Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Интерактивное обучение (Аствацатуров и Букатов)

Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Дидактические ДИСКУССИИ → Интерактивное обучение (Аствацатуров и Букатов)

Материал для
дидактических дискуссий и обсуждений

  ============

Георгий Осипович
Аствацатуров 

Техника интерактивного обучения
[исходная редакция 2004г.;опубликована на сайте ДИДАКТОР]

«Невзирая на лица»
дидактическиедискуссии
на виртуально-заочной
и(или)
драмо/герменевтической
закваске

Преамбула, сочинённая В.М.Букатовым и приглашающая всех желающих
поучаствовать в профессионально-рабочих дискуссиях «Невзирая на лица»

     [можно пропустить, не читая] Осенью 2012 года в Новокузнецке я принимал участие в научно-практической конференции, смысл темы которой был в том, чтобы учителя  неформально повышали бы свою квалификацию, в то время как сами курсы «повышения квалификации» оставались бы по-прежнему вполне стоеросовыми и невыносимо скучными и(или) заумными, то есть – всё теми же формалистическими. Вот такая была там смешная постановка актуальности…
Тем не менее, я там зря времени постарался не терять. Во-первых, я умудрился сконструировать принципиально новую технологию проведения КРУГЛЫХ СТОЛОВ. И мне там даже удалось эту самую технологию апробировать – её интерактивность оказалась вполне результативной, хотя  для многих очень-очень непривычной (Е.А.Вострикова, на которой держалась вся конференция, не даст соврать).

     А во-вторых, у меня там появились новые знакомства. Например, во время проведения КРУГЛОГО СТОЛА мне удалось познакомиться с Георгием Осиповичем Аствацатуровым. Он в числе добровольцев согласился подчиниться драмо/герменевтической процедуре, тогда предложенной мной. Смысл её был такой: докладчик в порядке очерёдности, указанной в программе мероприятия, выходил к доске и мелом крупно выводил название своего сообщения (они у всех были – как и полагается – трёхэтажными). Слушатели в это время неспешно вчитывались в появляющуюся формулировку. А потом, исходя из своих представлений, подходили к доске и ключевыми словами записывали свои «пред-ожидания». Слева – о чём докладчик будет говорить из того, что они и так знают. А справа – о чём они хотели бы услышать в докладе, но не надеются, что выступающий в своём докладе коснётся именно этой темы. 
     Предложив такое, я рисковал. Но по ходу всех запланированных выступлений слушатели исправно делали какие-то записи мелом на доске и с правой стороны и с левой. А «докладчики» потом, вместо чтения своих тезисов, действительно как-то комментировали появившиеся на доске «слушательские ожидания». Дескать, да эту тему я планировал раскрыть, хотя она у слушателей оказалась в числе уже известных. А вот эту тему кто-то не ждал услышать, а я напротив именно на ней и собирался остановиться поподробнее.
     Мой расчёт был таким, что, исходя из этих комментариев, слушатели либо заинтересуются содержанием неозвученного сообщения и тогда «дома» в спокойной обстановке хорошенько проштудируют-таки тезисы его выступления. Ведь все тезисы были опубликованы в сборнике, со дня открытия конференции розданного всем участникам на руки.
     А то ведь как обычно получается. Идёт КРУГЛЫЙ СТОЛ. Докладчики друг за другом талдычат свои 10-15 минутные сообщения. Внимание слушателей уже через первые 8 минут сильно притупляется, а на третьем выступающем и вообще у всех безвозвратно растекается «мыслию по древу».  Вот чтобы такого формализма избежать, я как один из со-ведущих КРУГЛОГО СТОЛА и предложил желающим добровольцам выполнять свою «герменевтическую заморочку».
     И надо сказать, что как раз на теме выступления Георгия Осиповича – «Профессиональные мультимедийные конкурсы как эффективная форма повышения квалификации педагогов» – мне тогда подумалось, что может быть стоит отказаться от затеи и дать возможность человеку за 10 минут рассказать то, о чём он дома готовился сообщить. Но ни Аствацатуров (его доклад, кажется, был вторым), ни слушатели отступать от предложенной «драмо/герменевтической интерактивности» не захотели. И в результате все были довольны (почему именно – судить не мне, так как ведущий,  находясь в особом статусе, всё видит, понимает, увязывает  совсем не так как обычные участники, он «соображает» в другой, особой плоскости). 

     И вот недавно я натыкаюсь в интернете на сайт ДИДАКТОР, который ведёт Георгий Осипович. Его статьи, размещённые на том сайте, кратки и изложены простым понятным языком. Среди этих статей  я обнаружил и особо интересные (правда они были сочинены достаточно давно, но это совсем не лишает их сегодняшней актуальности). С одной стороны содержание этих статей доказывает, что мы идём явно в одном направлении. А с другой, что наши представления не во всём и не всегда совпадают (что естественно). Мало того, иногда они даже в чём-то противоречат друг другу (что тоже естественно).
И тут я понял, что пора взяться за макетирование рабочей ситуации, обычно возникающей в «малой группе». Когда кто-то в ней друг с другом дискутирует, а кто-то в это время смотрит на происходящее как бы «со стороны» и что-то «мотает на ус» (а что именно – это уже его личное дело; главное, чтоб ситуативный интерес у этого свидетеля не иссякал бы раньше времени)…

     И тогда мы с Георгием Осиповичем договорились затеять несколько серий дидактических дискуссии под общим названием «Невзирая на лица». Пусть читатели, обнаруживая разницу мнений, решали бы для себя сами, что в высказанном «больше похоже на правду» и где же по их мнению «собака зарыта».     

Итак, все желающие приглашаются принять участие
в виртуально-заочных
(или драмо/герменевтическихкому как нравится) дискуссиях. Планируется, что в ближайшее время
они будут организованы более чем по десяти темам

В качестве одного из исходных материалов для дидактических дискуссий и(или) профессиональных обсуждений публикуем статью Г.О. Аствацатурова, прошедшую своеобразное «испытание временем».

.

============

Георгий Осипович
Аствацатуров 

Техника интерактивного обучения
[исходная редакция 2004г.;опубликована на сайте ДИДАКТОР]

 .

На курсах повышения квалификации один из учителей-скептиков как-то пустился критиковать методы интерактивного обучения.

– Учитель просто-напросто подменяет себя классом! То, что он не мог донести до ученика, он старается сделать через «группу товарищей». Неужели вы думаете, что они сделают это лучше?

Налицо – несколько вульгарное представление о новизне интерактивного обучения. И действительно иногда перед учителем традиционной школы, желающим работать по-новому, возникает так много проблем, к тому же настолько серьезных, что после первых попыток, он вновь возвращается к традиционным формам обучения.

Иногда эти проблемы связаны с неприятием коллег-учителей:
– Что Вы мне все парты передвинули..?!
– После Вашего урока я никак детей собрать не могла!..

 

В научно-методической литературе немало статей, посвященных интерактивным методам обучения. Как методистов, так и учителей-практиков привлекает обучение нестандартное, основанное на интересе и приносящее удовлетворение всем участникам педагогического процесса, включая учителя.

Оно проходит в формате СУБЪЕКТ – СУБЪЕКТ. Существенно меняется роль учителя. Ученики сами работают над учебной задачей, а учитель – КООРДИНАТОР. Он направляет их работу. Помогает разработать стратегию поиска, контролирует при необходимости промежуточные этапы как индивидуальной работы, так и деятельности учебной группы.

 

Коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее. Ярким примером данного тезиса являются интеллектуальные командные игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и другие, когда в считанные минуты (и даже секунды) группа единомышленников решает сложнейшие задачи. Которые одиночке не под силу решить в течение и гораздо более длительного времени.

Но дело не только в этом. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается СОТРУДНИЧЕСТВОМ, СОТВОРЧЕСТВОМ. Здесь каждый работает на каждого. Учащиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями.

Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» ученики не комплексуют. Они тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач.

В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества.  УЧАТСЯ СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА.

С каждой новой учебной задачей они всё больше совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Сами создают свою формулу успеха.

 

Но в то же время переложение интерактивных методов на конкретные учебные дисциплины имеет свою специфику.

Возникает необходимость описания конкретных приёмов педагогической техники, которые были бы наиболее эффективны на уроках по данному предмету.

Действительно, место учителя, использующего метод группового обучения, принципиально меняется.

Он – не просто координатор, о чём говорилось выше, он и арбитр, и консультант, и эксперт. Это повышает ответственность, необходимость быть всесторонне готовым к уроку.

Несколько каверзных вопросов могут поставить учителя в тупик, и его авторитет может пошатнуться, если он растеряется, будет не готов ответить на вопросы учеников, которые они могут задать при выполнении задания.     

И даже наоборот, время от времени необходимо умышленно создавать перед группами «тупиковые» ситуации, которые иногда требуют вмешательства учителя. В данном случае «запрос» о новых знаниях идёт от учеников. Но ни в коем случае, подойдя к группе, учитель не подсказывает, а направляет её дальнейший поиск.   

============

Материал для
дидактических дискуссий и обсуждений
(2)

Вячеслав Михайлович
Букатов
             

Реплика-возражение №1

Авторитет учителя может пошатнуться, если тот растерялся – именно так считается в «традиционной» педагогике. А вот в социо/игровой «режиссуре урока» – как раз наоборот! Подчеркну, что и в драмо/герменевтике подобные ситуации только приветствуются.

Если учитель растерян (тем более искренне!), то это окрыляет учеников. Они чувствуют, что очутились ВПЕРЕДИ школьной программы, ВПЕРЕДИ своего учителя, – одним словом – ВПЕРЕДИ прогресса!..

Педагогический опыт показывает, что авторитет таких учителей в классе как правило только укрепляется. В отличии от тех, кто стремится быть всегда и во всём правым, – ведь общения с ними многие ученики предпочитают избегать…

К этому добавлю, что если в методиках прошлого века предполагалось, что ученики свои вопросы могут задавать в основном только учителю, то в интерактивности XXI века верхняя планка «педагогического мастерства» в том, чтобы вопросы (любые, включая каверзные) ученики задавали не своему учителю, а друг другу. Поэтому педагогу методически выгодно дискредитировать (вольно или невольно) своё мнимое всезнание, чтобы «уйти в тень» и своих мнений не навязывать подрастающему поколению – Вяч. Букатов

 

Реплика-возражение №2

Ещё в конце 70-х я пришёл к выводу, что необходимо отказываться от практики подстраивать ученикам тупики-ловушки (так называемый приём «проблематизации»), чтобы, потом вмешавшись, блеснуть перед ними своей осведомлённостью. Гораздо честнее и результативнее, когда ученики находят проблемы свои собственные, которые могут быть для учителя как неожиданными, так и даже не разрешимыми.

В этом и заключается одна из граней подлинной интерактивности. Которая помогает ученикам становиться будущими учёными, а не вариться изо дня в день в кастрюле крытых начётчиков и(или) талмудистов устаревших знаний.

Поэтому завершающая статью мысль, что учитель должен «направлять её [микро/группы] дальнейший поиск» сформулирована на мой взгляд неудачно. Получается, что обучение хоть и проходит в формате СУБЪЕКТ–СУБЪЕКТ, да только вот оказывается, что «субъект» учителя будет «посубъектнее», чем у его ученика (что по своей сути напрочь разрушает смысл приведённой формулы)…

К тому же в приведённых рассуждениях исчезает сама специфика работы «малыми группами». Если бы ученики работали поврозь, то пожалуй «сильный учитель» смог бы кого-то из «понятливых учеников» заставить следовать «своей указке». Но когда ученики увлечённо работают в своих «микро/группках», то учителю их уже не одолеть. И они без помех начинают продуцировать свои образы «и проблем и пониманий», возможно опережающие самые продвинутые представления избранных интеллектуалов, о которых учителю было вообще-то невдомёк.

Отсюда лозунг, который драмо/герменевтика вносит в педагогику XXI века: ПОДИ ТУДА – НЕ ЗНАЮ КУДА, ПРИНЕСИ ТО – НЕ ЗНАЮ ЧТО.

Я не склонен обольщаться и принимать желаемое за действительное. И я понимаю, что тот идеал, к которому призывает нас лозунг, на уроках будет реализовываться не так уж и часто. Но если учитель не будет на него ориентироваться, то и дело способствуя возникновению подобных «учебных ситуаций» (в надежде, а вдруг да что-то получится), то подобные ситуации возникать на уроках не будут вообще! Поэтому в рутине урочной повседневности ему следует без устали руководствоваться – по примеру Дон Кихота! – высокими идеалами надежды. На мой взгляд, в этом и есть «подноготная суть» интерактивных технологий современного образования. – Вяч.Букатов

 

Ответные реплики Георгия Осиповича Аствацатурова:

.

Здравствуйте, Вячеслав Михайлович!
Буду рад дискуссии, в ходе которой не только мы, надеюсь, придём к серьёзным выводам.

.

Ответ на реплику №1.

За давностью лет, конечно, я многое бы сейчас в тексте статьи поменял. В последние годы я пришёл к выводу, что в условиях стремительно увеличивающегося объёма предметных знаний, школьный учитель, конечно, может признаться в своём незнании, в своих сомнениях.
Но нынешнего ученика это на мой взгляд уже не удивит. И авторитет учителя теперь складывается из умения ОБЩАТЬСЯ, умения ОРГАНИЗОВАТЬ, умения ВЕСТИ дискуссию.

.

Ответ на реплику № 2.
В любом случае мы ЛУКАВИМ, когда мы говорим о субъект-субъектной связи. Просто в той форме, которую предлагаете Вы, Вячеслав Михайлович, больше свободы действий учащихся. Но они также поставлены в определённые рамки заданной темы, ограничением во времени и даже в пространстве.
Учитель, поставленный в рамки классно-урочной системы, к сожалению, вынужден ограничивать свободу учеников в их познавательной деятельности.

.

============

.

Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Дидактические ДИСКУССИИ → Интерактивное обучение (Аствацатуров и Букатов)

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика