меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Пси.Дид.:06-09

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиВ.М.Букатов. Психология ДИДАКТИЧЕСКИХ игр

Букатов.В.М. Психология дидактических игр / Материалы данной работы опубликованы в 1-ом разделе книги: Букатов В.М. «Педагогические таинства дидактических игр» (М., 1997; 2 изд., испр. и доп.– М., 2003)

.

VI. Об «обретении себя» в перипетиях игры

Отметим, что формула «Я думаю, что ты подумаешь» характерна для очень многих игровых ситуаций, в том числе и для гораздо более простых, чем рассмотренная в предыдущем параграфе.*

* Одним из первых читателей-оппонентов данной работы — А.Ю.Панфиловым — было справедливо отмечено, что в прятках уже сам выбор места, где ребенок прячется, связан с его догадками-предположениями о мыслях водящего: если их не учитывать, то водящий быстро обнаружит спрятавшегося игрока. Но мы в работе не преследуем цели подробно и исчерпывающе описать «психологию» пряток как игры и обращаемся к ним всего лишь в попытке понять специфику дидактических игр на уроке. Соответственно и останавливаемся мы на тех моментах протекания и развития пряток, которые наиболее ярко позволяют увидеть интересующую нас специфику.

Не все игровые ситуации, не всегда и не сразу всех играющих приводят к обнаружению тайны внутри и восхождению к проблескам личности. Присутствие формулы следует понимать не как гарантию обязательного обретения ребенком рефлексивного самосознания в данной ситуации, а, разумеется, всего лишь как обеспечение благоприятных обстоятельств для возможного его обретения (обеспечение «зоны ближайшего развития», по Л.С.Выготскому).

.

VII. «Многоэтажность» игровых расчетов

После того как во время «пряток» один из игроков обнаружил (открыл) возможность нового, хитрого игрового хода, его находкой начинают пользоваться и другие. Но при повторении приема лежащая в его основе схема усложняется.

Один из прячущихся в очередной раз топотом указывает ложное направление. Но сам он уже понимает, что для водящего замысел этого приема «прозрачен» и искать игрока в направлении, обозначенном топотом, он скорее всего не будет. Поэтому, потопав, убегающий переходит на бесшумное передвижение, но направление поисков укромного места не меняет.

В этом случае расчеты игрока, возможно, развиваются по схеме, к которой приложима уже другая формула: «Я думаю, что ты подумаешь, что я подумал». Описать рассматриваемый эпизод с ее помощью можно примерно так: «Я думаю, что, услышав мой топот, ты подумаешь, что мой замысел тебе ясен — я будто бы задумал сменить направление. Но этого я как раз и не сделаю!»

.

VIII. О прыжках в возрастном развитии

При ступенчато-объемном удержании (осознании) и выстраивании ситуации в возникающем лабиринте причудливо преломляющихся взаимосвязей между собственными представлениями (как о партнере, так и о его мнении об этих представлениях) и мерцающей игрой личных расчетов-рефлексий — линейная логика рассыпается. Возникает ситуация, благоприятная для очередного скачка развивающегося сознания в его высшую форму — самосознание. Потенциал, отпущенный природой данному возрасту и данному индивиду, реализуется. Появляется возможность, по образному выражению Л.С.Выготского, стать «на голову выше самого себя».

И способствовал этому счастливый игровой момент, а именно — счастливое пересечение социально детерминированных возможностей ребенку самому поставить цель своим действиям, самому натолкнуться на связанные с ними проблемы (препятствия) и самому поискать (перепробовать) возможные решения, ощущая свободу в выборе знаний и практических возможностей* при преодолении обнаруженных препятствий.

* См.: Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению: Методическое пособие для воспитателя детского сада. — М., 1988. — С. 18-19.

Опять же подчеркнем, что формулой «я думаю, что ты подумаешь, что я подумаю» мы фиксируем всего лишь структурный уровень условий, благоприятных для ситуационного восхождения ребенка на новую высоту (или погружения на новую глубину) самосознания, возникновения объемной (многомерной) рефлексии. Самовосхождение случается, когда ребенок совершает самостоятельный шаг за границу, обнаруженную нами с помощью этой условной формулы.

.

IX. О внешней появленности «внутренних обретений»

Игра позволяет совершаться культурному акту, связанному с внутренним шагом, «пересекающим границы». Но этот внутренний шаг в игре всегда связан с какой-то внешней выраженностью — с совершением какого-то действия, которое для других участников игры является в той или иной мере новым или неожиданным, но формально не переходит за рамки игровых правил (пересекает, но не отменяет границы).

Нам важно особо отметить эту внешнюю выраженность (проявленность), потому что, когда учителя проводят на уроке какую-нибудь дидактическую игру, то они склонны ожидаемый педагогический результат сразу принимать за реально достигнутый, даже в том случае, когда внешне выраженных оснований для этого на уроке не наблюдалось* (то есть выполнение учениками «игровых действий» не привело, например, к появлению более или менее новых и неожиданных игровых вариаций). Подобная педагогическая невзыскательность явно способствует преждевременному старению дидактической игры.

* Эта распространенная среди современных учителей черта, возможно является профессиональным рудиментом искусственной фиксации в «советской педагогике» внимания нескольких поколений учителей на «должном», а не на реально существующих трудностях и противоречиях образовательного процесса. В обзоре истории российской педагогики ХХ века В.Бацин и М.Богуславский отмечают, что подобный педагогический менталитет стал формироваться с конца 30-х годов, когда ключевые должности в педагогической науке заняли «сталинисты», возглавляемые Н.К.Гончаровым — личностью неординарной и по-своему талантливой (главный редактор журнала «Советская педагогика», инструктор ЦК ВКП (б), вице-президент АПН РСФСР). См.: Управление школой.- 2000.- №28.- Стр.9.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиВ.М.Букатов. Психология ДИДАКТИЧЕСКИХ игр

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика