Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Тематическая неделя у ДОШКОЛЬНИКОВ

Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА Методические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий  
Узел СВЯЗИФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)

Татьяна Мельникова
воспитатель Детского центра развития при православной общине «Преображение» храма Владимирской иконы Божией Матери
в селе Давыдово (Борисоглебского района Ярославской области)

«Событийный ряд» тематической недели
в нашем
малокомплектном детском садике

Или о том, как пингвины с южного полюса к белым медведям на северный полюс в гости приехали, чтобы с горки покататься

Наш сельский детский сад расположен
в традиционной деревенской избе

Группа, в которой проводилась тематическая неделя, у нас одна единственная в нашем садике, смешанная. Дети в ней от 2,5 до 7 лет. В количестве 12 человек.

День ПЕРВЫЙ

Утром – традиционное приветствие (с передачей горящей свечки, как в вальдорфском  д/с). По ходу обсуждаем, какое сейчас время года. Какой месяц. И какое время года наступит после осени?

Что мы будем делать зимой? Какая погода будет. Какую одежду будем носить…


Утреннее приветствие в нашем садике

Рассказываю, что на земле есть такое место, где всегда зима. Старшие дети говорят, что это северный полюс.

Спрашиваю, живут ли там животные? Дети наперебой называют мне разных животных. Правда, не все ответы правильные. Машенька (4 года) поселила в Арктике свою кошку Лесю. Выяснив, где на самом деле живёт Леся, мы стали разучивать логарифмический стишок.

Дуют ветры ледяные (машем руками вверху)
Горы снежные, крутые (встаём на носочки, руки подняты вверх)
Там о лете не слыхали (ладонь к уху, наклоняемся в сторону)
Там согреешься едва ли (обнять себя руками, показывая, что замёрз)
Он не мал и не велик (руки свести и развести в стороны)
Этот снежный материк (хлопаем в ладоши)

На протяжении всей нашей тематической недели мы по ходу утреннего приветствия повторяли эти стишки.

============

Потом на занятии по аппликации, дети трудились над поделкой «северный олень». Для неё нам понадобились:

– синий картон
– коричневая  и чёрная бумага
– вата
– простой карандаш
– ножницы
– клей

Сначала мы посмотрели электронную презентацию «животные севера». Презентация состояла из разных фотографий.

1)  обсудили снимок земли. Нашли синие, зелёные, коричневые пятна. Узнали, что синие пятна – это моря и океаны. Коричневые – горы. Зелёные – леса и степи.
Все дети принимали участие в поиске и в обсуждении. Все наперебой выкрикивали, что обозначают пятна.

Нашли белую  «шапку» сверху. Выяснили, что это Арктика и Северный полюс. Когда я спросила их, почему они белые, Даша (6лет) и Федя (7лет) ответили – потому что там снег.

2) познакомились с “ледяной пустыней”. Рассмотрели фото, узнали, что солнышко не садиться и не встаёт каждый день. Оно сначала несколько месяцев светит – и всё время стоит день. А потом наступает долгая ночь.
Эта информация очень поразила детей. Они громко обсуждали и никак не могли понять, как такое может быть.
Особенно была удивлена Даша (6 лет).

3) рассмотрели фотографии:  белых медведей, песца, моржа, тюленя, лемминга (северного хомячка).
Настя (6 лет) рассказала, что у неё дома тоже живёт хомячок.

Некоторых детей рассмешило фото, где детёныши тюленя пьют мамино молоко.

4) потом стали рассматривать фотографии разных птиц (северного и южного полюсов).
Это пингвины!! Закричали дети хором.

Также были отгаданы и кайра, и гага (тоже смеялись над названием). А Феде (7 лет) понравилась птичка тупик, он потом ещё долго повторял: «Тупик, тупик». И всё смеялся над этим. 

5) обсудили проблему еды. На мой вопрос, чем же питаются животные на севере, старшие дети рассказали мне, что медведь ловит рыбу и ест её.
Когда мы нашли слайд, как белый медведь ныряет в ледяную воду, у меня возник вопрос, почему же он не мёрзнет? Все стали выкрикивать ответы.

Громче всех кричала Маша (4 года), что у него тёплая шкура и что он толстый.
– У него жиИ-ир! и толстая попа!! – старалась перекричать её Ксюша (5 лет) 

6) в конце презентации мы полюбовались ещё несколькими фотками удивительных заснеженных мест.

Я считаю, что эта презентация была интересна детям 4-7 лет. А вот маленькой Юле (3 года) было очень сложно усидеть на месте. И она ещё не всегда понимала о чём идёт речь.

После презентации  достали большую книгу о животных. Нашли в ней  изображение северного оленя. Внимательно рассмотрели. Обсудили, что у оленя есть рога, голова, шея, туловище. Что у него 4 ноги.


Машин северный олень (4 года)

Потом дети самостоятельно нарисовали все части на цветной коричневой бумаге. И вырезали их.

Дальше нужно было собрать оленя, на тёмно-синем картоне. И приклеить все части.

Старшие справились с этим заданием быстро и правильно. А вот ребятам из младшей группы, которым не так давно исполнилось 4 года, пришлось немного помочь.

У Маши (4года) не получалось вырезать голову. Зато она отлично справилась с ногами – вырезала их быстро и ровно.

Вовочка (3,5 года) ещё только учится вырезать. У него этот самостоятельный процесс продолжался долго. Зато получилось аккуратно.

Когда малыши стали приклеивать детали, возникли опять небольшие трудности. Вова пытался приклеить голову на попу оленю, а Машенька хотела приклеить 2 ноги на живот и 2 на спину. И никак не могла согласиться со мной, что это не правильно.

После того, как мы ещё раз открыли книгу и заново рассмотрели иллюстрацию, малыши убедились в верности моих советов.

============

Когда дело дошло до мордочки и копыт, детям был предложен выбор – их или нарисовать чёрным карандашом (или краской) или вырезать из чётной бумаги и приклеить.

Когда Даша (6,5 лет) сказала, что она будет клеить, то всем тут же тоже захотелось клеить.

Из чёрной бумаги ребята вырезали кружочки – глазки. И 4 прямоугольника – копыта. С этим заданием все справились быстро.

Когда наш северный олень был готов, стало видно, что что-то в наших аппликациях не хватало… – Снега! Хором решили дети.

Следующие 10 минут, мои воспитанники воодушевлённо изготавливали и приклеивали «снег» (вату) к картону.

============

Так как дети разного возраста, то я их разделила на две группы, пока первая клеила со мной оленя, вторая группа (это кто был младше Вовы) в соседней комнате учила слова игровой заклички.

Слова учили они вместе с нянечкой. Ей было поручено это важное задание, с которым она блестяще справилась.

А потом была сама игра. Её я ещё год назад увидела в интернете и записала к себе в тетрадь. В которой собираю понравившиеся игры, стишки, песенки, загадки и т.д.

Выбираем водящего – мишку. Спрашиваю: «Кто хочет быть Мишкой?» Если много желающих, то спор решаем с помощью считалочки. Но когда играем впервые, лучше назначить ребёнка постарше, который вовремя поймёт, что когда нужно делать.

У нас это был Федя (7 лет). Все остальные участники игры сали на корточки в хаотичном порядке. Сидят, не шевелясь. Чтоб мишка их не нашёл.
И все хором повторяют игровую закличку:

Мишка по Арктике гулял и детишек он искал.
(Водящий ходит между детьми, делая вид, что ищет)
Долго-долго он искал, сел на снег и задремал.
(Присаживается на корточки и закрывает глаза, как будто спит)
Стали деточки плясать, стали ножками стучать:
(дети начинают плясать вокруг медведя)
Мишка-Мишенька  вставай и ребяток догоняй!
(На последних словах дети разбегаются, а медведь старается их поймать.
Пойманный становится мишкой, и игра начинается сначала)

Уже в первый день детям эта игра очень понравилась. И на протяжении всей недели они то и дело играли в неё уже самостоятельно. Правда часто возникал спор, кому первым быть «мишкой». Тогда я советовала вспомнить считалочки.

Вот так прошёл наш первый тематический день.

 

День ВТОРОЙ

На следующий день мы рисовали ещё одно животное, которое живёт на северном полюсе. Сначала ещё раз вспомнили, что мы рассматривали и обсуждали вчера. Выяснили, кто каких животных запомнил. Так же вспомнили, что день там длится несколько месяцев, а потом наступает долгая ночь.

Опять порассуждали на тему: почему животные не мёрзнут? Ответов  было много. И все разные.

 Северный медведь и медвежонок. Даша 6 лет

Ксюшенька (5 лет) даже предположила, что они топят печку. Это очень возмутило маленькую Лизу (4 года): «Нееет, у них нет печки!».

Вспомнив слайды на прошлом занятии, единогласно решили рисовать белого медведя. Для этого нам понадобились:

– листы формата А3
– палитра с гуашью
– кисточки
– стаканчики с водой
– мольберты

Старшие, не дожидаясь меня, сами начали рисовать (с техникой рисования гуашью они были знакомы). А с малышами мы неспешно обсудили, что же есть у медведя: голова, туловище, 4 лапы, маленький хвостик. Что у белого медведя чёрный нос. И что он очень толстый.

Потом вспомнили, как рисуют гуашью. Посмотрели, как с мольбертами работают старшие. И приступили к работе.

Рисунки получились замечательные. И у всех разные!..

Северный мишка спрятался в сугробе. Лука 2 года

День ТРЕТИЙ

Если два предыдущих дня мы рисовали, клеили и вырезали, то теперь пришло время «подкрепиться». Все с нетерпеньем ждали, что же мы будем делать сегодня. И когда я сказала: «Печь большой пирог»,– все дружно закричали – «Ура!!!»

По рецепту было необходимо:
для теста
– 200 гр мягкого масла,
– 2 ст. муки
– 0,5 ч/л негашёной соды

для начинки
– 1 ст. сахарного песка
– 1 пачка  творога
– 2 яйца
– 0.5 ч/л соли и ванилин

Но все ингредиенты нам пришлось увеличить вдвое. Заранее тётя Юля, мама Вовочки и Ксюши приготовила нам тесто. Всё остальное мы делали сами.

Даша (6,5 лет) и Настя (6 лет) раскатывали тесто в большой пласт при помощи скалки.

Федя (7 лет), Ксюша (5 лет), Лиза (4 года) и Маша (4 года) занялись приготовлением начинки.

Продукты для начинки я разделила на 2 одинаковые части. Первую  часть Федя (7 лет) и Ксюша (5 лет) готовили сами.

Они вынули творог из пачки. Размяли его. Добавили туда сахар, соль и ванилин. Вбили яйца. И принялись всё это размешивать.

Вторую часть я готовила сама. Лиза (4 года) и Маша (4 года) мне помогали. Им оставалось только всё тщательно размешать.  

Пока ребята были заняты приготовлением начинки, Коля (4,5 года), Лука (2.5) и Юля (3 года) катали из теста разные фигурки для украшения. На это им было выделено 1/3 от всего теста.

По моей задумке, Коля должен был готовить начинку вместе с Федей (7 лет) и Ксюшей (5 лет),но он захотел работать с малышами.

Надо сказать, что в украшении пирога активное участие приняли все. И название ему даже придумали – «Арктика».

– Потому что он весь белый, – объяснил Коля.


Украшение пирога «Арктика»

Поставив пирог в духовку и поручив няне следить за ним, чтобы он не пригорел, все побежали собираться на прогулку. Только наши малыши всё беспокоились и спрашивали, когда же мы будем есть пирог?

Наш кулинарный шедевр получился очень вкусным. И он был с удовольствием съеден на полдник.

 

День ЧЕТВЁРТЫЙ и ПЯТЫЙ

В завершении нашей тематической недели хотелось сделать что-нибудь особенное. Что бы запомнилось надолго.

И вот мы решили сделать свой маленький «северный полюс». С ледниками из папье-маше…

Нам понадобилось 2 рулона туалетной бумаги, примерно 6 ст. ложек шпатлёвки, 10 ст/л клея ПВА.

Технология работы была такая:

  1. Туалетную бумагу залили тёплой водой, так чтобы вода покрывала бумагу и оставили примерно на час, пока шла физкультура. 
  1. Отжали бумагу (в этом нам помогла няня), и дали ей немного подсохнуть. Затем измельчили на очень мелкие кусочки и протёрли в руках, пока не получилась труха. В процессе измельчения поучаствовали все дети. Нашим малышам было интересно попробовать. 
  1. Опять отжали, оставили немного просушиться и снова протёрли в руках. А пока бумага сохла, детям было предложено слепить из пластилина животных. На выбор. У нас получилось много пингвинов и белых медведей. Федя (7 лет) слепил полярную сову. А Маша (4 года) слепила моржа. 
  1. Добавили вместе с детьми шпатлёвку и клей, (при помощи ложки, добавляли по очереди) и всё хорошенько перемешали (знаю по собственному опыту, что бумагу лучше брать самую дешёвую, она будет лучше измельчаться). 
  1. Дальше масса была убрана в пакет и отправлена в холодильник. А мы пошли гулять. 
  1. Продолжали трудиться над поделкой мы позже. Взяли крышку от коробки из-под пазлов. Решили, что она будет основой. На ней мы расположим наш мини «северный полюс».

Дети, которым уже есть 6 лет, во время тихого часа уже не спят. Поэтому Федя (7 лет) в это время  лепил пещерку для медведей. А Маша (4 года) после своего обеденного сна, смастерила льдину для своего моржа. Который гордо занял своё место.

Остальные дети сделали снег. И ледяную горку, с которой, по задумке Феди (7 лет), будут скатываться пингвины (пришлось объяснять, что они на северном полюсе будут гостями, прибывшими с южного полюса). 

============      

На следующий день ребята белой гуашью старательно раскрашивали снег, пещеру и ледники. А вокруг они нарисовали ОКЕАН.

И с удовольствием начали располагать своих пластилиновых животных. Ко времени прогулки наш “северный полюс” был готов. УРА-А-А!!!


Северный полюс из папье-маше и пластилина

Вот так весело, познавательно и вкусно прошла наша неделя, посвящённая знакомству с жизнью северных животных. Правда, нам так и не удалось посмотреть фильм про белого медведя на DVD – по техническим причинам :– (((((

Но мы очень надеемся, что наши папы «дозреют». И починят нам д/садовский телевизор ;–)))))

Татьяна Мельникова
воспитатель

 Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА Методические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий  
Узел СВЯЗИФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

 

___Напомним, что этот материал получен от того, кто интересуясь социо/игровой «режиссурой урока», ждёт разборов и обсуждений своего рассказа, как от «знатоков» и «начинающих», так и от всех остальных посетителей нашего сайта.
___Ваши деловые комментарии (как, впрочем, и не совсем деловые, например, с разными негативными замечаниями-«разносами» или с банальными профессионально-абстрактными комплиментами и восхищениями) будут опубликованы после модерации «администратором» (этот этап необходим для отсева бесконечного спама, от которого защита хоть и помогает, но слабовато).

___Если через какое-то время ВАМ вдруг захочется что-то изменить в опубликованных формулировках своего мнения, то это будет легко сделать через всё то же окно − напомним, что оно именуется так: «оставить отзыв, вопрос или комментарий»,− в котором можно отправить новую информацию всё тому же «администратору».

ВячеславБукатов

Яндекс.Метрика