меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

О «Круглом столе», ДИДАКТОРЕ и дидактической ДИСКУССИИ

Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → Дидактические ДИСКУССИИ

Об интерактивной методике проведения «Круглого стола», сайте ДИДАКТОР и его авторе,
и появлении идеи организовать дидактическую ДИСКУССИЮ,
именуемую «НЕВЗИРАЯ НА ЛИЦА», куда будет 
 в  х  о  д   для всех желающих
(как и 
для всех заинтересованных)
лиц
 с  в  о  б  о  д  н  ы  м, 
ибо закваска её будет являться как виртуально-заочной, так и драмо/герменевтической

Преамбула, приглашающая всех желающих
к участию в трёх профессионально-рабочих дискуссиях

     Осенью 2012 года в Новокузнецке я принимал участие в научно-практической конференции, смысл темы которой был в том, чтобы учителя  неформально повышали бы свою квалификацию, в то время как сами курсы «повышения квалификации» оставались бы по-прежнему вполне стоеросовыми и невыносимо скучными и(или) заумными, то есть – всё теми же формалистическими. Вот такая была там смешная постановка актуальности…
Тем не менее, я там зря времени постарался не терять. Во-первых, я умудрился сконструировать принципиально новую технологию проведения КРУГЛЫХ СТОЛОВ. И мне там даже удалось эту самую технологию апробировать – её интерактивность оказалась вполне результативной, хотя  для многих очень-очень непривычной (Е.А.Вострикова, на которой держалась вся конференция, не даст соврать).
     А во-вторых, у меня там появились новые знакомства. Например, во время проведения КРУГЛОГО СТОЛА мне удалось познакомиться с Георгием Осиповичем Аствацатуровым. Он в числе добровольцев согласился подчиниться драмо/герменевтической процедуре, тогда предложенной мной. Смысл её был такой: докладчик в порядке очерёдности, указанной в программе мероприятия, выходил к доске и мелом крупно выводил название своего сообщения (они у всех были – как и полагается – трёхэтажными). Слушатели в это время неспешно вчитывались в появляющуюся формулировку. А потом, исходя из своих представлений, подходили к доске и ключевыми словами записывали свои «пред-ожидания». Слева – о чём докладчик будет говорить из того, что они и так знают. А справа – о чём они хотели бы услышать в докладе, но не надеются, что выступающий в своём докладе коснётся именно этой темы. 
     Предложив такое, я рисковал. Но по ходу всех запланированных выступлений слушатели исправно делали какие-то записи мелом на доске и с правой стороны и с левой. А «докладчики» потом, вместо чтения своих тезисов, действительно как-то комментировали появившиеся на доске «слушательские ожидания». Дескать, да эту тему я планировал раскрыть, хотя она у слушателей оказалась в числе уже известных. А вот эту тему кто-то не ждал услышать, а я напротив именно на ней и собирался остановиться поподробнее.
     Мой расчёт был таким, что, исходя из этих комментариев, слушатели либо заинтересуются содержанием неозвученного сообщения и тогда «дома» в спокойной обстановке хорошенько проштудируют-таки тезисы его выступления. Ведь все тезисы были опубликованы в сборнике, со дня открытия конференции розданного всем участникам на руки.
     А то ведь как обычно получается. Идёт КРУГЛЫЙ СТОЛ. Докладчики друг за другом талдычат свои 10-15 минутные сообщения. Внимание слушателей уже через первые 8 минут сильно притупляется, а на третьем выступающем и вообще у всех безвозвратно растекается «мыслию по древу».  Вот чтобы такого формализма избежать, я как один из со-ведущих КРУГЛОГО СТОЛА и предложил желающим добровольцам выполнять свою «герменевтическую заморочку».
     И надо сказать, что как раз на теме выступления Георгия Осиповича – «Профессиональные мультимедийные конкурсы как эффективная форма повышения квалификации педагогов» – мне тогда подумалось, что может быть стоит отказаться от затеи и дать возможность человеку за 10 минут рассказать то, о чём он дома готовился сообщить. Но ни Аствацатуров (его доклад, кажется, был вторым), ни слушатели отступать от предложенной «драмо/герменевтической интерактивности» не захотели. И в результате все были довольны (почему именно – судить не мне, так как ведущий,  находясь в особом статусе, всё видит, понимает, увязывает  совсем не так как обычные участники, он «соображает» в другой, особой плоскости). 

     И вот в конце лета 2014 года натыкаюсь я в интернете на сайт ДИДАКТОР, который ведёт Георгий Осипович. Его статьи, размещённые на том сайте, кратки и изложены простым понятным языком. Среди этих статей  я обнаружил парочку особо интересных (правда они были сочинены достаточно давно, но это совсем не лишает их сегодняшней актуальности). С одной стороны содержание этих статей доказывает, что мы идём явно в одном направлении. А с другой, что наши представления не во всём и не всегда совпадают (что естественно). Мало того, иногда они даже в чём-то противоречат друг другу (что тоже естественно).
     И тут я понял, что появилась возможность создать чудесную ситуацию. Суть её в том, чтобы читатель, обнаруживая разницу мнений, решал бы для себя сам, «что больше похоже на правду» и где же по его мнению «собака зарыта».
    То есть, сталкивая наши расхождения, можно попытаться смакетировать рабочую ситуацию, обычно возникающую в «малой группе». Когда кто-то в ней друг с другом дискутирует, а кто-то в это время смотрит на происходящее как бы «со стороны» и что-то «мотает на ус» (а что именно – это уже его личное дело; главное, чтоб ситуативный интерес у этого свидетеля не иссякал бы раньше времени)…

Тогда же у меня возникло и название «НЕВЗИРАЯ НА ЛИЦА», которое Георгий Осипович одобрил, как и формулировку, что ВХОД для всех желающих (как и для всех заинтересованных лиц), будет свободным. Предложив существенную поправку, что пользоваться вспомогательными научно-методическими материалами по любой из тем дискуссии посетителям можно будет после внесения ими своей дискуссионной лепты: мнения, ответа, возражения, подтверждения и(или) разъяснения и т.д. …

 

Вячеслав Букатов

============

Итак, все желающие приглашаются принять участие в виртуально-заочных (или драмо/герменевтическихкому как нравится) дискуссиях. Планируется, что в ближайшее время их будет от десяти до двенадцать…

.

Яндекс.Метрика