Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

(II) О полезном чередовании и досадной мешанине

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)

__________________________________________________________________________

Требуется время, чтобы построить мост //Письмо-отчет Елены Мартыновой  (биологический факультет МГУ) о проведенном уроке в школе с ответными репликами и комментариями доктора педагогических наук В.М.Букатова

.

Букатов В.М. Реплики-комментарии к «выясненному для себя» после пробного урока:

(II) О полезном чередовании и досадной мешанине

___Учителю всегда лучше знать, сторонником какого метода(стиля, направления) в обучении он является. Это, во-первых.

___Во-вторых, социо-игровая режиссура предусматривает смену «всего и вся». В том числе и приёмов, методов, стилей работы учителя. Однообразие уроков со временем приводит к закисанию, даже при самой замечательной методике. Вариативность же помогает ученикам обнаруживать на уроках свои собственные взгляды, «почерки», интересы. Поэтому, если учитель время от времени заменяет игровые приемы «авторитарными» (и наоборот), то это скорее всего пойдёт на пользу его ученикам.

___А в-третьих, учителей в данном вопросе может поджидать очередная коварная ловушка защитных иллюзий. И тогда комбинированность метода становится чем-то вроде «ни рыбы ни мяса». Когда происходит не столько чередование стилей «в чистом виде», сколько монотонное воспроизведение их маловразумительной мешанины.

___Такая комбинированность защищает профессиональную совесть учителя от неприятных выводов. Точнее все неприятные выводы связываются не с собственными огрехами профессионализма, а с недостатками учеников. Вспомним строчки из письма-рассказа: «…стало совершенно ясно, что между свободой социо-игрового урока и статичностью традиционного — ПРОПАСТЬ. Что социо-игровой урок дети воспринимают как отсутствие работы, обучения, и вообще урока. Они словно на перемене. И требуется время, чтобы построить мост и научить детей быстро и легко переключаться».

___Быстро и легко переключаться учить детей не нужно. Они это, благодаря природе, уже давно могут. Только вот это их качество, появляясь в неформальных ситуациях (например, игровых), как правило, на уроке исчезает (не сохраняется). И причина тому: защитный механизм человеческой психики. Да-да, не детской, а человеческой: в ситуациях неформальных все люди — что взрослые, что дети — склонны быстро и легко переключаться, то есть действовать играючи. Но эта склонность начисто исчезает, когда ситуация становится рутинной, формальной, статичной.

___Мало того, если вдруг ученики, находясь в статичной ситуации  рутинного урока, по какой-то из причин начнут действовать играючи, то учитель (и тут вы, Елена, не одиноки — многие учителя поступают примерно так же), хватаясь за голову, начинает одёргивать их: дескать, вы же находитесь на уроке, а не на перемене.

___Уважаемая Елена, вы верно подметили, что между игровой свободой и традиционной статичностью — ПРОПАСТЬ. Но пропасть эта лежит не в детях (их дисциплинированности, воспитанности или податливости), а в головах школьных учителей. В той чудовищной несостыковке учительского идеального образа, как должны вести себя дети во время обучения, с тем естеством, с которым познавательная деятельность людей на самом деле связана. В результате этого неприятия детских живых реакций на уроках становится среди школьных учителей не исключением, а весьма удручающей нормой…

Вячеслав Букатов

вернуться к тексту письма Е.М.
с перечнем реплик и комментариев В.Б..

.

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)

.

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика