меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

БИО-10кл(МГУ)

Узел СВЯЗИФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)

Здравствуйте, Вячеслав Михайлович! Меня зовут Богачёва Анна Сергеевна. Я являюсь студенткой 5 курса биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Впервые о Вашем курсе услышала от Володарской И.А. на «Педагогике» в прошлом весеннем семестре. Инна Андреевна вскользь упомянула какой-то момент и сказала, что с этим можно познакомиться на курсе «Режиссура урока». Мне стало интересно. Это была одна из причин, по которым я стала посещать Ваши занятия.

Я проходила педагогическую практику в прошлом году в МБОУ-гимназии № 1 г. Тулы. Сейчас, когда я бываю в Туле, в своем родном городе, продолжаю периодически вести уроки по биологии с 5-10 классах там же, замещая своего бывшего классного руководителя. И вот на прошлой неделе мне как раз это удалось. Только вот я уже проводила занятие, используя социо-игровую технологию.

 

Урок с внедрением социо-игровой технологии в 10 В классе МБОУ-гимназии № 1 г. Тулы

 

В начале урока я не стала озвучивать тему занятия и предупредила, что класс должен будет сформулировать ее сам в конце урока. Данный момент немного удивил и заинтриговал ребят, ведь обычно я называю тему урока сама. Затем я попросила выстроиться класс в полукруг по алфавиту по третьей букве названия любимого животного. Ребята рассмеялись, но, увидев, что я не шучу, послушно выполнили задание. На это я отвела 1 минуту, обозначала оставшиеся 30, 20 секунд, а последние 10 секунд отсчитывала вслух.

Класс не уложился, что привело меня к выводу, что школьники просто не ожидали такого задания и растерялись. Возможно, кто-то долго определялся с названием животного. Одна девочка быстро сориентировалась и обозначила начало и конец полукруга, что значительно спасло ситуацию, иначе бы времени потребовалось еще больше. В общем, ребята сумели построиться только за 70 секунд.

Потом ребята назвали свои буквы по алфавиту, и мы все поняли, что с заданием справились. Затем я попросила найти своего «разведчика», с которым бы человек встретился глазами, без дополнительных вербальных жестов, а потом «пара» должна сесть на корточки одновременно. Этот факт тоже ребят немного смутил, но с заданием справились, да и, к счастью, оказалось четное количество присутствующих.

Затем ребята должны были встать на место своего «разведчика», после чего я попросила рассчитаться с 1-6 и запомнить свои номера. Такая игра заняла 3 минуты. Затем все первые номера сдвинули 2 парты вместе, поставили вокруг большого образовавшегося стола 6 стульев, вторые проделали ту же операцию со своими столами, третьи – со своими и т.д. Всего получилось 4 группы (на данном занятии присутствовало всего 24 человека). Столы поставили полукругом.

Для групп я попросила придумать названия, используя буквы фамилий. После того, как ребята определились с названиями, один посыльный из группы написал названия своей команды на доске. Далее уже другие назначенные командой посыльные взяли  у меня по 1 листочку с текстом на команду (текст в Приложении1). Я попросила прочитать текст в каждой команде одному человеку вполголоса, чтобы не мешать другим командам, и выбрать понятия, которые, на взгляд ребят, имеют общую тематику, и сосчитать их. Задача третьего посыльного — выйти к доске и написать количество слов, характеризующих тему. На выполнение задания дала 1,5 минуты.

Когда после отсчитывания последних 10 секунд стало понятно, что 3 команды не успели сосчитать количество слов, т.к. напротив названия их команды никакого числа не стояло, я попросила не успевшие команды встать и доделывать задания стоя. В итоге, с этим заданием ребята тоже справились, имея дополнительные 30 секунд. Количество слов в командах варьировало от 4 до 11. Я так поняла, кто-то решил взять самые основные понятия, кто-то еще добавлял слова, характеризующие эти понятия, тоже новые для урока. После этого я попросила еще раз внимательно прочитать текст, после чего четвертому посыльному сдать листы с текстом, по которым шла работа.

Следующее задание —  сделать иллюстрацию к тексту. На задание я дала 2 минуты. По истечении первой минуты я подошла к каждой команде и спросила, дошли ли они до середины. Две команды дали утвердительный ответ, 2 – отрицательный. Причем одна из них старалась тщательно вырисовывать детали (в группе оказался юный художник), другая группа не смогла вспомнить некоторые ключевые моменты. Последние 15 секунд ребята доделывали стоя.

По выполнении задания ребята пересаживались на соседний стол против часовой стрелки и оценивали своих одноклассников по пятибалльной шкале. Затем я попросила ребят составить таблицу, в которой должны были быть отражены названия органелл, их строение и функции. Я отвела на выполнение задания 2 минуты. Затем я попросила пересесть команды на другие столы по часовой стрелке и заполнить таблицы «команд-хозяев». На это я отвела 2 минуты.

Далее я дала ребятам другой текст (Приложение 2). Попросила задать к нему 3 вопроса (по одному на листочке) от группы (2 минуты). Затем пятый посыльный из группы складывает 2 листочка с вопросами в небольшой пакетик (шапка вопросов). Затем шестой посыльный вынимает по 2 листочка (2 вопроса) и несет в свою группу для ответа на них. На выполнение задания я дала 3 минуты. Но ребята не успели дать письменный ответ на все вопросы, поэтому доделывали стоя еще 1 минуту, по мере окончания работы садились.

Потом ребята читали вопросы и ответы. Все слушали внимательно, т.к. если вопрос у нескольких групп повторялся, следовало поднимать руку одному из других команд, чтобы потом озвучить их ответ. Вопросы повторились трижды. Такую частоту можно объяснить так, что все-таки текст был небольшой, вопросы по теме ограничены, т.к. были адресованы ключевым понятиям (что такое…, какие функции выполняет… и т.д.). Озвучивание вопросов и ответов продлилось 7 минут.

Следующим заданием стало восстановление деформированного текста. Я попросила ребят внимательно еще раз прочитать текст за 1 минуту. Потом попросила вторых посыльных взять листочки с текстом у своих команд и раздать другие (Приложение 3), в которых не хватало последних  слов в строчках. Эти пробелы нужно было восполнить. На выполнение задания далось 2 минуты. Далее команды менялись местами по часовой стрелке. Потом первые посыльные шли за тексами снова и приносили в свои команды, чтобы проверить текст «соседей» (1 минута).

Последнее задание – придумать тему урока и записать ее от каждой команды напротив своего названия на доске. Прозвучало 3 разных варианта, мы с  ребятами выбрали один, наиболее подходящий, и написали его на доске.

 =====

На мой взгляд, урок прошел, в целом, по задуманному плану. Ребятам было интересно, как выяснилось после занятия, время пролетело незаметно. По результатам выполненных заданий стало понятно, что материал усвоился, возможно, даже лучше, чем на обычных занятиях без внедрения социо-игровой методики. Во-первых, все были задействованы, я заметила, что  ребята действительно работают, делают что-то сами, двигаются, проявляют инициативу, если что-то не получается у кого-то, смотрят и учатся у других, более опытных одноклассников.

Во-вторых, внедрение этой методики позволяет  формировать у ребят личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные Универсальные Учебные Действия. Хотя ребята работали в группах, где нелегко выявить УУД учителем у каждого из присутствующих, у некоторых детей я все-таки отметила для себя способность планировать, контролировать, разрешать конфликты, ставить вопросы. Эти и другие способности очень важно формировать и тренировать. На уроке, где применяются традиционные подходы в обучении, где учитель сначала спрашивает домашнее задание, а потом объясняет новый материал, потом опять спрашивает, это сделать, на мой взгляд, очень сложно. По сути, в данном случае ученик может просидеть целый урок, ничего не делая, и учитель это никак не сможет пресечь, особенно если таких детей много, и всех привлечь к работе (ответу у доски) не удастся в силу недостатка времени.

Работа в группах, на мой взгляд, всегда интереснее. Это и возможность лишний раз пообщаться, обменяться опытом, информацией; при работе в группах всегда чувствуешь себя спокойнее, увереннее, ты желаешь помочь группе своими знаниями и навыками, чтобы не подвести товарищей. А уж если задания интересные, то и усваивается материал гораздо лучше.

Из отрицательных моментов было то, что все-таки периодически некоторые из ребят «выключались» из работы, т.к. инициативу перехватывал как раз более опытный товарищ, более инициативный и уверенный в себе. В таких случаях я подходила и просила группу работать всем вместе, а не одному человеку. Это первое.

Второе: по своему опыту убедилась, что надо давать задания не такие замысловатые, как «построиться по третьей букве любимого животного», эта фраза поставила многих в тупик. В итоге, времени на построение ушло больше, чем было задумано, даже при небольшом количестве человек.

Третье. Момент с деформированным текстом. Наверное, я убрала в конце строчек много символов. В конце урока в листочках с этой работой я увидела, что исправлений было немало, ребята не успели текст запомнить так, чтобы воспроизвести пробелы.

Еще одним «минусом» стала ограниченность материала, если бы я просто прочитала лекцию, было бы быстрее. Но в то же время я уверена, что информация усвоилась бы хуже и только у некоторых заинтересованных школьников.

============

Приложение 1.

Двумембранные органеллы клетки — постоянные внутриклеточные структуры, окруженные двойной мембраной. Они имеют определенное строение и выполняющие соответствующие функции.

Ядро. Ядро – самая крупная органелла эукариотический клетки. Ядро состоит из хроматина (ДНК), ядрышка (плотная небольшая обособленная структура на участках хроматина), кариоплазмы (окружает хроматин и ядрышко) и ядерной оболочки, состоящей из двух мембран. Основные функции ядра: хранение, передача и реализация наследственной информации.

Пластиды. Наружная мембрана отграничивает жидкую внутреннюю гомогенную среду пластид — строму. Внутренняя мембрана образует впячивания внутрь стромы — тилакоиды, которые имеют форму уплощенных мешочков (цистерн). Несколько таких тилакоидов, лежащих друг над другом, образуют грану, и в этом случае они называются тилакоидами граны. Пластиды обусловливают цвет растений.

Митохондрии. Внешняя мембрана митохондрий выполняет те же функции, что и у пластид. Внутренняя мембрана образует множество впячиваний внутрь митохондрий — крист. Митохондрии – источник энергии в клетках.

============

Приложение 2.

Рибосомы — это мельчайшие сферические гранулы, являющиеся местом синтеза белка из аминокислот. В состав рибосом входит множество молекул различных белков и несколько молекул рРНК. В процессе синтеза белка рибосома защищает синтезируемый белок от разрушающего действия клеточных ферментов. Рибосомы обнаружены в клетках всех организмов, в том числе прокариотических (в безъядерных клетках). В отличие от других органелл цитоплазмы, рибосомы представлены в клетке огромным числом: за клеточный цикл их образуется около 10 млн. штук.

Центриоли представляют собой полые цилиндры. Основная функция центриолей — организация микротрубочек веретена деления клетки.

Жгутики и реснички — органеллы движения у клеток многих видов живых существ. Они представляют собой подвижные цитоплазм этические отростки, служащие либо для передвижения всего организма (многие бактерии, простейшие, ресничные черви) или репродуктивных клеток (сперматозоидов, зооспор), либо для транспорта частиц и жидкостей (например, реснички мерцательных клеток слизистой оболочки носовых полостей и трахеи, яйцеводов и т. д.).

============

Приложение 3.
Восстановить текст:

Рибосомы — это мельчайшие сферические гранулы, явля

синтеза белка из аминокислот. В состав рибосом входит

 различных белков и несколько молекул рРНК. В процесс

рибосома защищает синтезируемый белок от разрушающе

 клеточных ферментов. Рибосомы обнаружены в клетках

 том числе прокариотических (в безъядерных клетках). В

органелл цитоплазмы, рибосомы представлены в клетке о

клеточный цикл их образуется около 10 млн. штук.

Центриоли представляют собой полые цилиндры. Основн

центриолей — организация микротрубочек веретена делен

Жгутики и реснички — органеллы движения у клеток мно

 существ. Они представляют собой подвижные цитоплазма

 отростки, служащие либо для передвижения всего организ

 бактерии, простейшие, ресничные черви) или репродуктив

 (сперматозоидов, зооспор), либо для транспорта частиц  и

(например, реснички мерцательных клеток слизистой обол

 полостей и трахеи, яйцеводов и т. д.).

 Узел СВЯЗИФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)

2 comments to БИО-10кл(МГУ)

  • Анна

    Анна, спасибо. Урок должен был получиться запоминающимся для детей.

    I. Благодаря Вам, открыла новый способ работы с Шапкой вопросов.
    » Попросила задать к нему 3 вопроса (по одному на листочке) от группы (2 минуты). Затем пятый посыльный из группы складывает 2 листочка с вопросами в небольшой пакетик (шапка вопросов). Затем шестой посыльный вынимает наугад по 2 листочка (2 вопроса) и несет в свою группу для ответа на них…
    А у меня не все в классе и не всегда слушают ответы на вопросы другой команды. Может быть у вас слушают потому, что все вопросы перемешиваются наугад?

    II. » Из отрицательных моментов было то, что все-таки периодически некоторые из ребят «выключались» из работы, т.к. инициативу перехватывал как раз более опытный товарищ, более инициативный и уверенный в себе. В таких случаях я подходила и просила группу работать всем вместе, а не одному человеку.
    У меня в этом тоже проблема. Но, я почему-то опасаюсь вмешиваться в работу команд. Как же правильно поступать?..

    III. » Момент с деформированным текстом. Наверное, я убрала в конце строчек много символов. В конце урока в листочках с этой работой я увидела, что исправлений было немало, ребята не успели текст запомнить так, чтобы воспроизвести пробелы.
    Анна, у меня с деформированным текстом та же проблема, что и у вас…

    [РЕПЛИКА-ВОРЧАЛКА от Букатова: Уважаемые Анны (обе!) вы меня «без ножа режете». Вместо «погони за 133-мя зайцами» [ http://www.openlesson.ru/?p=811 ], вы руководствуетесь погоней за стоеросовой правильностью. То есть ориентированы на педагогическую примитивно-линейную корысть.
    Я специально обратил внимание на ту деформацию текста, которая была предложена ученикам для восстановления. Всё нормально. Ошибки при восстановлении у ребят разумеется будут (мало того, учителю отведённое время стоит урезать, чтобы у команд ошибок было побольше). Тогда ВТОРУЮ порцию зайцев ученики будут ловить, когда увидят куцый вариант соседней команды и поймут, что что-то могут дополнить даже они. А ТРЕТЬЮ порцию — когда будут проверять чужое судейство, сличая его с исходником. Вот только тогда и будут созданы идеальные условия для тотального личностного погружения любого из обучаемых в смысловые тонкости и смысловые оттенки исходного текста. Именно поэтому ученикам не даётся установка на ЗАПОМИНАНИЕ текста. Они его не столько вспоминают, сколько вычисляют, опираясь на непроизвольную память «бокового зрения». Если бы я увидел, что «исправлений было немало», то записал бы это в плюс, а не в отрицательные моменты прошедшего урока. Советую заглянуть в «ПЕРСТ учителя на уроке» ( http://www.openlesson.ru/?p=18714 ), где можно найти разъяснения отдельным тонкостям технологии работы с приёмом «деформированный текст».
    Извините за вмешательство и за свою слабонервную ворчливость. С пожеланием «железных» успехов
    В.Б.]
    Реплика на РЕПЛИКУ-ВОРЧАЛКУ В.М.Букатова: Правильно, изучая материалы, я узнаю всё больше и больше :) Анна Шугай

    IV. Надо ли проверить в конце урока, насколько учащиеся усвоили учебную тему?

    V. Как выставлять за работу отметку? Я за эту работу, обычно, не ставлю отметок. Отметка у нас за практическую часть, за тесты.

  • На наш взгляд, урок был организован очень интересно. С точки зрения режиссуры соблюдались три золотых правила: движение, смена всего и работа в группах. Надеемся, что школьники действительно усвоили новый материал и получили удовольствие от урока.
    Но нам хотелось бы отметить несколько вот каких моментов:
    1. Не вполне понятна роль «разведчика»: его выбирают в начале урока, а затем он никак не проявляет себя как разведчик. Например, стоило бы придумать задания, в которых можно обратиться за помощью к «разведчику», которого можно послать в другую группу.
    2. Способы, по которым ученики делятся: «третья буква любимого животного» и т.д., можно привязать к теме урока или к уже изученному материалу. Например, использовать названия органелл или процессов в клетке.
    С точки зрения герменевтики, хорошо, что учитель не побоялся «быть идиотом» (придумывал необычные задания — ученики были удивлены) и не выступал в роли авторитарного диктатора. Такой предмет, как биология клетки, открывает возможности для использования помимо работы с текстом более наглядных материалов. Например, можно «собирать» клетку из частей (фигурки из цветной бумаги или картона), просить команду убрать из «клетки» соседней команды какую-нибудь органеллу, попросить следующую команду выяснить, какая органелла отсутствует, сможет ли существовать клетка без нее и почему. При этом задействуются кинестетические и визуальные потоки информации.
    Также многие процессы в биологии можно показывать пантомимой или представлять в виде сценок. Например, процесс фагоцитоза, митоза или фотосинтеза.
    НО — нет «133 зайцев»! То есть в заготовленных учебных текстах затрагивается только малая часть темы, тексты ограничены, даны сухие определения. Кажется, что ребенок совсем не поймёт, как связаны между собой органеллы клетки, как, благодаря им, клетка функционирует в целом.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика