меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Театр ТЕНЕЙ (7кл)

Сам себе РЕЖИССЁРПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ
Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАС

 Аня Замбржицкая

с. Давыдово
Борисоглебского района Ярославской области 

Как Театр ТЕНЕЙ
стал катализатором 
дружеских отношений
в классе

Рассказ мамы ученика
седьмого класса сельской школы

В начале, наверное, следует отметить, что дети в классе, в котором учится мой сын, довольно разобщены. Школа сельская. Ученики живут в соседних деревнях, поэтому  общаются маленькими группками по 2-4 человека. К тому же из 20 детей в классе только 4 девочки.

Классный руководитель считает, что сначала надо наладить у мальчишек дисциплину, а уж потом все остальное. :-). Поэтому воспитательные мероприятия в классе он проводит редко. Последний раз мы помогали ему проводить в классе чаепитие. Но это было на прошлогоднюю Пасху.

К концу этого полугодия мы – несколько инициативных мам – серьезно «насели» на нашего классного руководителя. Нам удалось убедить его в необходимости внутриклассного мероприятия. И он разрешил подготовить нам праздник.

Мы, посовещавшись, решили устроить «новогодний огонёк» с показом теневых спектаклей. Мальчишкам не так стеснительно будет выступать за ширмой. Да и плоские фигурки из бумаги или картона не потребуют в исполнении особого мастерства.

Классный руководитель поделил класс каким-то «случайным методом» (я просила провести жеребьевку, но он не согласился и разделил как-то по-своему). Получились четыре группы по 5 человек (из разных деревень) .

Дети, объединённые в непривычные группы общения, были не в восторге. Но мне того и надо было – пускай учатся взаимодействовать (!).

К каждой группе мы уже сами прикрепили по  1-2 активные мамы. От мам требовалось организовать работу в своих группах так, чтобы она велась в тайне от других ребят.

Семиклассникам были объяснены «технические условия» работы над спектаклем. Нужно было взять любую тему, «разыграв» её на 5-10 минут. И обязательно включить  музыкальное сопровождение.

В мою группу попали 3 мальчика и 2 девочки. Причём из очень разных «слоёв населения». Коренные деревенские и приезжие интеллегенские  :– )))  

Когда в начале года во время приватного разговора мы говорили о необходимости общих дел для ребят, классный руководитель всё вздыхал:

– Что может быть общего у Настеньки (она из приезжей московской  семьи интеллигентов) и Димы (который, не просто из деревенской семьи, а из так называемой – «проблемной»)?

Оказалось, очень даже может быть…

Но в группах темы для спектаклей всё никак не придумывались. Тут я написала на сайт ОТКРЫТЫЙ УРОК письмо с просьбой о помощи [см. в приложении]. (Ещё раз — спасибо, что быстро откликнулись!) [открыть в новой вкладке]

Сначала была уже готова принять предложение о проведении  сценария «здесь и сейчас». Позвонила другим мамам, но те уже вроде чего-то начали придумывать. В результате решили, что приём «здесь и сейчас» оставим как запасной вариант.

Для репетиции мне было удобнее всего «рабочую пятёрку» позвать домой (младшему сыну полгода, а старший — участник группы). Собрались «в тёплой, дружественной обстановке».

Напомню, что у нас в школе учатся дети из разных близлежащих деревень. Школьный автобус возит детей туда и обратно из 9 деревень (до нас до школы он идёт 20 мин).

Около 15.30 вся «рабочая пятёрка» приехала из школы к нам домой.. Из нашего села в моей группе было двое (мой Федя и Дима – «местный хулиган»). Третий мальчик жил от нас за 3 км в сторону Углича (возвращался в 18.00 на рейсовом автобусе). А двух девочек, которые проживали от нас за  3 км и 7 км в сторону Борисоглеба, наш папа отвез после репетиции на своих Жигулях.

Добавлю, что к повседневному преодолению расстояний мы все привыкли. Например, одна из наших задействованных  мама (она курировала 2 группу) живет в своей деревне вообще на отшибе ( от большака 1 км пешком). К ней из их рабочей группы двое ребят пешком в гости ходили (вместе с дорогой до их деревни получилось около 3 км, не очень далеко).

Вся подготовка-репетиция заняла 2,5 часа (вместе с чаепитием). Расходиться никому не хотелось…

Особо отмечу, что сначала ребята нехотя соглашались на показ сказки (вроде как большие уже). Вообще они очень стеснялись друг друга, так как в классе они особо не общаются.

Из детей сам никто ничего так и не смог предложить. Тогда предлагать варианты начала я сама. Рассказывала, как можно инсценировать разные сказки или басни…

Остановились на «Яблоке» В.Сутеева. Его истории вообще удобно показывать, так как он мультипликатор и мыслит (изображает), кто какие совершает действия.

 Фрагмент из книжки В.Сутеева «ЯБЛОКО» (с рисунками автора) 

 

Когда распределили роли, взяли картон и ножницы. И какая тут пошла работа! Каждый нарисовал своего героя (придерживаясь единого мультяшного стиля и ориентируясь на симпатичные рисунки самого автора). Потом старательно вырезал его из картона

К сожалению, фотографии с «огонька» у ребят не получились. Снимали на мобильник, но низкое качество не позволило даже «поделиться в контакте». Поэтому были присланы только сегодняшние фотки домашнего исполнения. На них те самые персонажи из картона, которые сделали сами ребята для представления в Театре ТЕНЕЙ своей миниатюры по Сутеевскому «Яблоку»

Периодически я отвлекалась на младшего ребёнка и выходила из комнаты. Вот тут у них и начинались шутки, импровизация, смех и прочее, и прочее…

 Я поняла, что даже хотя бы ради появления только этих моментов общения уже стоило затевать в нашем классе мороку с «теневым театром»…

Ещё так случайно получилось, что  девочке (в классе не очень уважаемой за её стеснительность и дефекты речи) досталась роль самая большая и ответственная. Когда она от волнения не могла запомнить и без ошибок произнести свои слова, все сначала привычно раздражались. Но она справилась! (А потом даже специально она лишний раз порепетировала свою роль дома).

И это тоже было для всех полезно. Катя переборола стеснение! А ребята приобрели опыт терпения! :–))))

Стену завесили простынёй. Осветили настольной лампой. Несколько раз прогнали сюжет. В конце нашего представления решили  исполнить песню про дружбу (подходила по смыслу сказки).

Единственное мое участие в окончательном варианте нашего спектакля заключалось в том, что я аккомпанировала им на гитаре. Все роли, включая слова автора, дети исполняли сами.

И вот после всего одной встречи мы через две недели показали свой «теневой спектакль» на классном огоньке. Зрители сказали, что было интересно.  Для меня же было важно, что дети общались, преодолевали стеснение, волновались, выступая перед товарищами…

О работе в других группах могу рассказать гораздо меньше.

Во второй пятёрке ответственная мама тоже позвала учеников домой. Предложила сделать инсценировку по музыкальному мультфильму Ю.Мориц  «Большой секрет для маленькой компании». Музыкальное сопровождение (песенки из мультфильма) включали на магнитофоне.

Кукол из бумаги они вырезали очень красивых и аккуратных (видимо, мама сама приложила руку). Мама же и исполняла одну из ролей. Всем понравилось.

В третьей группе ставили изменённую на новогодний лад сказку «Колобок». Мама (она же завуч школы) взяла готовых кукол из школьного реквизита. Музыкальное сопровождение для них исполняла на фортепьяно школьный музработник. Мама образцово громко озвучивала слова автора. За всех других героев играли сами ребята. Получилось по-своему оригинально.

В четвёртой группе за день до показа так и не определились со сценарием. Мы их подбодрили (по телефону). И сказали, что есть вариант «Репки», которая разыгрывается «здесь и сейчас». Поэтому пусть они приходят на праздник и не переживают.

Они взбодрились. Мамы решили взять всё в свои руки. Они были соседками и всю ночь просидели за вырезанием красивых плоских куколок из бумаги. Заодно решили немного изменить сценарий. И на следующий день их пятёрка показала нам свою «Репку» в сопровождении балалайки (мальчик  учится в музыкальной школе).

В их сказке обе мамы озвучивали роли вместе с детьми. Получилось немного предсказуемо, но весело. Я заметила, что зрителям-семиклассникам  было интересно угадывать, кто кого озвучивал за ширмой. В таких творческих проявлениях они воспринимали друг друга впервые.

Параллельно с показами четырёх представлений пили чай с принесенными домашними пирогами (правда некоторые принесли покупные).

Но на этом «огонёк» не кончился. Потом ещё в течении часа пели песни под гитару. Хотя, конечно, громко сказано – пели. Но всем очень хотелось. Хотя большинство не знают слов. Или не могут громко запеть любимую песню.

Выручили, как всегда, песни из детских кинофильмов. Их все знают и поют довольно дружно. Хотя для 7 класса это уже довольно натянутый репертуар.

Предложила ребятам к следующему классному празднику специально разучить песни, которые им нравятся. Например, заранее раздавать тексты одноклассникам, с которыми близко общаются. Или приносить на праздник распечатки текстов. И таким образом к 11-му классу у нас сложится свой «фирменный» репертуар.

Все кивали головами. Никто не возражал. Посмотрим, что получится.

Праздник всем очень понравился этот. Даже вопреки редких сборов в нашем классе, хочется верить, что детям через много лет будет что вспомнить из своей школьной жизни. ;–))))

 фотография с новогоднего чаепития нашего класса (в прошлом году) 

============

п  р  и  л  о  ж  е  н  и  е

16 дек 2014

Вячеслав Михайлович, добрый вечер! Вас беспокоит Аня Замбржицкая из села Давыдово.))
Не могли бы Вы помочь нам своими идеями о том, как провести «театр теней?» Мы (родители 7 класса) решили на новогодний огонек сделать с детьми теневой спектакль. Экран и кулисы у нас есть. Загвоздка со сценариями)))
Мне все больше в голову приходят сюжеты Сутеева, Маршака, Хармса. Но это всё-таки для младших школьников, а у нас шеснадцать 13-летних мальчиков и четверо таких же  девочек…
В идеале, было бы неплохо какую-нибудь песню проинсценировать. Тогда и с выбором музыкального сопровождения возиться не придётся…
Но  опять же ничего не придумывается…
Может быть в Вашей многолетней копилке идей что-нибудь есть для средней школы? Посильное родителям и коротенькое? Будем очень признательны. А то надежды на классного руководителя особой нет.
Классный руководитель у нас, в принципе, хороший. Но он завален дополнительными нагрузками по школе… Сам в прошлом «хулиган» (в деревне все всё знают))), но теперь он главным считает дисциплину.  Мы – особо активные родители – всё пытаемся донести до него, что чем больше у детей будет внеклассной работы (мы готовы ему помогать), тем дисциплина будет лучше. Но внеклассная работа особо не проводится (пару раз в год).
Так вот и живем третий год)). При этом со старшеклассниками у него взаимоотношения легче складываются. Но не ждать же старших классов. Вот и решили что-нибудь сами придумать :–))
Надеемся на ваши подсказки.
С уважением, Анна

 

Из ответного послания Вячеслава Букатова

17 декабря 2014

[ … ] 1. Делать с семиклассниками надо КОЛОБОК. Всё по принципу «здесь-и-сейчас» и сразу все 20 человек.
Подробности, связанные с методикой, см. на сайте: http://www.openlesson.ru/?page_id=10818 

Дополнительно можно заглянуть:  http://www.openlesson.ru/?p=4398      
и на  http://www.openlesson.ru/?p=6767 

2. Если вам захочется устроить предварительные репетиции единого или разных сюжетов, то посмотрите «советы для коллективного сочинения детьми инсценировок» во время подготовки своих представлений, сценок или школьных спектаклей: http://www.openlesson.ru/?p=10550

3. Другой путь – разделить класс на две команды (можно по 10 человек). Одни для пробы репетируют– «Колобок», другие – «Теремок». Но и эти репетиции лучше проводить по методике «здесь-и-сейчас» . А в день показа уже на самом празднике командам сообщается, что теперь за 5-8 минут первые Теремок (с нуля: и декорации, и задумка, и сценарий, и музыкальное оформление – всё на ходу). А вторые – Колобок. То есть – наоборот, чтобы всё делалось на глазах зрителей и с их помощью…

[ … ] Сообщите, на каком варианте ваши энтузиасты-родители остановятся. И как всё получится…

 

 

Из ответного послания Ани Замбржицкой

21 января 2014

Вячеслав Михайлович, здравствуйте!
Как и обещала, высылаю рассказ о том, как мы применили теневой театр на новогоднем огоньке у семиклассников в сельской школе.
К сожалению, фотографии у ребят не получились. Снимали на мобильник, но низкое качество не позволило даже «поделиться в контакте». Поэтому высылаю только сегодняшние фотки домашнего исполнения. На них те самые персонажи из картона, которые сделали самими ребята для представления в Театре ТЕНЕЙ нашей миниатюры по Сутеевскому «Яблоку».
С уважением, Анна

Сам себе РЕЖИССЁРПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ
Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАС

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

Яндекс.Метрика