меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Пси.Дид.:18-20

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиВ.М.Букатов. Психология ДИДАКТИЧЕСКИХ игр

_____________________________________________________

Букатов.В.М. Психология дидактических игр / Материалы данной работы опубликованы в 1-ом разделе книги: Букатов В.М. «Педагогические таинства дидактических игр» (М., 1997; 2 изд., испр. и доп.– М., 2003)

.

.

XVIII. О роли партнерского равноправия и соседской заинтересованности

___ Итак, класс машет руками — кто как горазд, и все увлечены — каждый своим. Кругом анархия.

___ Следующий этап — предложение махать руками так, чтобы было понятно: машет ОРЕЛ, КОМАР, ВОРОБЕЙ или КУРИЦА. Такая поправка-цель быстро принимается учениками, потому что, во-первых, делает махание более осмысленным, а потому более интересным, чем при цели собственной и (или) анархичной. А во-вторых, возникает некая упорядоченность, необходимая для манящего различения «тайны» соседа-сверстника. Набор известен всем, но кто какое превращение выбрал?

___ Ученик видит, как соседи и справа и слева явно вносят какие-то изменения в свои движения руками, и если он сам на это с интересом смотрит — значит, и на него кто-то может смотреть и с интересом, и с желанием определить отгадку. Все наполняются уверенностью, что вокруг есть и кому отгадывать, и кому загадывать.

___ Сравним две ситуации на уроке, которые невзыскательные учителя одинаково расценивают как игровые. Одна — к доске вызывается ученик, который должен махать руками, а сидящие за партами остальные ученики — должны отгадывать, кого это он вздумал изображать. Вторая — и превращаются, и одновременно отгадывают все без исключения.

___ Первая ситуация более дидактична, и ее игровой характер явно более хрупок, менее живуч. Игровой же характер второй ситуации более комфортен, прочен, долговечен. Если в классе наработаны деловые взаимоотношения между учениками и они доверяют учителю (не на словах, а в поведении, и на уроке легко и быстро устанавливается атмосфера рабочей открытости и добровольности), то тогда первая ситуация по самочувствию учеников будет приближаться ко второй. Если же такие отношения в классе не установились и не укрепились, то сама ситуация вызывания одного из учеников-подростков к доске уже очень серьезно препятствует возникновению подлинной игры.

.

XIX. Живительные трансформации дидактизма

___Обратим особое внимание на то, что цели каждой последующей ступеньки рассматриваемого задания становятся для учеников все более и более как очевидными, так и дидактичными. Но это уже не вредит, а даже наоборот, укрепляет игровую атмосферу деловыми связками.

___Один из секретов этого в том, что прежде умерщвляющая дидактичность теперь открывается участниками не равнодушными, а уже увлеченными возникшим действом, открывается изнутри и как бы самостоятельно. Поэтому противопоставления между открывающейся дидактичностью и их субъектностью не возникает. Напротив, дидактичность оказывается условием для более насыщенного проживания учениками времени урока, чем то, что могло бы возникнуть среди учеников стихийно — не будь урока, не будь учителя, не будь такого задания.

___Удачное проведение дидактической игры открывает ученикам учебный материал как нечто формирующее и активизирующее их субъектную жизнедеятельность. Дидактическая игра позволяет самовыражающимся ученикам ощутить резонанс заинтересованности (сочувствия) сверстников, обнаружить новые грани своего единения, обнаружить себя как сверстников-единомышленников.

___Игра всегда связана с уверенностью, что партнеры в установленных игровыми правилами пределах — единомышленники. Дидактические игры позволяют эти пределы значительно расширять и, по сравнению со многими детскими спонтанными играми, захватывать большее число участников. В этом их уникальность. Наряду с традиционными детскими играми дидактические игровые задания на уроке оказываются столь же необходимым подспорьем в формировании у сверстников представления о своем поколении, освобождающего их (в большей или меньшей степени) от гнета «мировой розни» (Вл.С.Соловьев).

.

XX. Союз бодрой надежды, живого ума и коллективизма

___Одна из книг  Л.В.Занкова называется «Дидактика и жизнь». Но и после ее выхода для большинства школьников жизнь по-прежнему начинается только после уроков.

___В беседах, записанных Вик.Ерофеевым, А.Ф.Лосев вспоминал: «Входя в аудиторию, я иной раз встречал сонное и как бы усталое выражение лиц у студентов, унылое и безрадостное ощущение, безотрадную скуку. Но когда я <…> начинал говорить, я часто замечал, что лица студентов становятся живее и бодрее, что у моих слушателей на унылом лице появляется вдруг знающая улыбка. В аудитории вместо мертвой тишины начинался какой-то творческий шумок, какое-то вдруг вспыхнувшее желание высказаться, поделиться, задать вопрос, появлялись задор и веселая мысль. Люди даже переставали записывать лекцию, откладывали в сторону перо и начинали смотреть на меня как на какого-то оракула и слушали не только ушами, но и всем своим духовным организмом.

___Переход от незнания к знанию был для меня всегда предметом тайного и явного услаждения, будь то у других или у самого себя. Живая мысль делает человека бодрее, здоровее, сразу и сильнее и мягче, открытее и менее замкнутым, более простым и откровенным, так что радость живой мысли распространяется по всему телу и заставляет сладко вздрагивать какие-то бессознательные глубины психики. Живая мысль сильнее всего и красивее всего. От нее делается теплее на душе и беззаботнее, а жизненное тело становится эффективнее и легче, сильнее и скромнее.

___<…> Когда наши проблемы становятся большими и глубокими и когда их много, то уже небольшой успех в их разрешении вселяет бодрую надежду, увеселяет, успокаивает, а бытовую нужду даже сокращает, даже аннулирует. Такой живой ум и может делать нас работниками жизни, неустанными энтузиастами в достижении целей, лишает нас скуки, исцеляет наврастеническую лень и размазню, бытовую раздражительность и пустоту капризов, изгоняет неверие в свои силы и подводит к здоровому общественному служению»*.

* Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. — М., 1990. — С. 22 -23.

___«Рассудочно-научное изложение курса в чистом виде только утомляет и отбивает охоту к предмету у слушателей. <…> Помню, один мой давний приятель так и выразился: «В наших университетских классах такая густая тоска, что мухи дохнут»».

___«Куда дальше движется человечество? А дальше идет то, что противоположно индивидуализму. А именно: общественность и коллективизм. < … > Конечно, такой коллективизм, который не подавляет личность, а помогает ей развиться, предоставляет ей возможности и стимулы для самораскрытия. Важно и то, как он может проявляться, в каких видах. Ясно также, что индивидуализм, эта великая культура последних пятисот лет, прошла или проходит. Теперь наступает новая эра»*.

* Там же, с. 43 и 67.    Обратим внимание, что А.С.Арсеньев в «Размышлениях философа» пользуется двумя понятиями: социальный коллектив, определяемый похожестью его членов друг на друга (в такого типа коллективе «незаменимых людей нет!»), и личностный коллектив, в котором каждый по социальным, культурным, бытовым, этническим, психическим и т.д. параметрам уникален и незаменим, что обеспечивает конкретную нужду друг в друге, органическую соборность (см.: Арсеньев А.С. Глобальный кризис и личность: (Размышления философа) // Мир психологии и психология в мире. — 1994. — Нулевой номер (окт.- дек.) — С. 24). Очевидно, что когда Лосев говорил о наступлении новой эры коллективизма, то он имел в виду коллективизм личностный.

.

◊ открыть следующий параграф в новом окне ◊

— ◊◊◊ —

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиВ.М.Букатов. Психология ДИДАКТИЧЕСКИХ игр

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика