меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«Карусель» на химии (10кл. профильный)

Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК
Сам себе РЕЖИССЁР → ХИМИЯ

ЗЛОБИНА
Галина Петровна,

учитель химии // Лицей 1 (г.Салават)

«Карусель команд» или
Как мы вместе с профильным классом
по ходу урока выкручивались

10-й профильный класс // тема урока «Теория строения органических веществ. Виды связей, изомеры, решение задач на вывод формул» // сентябрь

Делимся на группы: я заранее крупно вывела структурные формулы четырех  углеводородов, а потом разрезала формулы по связям, чтобы получалось по 4-5 фрагментов, содержащих радикалы и связи. Предполагалось собрать 4 команды по пять-четыре человека (в классе восемнадцать учеников).

В начале урока объяснила, что после всех сегодняшних контрольных по разным предметам, мы поработаем по-другому. Надо взять каждому один бумажный жетон («лицом» вниз) и собрать четыре разные формулы, это и будут ваши команды на урок, сказала я…

Я не сразу поняла, что происходит. Весь класс собрался в центре кабинета, вывалили все «жетоны» на стол и все вместе стали собирать формулы. Как пазлы. Только на пятой минуте я поняла, что они собирают, забыв, где чей жетон! 

Пришлось снова собрать всё в кучу. Снова тянуть жетоны и объяснять, что собираться каждая формула должна далеко от других (то есть в другом конце класса). И между ними желательно видеть те жетоны, которые ещё свободны от собираемых формул…

И всё равно два ученика собрали «междусобойчик» СН3-СН3 и никак не хотели присоединяться к другим «формулам». Пока заинтересованные «соседи» не притащили их к себе, чтобы закрыть брешь…

На все ушло 8 минут. Но я не думаю, что это было потерянное время. Кругом была же работа, а не просто сидение или хождение по классу.

Прошу подойти посыльных от каждой формулы. Трое сразу прибежали. А в четвертой команде долго и на самом деле договаривались, кто пойдет (молодцы! буду ждать, когда и другие последуют их примеру).

Посыльным объясняю задание. Обязательно шепотом ( ах, дивные минуты абсолютной тишины, потому что остальные вытягивают шеи и вслушиваются, про что это мы там шепчемся). Сообщаю, что нужно вытянуть задание из предложенных и приступить к решению вместе с другими товарищами из команды; выполнять задание следует на одном листе (листы я приготовила). Только нужно быть готовым, что по моему сигналу – двойному хлопку – работу прервать и пересесть за другой стол [«Карусель команд»], и уже там продолжить работу, прерванную предыдущей командой, обозначив на листе, кто же продолжает уже начатое задание.

10-й класс. Семнадцать лет. А кинулись посыльные к своим командам, как первоклашки, бегом, читают задание, листают тетради…

– А что, и учебником можно пользоваться?..

Задания для «карусели команд» не то, чтоб олимпиадные, но непростые. Класс-то ведь профильный.

Раздаётся двойной хлопок – надо прерываться и пересаживаться по часовой стрелке.

Возникает самый длинный этап урока – поиск часовой стрелки (!). Столпотворение. Шум. На часы смотрят – стрелку ищут…

(Кстати, о стрелках. Впервые за всё время работы в лицее заглядывает недавно ребенок-пятиклассник и вежливо спрашивает: «А который час, скажите?!» – «Так вот часы, на стене, смотри, пожалуйста!» – «А я по стрелкам не умею!..»)

Три команды разобрались и сели – одна всё ещё стоит. Пришлось им советовать, чтоб они устраивались хотя бы на оставшемся свободном месте.

В следующих пересаживаниях все было ловчей. И тут кто-то говорит, а как мы обозначим, что это мы делали? Может нам название команды дать? А я-то и забыла про название! А они сами подсказали! Да, говорю, это было бы здорово!

Знаете, как они себя назвали? «Бригада», «Питерцы», «Школьники» и «2-метилпропан». Ох, плоды телевизионного «просвещения»!

Так мы кон за коном пересаживались, пока не вернулись к своим столам и исходным заданиям.

По ходу увидела, что мальчик-аутсайдер на обычных уроках сегодня улыбается хорошей улыбкой. Забавные реплики: «Терпи, чувак», «Так нельзя! мне в контрольной исправили!», «Где мы ещё не были?!», «Вот, смотри, что Глеб пишет!», «А давайте листок перевернём – и напишем, будто это мы решили заново!». 

Вернулись  к своим местам – и  началось самое интересное: и всматривание в текст, и проверка решений, и обращения к другим командам: «А как это вы сделали?», и страсти «Зачем вы зачеркнули то, что мы написали? Как это неправильно?»

Я вообще была не у дел, просто смотрела на них и думала, в чём же были пробелы на обычных уроках? Правда, пришлось кое-что на доске обсудить. Кто-то остался потом после урока, уточнял.

Ну, нравится мне такой сценарий урока: за 20 минут все играючи решили четыре трудных задания.

Осталось пять минут до звонка. Решила поинтересоваться: «Что скажете, такой урок – как вам?» «Да норм. Мы сразу поняли, что вы нас сдружить хотите», «А мне понравилось, весело», «В команде интересно», «А я сразу локоть друга почувствовал. – Ага, я видел, как вы толкались!» «А я не сразу понял, как оформлять надо!» И никто не спросил про отметки!

Формулы веществ, которые были разрезаны: 2,2-диметилбутан; 3-метилбутин-1; 2,3-диметилбутадиен-1,3 и 2-метилбутан.

Задания, которые «вытягивали» команды для решения:

1) Неизвестный углеводород имеет состав 82,76% углерода по массе. Определите его, если его монохлорпроизводное образует только два изомера.

2) Сколько и каких связей содержится в молекуле 4-этилгептатриина – 1,3,5

3) Приведите пример углеводорода, в молекуле которого все четыре атома углерода находятся в sp-гибридизации

4) Газ, образующийся при полном сгорании 0,1 моль алкана пропустили через избыток известковой воды, при этом образовалось 60 грамм осадка. Определите углеводород, если он содержит один четвертичный атом углерода

5) Определите молекулярную формулу алкена, если известно, что для сжигания 6 л алкана потребовалось 27 л кислорода. Сколько грамм углекислого газа при этом образовалось

Заданий пять, а команд четыре. Право выбора сразу снимает напряженность, что кому-то досталось что-то проще, чем ему.

«открытия»
— на следующий урок мальчик-аутсайдер сделал самостоятельную работу на отлично. Его домашний рабочий конспект вызывал уважение;
— я запомнила, как кого зовут;
— я вообще не устала от урока;
— много успели сделать по существу химических заданий;
— было весело.

Не понравилось: я нечётко дала указания по организации команд и забыла про названия…
НО даже это сделало нас сообщниками: я не была начальником, и мы вместе выкручивались по ходу урока.

Для просмотра
нажать на выбранный фото-ярлычок или

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

4 comments to «Карусель» на химии (10кл. профильный)

  • Надежда Палий

    Весьма увлекательный урок. Галина Петровна, вам удалось:
    1) добиться решения большого количества задач повышенной сложности за короткий промежуток времени (при стандартном рассмотрении подобных задач – за урок еле-еле);
    2) организовать взаимодействие детей в группах для выполнения единой цели (с преодолением стеснения).

  • Светлана

    На ваш сайт попала случайно и обомлела! Как интересно и творчески работает Галина Петровна! Уже многие приемы опробовала. С удовольствием буду внедрять! Огромное спасибо за идеи, учиться вместе всегда полезно. Буду рада познакомиться с другими публикациями. Успехов и удачи в нашем нелегком труде. Вашим детям очень повезло!

  • Анна

    Я уже несколько дней как «напала» на этот сайт и прочитала несколько уроков, но именно ваш оставил светлое, я бы сказала умиротворенное впечатление, так по-человечному описано. Спасибо!

  • Восхищённые

    Прочли описание урока с удовольствием и восторгом!
    Необычайно продуктивные формы взаимодействия с детьми, о которых рассказано в статье, вызывают горячий интерес. Надеемся на продолжение публикаций. И желаем Галине Петровне и её воспитанникам дальнейших творческих успехов!

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика