерес у детей, быстрее вовлекая их в процесс игры.
>> Проверить карандашом работы друг друга. Время — 1 мин.
Это хорошо, что ученики проверяли друг друга. Они взаимодействовали между собой. Лимит времени стимулирует учеников к качественному выполнению задания (игровая соревновательность).
>> … ребята порой громко спорили, кто прав.
Cпор – положительный момент на уроке, это не является проблемой. Значит дети были заинтересованы в работе (другим ученикам подобный шум обычно совсем не мешает).
Но если вам нужно было привлечь внимание к «учителю», то можно было использовать следующую технику: тихо произносить: «Кто-о меня-я слы-ы-ышит…» (http://www.openlesson.ru/?p=504 )
>> НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. Отправляются посыльные с тестами…
Очередной положительный момент. Посыльные были вовлечены в движение. Если бы и сами группы пересели в новые места, то это обеспечило бы дополнительную динамику урока…
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
Ответ Анны (07.03.2015_22:06)
Вероника и Анастасия, рада комментариям. Сейчас уже многие моменты урока забыты. Поэтому на ваши советы смотрю со стороны сегодняшней практики.
Делимся на группы сейчас по-разному. И строимся, и разведчики… Ввела счёт. Поняла, что мобилизирует, даёт игровой момент.
Про алгоритм согласна.
Сначала мне страшно было использовать приём “Кто меня слышит”… На данный момент уже опробовала не только с детьми, но и с учителями информатики.
Пересадка групп! Да, сначала её почти не использовала. Сейчас с радостью наблюдаю, как дети бегут на другое место.
Спасибо. И успехов в педагогических начинаниях…