Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ИЗО (3кл): «СЕЗОН-1»

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…
Узел СВЯЗИФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)

Урок рисования в «сложном» классе // Хроника методических поисков, профессиональных неудач и педагогических обретений, отразившихся в переписке студентки 4 курса художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУМарии Станиславовны Санниковой
с основателем социо/игровой
драмо/герменевтики, доктором педагогических наук 
Вячеславом Михайловичем Букатовым

«СЕЗОН-1»: Зов о помощи

с о д е р ж а н и е

1(1а). {11.03.2015 [8:47]} М.Санникова: Очень нужен совет

1(1б). М. Санникова: О теме «Домашние животные»  в 3 классе и моих предыдущих уроках в 1 и 5 классах

1(2). {11.03.2015 [11:02]} В.Букатов: Дидактическая «неотложка» или О сценарии урока с ДВУМЯ парами коней, городéцком «розане» и мезéнской «пташке» НАД и(или) ПОД ними

 продолжение см.: «СЕЗОН-2» (урок в 5кл) 


Санкт-Петербург. Фрагмент “портика с атлантами” Нового Эрмитажа.
Фотограф: Алла C. (Allasa) 

 ============

1(1а). М.Санникова: Очень нужен совет

11.03.2015 [8:47]
Здравствуйте, Вячеслав Михайлович.

____Пишет Вам студентка четвёртого курса педагогического университета: очень нужен совет.
____В настоящее время я прохожу практику в одной из московских школ и работаю над курсовой на тему «Возможности использования социо/игровой педагогики на уроках ИЗО в начальной и средней школе». К сожалению, мои попытки спланировать и провести экспериментальный урок терпят неудачу. Теоретические знания у меня есть, но очень не хватает практического опыта в планировании социо/игрового урока. Сказывается и недостаток взаимопонимания с постоянной учительницей ИЗО: она скептически относится к некоторым методам социо/игровой педагогики. Чтобы не вступать в конфликт, приходится идти на компромиссы.
____Первый же урок, который я пыталась спланировать и провести в соответствиями с принципами драмо/герменевтики, просто сорвался, скорее всего, из-за моих ошибок. К письму прикреплен отчёт, где я стараюсь не только рассказать об уроке, но и проанализировать причины этой неудачи.
____В ближайшее время хочу провести два урока «для курсовой», в третьем и пятом классах. Оба класса – сложные в плане дисциплины. Прежние мои уроки в этих классах срывались. К тому же у пятого класса непростая тема: надо построить натюрморт из объёмных фигур в перспективе. Вся надежда – на то, что в этот раз я смогу учесть предыдущие ошибки и не потерять контроль над ситуацией.
____Внимательно изучаю материалы, выложенные на Вашем сайте. Разработок по проведению уроков ИЗО слишком мало, и мне просто не на что ориентироваться. Возможно, социо/игровая педагогика не слишком подходит для моего предмета? Большинство игровых приёмов обучения из сборника ориентированы на работу с текстом, а нам надо работать в основном с изображением. Несмотря на выбранную тему курсовой, я с трудом представляю, как можно гармонично соединить драмгерменевтику и уроки изобразительного искусства.
____Мне нужен совет. Я буду очень благодарна, если Вы поможете мне разобраться.

С уважением,
Мария Санникова. 

 

1(1б). М.Санникова:  Об уроке в 3 классе по теме «Домашние животные» и других моих уроках в 1 и 5 классах

  Предыстория

____Практику я прохожу в школе №1206. При распределении по классам мне достались первый и пятый, но потом я дополнительно взяла себе свободный третий.
____При подготовке к урокам у меня были большие ожидания, я мечтала, что буду вести уроки лучше всех.
Первый же урок – в первом классе, на тему «Городецкая роспись» – вызвал у меня глубокое разочарование в себе. Я всё время путалась во время беседы и объяснения. Личный показ получался плохо. Большинству детей явно было скучно, если же кому-то и было интересно (во время самостоятельной работы), то явно не из-за моих усилий.
____В пятом классе было ещё хуже. Меня предупредили, что в этом классе плохая дисциплина. Ребята оказались очень славные, но я не смогла их заинтересовать, они шумели, не слушали объяснений, а кто пытался слушать – тем всё равно ничего не было слышно из-за шума. Рисунок никто за урок не закончил, потому что я не смогла как следует всё показать и объяснить.
____После следующего урока в первом классе, прошедшего лучше, чем предыдущий, но всё равно скучноватого, я решила, что «созрела» для перехода к социо/игровой методике.
____С этой методикой я познакомилась во время зимних каникул – узнала из взятой в библиотеке книжки, заинтересовалась, прочитала большое количество теоретических материалов и решила самовольно, не советуясь с преподавателем, изменить тему своей курсовой работы на связанную с драмо/герменевтикой. Социо/игровой урок мне предстояло провести в любом случае, но я чувствовала неуверенность в себе: обычным методикам меня обучали в университете, а моё знакомство с этой оставалось чисто теоретическим. Я использовала отдельные разминки из сборника игровых упражнений на уроках с первоклассниками, но одно дело – брать какие-то отдельные элементы, и совсем другое – спланировать и провести целый урок.
____Результат первого эксперимента оказался печален: большое количество вложенных усилий и – сокрушительная неудача. Но обо всём по порядку.

Планирование и подготовка

Для проведения социо/игрового урока решено было взять третий класс. Тема предстоящего урока – «Домашние животные». Вид урока – рисование по представлению, по памяти. Цели урока: обогатить и углубить элементарные знания школьников о домашних животных; развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов; воспитывать любовь к животным.
____Я решила, что главным заданием должна быть коллективная работа: на команду выдаётся один большой лист, на котором каждый ученик нарисует своё любимое животное, причём так, чтобы вместе они образовали композицию. Но какие задания следует дать детям, чтобы подготовить их к основной работе?
____В итоге у меня получился следующий план.

  1. В начале урока дети вместе со стульями перебираются поближе к доске и рассаживаются в два ряда. Игра «Волшебная палочка»: тот, кто держит в руках эстафетную палочку – кисточку – смотрит на демонстрируемое изображение лошади и говорит что-нибудь про эту лошадь (белая, скачет, у неё четыре ноги и т. д.) После одного-двух кругов переходим к изображению коровы, потом – кошки. Рассматриваем столько изображений, на сколько хватит времени, отведённого под игру (не более 5 минут).
  1. Разминка «Колечки». Детям объясняются правила: нужно встать в «хороводики» по столько человек, сколько раз ведущий (учитель) хлопает в ладоши. После нескольких циклов учитель хлопает 6 раз, дети собираются в колечки по 6 человек. Им объявляют, что сейчас они поделились на команды, и отправляют за парты, заранее сдвинутые по три буквой «П».
    Команды придумывают себе название.
  1. Даётся следующее задание: придумать и разыграть простую сценку с участием домашних животных (например: коровы пасутся на лугу, собака загоняет кошку на дерево). Одна команда выходит к доске и разыгрывает (беззвучно), другие угадывают, что происходит. И так все команды по очереди. На подготовку даётся 4 минуты.
    Дети готовят и разыгрывают сценки.
  1. После «сценок» проводится разминка «Эхо», чтобы дети успокоились и сосредоточились. Сообщается главное задание: на листе А3 нарисовать композицию с домашними животными.
    В процессе практической работы учитель обходит команды, смотрит, как у них идут дела, помогает, если просят помочь.
  1. Подведение итогов урока. У меня было два варианта действий, чтобы ближе к концу урока выбрать один из них, в зависимости от ситуации.
    Вариант 1: работы вывешиваются на доску, стулья сдвигаются к доске, коллективное обсуждение.
    Вариант 2: команды обмениваются работами, обсуждение, посыльный вывешивает работу на доску и сообщает мнение команды о ней.

____Я нашла в интернете и распечатала несколько хороших цветных изображений домашних животных (в классе есть проектор и экран, но нет никаких занавесок на окнах, и поэтому в солнечные дни на технику лучше не рассчитывать). Распечатки перед уроком были закреплены на обычной доске.
____На перемене перед уроком мы с К.М. (учительницей ИЗО) сдвинули парты по три буквой «П». Надо сказать, К.М. была против того, чтобы ученики третьего класса сами двигали мебель, и я с ней согласилась; но саму идею такой расстановки парт она одобрила.

Как проходил урок

Моей первой ошибкой стало то, что я не обговорила с К.М. ход урока заранее, чтобы можно было рассчитывать на её помощь.

Дети вошли и, как обычно, сели за парты и разложили свои вещи; заметной реакции на непривычную обстановку не было.

В этот момент у нас с учительницей произошёл короткий разговор: она попросила меня не сажать вместе «тех двух мальчиков». Я сказала, что мне надо будет поделить детей на команды с помощью жеребьёвки, но К.М. попросила меня этого не делать, поскольку «они уже разложились, и не надо им всё перетаскивать». Это новое условие заставило меня слегка растеряться, но я решила не спорить.

К.М. представила меня ученикам и сказала, что сейчас у них будет очень интересный и необычный урок.

Поприветствовав класс, я попросила всех взять стулья и сесть перед доской в две шеренги. Они выполнили это довольно быстро и дисциплинированно.

Игру «Волшебная палочка» (см. в нов. вкладке) начали мы с того, что ученики должны были, передавая друг другу кисточку, называть разных домашних животных (чтобы получилось больше ответов, можно было называть отдельно названия самцов, самок и детёнышей).

Дети сразу поняли правила и отнеслись к заданию с энтузиазмом. Если кто-то повторялся, остальные его весело поправляли.

Потом им было предложено рассмотреть изображение кошки (всё-таки кошка более близкое и знакомое животное, чем лошадь) и назвать как можно больше её признаков.

Из-за того, что я не установила ограничения по времени на каждый ответ, игра затянулась. Если ученик надолго задумывался, все ждали его ответа. За пять минут мы успели рассмотреть только два изображения. Время уходило, я попросила учеников вернуться на свои места, решив для себя, что в одной команде будут те, кто оказался за одним «столом».

После того, как все расселись, обнаружилось, что один мальчик сидит один. Я попросила его пересесть к двум ребятам за другим столом – тогда бы получилось три команды по 6 человек и одна в 3 человека, что не так уж плохо. И по реакции К.М. поняла, что посадила вместе тех самых двух мальчиков, которым нельзя было садиться вместе.

Одного из мальчиков поменяли местами с кем-то из другой «команды», урок продолжался.

Я помню, что одна из педагогических составляющих драмо/герменевтики – похвальное поведение учителя. Так вот: моё поведение на этом уроке не было похвальным. Я слишком боялась вступить в конфликт с К.М.

Учительница шепнула мне, что надо заканчивать с играми, а то ребята сейчас совсем разболтаются. Представив, как на фоне этой просьбы будет выглядеть задание со «сценками», я отказалась от идеи провести это задание. Вместо этого сказала, чтобы от каждой команды вышел посыльный и нарисовал на доске какое-нибудь животное. И опять забыла про ограничение по времени.

В это время из класса К.М. вышла, предупредив, что ей надо ненадолго нас покинуть. Этот момент нужно было как-то использовать. Посыльные увлечённо рисовали что-то на доске, класс откровенно скучал. Я начала что-то говорить классу, и тут раздался визг, крики, грохот. Мне понадобилось некоторое время, чтобы понять, что происходит.

Оказалось – два мальчика начали драться. Сцепились всерьёз, не на жизнь, а на смерть.

Я ещё пыталась вернуть контроль над ситуацией. Отдавала какие-то распоряжения. Несколько детей выбежали из класса – звать на помощь кого-то из учителей. Мне пришлось разнимать дерущихся. Как ни странно, после третьего или четвёртого приказа они меня послушались, отпустили другу друга, разошлись в разные стороны, но продолжали выкрикивать взаимные оскорбления.

Пришла их классная руководительница и увела подравшихся. Нам она сказала – продолжать урок.

Дети выглядели расстроенными и напуганными, кто-то чуть не плакал. Я решила, пока К.М. не вернулась, всё-таки разделить их на команды и закончить урок. К тому же ребят надо было как-то успокоить и развеселить. Сказала им выйти к доске, предложила поиграть в «Колечки».

То ли я плохо объясняла, то ли они сейчас не могли нормально воспринимать задания, но игра не задалась: дети стали выстраиваться в один большой хоровод и не понимали, зачем я хлопаю, после повторных объяснений – стали искать тех, с кем сидели за одним столом, чтобы образовать кружок с ними.

В этот момент вернулась К.М. Узнав про случившееся, она попросила всех сесть на места и сказала мне продолжать.

Замысел был окончательно убит. Но урок должен был продолжаться.

Я раздала детям приготовленные листы и предложила разделиться на пары, чтобы у каждых двоих был один лист. Дала задание: нарисовать нескольких животных, собравшихся вместе, и потом рассказать их историю – для чего собрались вместе, что делают.

Одной девочке не хватило пары, я села рядом с ней, стала помогать. Потом обошла столы, посмотрела, кто что рисует.

Так и прошёл остаток урока: они рисовали, я смотрела и немного помогала.

В конце вывесили рисунки на доске, дети рассказывали, у кого что изображено. Рисунки были в основном неумелые и явно незаконченные, некоторые ребята отказались работать красками, другие просто не успели раскрасить всю работу.

Выводы

____Иметь теоретические знания мало, надо уметь их применять. Мне сложно использовать приёмы социо/игровой педагогики из-за недостатка опыта, из-за неуверенности в себе, неумения вовремя сориентироваться в ситуации.
____Анализируя впоследствии свои неудачи, я пришла к выводу, что моя главная проблема в неумении «видеть» класс: слишком сосредотачиваюсь на своих действиях и забываю про класс, не вижу выражения лиц детей, не чувствую их настроя, не замечаю, что происходит в классе.
(Благодаря осознанию этой ошибки у меня получилось провести «хороший урок» у первого класса – по стандартной методике, используя только отдельные социо/игровые элементы. Например, провела вначале урока игру «Волшебная палочка». Правда, первоклассники отнеслись к этому без энтузиазма. Многие просто передавали кисточку соседу, не пытаясь ответить. Возможно, вопрос оказался слишком сложным или «мизансцена» слишком привычной. Ещё на том уроке я разделила ребят на группы с помощью игры «Колечки». Но настоящего командного взаимодействия после этого не было. Хотя первоклассники уроком явно остались довольны – хоть какое-то достижение.)
____К.М. – очень хорошая учительница, она искренне старается мне помочь, но скептически относится к моим планам:
– жеребьёвка не годится, потому что в одной команде могут оказаться те, кто обязательно поссорятся. А перемешивать, пока не достигнем приемлемого состава – слишком долго;
– если для работы с классом использовать «посыльных» от каждой команды, остальные дети начнут баловаться. И дисциплина будет разлажена;
– слишком много игр – плохо, они так у вас совсем разболтаются; достаточно одной игры за урок;
и так далее.
____Я стремлюсь договариваться с ней, находить компромиссы. Например, мы решили, что на следующем уроке я поделю детей на команды с помощью жеребьёвки, а она потихоньку пересадит тех, кому нельзя сидеть вместе. Очень надеюсь, что проблем из-за недостатка взаимопонимания больше не возникнет. 

 

1(2). В.Букатов: Дидактическая «неотложка» или О сценарии урока с ДВУМЯ парами коней, городéцком «розане» и мезéнской «пташке» НАД и(или) ПОД ними

 

 11.03.2015 [11:02]
Уважаемая Мария, спасибо, что вы заинтересовались социо/игровой “режиссурой урока” и при возникновении проблем обращаетесь ко мне. Когда будет время, я обязательно постараюсь подробно ответить на ту кучу вопросов, которые оказались затронутыми в вашем письме-отчёте-“зове о помощи”. [Но вам же нужно получить советы  СРОЧНО. Поэтому я предлагаю либо обсудить всё или по скайпу < bukatov248 > или по мобильнику.]

Основная же проблема у вас в том, что для урока вы берёте слишком большой объём материала. Для начала вам надо научиться руководствоваться принципомне говорить (!), не объяснять (!), не читать лекцию (! – хоть в первом, хоть в пятом классе).

Спрашивать – можно, а объяснять – НЕТ.

Что из учебной темы можно подать в таком стиле? Дилетант скажет, что ничего. А профессионал найдёт  – не сразу, но найдёт – несколько вариантов решений.

Например, «Городецкая роспись». На доске два листа. На каждом по паре коней, бьющих копытом. Они изображены в профиль  мордами друг к дугу.
Пример мезенской росписи

Одна пара коней изображена в технике мезе́нской росписи, другая пара коней − в технике городе́цкой росписи (ситуации «сопоставления» одного материала с другим и ситуации «выбора» часто освобождают обучаемых от назойливых и/или утомительных объяснений) . Обе пары должны быть изображены достаточно крупно (например, на формате А2).

А теперь учитель достаёт «городецкий розан» (размер листа А4 или А3) и «мезенскую пташку» (того же размера). Временно закрепляет их в разных углах доски. Проблема: над какой из пар коней и где – внизу или вверху декоративной композиции – уместно пристроить этот розан и эту пташку?

Желающие ученики выбегают к доске и мелом проводят стрелки, указывающие их мнение. У одних ТУДА, у других СЮДА. (Не учитель объясняет, а сами дети выходят и свои мнения на доске мелом отражают.)
Пример городецкой росписи

Класс считает появившиеся на доске стрелки и результат заносится на доску. Допустим 2:8 или 5:9.

От учителя звучит вопрос ПОЧЕМУ? (не объяснения, не лекция по фольклору, а коротенький вопрос с «двигательным  катализатором» обучаемых) Подростки свои мнения опять выносят на доску. На этот раз – ключевыми словами: красиво, стиль, техника и т д. Учитель (если сочтёт нужным) добавляет мелком другого цвета парочку своих КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ (например, архаичность или многоцветье). И крупно выводит название росписей.

После всего этого звучит задание: нарисовать у себя на листе декоративный орнамент – в стиле мезе́нской или городецкой росписи – с парой коней, розаном или птахой. При такой «режиссуре урока» фронтальных учительских объяснений будет звучать МИНИМУМ…

Когда же ученики узнают вас получше и начнут доверять вам, то есть понимать-слушаться  ВАС с полуслова, тогда уже можно будет и сложность материала увеличивать. И допускать в своей работе не очень длинные звучания каких-нибудь фронтальных объяснений.

Так как вести урок с помощью “объяснения” учителю гораздо проще, чем с помощью авангардно-режиссёрского приёма “молча”, то учителя то и дело будет подмывать, чтобы «перегнуть палку». Но как только это будет случаться, то класс довольно скоро раскусит учительскую халтуру и начнёт ему как-то показывать, что он злоупотребляет  их доверием. То есть вешает им «лапшу на уши», а не занимается «здесь-и-сейчас» их обучением.

 

PS: и ещё, если вдруг у вас «режиссура урока» будет действительно получаться живой, то учительница, почуяв серьёзную конкуренцию своей привычной работе-халтурке, запретит (!) вам появляться в своём классе! или «застрелит» (!!), чтобы вы ей глаза не мозолили…

ИЛИ станет – в жизни чего не бывает – вашим ЕДИНОМЫШЛЕННИКОМ, СОРАТНИКОМ, СОТРУДНИКОМ. И вы тогда в «четыре руки» будете образовывать современных ершистых деток, облагораживая их «художественно-эстетической деятельностью» (как то и предусматривается в ФГОСах, нового поколения…).

Вячеслав Букатов 

PPS: ещё раз напоминаю о возможности побеседовать по скайпу.

 

Продолжение см. «СЕЗОН2»: восторженный отчёт Марии
о своём социо/игровом уроке у пятиклассников
по теме «Натюрморт»

============

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…
Узел СВЯЗИФОРУМ → Материалы для ОБСУЖДЕНИЯ (большой «круглый стол»)

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика