Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Информатика: АЛГОРИТМЫ (6кл)

Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)

Анна Шугай
учитель информатики гимназии (г. Кобрин)
методист учебно-метод. кабинета отдела образования, спорта и туризма  Кобринского райисполкома (Беларусь)

Урок информатики в 6 кл

АЛГОРИТМЫ:  ЛИНЕЙНЫЕ,  С ВЕТВЛЕНИЕМ,  С ПОВТОРЕНИЕМ

Здравствуйте, Вячеслав Михайлович.
     Познакомилась с вашим сайтом несколько лет назад. Увлеклась, начала использовать описанные приёмы в работе. Сначала было трудно и непривычно, но я не остановилась. Сейчас я уже вижу, что многим ребятам нравится. Хотя, есть и отрицательные отзывы.
До сих пор у меня есть ряд нерешённых вопросов: отметки, споры детей….
     Я веду уроки информатики в гимназии. Публикую свои уроки на своём блоге http://informatikakobrin.blogspot.com/ Чаще удаётся проводить такие уроки в 6 классе (программа по информатике очень плотная). Хотя, элементы социо-игровой режиссуры в теоретической части стараюсь включать в каждый урок. На практике всё же использую индивидуальную работу.
     Я на свой страх и риск высылаю вам один из уроков по свежей памяти. Жду ваших советов, рекомендаций, поучений…
     Урок информатики, проводился в 6-х классах. Дети ушли с урока довольные.
17 апреля 2014
PS: С учителями также  проводила практическую часть заседаний методических объединений с использованием приёмов социо/игровой режиссуры. Боялась, что не воспримут − но, всё нормально!

АЛГОРИТМЫ: ЛИНЕЙНЫЕ, С ВЕТВЛЕНИЕМ, С ПОВТОРЕНИЕМ

Цели

Образовательная цель:

▪      планируется, что к концу урока учащиеся будут уметь различать вид алгоритма: линейный, с ветвлением, с повторением.

Развивающая цель:

▪      создание условий для развития алгоритмического и логического мышления;

▪      создание условий для развития творческих способностей.

Воспитательная  цель:

▪      создание условий для воспитания информационной культуры, самостоятельности.

 

Ход урока

План урока:

  1. В заплатки (деление на группы)
  2. Проверка ДЗ
  3. Новая тема
  4. Практическая работа
  5. ДЗ
  6. Итоги урока

 

В ЗАПЛАТКИ

Пары образовались, в основном, из рядом сидящих. Правда, на одном уроке мальчик и девочка не захотели вместе работать. Я сама раздала «роли». Один ученик показывал одушевлённый предмет, второй — неодушевлённый.  Придумали за 20-30 секунд.

Разгадывали вместе, ребятам данный приём нравится.  Одушевлённые предметы – 1 группа, 2 группа — неодушевлённые.

 

ПРОВЕРКА ДЗ

Дома в тетрадях ребята должны были составить алгоритм.

Необходимо было выбрать лучший алгоритм  за 20 сек. К сожалению, алгоритмы составили не все. (Я до сих пор не знаю, как приучить всех учащихся выполнять ДЗ).

Затем учащиеся читали выбранный алгоритм.

 

Дополнительное задание (по желанию). Учащимся необходимо было найти алгоритм в любой сказке. Оставить его на блоге, название сказки не записывать. Прочитали алгоритмы, отгадали сказки.

 

Выполнить тест каждый в своей тетради

ТЕСТ — 4 МИН. 30 СЕК

1. Алгоритм – это …

а) последовательность команд, выполнение которых приведет к решению поставленной задачи;
б) последовательность действий, выполнив которые можно запустить программу;
в) задача, которую требуется решить;
г) программа решения задачи для компьютера.

2. Можно ли считать следующие команды алгоритмом (ответ: да, нет):

1) пойди туда, не знаю куда;
2) принеси то, не знаю, что.

3. Ниже приводятся название документов. Какие из них являются алгоритмами?

а) каталог книг в библиотеке;
б) инструкция по сборке шкафа;

в) программа телепередач;
г) рецепт приготовления клея;
д) настенный календарь на текущий год

4. Алгоритм уборки классной доски содержит ошибки. Укажите, в каком порядке нужно выполнить команды, чтобы классная доска была убрана:

1) стереть доску;
2) взять тряпку;
3) отжать тряпку;
4)намочить тряпку.

5. Выполните следующий алгоритм и запишите результат:

1) написать слово ПАСТОРАЛЬ;
2) удалить ТОРА;
3) поменять местами буквы П и С;
4) вставить после буквы П слово ЛАНИТА;
5) удалить все буквы А;
6) дописать букву О после буквы П;
7) дописать букву Е после буквы Т;
8) дописать в начало слова букву И.

6. «– Выйдешь за меня замуж, сказал Кащей Марье Моревне, – озолочу.

– Как же за тебя замуж идти, когда у тебя сердца нет?!

– Есть у меня сердце! Есть! Спрятано оно в черном яблоке, что на черном дереве. А черное дерево растет на черной горе».

Составьте алгоритм, позволяющий добраться до сердца Кащея.

 

Правильные ответы:

1 –       а)
2 –       нет
3 –       б), г)
4 –       2) – 4) – 3) – 1)
5 –      ИСПОЛНИТЕЛЬ
6 – 1) идти на черную гору;      2) найти черное дерево;      3) сорвать черное яблоко;      4) найти сердце Кащея.

 

Каждый выполнял в своей тетради, затем первые выполнившие задания проверили ответы у остальных (хотя я этого и не просила).

Поменяться местами. Проверить карандашом работы друг друга. Время – 1 мин.

Поменяться местами. Проверить работы по презентации (в презентации указаны правильные ответы).

Здесь у меня возникла следующая проблема: ребята порой громко спорили, кто прав.

 

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Отправляются посыльные с тестами, через посыльных передаётся следующее задание.

Задание. После просмотра ролика ответить на вопросы.

  1. Назовите виды алгоритмов.
  2. Приведите пример линейного алгоритма (тот алгоритм, который не называли).
  3. По каким словам можно узнать алгоритм с ветвлением или условный алгоритм?
  4. Что обязательно содержит условный алгоритм?
  5. Приведите пример условного алгоритма (тот алгоритм, который не называли).
  6. Как называются алгоритмы, которые основаны на повторяющихся действиях?
  7. Приведите пример циклического алгоритма или алгоритма с повторением (тот алгоритм, который не называли).
  8. Какой тип алгоритма вы составляли дома?
  9. Какой тип алгоритма чаще встречается в жизни?

 

Выбирается самый высокий в группе и отвечает на первый вопрос. Далее он выбирает отвечающего и т.д.

Интересно, что отвечать желали многие. 

Записываем тему урока: Виды алгоритмов

Составляем конспект по ментальной карте
http://www.spiderscribe.net/app/?c42406d6f0cfb6d37ef796cb7aa1ae1d
(темы нет в учебнике)

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

На выбор задание за компьютером индивидуально)

6 баллов. Робот Дежурик

8 баллов. Винни-пух

10 баллов. Паровозики

__ _______ ____

 

Д/З

1)    выучить понятия конспекта

упр. 2 с. 99 (образец Пример 2 с. 97)

1)    найти произведение а*n

2)    записать  это произведение в числитель новой дроби

3)    найти произведение b*m

4)    записать  это произведение в знаменатель новой дроби

подобрать примы алгоритмов с повторением и ветвлением

2)    * подобрать алгоритмы с повторением и ветвлением из сказок или из учебника, разместить их на блоге

 

ИТОГИ УРОКА

Выставление отметок


  Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)


___Напомним, что этот материал получен от того, кто интересуясь социо/игровой «режиссурой урока», ждёт разборов и обсуждений своего рассказа, как от «знатоков» и «начинающих», так и от всех остальных посетителей нашего сайта.
___Ваши деловые комментарии (как, впрочем, и не совсем деловые, например, с разными негативными замечаниями-«разносами» или с банальными профессионально-абстрактными комплиментами и восхищениями) будут опубликованы после модерации «администратором» (этот этап необходим для отсева бесконечного спама, от которого защита хоть и помогает, но слабовато).

___Если через какое-то время ВАМ вдруг захочется что-то изменить в опубликованных формулировках своего мнения, то это будет легко сделать через всё то же окно − напомним, что оно именуется так: «оставить отзыв, вопрос или комментарий»,− в котором можно отправить новую информацию всё тому же «администратору».

ВячеславБукатов

1 comment to Информатика: АЛГОРИТМЫ (6кл)

  • Вероника и Анастасия

    Маричева Вероника и Степанова Анастасия (студенты 3 курса социологического факультета МГУ)
    19.12.2014 в 20:25

    Спасибо Анна, за “свой страх и риск” и за ожидание “советов, рекомендаций, поучений”. Обычно у детей на уроке происходят большие и маленькие открытия. Но вы их ещё не видите (кроме шума, который самим ученикам почти не мешает)… Но всё впереди (и не всё сразу). Может быть наш интерес к вашему уроку (цитаты выделены жирным) и наши скромные советы чём-нибудь смогут вам помочь (но мы сами только “начинающие”).

    >> В ЗАПЛАТКИ. Пары образовались, в основном, из рядом сидящих…
    Cогласно социоигровой методике пары лучше собирать по случайному принципу.
    Например, сначала всем построиться «по третьей букве имени» (или по номеру квартир). Далее рассчитаться на первый-второй. И сформировать пары по принципу «первый с первым».
    И лучше работать не по два человека, а по ТРОЙКАМ (т.е. «малыми группами»).

    >> Я сама раздала «роли».
    Самой раздавать «роли» – плохо. Лучше по жеребьёвке: «в шапку» положить листочки с «ролями». И каждый из учеников вытягивает листочек с «ролью»…

    >> Одушевлённые предметы – 1 группа, 2 группа — неодушевлённые.
    Непонятно изложен смысл действия: если ребята уже были поделены на пары, то какая нецелесообразность внутри пары делать следующую группировку?..

    >> Необходимо было выбрать лучший алгоритм … Затем учащиеся читали выбранный алгоритм.
    Когда учитель выбирает лучший вариант, то это не стимулирует детей интересоваться мнением друг друга. Скорее – зависть, соперничество, обиды. Лучше придумать игровую форму (это трудно, но можно поискать примеры на сайте “Открытый урок”).

    >> … необходимо было найти алгоритм в любой сказке
    Привлечение фольклорного элемента – сказок – пробуждает дополнительный интерес у детей, быстрее вовлекая их в процесс игры.

    >> Проверить карандашом работы друг друга. Время — 1 мин.
    Это хорошо, что ученики проверяли друг друга. Они взаимодействовали между собой. Лимит времени стимулирует учеников к качественному выполнению задания (игровая соревновательность).

    >> … ребята порой громко спорили, кто прав.
    Cпор – положительный момент на уроке, это не является проблемой. Значит дети были заинтересованы в работе (другим ученикам подобный шум обычно совсем не мешает).
    Но если вам нужно было привлечь внимание к «учителю», то можно было использовать следующую технику: тихо произносить: «Кто-о меня-я слы-ы-ышит…» (http://www.openlesson.ru/?p=504 )

    >> НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. Отправляются посыльные с тестами
    Очередной положительный момент. Посыльные были вовлечены в движение. Если бы и сами группы пересели в новые места, то это обеспечило бы дополнительную динамику урока…

    – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
    Ответ Анны (07.03.2015_22:06)
    Вероника и Анастасия, рада комментариям. Сейчас уже многие моменты урока забыты. Поэтому на ваши советы смотрю со стороны сегодняшней практики.
    Делимся на группы сейчас по-разному. И строимся, и разведчики… Ввела счёт. Поняла, что мобилизирует, даёт игровой момент.
    Про алгоритм согласна.
    Сначала мне страшно было использовать приём “Кто меня слышит”… На данный момент уже опробовала не только с детьми, но и с учителями информатики.
    Пересадка групп! Да, сначала её почти не использовала. Сейчас с радостью наблюдаю, как дети бегут на другое место.
    Спасибо. И успехов в педагогических начинаниях…

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика