Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Урок ЗАКОНА БОЖИЕГО (8 кл)

Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)

Анна Владимировна ШАСТИНА,
учитель Воскресной школы 
при Крутицком Патриаршем подворье

 Урок о. Андрея
по Закону Божьему

Отчёт А.Шастиной о посещении урока, проведённого о.Андреем
в школе-пансионе Плёсково

Тема урока «Дружба» // 8 кл // 12 учеников (6 девочек
и 6 мальчиков) // весна 2014

Андрей Валерьевич МОХОВИКОВ
преподаватель Закона Божиего в школе-пансионе Плёсково

[ п р е а м б у л а ]
Наконец-то я побывала в гостях у православной школы-пансиона Плёсково, а точнее  на уроке Закона Божиего у о. Андрея Моховикова. Собиралась долго, но всё-таки добралась (по просьбе В.М.Букатова).
Перед началом занятия  о.Андрей рассказал  мне вкратце ход урока, где одно из первых заданий – отгадать тему урока. Заходим в класс за несколько минут до звонка. Один из учеников, Ваня, тут же спрашивает у батюшки:

– А какая у нас тема урока?  Дружба?
«Открыл учебник, посмотрел, поинтересовался, ведь это уже хорошо», – прокомментировал этот момент о.Андрей уже после урока. 

хохохохохохохохохохохохохохохохохох

 

Итак, урок Закона Божьего в 8 классе. На занятии 12 человек: 6 девочек и 6 мальчиков. Тема урока «Дружба».

Начало урока.  О.Андрей просит подойти разобрать чистые маленькие бумажные квадратики и написать на них своё имя. Затем эти листочки складываются в «шапку» и на время про них забывают.

По просьбе о.Андрея дети встают в круг у доски. Задание – назвать слово, связанное с привычкой (хорошей или плохой). Остальные должны догадаться, какая привычка задумана.

Компьютер, – начинает Вася.
– Игры, – отвечают почти все хором.

Стул – качаться, ногти – грызть, икона – молиться.

– А что, хорошая «привычка», – дополняет кто-то из ребят в соответствии с заданием.

Потом я разглядела, что игра проводится с помощью ручки. Участники передают ручку следующему ученику, и он загадывает слово (см. Волшебная палочка). Некоторые задумывались, не могли ничего сказать, и после счета один-два-три им приходилось передавать ручку соседу.

Дальше было деление на группы. Три добровольца выбирали себе команду, вытягивая из «шапки» имя участника.

Капитан второй команды, Василиса,  вытянула своё имя. А что же делать? – возник вопрос, если она вытянет ещё и капитанов других команд? «Разберемся по ходу», –  быстро реагируют ребята.

Но разбираться не пришлось. Деление на команды прошло благополучно и в результате 4 команды (вот здесь я упустила какой-то момент: вытягивали три человека, а команд получилось четыре).

Команды ищут себе места, двигают стулья, чтобы сидеть лицом друг к другу, переносят свои учебники.

Когда все устроились, батюшка вслух читает притчу «Ад и Рай»

«Как-то раз шли по дороге человек, конь и собака. Когда проходили они мимо огромного дерева, попала в него молния и испепелила всех троих. Однако человек не сразу понял, что уже покинул этот мир, и продолжал путь вместе с конем и собакой – порой покойникам требуется некоторое время, чтобы осознать перемену своей участи.
Путь был долог и шёл в гору, солнце пекло нещадно, и все трое измучились от жары и жажды. И вот за поворотом открылся им величественный мраморный портал, а за ним – площадь, вымощенная чистым золотом. Посередине бил фонтан холодной и чистой воды. Путник направился к стражу, охранявшему вход.
– Здравствуй.
– Здравствуй.
– Как называется это прекрасное место?
– Это – РАЙ.
– Как славно, что мы добрались до РАЯ, нам очень хочется пить.
– Можешь войти и пить, сколько захочешь.
– Но мои конь и собака тоже страдают от жажды.
– Очень сожалею, – ответил страж. – Но животным сюда нельзя.
Путник огорчился, потому что жажда мучила его нестерпимо, но в одиночку пить не стал, а поблагодарил стража и пошёл дальше. Долго шагали они вверх по склону и совсем выбились из сил, но вот наконец увидели некое поселение, обнесенное покосившейся и ветхой деревянной оградой, а за ней – вымощенную дорогу, с обеих сторон обсаженную деревьями. В тени одного из них лежал, прикрыв лицо шляпой, какой-то человек и, по всей видимости, спал.
– Здравствуй, – поздоровался путник.
Тот молча склонил голову в знак приветствия.
– Я, мой конь и моя собака умираем от жажды.
– Вон за теми камнями есть источник. Пейте вволю.
Путник, конь и собака пошли к источнику и утолили жажду. Потом путник вернулся, чтобы поблагодарить.
– Приходите, всегда будем рады, – ответил тот.
– А не скажешь ли, как называется это место?
– РАЙ.
– РАЙ? А страж у мраморного портала сказал нам, что РАЙ – там.
– Нет, там не РАЙ. Там – АД.
– Отчего же вы не запретите им называться чужим именем! – растерялся от неожиданности путник. Эти ложные сведения могут вызвать страшную путаницу!
– Ничуть не бывало;…
[на самом деле они оказывают нам большую услугу. У них остаются все те, кто оказывается способен предать лучших друзей».]

Текст притчи о. Андрей не дочитывает до конца. Он останавливается на словах «ничуть не бывало»  и просит детей определить тему урока. «Дружба?» – спрашивают дети. «О дружбе», – соглашаясь, пишет на доске батюшка и дочитывает концовку последней фразы.

Следующее задание – командам придумать название, связанное с дружбой, и записать на доске. Один из учеников подходит к доске и расчерчивает её на три части. «Как-то не по-дружески ты доску разделил», – говорит батюшка. И Вася добавляет ещё одну  колонку (четвёртую).

Названия получились следующими: Друг, Преданность, Любовь. Третья команда, погрузившись в учебник, проверяла, правильно ли угадана тема урока. Увлекшись выяснением, что там написано дальше, она не написала ничего.  Позже кто-то назвал их «Безымянными».

Следующий блок заданий на «обживание» текста (откр. в новой вкладке), помещённого в учебнике (в котором несколько разделов с рассуждениями о дружбе).

(1) Сколько в теме разделов?

Мнения разделились. На доске варианты ответов: 8,8,10 и 9.

Все, не договариваясь, полезли в учебники пересчитывать. Активно доказывали друг другу, что считать за раздел, а что нет. В итоге получилось, что разделов 9.

 

(2) Сколько предложений в первом разделе?

 Здесь варианты были уже более схожими: 11, 10, 10, 10.

 

(3) Сколько слов в самом длинном предложении?

 Ответы были уже едины – 36 слов.

К этому заданию у восьмиклассников явно сложился некий стиль «быстрого хода работы». Четыре человека стояли у доски и ждали, когда им из их команды выкрикнут ответ (задания ведь были на скорость, кто быстрее напишет). Команда, которая сидела за первой партой, явно имела преимущество в скорости – доска рядом. Поэтому остальные команды решили исправить эту игровую несправедливость, выставив у доски своих постоянных представителей. Только если в команде что-то не сходилось, эти представители бежали к своим командам и помогали искать-выискивать, считать-пересчитывать…

(4) Сколько слов в тексте выделено курсивом?

 Пошли вопросы:

– А союзы считаются?
– Конечно, считаются, когда мы технику чтения сдавали, их же считали за слова.

Дети работали по-разному: кто-то работал в группе, кто-то один. А Ваня, тот самый, что до урока определил «учебную тему», сидел у окна.
– А у меня учебника нет? – попытался он оправдаться, когда о.Андрей призвал его проявить инициативу. Но все же присоединился к девочке из своей группы и потом был одним из активных участников урока.

В итоге насчитали 134, 143, 143 и 117 слов курсивом.

– Это что – их пересчитывать?! Я не буду! – сразу заявили несколько девочек.

Но кто-то все же решил проявить силу воли и начал пересчитывать. Другие тут же согласились с его числом. Кажется, оно было 134.

Следующий блок заданий – работа с текстом учебника.

(1) Деформированный  текст

О.Андрей раздал ребятам листы с напечатанным абзацем из только-что «обжитого» текста (но так и не «читанного» учениками на уроке!) с не пропечатанной правой стороной (см.: реконструкция деформированного текста). Все включились очень активно. Некоторые тут же опять раскрыли учебники и стали искать этот абзац. Кто-то даже успел найти и подглядеть пару строчек. В это время батюшка попросил закрыть книги (что и было безропотно исполнено).

 

Через несколько минут команды  «по часовой стрелке» поменялись местами  «через один». Дети немного замялись, соображая, как же это осуществить. Но потом все команды сориентировались.

Задание командам было, конечно же, – проверить правильность восстановления текста предыдущей командой.  За выполнение задания нужно было на доске выставить оценку.

Ещё один переход – и уже задание: проверить по учебнику восстановленный текст и выставить проверявшей команде оценку на доске. Почему-то одна команда осталась без оценки. Увидев это дети стали выяснять, чей же это недочет, кто же не выставил своё мнение на доске.  Справедливость быстро восстановили –  оценки были у всех. Причём хорошие оценки – четверки и пятерки (не пропечатанного текста было маловато, поэтому для шестиклассников задание оказалось достаточно лёгким).   

(2) Аббревиатуры

 Следующее задание – зашифровать в виде аббревиатуры любую фразу из восстановленного текста (желательно при этом  её сократить)…

Опять переход команд. Учебники у всех закрыты. Задание: каждой команде попытаться расшифровать без подсказок аббревиатуру (откр. в новой вкладке) другой команды…

Следующий переход. И третья команда открывает учебники и уже в тексте ищет ту фразу, которая могла быть исходной.

Обсуждение по сокращённым фразам было столь бурное, что следующего задания батюшки уже многие совсем не услышали. Даже не смотря на то, что был включен проектор и на экран был выведен слайд презентации.

И тут батюшка негромким голосом попросил (см: Кто-о меня-я слы-ы-ышит…):
– Кто меня слышит, поднимите руки… – Поднятые руки своих одноклассников заметили остальные дети и на просьбу – Кто меня слышит, посмотрите на потолок, – откликаются уже все.
– А теперь на доску. – Шум стихает.
И батюшка даёт новое задание.

(3) Пантомимы

На доску выведен слайд с афоризмами о дружбе. Задание – выбрать цитату и показать её в виде статуи.

Задание пошло на ура. Все команды очень быстро определились с цитатами и с тем как их показать.

В процессе угадывания возникали разные варианты. Но среди них всегда был и правильный вариант. Хоть у одной команды ответ оказывался верным.

– Спасибо за урок! Определимся  с оценками. Так как все работали активно, то за урок у всех пятёрки.
Дети довольные и, как мне показалось, отдохнувшие стали выходить из класса.

хохохохохохохохохохохохохохохохохох

– А что-нибудь в головах у них осталось? – спросила я у батюшки, когда мы вышли из класса. – Этот вопрос волнует меня больше всего, когда я провожу подобные уроки в своей воскресной школе. 

– И на обычных уроках не известно, что у них  остается. А здесь все работали активно, не спали. Им явно было интересно, – ответил о.Андрей.

 И действительно, несмотря на то, что на уроке стоял гул (то есть урок был не похож на урок в его классическом понимании), все разговоры, которые велись детьми, были по теме. Я не услышала никаких отвлечённых разговоров.

в м е с т о    з а к л ю ч е н и я ]
Если подытожить и добавить свои ощущения, то меня очень порадовало, что дети свободно себя чувствуют, принимают правила игры, активы, имеют своё мнение, не боятся его отстаивать и делают это очень доброжелательно. 

Дети общались  друг с другом, выясняли всё сами, не спрашивая у педагога «правильно или нет». Батюшки на уроке практически не было видно. По крайней мере, он не был центральной фигурой урока. Но восьмиклассники послушно выполняли его задания. Только к концу, когда тема расшифровки аббревиатур их очень сильно увлекла, ученики не услышали нового задания. Но о.Андрею хватило двух фраз, чтобы вновь собрать их внимание.

Единственно, что мне всё-таки бы хотелось увидеть на уроке, – это хотя бы небольшое обсуждение по теме. Какой-нибудь неоднозначный  вопрос о дружбе, чтобы внутри группы была дискуссия. Было бы интересно послушать мнения и аргументацию ребят.

В любом случае для меня это был очень полезный опыт. Когда я провожу подобные уроки,  то периодически начинаю сомневаться, правильно ли я делаю. Может я, читая отчеты других учителей, что-то не уловила? И дети должны по струночке подходить к доске? Или дружным хороводом передвигаться от одного стола к другому?

Большое спасибо о.Андрею и 8 классу школы-пансиона «Плёсково»  за теплый приём!

Анна Шастина

Для просмотра
нажать на выбранный фото-ярлычок или

.

хохохохохохохохохохохохохохохохохох

.

Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)

.


___Напомним, что этот материал получен от того, кто интересуясь социо/игровой «режиссурой урока», ждёт разборов и обсуждений своего рассказа, как от «знатоков» и «начинающих», так и от всех остальных посетителей нашего сайта.
___Ваши деловые комментарии (как, впрочем, и не совсем деловые, например, с разными негативными замечаниями-«разносами» или с банальными профессионально-абстрактными комплиментами и восхищениями) будут опубликованы после модерации «администратором» (этот этап необходим для отсева бесконечного спама, от которого защита хоть и помогает, но слабовато).

___Если через какое-то время ВАМ вдруг захочется что-то изменить в опубликованных формулировках своего мнения, то это будет легко сделать через всё то же окно − напомним, что оно именуется так: «оставить отзыв, вопрос или комментарий»,− в котором можно отправить новую информацию всё тому же «администратору».

ВячеславБукатов

1 comment to Урок ЗАКОНА БОЖИЕГО (8 кл)

  • Анна

    Спасибо за материал.
    Знакомишься с разработками и находишь новые идеи для себя или припоминаешь подзабытое.
    — “Некоторые задумывались, не могли ничего сказать, и после счета один-два-три им приходилось передавать ручку соседу”
    — “О.Андрей раздал ребятам листы с напечатанным абзацем из текста, но с не пропечатанной правой стороной”
    — “Через несколько минут команды по часовой стрелке поменялись местами через один
    — “А что-нибудь в головах у них осталось? – спросила я у батюшки, когда мы вышли из класса. – Этот вопрос волнует меня больше всего, когда я провожу подобные уроки в своей воскресной школе”
    Меня также (!) часто беспокоят подобные сомнения.
    Ещё раз спасибо за рассказ, за столь замечательные подробности…

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика