Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

План местности (геогр., 5кл)

Узел СВЯЗИФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)
Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…

БЛИНКОВ
Евгений Александрович
ГБОУ СОШ №1301 ВОУО ДОгМ
Как пятиклассникам
не потеряться
с планом местности
в руках и знанием о том, в каком направлении движется Земля вокруг Солнца
Урок географии
в 5-х классах по теме «План местности. Условные знаки»

На учебной неделе с 1 по 5 декабря 2014 года я решил опробовать социо/игровую “Режиссуру урока” (по курсу В.М.Букатова на факультете Пед. обр в МГУ) на уроках в любимых пятых классах (их у нас четыре). На предыдущем уроке пятиклассники проходили тему «Ориентирование на местности»

В рабочей программе к нашему учебнику по теме – «План местности. Условные знаки» – написано следующее.

Планируемые образовательные результаты (увидев их, усмехнулся: а вот и некоторые из «133 зайцев» – прим. автора):

предметные

Обучающиеся смогут:

  • выявлять особенности плана местности;
  • определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты;
  • составлять и читать простейший план местности.

метапредметные

Обучающиеся смогут:

  • самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;
  • сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
  • создавать обобщения, устанавливать аналогии;
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой;
  • производить поиск информации, анализировать и оценивать её;
  • осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей;
  • отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
  • уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций.

личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • ответственное отношение к учёбе;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • любовь к Родине;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Основные понятия: план местности, ориентирование, условные знаки.

Достиг ли я, проведя урок в социо/игровом стиле, «планируемых образовательных результатов» по ФГОС, обучил ли пятиклассников основным понятиям – решать вам самим.

В начале урока я традиционно поздоровался, и дети по моей просьбе  самостоятельно отрепетировали дружный хлопок «Эхо» (см.: 2 раздел в СБОРНИКЕ игровых приёмов обучения). Отмечу, что в каждом классе находился какой-нибудь лидер, который первым громко начинал отсчёт: «Раз, два, три!»…

С первого раза ни у одного из классов не получалось: кто-то всегда опаздывал.

Как только у них получалось добиться дружного хлопка, я произносил следующую фразу:
– Ребята, запомните этот хлопок. Его вы должны будете сделать снова всем классом, как только будет выполнено очередное задание. Сейчас оно будет такое. Вам надо построиться по первым буквам своих фамилий в алфавитном порядке.
Можно встать полукругом в проходах между рядами.
Если задание понятно – начинайте!

Тут начинался «вселенский хаос». Самые активные вначале вставали на «свои места», громко называя свою букву. Потом начинали руководить растерявшимися и двигать менее активных одноклассников.

Некоторые подбегали ко мне и переспрашивали: «Надо встать по первой букве своей фамилии или своего имени?». На что я им неизменно отвечал:
− Уточняй задание у своих одноклассников.

В процессе этого задания я делал вид, что занимаюсь своими делами. И время от времени повторял:
– Как только построитесь – всем классом сделаете дружный хлопок.

Когда пятиклассники выстраивались-таки полукругом и с 3-4 попытки (под дружное ученическое «Раз, два, три!») делали-таки «общий хлопок», я объявлял следующее задание:
– А теперь вы разделите полукруг на две команды. Одна команда располагается на ряду около окна, вторая – около стены. – И я сам показал, где конец первой команды, а где – начало второй. (Хотя лучше было бы не показывать, а сказать, что первые 12 человек – туда, другие – сюда… – прим. автора.)

– Всем нужно взять с собой учебник и пенал. Всё остальное убираете в портфель.

Под крики и вопли начиналось массовое переселение народов.
В двух классах ко мне подбегало несколько человек, спрашивавших, в какой они команде.

Ещё в одном классе ко мне подходила девочка, заявлявшая, что она не хочет быть в своей команде. На что я говорил:
– Таков жребий. Ничего страшного.  Они же все твои одноклассники.

Через полминуты для установления тишины на уроке в каждом классе я начинал довольно тихо говорить:
– Кто меня слышит, хлопните 1 раз в ладоши…
– Кто меня слышит, постучите 2 раза по парте…
– Кто меня слышит, молча посмотрите на меня…

К третьей фразе уже все молча смотрели на меня. Тогда я сообщал им очередное задание.
– Сейчас вы открываете в учебнике страницу 34. На рисунке 23 справа от плана местности нарисованы условные знаки. Кто не нашёл – поднимите руку…

– За ТРИ минуты вам надо будет на листах сообща и крупно нарисовать условные знаки (без подписей). На одном листе нужно нарисовать только один условный знак.
– Рисуйте чётко, чтобы было видно издалека.

Команда у окна должна была с рисунка 23 срисовать условные знаки, обозначающие естественные (природные) объекты.
Команда у стены должна была найти и зарисовать условные знаки, обозначающие искусственные объекты, построенные человеком (например, мост).
– Если задание понятно, то один посыльный от каждой команды подходит ко мне и получает листы, на которых нужно выполнить задание. Время пошло!

В большинстве команд лидеры сразу же взяли власть в свои руки и распределили объекты между членами команды.

Были и такие команды, где 1-2 лидера хватались за рисование, не доверяя эту работу остальным. (Слышал, например, такую реплику на просьбу дать нарисовать хоть один условный знак: «Уйди! Ты нарисуешь не красиво!»).

После того, как я начинал неспешно объявлять, что на выполнение задания осталось 2 минуты… потом 1 минута… – лидеры, понимая, что самостоятельно им не управиться, делали «одолжение» и разрешали другим рисовать нужный знак.

А в одном из классов дети настолько дружно выполнили это задание, что у них оставалась ещё минута (!) до конца отведённого времени. Зато в других трёх классах по прошествии трёх отведённых минут приходилось несколько раз объявлять, что время вышло. И прибегать к социо/игровому приёму – доделывать задание стоя.

Следующее задание было таким:
– А теперь команды закрывают учебник и строятся друг напротив друга, лицом к лицу в проходах между рядами. Каждый член команды берёт в руки по одному рисунку и держит его так, чтобы его видели все члены другой команды. Я буду называть условный знак, а ваша задача – угадав, кто держит его в руках, назвать имя одноклассника. Если ваш условный знак отгадали правильно, вы киваете головой и кладёте лист на парту.

Пятиклассники с азартом принялись отгадывать условные знаки, которые я называл.

Когда все условные знаки отгадали, я сообщал новое задание.
– Теперь вам надо опять построиться полукругом в проходах между рядами в алфавитном порядке по первым буквам своих полных имён (например, если тебя зовут Настя, значит – Анастасия, буква А). А я в это время буду стоять за дверью. И я не должен услышать ни одного звука!
Как только построитесь всем классом – сделаете «дружный хлопок», и тогда я вернусь в кабинет.
Если задание понятно – начинайте!

Конечно, в полной тишине пятиклассники это задание выполнить не смогли. В одном из классов девочка, видимо, помня про условие соблюдения тишины, не выдержала и как заорёт:
– Тииииихо!!! Вас услышит учитель!
Этот вопль потом бурно обсуждался классом, сидящим за стенкой в соседнем кабинете ;)))

Из четырёх в трёх классах ученикам всё же удалось справиться с поставленной задачей. А в четвёртом – по прошествии 3-х минут я зашёл сам. И делая вид, что вопли не слышал, как бы между прочим, поинтересовался: «Ну что, готовы?».

Далее шла разминка: «рассчёт с двух концов». Чтобы понять: сколько же сегодня человек в классе ;))). И с какого конца обучающиеся рассчитаются быстрее ;)))

С первого раза рассчитаться не получилось ни у одного из четырёх классов. Тот ученик, на котором встречались расчёты с обоих концов, – был в полнейшем замешательстве!

Мне приходилось останавливать задание. Спрашивать условия. Уточнять:
− Теперь всем понятно задание?

После этого по моему хлопку вновь начинали расчёт. В одном из классов получилось это сделать только с 6-го раза (!).

В порядке, в котором стояли пятиклассники, класс был разделён на 4 команды по 6-7 человек. Команды получают задание.
– Обустройте себе «рабочее место» (две сдвинутые парты и стулья вокруг). Принесите туда учебник и письменные принадлежности. После этого одного посыльного пришлите ко мне.

Посыльным я раздал по листочку бумаги. И сказал, что через одну минуту каждая команда должна придумать и записать на листочке название.

Названия во всех классах не повторялись и были самыми разнообразными. Если в одном классе был «Луч Солнца», то в другом появилась «Полярная Звезда». Были не только киношные названия –«Пираты Карибского моря», но и кулинарные – «Оливье». Одно название было номерным – «1301», была и латиница − «Smile».

Через полторы минуты все команды встают вокруг своих столов. И открывают в учебнике  рисунок 20 на странице 31. На нём знакомый по прошлому уроку «План центральной части посёлка Алексеево».

Задача каждой команде за 3 минуты, пользуясь планом местности, написать на листочке, на котором выведено название вашей команды, рассказ о том, что увидят по дороге МАТЬ с СЫНОМ, идущие из детского сада в школу за СТАРШЕЙ СЕСТРОЙ.

Например: «Мы идём по улице такой-то. Справа от нас – магазин, а слева …». Ну и так далее.

– Кто понял задание – садитесь. И приступайте к выполнению. Кто не понял – выясняйте у тех, кто сел. Время пошло!

Как и в предыдущие разы, я уставился на циферблат наручных часов. Ровно через минуту объявил, что на выполнение задания осталось 2 минуты, потом 1 минутка…

Наконец звучит команда:
– Все встали. Ручки отложили. Листочек с получившимся рассказом оставляете на столах. А сами меняетесь местами с соседней командой. В том же направлении, в котором Земля вращается вокруг своей оси (тут им надо было вспомнить из пройденной в октябре темы, что это происходит против часовой стрелки – прим. автора).
У вас есть минутка, чтобы ознакомиться с рассказом другой команды и поставить по пятибалльной шкале им оценку, указав в скобках от какой команды выставлена оценка.

Через минуту я в каждом классе не забывал напоминать, что на проверяемом листочке команда должна поставить оценку за рассказ, написанный другой командой, а в скобках – указать название команды, проверявшей текст.

   

– У всех так? Что ж, поменяемся местами ещё раз. Теперь уже в том же направлении, в котором Земля движется вокруг Солнца по орбите (тут им надо было сообразить, что это происходит также против часовой стрелки – прим. автора). А проверенный листочек по-прежнему остаётся на месте.

В двух классах было по одной команде, ученики которой клюнули на мою провокацию и запутавшись, вернулись на своё исходное место. Там они столкнулись с теми, кто правильно менялся местами, следую направлению «орбиты Земли». В споре друг с другом, выясняли, кто же пришёл правильно, а кто нет.

– Итак, если вы всё правильно сделали, то команда должна оказаться за новым столом, на котором лежит рассказ, который составляли не вы, и оценивала его другая команда (команды, прогнавшие опозорившихся учеников, в это время кивали особенно активно – прим. автора).
Всё верно? Отлично! Тогда у вас есть минутка на то, чтобы ознакомиться с текстом и оценкой, которую выставили за него. После этого вы должны будете озвучить рассказ (выберите – кто это будет делать, сколько человек). И высказать своё мнение по поводу оценки, поставленной другой командой за этот текст.
Приступаем!

Через минуту команды по очереди начинали зачитывать рассказы и высказывать свою точку зрения по поводу выставленной оценки.

После всех выступлений я объявил самое главное:

– Теперь вновь меняемся местами против часовой стрелки. Учебники закройте – они помешают вам выполнить новое задание.

Сейчас на тех же самых листочках вы по рассказу другой команды нарисуете план местности, по которой идут мать с сыном

(кстати, у некоторых команд из-за «нерасслышанного первого задания» в рассказе МАТЬ с ДОЧКОЙ шли в магазин; а у кого-то и вовсе одна МАТЬ, идущая за ДЕТЬМИ в школуприм. автора).

В выполнении задания должен поучаствовать каждый член команды, нарисовав хотя бы один условный знак. На всё про всё у вас ТРИ минуты. Время пошло!

 

Всем командам по ходу выполнения задания я напоминал про оставшееся время и про условие, что каждый член команды должен приложить свою руку к рисованию плана по рассказу.

Через 3 минуты каждая команда показывала свои варианты нарисованных планов той команде, которая писала рассказ. Получив одобрение или неодобрение (о чём должна быть сделана соответствующая запись на листочке), команды сдавали мне свои листочки.


 

В завершении урока я в каждом из четырёх классов произносил:
− Давайте похлопаем друг другу за хорошо выполненную работу. Дома вы читаете страницы 31 и 33 учебника. Не забудьте поставить мебель в кабинете, как она стояла до урока. Всем спасибо!

Как была изучена тема во всех четырёх классах и мне (и школьникам) очень понравилось!
Пятиклассники вполне усвоили основные понятия.
Сообща мы достигли планируемых «образовательных результатов».
Отлов «зайцев» был отменный!

P.S.: в сравнении с 8-9 классами пятиклассники оказались более объективны в выставлении оценок. Они легче принимали и соблюдали правила «игры». Дружнее и раскрепощённее выполняли задания… 

============

Для просмотра
нажать на выбранный фото-ярлычок  или

============

Узел СВЯЗИФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)
Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…

============

___Напомним, что этот материал получен от того, кто интересуясь социо/игровой «режиссурой урока», ждёт разборов и обсуждений своего рассказа, как от «знатоков» и «начинающих», так и от всех остальных посетителей нашего сайта.
___Ваши деловые комментарии (как, впрочем, и не совсем деловые, например, с разными негативными замечаниями-«разносами» или с банальными профессионально-абстрактными комплиментами и восхищениями) будут опубликованы после модерации «администратором» (этот этап необходим для отсева бесконечного спама, от которого защита хоть и помогает, но слабовато).

___Если через какое-то время ВАМ вдруг захочется что-то изменить в опубликованных формулировках своего мнения, то это будет легко сделать через всё то же окно − напомним, что оно именуется так: «оставить отзыв, вопрос или комментарий»,− в котором можно отправить новую информацию всё тому же «администратору».

ВячеславБукатов

Яндекс.Метрика