Сам себе РЕЖИССЁР → МАТЕМАТИКА
МОУ “Оболенская СОШ” Московская обл. учитель математики Травина Ольга Павловна Поиск «обыкновенных дробей» на страницах местной газеты Урок математики // 17 учеников //декабрь 2015 |
Уважаемый Вячеслав Михайлович, расскажу о том, как в 5 классе прошла часть одного из уроков по теме “Обыкновенные дроби”. Класс учится по учебнику “Математика 5 кл.” (авторы: И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович). Урок проходил 2 декабря 2015. В классе в этот день было 17 человек.
Первые 15 минут урока были потрачены на традиционные виды работы. А затем класс объединился в группы. Сделали это так: ученики вспомнили две последние цифры своего номера мобильного телефона и построились в порядке возрастания этих чисел. Потом рассчитались на “первый – четвёртый”. Первые номера – одна группа, вторые – вторая и т.д. Получилось четыре группы.
Первая группа отошла к окну, вторая – к двери, третья – к доске, четвёртая – в левый угол. Обсудили, где разместится их группа. Сдвинули столы так, чтобы группе удобно было работать. Перенесли свои вещи, приготовились к работе.
Делали всё с охотой. И столы-стулья переставляли, и вещи переносили. И усаживались вокруг общего для каждой команды стола. О готовности к работе команды сообщали «дружным хлопком». Не у всех сразу получилось дружно, так что пришлось похлопать в ладоши… Но всё-таки потом получилось!
(Надо было бы предложить группам придумать себе название и записать его на доске. Но я забыла это сделать…)
Команды прислали посыльных, и я дала им по одинаковому экземпляру местной многостраничной газеты: «Моя информационная газета». В каждую команду – по номеру от 26 ноября 2015.
Задание: выяснить, какую часть газеты занимают «Частные объявления»? Ответ записать на доске. Времени на это – 1 мин.
Этого времени многовато, конечно. Но ребята ведь начали газеты листать, рассматривать, что-то читать…
Через какое-то время на доске появились дроби (то есть ответы). Две дроби оказались одинаковыми, а ещё две – разными. «Всем миром» попросили Артёма рассказать, как получилась дробь у их. Артём был уверен в правильности ответа, полученного в их команде. Он охотно всё объяснил. И даже показал на самой газете.
Слушали внимательно. Потом удивлялись на свои ошибки.
Следующее задание: какую часть газеты занимает телепрограмма? Записать ответы на доске. На выполнение – 30 сек.
Все команды в отведённое время уложились. Записали все правильно.
Новое задание: какую часть газеты занимает рассказ о селе Подмоклово? Ответ записать двумя способами. На выполнение – 30 сек.
Листали, обсуждали, о чём-то договаривались. Ответом были дроби 2/12 и 1/6 . До записи первой дроби додумались все. А вот до второго варианта у многих дело не дошло…
Зато, когда увидели на доске запись второго варианта, то сразу всё поняли. Очень хорошо! Ведь здесь пришлось вспомнить о сокращении дробей.
Следующее задание: рассказ о селе Подмоклово занимает страницу 4-ю и 5-ю. Какую часть 4-ой страницы занимает портрет князя Г.Ф. Долгорукого?
Это задание оказалось для ребят непростым. Как-то все рабочие группки притихли, сосредоточились.
Интересно было наблюдать за их поисками ответа. Одна из групп взяла листок бумаги размером с фотографию и стала этот листок прикладывать к странице.
Другие пытались что-то чертить. Очень явно просматривалась занятость всех общим и непростым делом.
А потом в одной из групп достали линейку. И я услышала слова: «Надо сравнить площади!».
И тут из других групп ребята тоже «ушки навострили». Все стали вычислять площади, что-то записывать. Было уже даже не очень важно правильно вычислят эти площади или нет. Ведь кто-то додумался до этого сам и класс поддержал решение, оценив его достоинство и добровольно взяв его в свой арсенал…
То есть мне кажется, что на этом уроке многие сделали для себя какие-то открытия. Ну а я помогла пятиклассникам расширить свои представление о дробях и об окружающем нас мире.
А отметки выставляли команде, определённой «по жребию»(!). Сначала выбрали в командах «самого – самого». Вышли три мальчика и одна девочка. Как именно группы выбирали своего «самого- самого» – осталось тайной, мы про это не спрашивали.
Вышедшим было предложено посоревноваться в ловкости – как можно дальше прыгнуть с места!..
Задание понравилось! Прыгнули…(конечно, девочка «проиграла»). Тут я предложила выставить отметки за работу на уроке только той команде, чей представитель сегодня был менее ловок и прыгнул… ближе(!) всех. Удивились, но согласились. Всем членам её команды сообща были поставлены отметки (на уроке работа команды была слаженной, поэтому и отметки в журнале появились неплохие).
А потом сами пятиклассники предложили дополнительно выставить, во-первых, отметки и той команде, откуда был победитель «соревнования по прыжкам». А во-вторых, – Артёму, который понятно объяснял первое задание. Так мы и сделали.
Ребятам на уроке работать со страницами местной газеты понравилось. Им явно было интересно.
Сам себе РЕЖИССЁР → МАТЕМАТИКА
___________________________________
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…
ВячеславБукатов
Ольга Павловна!
Совершенно случайно (а может быть и нет) нашла Ваш материал.
Прочитала с большим интересом.
Думаю, что Вы не будете возражать, если подобным образом
поэкспериментирую и я.
Мы тоже учим дроби! Постараемся и в “режиссуре урока” 🙂
Спасибо Вам за интересный и подробный отчёт.