меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Пропедевтика ЛЮБВИ к математике (5кл)

Сам себе РЕЖИССЁРМАТЕМАТИКА


МОУ «Оболенская  СОШ»
22 сентября 2015 г.
Травина Ольга Павловна

.

Пропедевтика ЛЮБВИ
пятиклассников к урокам математики

Урок математики  в 5 классе (45 минут, во вторник – второй по счёту)

 Тема «Прямая, отрезок, луч»
.


Пропеде́втика (от др.-греч. προπαιδεύωпредварительно обучаю) — введение в какую-либо науку, предшествующее более глубокому изучению предмета // Словарь иностранных слов

Здравствуйте, Вячеслав Михайлович! Это Оболенск: Ольга Павловна Травина и Людмила Петровна Аншукова. В прошлом году мы не прислали ни одного рассказа про интересные уроки. Было недосуг, да и классы: 9,10,11 (с ними не очень-то напридумываешь)…

А в этом году у Ольги Павловны пятиклашки. Проходят азы. Она старается вести уроки так, чтобы «ловить 133 зайца», то есть проводит уроки с «заделом на будущее». В этом ей помогают ТРИ «золотых правила». И я, своими фотками фиксируя урок, тоже стараюсь помогать ей по мере сил. Людмила Петровна

 PS: Пятиклассникам такие уроки нравятся очень. Решила Вам об одном из них написать. Может быть,  что-нибудь и ещё подскажете. Всегда очень прислушиваюсь к Вашим замечаниям.  С уважением, Ольга Павловна

Урок проводился на улице. Было очень тепло. Сначала встали парами и несколько конов поиграли «в ручеёк». А потом каждый «берег» объединился в две группы. Получилось четыре группы: три – по пять человека и одна группа из четырёх человек.

Классная пропедевтика: Играем в ручейки

Пятиклассники сразу поняли, кто такой «посыльный» и как его выбирать (в начальной школе они часто работали «малыми группами»). Дальше все мои задания сообщались группам через сменяемых посыльных.

Первое задание было такое: придумать НАЗВАНИЕ команды. Оно должно быть связано с математикой. И его нужно было как-нибудь обыграть. Времени на выполнение – 2 мин.

Выполнили задание быстро (но пока без особой фантазии). Были выбраны названия: «плюсы», «луч», «число» и «буквы».  Чтобы выяснить, кто начнёт показывать – «мерялись по палке».

Сможет удержать или нет ?.. [выбор водящего способом «Измеряться по палке»]

Сначала команды не смогли показать ничего толкового. После моей подсказки «плюсы» что-то изобразили. И их уже можно было отгадать…

Разве не понятно, что у нас плюсы получились ?..

Для нового задания посыльные тянули листочки (заранее заготовлены). На них римскими цифрами было записано два числа (на всех листках одинаковые). Первое из написанных чисел надо было написать мелом на асфальте (мел был приготовлен), а второе число — изобразить, используя подручный материал.

Команды разошлись на приличное расстояние, договорившись, что при готовности вся команда будет дружно махать руками и пришлёт посыльного в условное место.  Времени на выполнение — 7 мин.

В каждой команде задание увлекло всех. Стали что-то искать, что-то сооружать на асфальте… Я отправилась посмотреть, но вернулась, потому что сразу стали приставать – а мы так делаем? – зачем же мне им мешать?!

Вот и рябина пригодилась

Через какое-то время посыльные стали собираться в условленном месте. А я порадовалась тому, что детки не забыли о договорённости в правилах нашего общения. Только от одной команды посыльный пришёл после того, как все в той команде увидели, что остальные уже собрались.

Мы готовы !

Продолжение задания: выбрать в своей команде «охранника». Оставить его около своих сооружений, а всем остальным подойти к учителю.

Когда команды собрались, то по считалочке выяснили, которая из них будет первой и пошли смотреть их работу. Выяснилось, что эта команда и первое число написала правильно, и второе число выложила из камешков правильно. Да так  аккуратно!

Забрали «охранника» и пошли проверять команды дальше. Следующая команда тоже сложила число тоже из камушков, но уже небрежнее, чем первая. Это все дети увидели сразу. И сразу же все стали высказывать своё мнение (никто не отмалчивался).

Третья команда сложила число из… ягод рябины! Получилось очень оригинально и красиво. Всем это очень понравилось.

А четвёртая команда использовала палочки и листики. Получилось тоже очень здорово.

А потом мы пошли на другое место действия. По дороге членам команды нужно было распределить между собой порядковые номера.

Пришли, встали группами. И тут я предложила деткам с номерами 1 и 3 перейти в соседнюю команду. Для них это было весьма неожиданно. Удивлялись, смеялись, радовались встрече. Так у нас поменялся состав всех групп.

Новое задание: из «природных материалов» построить: ТОЧКУ, ПРЯМУЮ, ЛУЧ, ДВЕ ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ ПРЯМЫЕ.  И опять им было интересно. Все выдумывали что-то новое…

Мозговой штурм: Как бы это изобразить….

У всех получилось отлично! Для «точек» использовали листики, камешки, ягодки. «Прямые» изображали травинками, палочками, веточками.

Опять всё отправились смотреть. Удивлялись, сравнили, исправили ошибки (а они были!..).

У нас ещё осталось немного времени. Я предложила показать инсценировку скорости сближения при движении  навстречу и скорости удаления при движении в противоположные стороны. Добровольцы нашлись сразу. Я вручила им большую метровую линейку, которую специально прихватила с собой.  Измерили длину шагов. Ходили, объясняли, спорили, предлагали. Было весело!

В класс возвращались румяными и довольными.

Перед возвращением в школу. Фотография на память о «классном уроке» математики

Для просмотра
нажать на выбранный фото-ярлычок или


 

Реплика-комментарий Вячеслава Букатова 

Для неспешного погружения класса, дорогая Ольга Петровна, в пучины математики и знакомства учеников с ударным темпо/ритмом (в котором они обычно с лёгкостью начинают работать на ваших уроках) – выбранный вами путь – «Экскурсия за угол» – логичен, разумен и весьма результативен.
«133 зайца» – налицо (среди «пойманных» зайцев два особо жирных: один – связан со здоровьесберегающей педагогикой; другой – с формированием любви (интереса, увлечения, неравнодушия) к математике.
Для дальнейшей шлифовки вашего замечательного мастерства могу дать такой совет. Из списка 1-го («делового»)  раздела Сборника игровых приёмов выпишите приёмы, которые как бы «не подходят» к вашим урокам (или если и подходят, то «руки никак не доходили»). Список пристройте на видное место, чтоб глаза мозолил. И по одному начинайте «игровые приёмы обучения» из этого списка вставлять в свою «режиссуру урока».
Добавлю, что можно обратить внимание и на третий раздел сборника игровых заданий: Задания для ТВОРЧЕСКОГО самоутверждения. Тогда у вас глядишь и начнут появляться такие «творческие» задания, как ШУМЫ или Озвучивание (и наверняка не только по отношению к «заданным условиям» учебных задач).
Так что, уважаемые Ольга Павловна и Людмила Петровна, с пожеланием очередных творческих успехов и ожиданием новых рассказов и фотографий о своих достижениях в «режиссуре урока» и случающихся проблемах, просчётов и недоразумениях — Вячеслав Букатов

Сам себе РЕЖИССЁРМАТЕМАТИКА

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  


*

Яндекс.Метрика