Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Пси.Дид.:29-30

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиВ.М.Букатов. Психология ДИДАКТИЧЕСКИХ игр

_______________________________________________________________________

Букатов.В.М. Психология дидактических игр / Материалы данной работы опубликованы в 1-ом разделе книги: Букатов В.М. «Педагогические таинства дидактических игр» (М., 1997; 2 изд., испр. и доп.– М., 2003)

.

.

XXIX. О последствиях разобщенности

___Появление виртуозности свидетельствует о таком углублении (или возвышении) уровня работы, при котором дидактическая цель становится попутной. Так, в рассматриваемом примере склонение существительного для учеников становится не самоцелью (вопреки вольным или невольным установкам некоторых учителей), а предлогом для проявления, обнаружения и познания себя в ходе общения с другими. (Без таких проявлений знания человеком себя самого он становятся аморфными и болезненно неврастеническими, что тонко подметил Ф.М.Достоевский: «Я не только злым, – исступленно признается герой «Записок из подполья», – но даже и ничем не сумел сделаться: ни злым, ни добрым, ни подлецом, ни честным, ни героем, ни  насекомым».)*

* Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: Т. 5. – Л., 1973. – С. 100.

___Ценность игрового (то есть несамоценного) «склонения существительных» заключается и в том, что оно открывает участникам перспективу небытовых форм общения с другими, необыденных форм осуществления своей жизни. И формы эти оказываются заманчивыми своей событийно-инициативной насыщенностью. Хотя раньше им могло казаться, что в стенах школы насыщенная жизнь невозможна вообще, либо возможна на перемене, а на уроке — не жизнь, а скука. И первое и второе представление губительно и для ученика, и для человеческого общества, культуры.

___ В каждом конкретном случае эта губительность, хотя и может быть большей или меньшей, но всегда остается нежелательной. Об отъединенности учеников при обучении и ее последствиях еще в 60-е годы прошлого века предупреждал великий Достоевский, пользуясь «увеличительным стеклом» художественной литературы: «Весь вечер давили меня воспоминания о каторжных годах моей школьной жизни, – читаем мы исповедь современногоненужного человека в «Записках из подполья» (цитируем с сокращениями).

«Товарищи встретили меня злобными и безжалостными насмешками за то, что я ни на кого из них не был похож. Я возненавидел их тотчас и заключился от всех в пугливую, уязвленную и непомерную гордость. Грубость их меня возмущала. Они цинически смеялись над моим лицом, над моей мешковатой фигурой; а между тем какие глупые у них самих были лица! В нашей школе выражения лиц как-то особенно глупели и перерождались. На них и глядеть становилось противно. Еще в шестнадцать лет я угрюмо на них дивился; меня уж и тогда изумляли мелочь их мышления, глупость их занятий, игр, разговоров. Поневоле я стал считать их ниже себя. Все, что было справедливо, но унижено и забито, над тем они жестоко и позорно смеялись. В шестнадцать лет уже толковали о теплых местечках. Конечно, много тут было от глупости, от дурного примера, беспрерывно окружавшего их детство и отрочество. Развратны они были до уродливости. Разумеется, и тут было больше внешности, больше напускной циничности, разумеется, юность и некоторая свежесть мелькали и в них даже из-за разврата: но непривлекательна была в них даже и свежесть и проявлялась в каком-то ерничестве. Я ненавидел их ужасно, хотя, пожалуй, был их же хуже. Они мне тем же платили и не скрывали своего ко мне омерзения. Но я уже не желал их любви; напротив, я постоянно жаждал их унижения. Чтоб избавить себя от их насмешек, я нарочно начал как можно лучше учиться и пробился в число самых первых. Я уже читал такие книги, которых они не могли читать, и понимал такие вещи, о которых они и не слыхивали. Дико и насмешливо смотрели они на это, но нравственно подчинялись, тем более что даже учителя обращали на меня внимание по этому поводу. Насмешки прекратились, но осталась неприязнь, и установились холодные, натянутые отношения. Под конец я сам не выдержал: с летами развивалась потребность в людях, в друзьях. Я попробовал было начать сближаться с иными; но всегда это сближение выходило неестественно и так само собой и оканчивалось. Был у меня раз как-то и друг. Но я уже был деспот в душе; я хотел неограниченно властвовать над его душой; я хотел вселить в него презрение к окружавшей его среде; я потребовал от него высокомерного и окончательного разрыва с этой средой. Я испугал его моей страстной дружбой; я доводил его до слез, до судорог; он был наивная и отдающаяся душа; но когда он отдался мне весь, я тотчас же возненавидел его и оттолкнул от себя, – точно он и нужен был мне только для одержания над ним победы, для одного его подчинения. Но всех я не мог победить [как победил своего друга – В.Б.]. Первым делом моим по выходе из школы было все нити порвать, проклясть прошлое и прахом его посыпать… И черт знает зачем». (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: Т.5. — Л.; 1973. — С.139-140)

___«Наконец на моих дрянных стенных часишках прошипело пять. Я схватил шапку и на лихаче, которого нарочно нанял за последний полтинник, покатил барином к Hotel de Paris», – заканчивает свою очередную исповедь сорокалетний герой, бывший в школе из числа самых первых учеников.

.

XXX. Издержки концертно-солирующего стиля обучения

___Планирование обычного урока зиждется на «пáрной педагогике» (см. п.14). Когда каждый ученик ориентирован на учителя (а учитель на уроке всегда «одиночка»), то и он — ученик — невольно оказывается ориентированным на одиночество. И эта невольная ориентация многим ученикам может выйти боком, если не в школе или сразу после ее окончания, то по достижении ими уже зрелого возраста. Некоторые учителя интуитивно чувствуют это и стремятся как-то ограждать своих учеников от подобной участи.

___Обратим внимание, что лишь часть из всего многообразия человеческих игр рассчитаны на игрока-одиночку (правда, с появлением компьютерных игр часть эта существенно увеличилась). Если на уроках использовать игровые способы обучения, связанные с работой в командах, группах или даже в парах, то фатализм невольно навязываемого детям одиночества заметно развеивается. Но использовать такого типа способы учителю чаще всего мешает его собственное стремление быть безоговорочным лидером.

___Для учителя слишком привычен стиль поведения, связанный с демонстрацией своих достоинств. Для того, чтобы покорить аудиторию, он должен и уверенно ориентироваться в излагаемом материале, и подавать его с выдумкой, неординарно. И когда аудитория покорена, она платит ему всеобщим вниманием. Такими уроками и учителями, как правило, гордится школа, район, область. Этот педагогический стиль ведения занятий по праву можно назвать концертносолирующим. Являясь апофеозом пáрной педагогики, он особо пленяет проверяющих, пришедших на урок.

___Но любые проверяющие сидят на уроке в качестве не учеников, а откровенных зрителей. По своему впечатлению об учителе они судят и о сидящих за партами детях, заочно приписывая им все достоинства, продемонстрированные учителем перед доской. Но дети на уроке в основном тоже были зрителями, внимающими солисту-одиночке. И если они тоже испытали интерес (что, начиная со средней школы, случается далеко не часто), то — опять же таки — зрительский. Однако известно, что увидеть, как кто-то мастерски выполняет кульбит через голову,  — еще не значит научиться его делать самому.

___Социо-игровые приемы обучения позволяют учителю избегать концертно-солирующий стиль* и, уходя «в тень», освобождать своих учеников от погружения в завистливую восхищенность  солисту-одиночке, как то часто случается, например, в ситуациях, связанных с выразительным чтением.

* См.: Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы.- Красноярск, 1999; или Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения.- М.,2000. На сайте ОТКРЫТЫЙ УРОК//openlesson.ru см. в разделе Теория «режиссуры урока» материалы УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИКИ: послушная любовь или деловое уважение?

.


◊ открыть следующий параграф в новом окне ◊

.

— ◊◊◊ —

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиВ.М.Букатов. Психология ДИДАКТИЧЕСКИХ игр

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика