меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

АРТсия-2015

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические МАСТЕРСКИЕИз ПРАКТИКИ современного театрального образования → Театральные смены в ЛЕТНЕМ лагере
[2] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаОткрытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»


 

А.П. Ершовакандидат педагогических наук, научный консультант НОЧУ «Хорошевская прогимназия», 587 СОШ г. Москвы
Е.А. Аккуратовакандидат педагогических наук, заместитель директора по проектно-программной деятельности НОЧУ «Хорошёвская прогимназия»

Подробный отчет о проведении арт-проекта Карельской летней театральной академии «АРТсия»

21 июня-2 июля 2015 года


Арт-проект  «АРТсия-2015» был организован НОЧУ «Хорошёвская прогимназия», прошел на базе «Русский север» (в местечке Лососинное, что недалеко от города Петрозаводска), и был посвящен творчеству Н.В. Гоголя 

 

По отзывам некоторых зрителей, видевших и другие спектакли Театральной академии, гоголевский сезон «АРТсии-2015» был оказывается самым лучшим

 

Е.А. Аккуратова:

В арт-проекте «АРТсия 2015», приняли участие 60 человек из них 10 – Хорошкольцы (8 сотрудников, 2 ребенка). 

исходное
и 
тради-
ционное
задание
КРУГ

[день первый]

Нашей исходно-рабочей задачей было открыть в Гоголе юмор. Мы делали комедию! Ещё из приоритетных задач – а) работа с языком: эпитеты, синонимы и др.; б) как увидеть, что Н. В. Гоголь как-то по особому ведёт повествование, то есть «хорошо пишет»? в) как подобные взгляды могут открывать для себя дети?; г) и т.д.  …

И родилось у А.П. Ершовой социо/игровое задание «неожиданное слово»…

А уже во время проекта появилась и решалась дополнительная задача – технологическая, актерская: из чего делается актерская игра.

 Комментарий А.П. Ершовой 

Работа над проектом началась зимой в Москве. Мы (Александра Петровна, Владислав Костюк и Елена Аккуратова – Е.А.) собирались по воскресеньям и думали, как загнать детей в «тупики», которые ставит перед читателем Гоголь. В «тупики», которые ждет читатель при знакомстве с творчеством Гоголя. Общеизвестно, что Николай Васильевич был любимейшим писателем М. Булгакова, И. Бунина, например. Встает вопрос, почему современные школьники не все оценивают и любят творчество Николая Васильевича Гоголя? Почему подростки «тягостно» проходят в школе произведения «Мертвые души» и даже «Тарас Бульба»? Перед нами стояла задача открыть специфику красоту Гоголя для всех, кто принимает участие в работе. Что такое открыть Гоголя, Пушкина? Сделать детям интересным чтение их произведений, а не наши взрослые рассказы, кто такой Гоголь и что он написал. Для нас очень дорого высказывание зрителя в ФБ, что после лагеря дети «как подорванные» читают.

В этом лагере, как и в других, ночные чтения расширяли круг знакомства детей с текстом Н.В. Гоголя. В одном из писем во время организованной в последние дни лагеря «Почты» было письмо от ребенка с просьбой больше рассказывать о биографии Гоголя. Работа с творчеством Гоголя не кончается лагерем, и у нас нет обольщения, что мы что-то окончательно в этом смысле сделали, но в наших силах повернуть детей лицом в книжке, чтобы участники смогли открыть для себя возможность разного толкования текстов и приходить на спектакль «Ревизор» в разные театры. Театр превращает слова в живую жизнь, он предназначен для разного толкования слов авторов, и за словами нет однозначности жизни.

Е.А. Аккуратова:

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Незадолго до отъезда в Карелию, некоторые москвичи, будущие участники смены, собрались у памятника Н.В. Гоголю на Никитском бульваре. Под руководством А.П. Ершовой выполняли разные задания: копировали позу Николая Васильевича и позы персонажей из его произведений («Ревизор» и «Мертвые души») которые изобразил скульптор Андреев на барельефах памятника, пытались предположить, о чем задумался Гоголь, в каком он весе и мобилизации? А затем все это на первом занятии в Артсии показали всем остальным участникам, и те уже копировали нас. И это задание –«копировать» стало главным на весь первый день жизни в лагере. Поза «Памятник Гоголю» в исполнении трех юношей плавно перешла позднее в спектакль. Она соединилась с фразой из финала «Мертвых душ». «Русь, куда ж несешься ты? – спрашивал один «памятник», после того как гром прервал действие толпы жонглирующих по всему залу подростков («сценой» у нас был сам большой зал клуба, а зрители – то есть «зрительный зал» со стульями – располагались на сцене и под сценой). – Дай ответ!, – вопрошал другой «памятник». Народная пляска, веселый хоровод…. и опять гром – Не даёт ответа! – возвещал третий памятник.

На «первом круге» (подробности и методику этого задания см.: 1) Полукруг по алфавиту (имён, фамилий или номеров: домов, квартир и т.д.) или 2) Опыт постановки с детьми мегаСПЕКТАКЛЯ на тему архивных писем «из культурного наследия») одно из важнейших заданий было: шаг вперед тот, кто что-либо знает про Н.В. Гоголя. Это задание затем повторялось в течение лагеря с вопросом: кто узнал что-то новое про Н.В. Гоголя в лагере?

Задание на вечер первого дня: группам (взрослым – одна картина на 17 человек) выданы репродукции картин П.А. Федотова. Задано: распределить, кто кого на картине будет копировать, и показать «живую» картину вечером. Сюжеты на картинах такие: «Офицерская передняя», «Кончина Фидельдки». «Следствие кончины Фидельки» «Мышеловка (Бедной девушке краса – смертная коса)», «Художник, женившийся без приданного, в надежде на свой талант»

работа
над «копией» 

по репродукции
с картины 

П.А. Федотова [день первый]

ВЕЧЕР ПЕРВОГО ДНЯ. «Круг» по месяцам рождения: так выясняется, что у нас в смене есть один именинник… «Картины» собрались вместе и им предлагается спеть хором куплет песни, кто поет веселее и дружнее – тот первый показывает домашнюю работу. Так составляется порядок выступлений. Задание для зрителей – скопировать одного персонажа. Смотрим копии. Затем исполнители показывают на пальцах – сколько человек его скопировало. Копировальщики подходят к оригиналу и выясняют – что точно, что делали не точно, затем показывают ещё раз.

Второе задание вечернего показа: прорепетировать «здесь и сейчас» и сыграть момент «до» и момент «после» картины. Зрители смотрят за тем человеком, которого копировали в данной картине и голосуют на пальцах с закрытыми глазами: если ничего не увидел – показывают «ноль», если «очень интересно» – плюс из пальцев, если «совсем не туда» – минус. Участники показа картин считают свои плюсы и минусы и показывают на пальцах – сколько у них чего.

А в 10 часов вечера в этот день был третий круг, на который было задание прийти с телефонами или фонариками и вспомнить человека, который воевал. Дело в том, что наша смена началась 21 июня, и это когда-то был последний мирный день в нашей стране. Мы решили отметить день памяти начала войны. Каждый вспомнил человека, которого знает и который воевал, и по алфавиту первой буквы фамилии все встали в круг. Затем по кругу каждый называл этого человека и на секундочку зажигал телефон или фонарик. «Ночная таблетка» (так называется в «Артсии» чтение книг взрослыми в каждой комнате перед сном) в этот день рассказывала личные истории о войне и людях прошедших войну. Так закончился наш первый рабочий день.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. Утро. Началась работа с текстом. Формируются группы из трёх человек (по хлопкам — см.: Колечки), взрослые – со взрослыми, дети – с детьми. Каждая группа получает ксерокопию страницы из книги «Мертвые души», часть страницы занимает картинка, часть – текст. Найти в тексте фразу с неожиданным словом. Затем придумать позу, в которой эти фразы будут звучать. Выходить и хором в этих позах читать всю фразу, кроме «неожиданного слова», делая паузу вместо этого слова. Другие группы придумывают, какие слова можно вставить в эту паузу. Затем вызывается группа придумавшая слово, она встает сзади говорящих, копирует их позы и в тот момент, когда наступает пауза, шепчет в ухо говорящим свое слово: каждому исполнителю. Если слово Гоголя угадано, то говорящая группа называет это слово, если нет – молчит, пропуская неожиданное слово, и заканчивает фразу.
 Комментарий А.П. Ершовой 

Выбор «загаданного слова» подростками был для нас взрослых неожиданным. Например, в предложении, где было словосочетание «дама приятная во всех отношениях», пропущенным было слово «приятная», я бы выбрала «во всех отношениях». Нам выбранные участниками неожиданные слова не казались самыми сочными словами в тексте Гоголя, но детям угадывать и их было очень интересно.

Кроме того заранее была задумана работа с синонимами и антонимами к словам в текстах Гоголя. Она стала заданием для всего круга. Что обрадовало? То, что повторов в этой работе было очень мало. Например, задано было придумать синоним к слову «разговор». Потрясающие слова были найдены (и гоголевские в том числе: толки!). Завершилась эта работа заданием найти прилагательное на букву М к слову «души».

Е.А. Аккуратова:

Следующее задание утренней репетиции. Круг по прилагательному, подобранному к слову «весельчак» (затем эти слова нужно было написать на бумаге и повесить на дверь своей комнаты) назывались (например) такие слова: задорный, невинный, ленивый, неукротимый, небрежный, хитрюга – весельчак.

Деление на группы. Собралось 7 групп по 6 человек и группа взрослых. Задание группе – хором дружно спеть песню, тот, кто спел – получает фразу, разрезанную на слова.

Фразы были такие (тексты приводятся по изданию: Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в одном  томе. – М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2013. – 1231 с.):

«Глазам наших путешественников начал уже открываться Псёл; издали уже веяло прохладою, которая казалась ощутительнее после томительного, разрушающего жара». («Сорочинская ярмарка» стр. 2)

«Не мудрено, однако ж, и смерзнуть тому, кто толкался от утра до утра в аду, где, как известно, не так холодно, как у нас зимою, и где, надевши колпак и ставши перед очагом, будто в самом деле кухмистр, поджаривал он грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на рождество колбасу».

«Его забавляло до крайности, как черт чихал и кашлял, когда он снимал с шеи кипарисный крестик и подносил к нему». («Ночь перед рождеством» Стр. 83)

«Свинья, прохаживавшаяся по двору с шестнадцатью поросенками, подняла вверх с испытующим видом свое рыло и хрюкнула громче обыкновенного». («Иван Федорович  Шпонька и его тётушка», 121 стр.)

«Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский, – все это было ему по плечу». («Тарас Бульба», стр. 157)

«Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». («Тарас Бульба», стр. 161)

«Тут было много тех офицеров, которые потом отличались в королевских войсках; тут было множество образовавшихся опытных партизанов, которые имели благородное убеждение мыслить, что все равно, где бы ни воевать, только бы воевать, потому что неприлично благородному человеку быть без битвы». («Тарас Бульба», стр. 167)

Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека. («Мертвые души» стр. 603)

Сложили фразу, сравнили с оригиналом. Задания: читать «как один человек», читать «с разными ударными словами». Выбрать позу на картинке (по стенам предварительно были развешаны ксерокопии иллюстраций к книге «Мертвые души» 1,2 тома). В позах с этих картин прочитать свою фразу (так, чтоб поза была живой, а не просто «замерев») для всех.

Круг по прилагательному к слову «невежда». Придумали, например, такие определения: кроткий, нахальный, неумолимый, безнадёжный, невменяемый, невообразимый, грозный – невежда. Для групп (по 8 человек) задание на вечер. Инсценировка без слов текста финала поэмы «Мертвые души», начиная со слов «Какой же русский не любит быстрой езды…»

ВЕЧЕР ВТОРОГО ДНЯ. Показ домашнего задания на «Вечернем бенефисе» (так называется вечернее занятие) удивил всех. Все эскизы (кроме одного) вошли затем в спектакль, почти без доделок (у одной композиции мы попросили изменить начало, сделать не «кабак», а «выход из кабака»); идеи взрослых тоже затем использовали в спектакле – «одинокий человек в поле», «крутящиеся руки сорока исполнителей как оси колес» «гром» и др.

 Комментарий А.П. Ершовой 

Вся работа, выполненная утром второго дня, подготавливала самобытность исполнительских проб вечерних воплощений. Все шесть групп показали непохожие друг на друга решения.

работа
малой группы

над эскизом
«Птица-тройка»

[день второй]

Е.А. Аккуратова:

А ещё до начала рабочего круга Александра Петровна собрала всех детей в тесный кружок и шёпотом поговорила о том, что такое комедия и трагедия, и как играть «оценку». Круг на вечернем занятии строился по принципу «придумай синоним к слову «бежать» и вставай по алфавиту первых букв этих слов. А затем скажи это слово соседу справа и пусть он его сейчас же сделает.

После показа домашнего задания участники группы бежали по одному в разные группы и собирали советы: как улучшить эскиз. Затем все получили время на доработку и снова показали. На общем кругу в конце Александра Петровна организовала такую работу: группа кланяется тем, кто давал ей советы, остальные ей хлопают и так все группы по кругу.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ, УТРО. В работе – реплики Хлестакова из пьесы «Ревизор», так называемая сцена «вранья». Круг по прилагательным, начинающимся на букву «М» (затем эти слова вывесить на дверь). По хлопкам разбились на тройки: к мальчику должны прибежать 2 девочки. Получили тексты:

«Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» — «Да так, брат, — отвечает, бывало, — так как-то все…» Большой оригинал».

«На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку — пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах».

«Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже».

«А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж… ж… ж… Иной раз и министр… Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев. Мне даже на пакетах пишут: «ваше превосходительство».

«Иван Александрович ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдет до государя, ну да и послужной список тоже… «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!..»

«О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится».

 «Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого… я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам.» Я везде, везде».

«Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш… (Поскальзывается и чуть-чуть не шлепается на пол, но с почтением поддерживается чиновниками.)»

 «Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, — куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место?»

« Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича».

 «С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу».

«Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем. После уже офицер, который мне очень знаком, говорит мне: «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего».

 «Я не люблю церемонии. Напротив, я даже всегда стараюсь проскользнуть незаметно. Но никак нельзя скрыться, никак нельзя!»

Затем необходимо было понять порядок, в каком говорятся эти реплики, для этого нужно было найти свой кусок в тексте пьесы и встать группами по порядку произнесения.

один из эскизов на тему

«Птица-тройка»

[день второй]

 

В каждой реплике по три предложения. В тройке: один человек – режиссер, придумывающий поведение персонажей (он же и слушающий затем Хлестакова), другой – Хлестаков, а третий – «соблазнитель», чертик, который нашёптывает Хлестакову в ухо, что тому сказать, но Хлестаков должен сыграть так, как будто каждая новая фраза (предложение) – это для него открытие. Тройки репетируют три варианта своего эпизода, меняясь при этом по кругу ролями: Режиссер, Соблазнитель, Хлестаков. Тройки собираются в шестёрки и показывают друг другу свой лучший вариант, от шестерки для общего показа самими участниками выбирается один вариант.

Тройки стоят в круге, мальчики переходят по кругу к другим девочкам, образуются новые тройки и получают отрывок, где Хлестаков обхаживает Марью Антоновну. Задано: разбиться в группах на режиссера и исполнителей, затем поменяться и показать лучший вариант из трех. Задание актерское: сыграть отрывок так, чтоб у зрителя было ощущение, что слова приходят в голову персонажей неожиданно.

Домашнее задание на вечер – улучшить отрывки про «любовь» и «враньё».

ВЕЧЕР ТРЕТЬЕГО ДНЯ. Круг по алфавиту первых букв ремарок. В круге шепчем на ушко свою ремарку соседу. Играем эти ремарки все одновременно, а затем через двух на третьего произносим с этой ремаркой фразу «Какой же русский не любит быстрой езды…»

Просмотр домашнего задания показал, как мы глубоко ошиблись в том, что дали детям задание доделать отрывки самостоятельно. Отрывки потеряли всю ту прелесть, которая была на утреннем показе. Это стало одной из причин, почему пришлось отказаться от идеи включить в будущий спектакль персонажа черта-соблазнителя, который присутствует в произведениях Николая Васильевича.

Идею как включить «соблазнителя» в действие спектакля мы проверили в этот вечер ещё на одном задании. Группы по 4 человека. 10 листов с отрывками из пьесы «Ревизор». В отрывке заняты два человека, двое других – «соблазнители». Когда в каждой группе участники договорилась, кто у них в группе первый, второй… четвертый работник им было дано задание: нечетные номера это персонажи, четные – «соблазнители». «Соблазнители» вызываются в центр зала, им дается дополнительное задание. Придумать ремарки и шептать в ухо персонажу – как он должен сказать свою последующую фразу. Сколько предложений – столько должно быть ремарок.

Перед выступлением мы дали тем, кто работал «соблазнителями» приготовленные заранее нами ремарки. То есть исполнители во время показа не знали, что им будут шептать «соблазнители».

«Ревизор»
Марья Антоновна
и Хлестаков:
«Хотел бы быть
платочком»

сзади – «соблазнитель»

[день – третий]

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ (утро 24.06.15). Поясню, что на художественно-педагогическом совете (предыдущего вечера)  мы решили, что юным актерам необходимо дать инструмент, с помощью которого они могли бы самостоятельно работать над отрывками. В актерской технике П.М. Ершова – это «рычаги наступления».

Итак, работа началась как обычно с построения круга. Круг по своей фразе из произведений Н.В. Гоголя, которую вечером выписал на бумажку и повесил на дверь (во время ночных «таблеток», детям дано задание: выписывать понравившиеся фразы и вешать бумажки на дверь, некоторые участники стараются красиво оформить свои надписи, а некоторые – пишут на клочках и обрывках бумажек). Шаг вперед те, кто что-то узнал про Н. В. Гоголя новое в лагере.

Работа с рычагами началась в общем круге. Александра Петровна рассказала про рычаги «выше, громче, крупнее». А потом пробовали говорить одну фразу так, чтобы каждый последующий говорил громче предыдущего, следующий – громче своего предыдущего и так далее до предела громкости или тихости, потом другой рычаг от «мелкого к крупному», затем – от «высокого к низкому» и наоборот. Разбились на тройки и в тройках нужно вспомнить любой текст (не Гоголя), стихотворение, которое знаешь наизусть и в нём не меньше 3-х предложений. И теперь каждый тренирует «рычаги наступления» и говорит каждое последующее предложение громче или крупнее или выше, но только не относительно партнера, а относительно себя, а двое других его проверяют. Когда потренировались – необходимо сдать экзамен взрослым.

Снова круг по ремаркам, сказать ремарку партнеру, партнёр ремарку воплощает в действии – сначала все исполнители делают одновременно без слов или с междометиями, а затем по кругу на одном и том же тексте из пьесы «Ревизор» – «Дайте их мне взаймы».

Группы получают тексты из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Задание найти в зале картинку, не обязательно очень подходящую, (там висят копии страниц из книги с иллюстрациями к «Мертвым душам»), которая станет отправной точкой вашего отрывка (повторяя «позу» картинки нужно начинать свой отрывок), а дальше в отрывке все должно двигаться по принципу «выше, громче, крупнее».

 Комментарий А.П. Ершовой 

Так у детей появилась и в дальнейшем закрепилась способность разнообразно работать собственным телом. Мы ушли от «скучно стоящего» от «однообразно говорящего» исполнителя. С помощью работы над рычагами наступления появились высокие и низкие ноты, согнутые и разнообразные тела. Тело и речь подсказывали интуитивно разнообразное действие.

А.П Ершова
по-секрету
рассказывает,
что  мы ставим… комедию!..

[вечер второго дня]

Е.А. Аккуратова:

Во время показа зрителям было дано задание вставать, и стоять, если в отрывке две фразы сказаны «на одном месте», без развития («болото»), если больше двух, трех фраз «на одном месте» замеченных зрителями – отрывок прогонялся со сцены, пере показывался в конце занятия. Кроме этого, после просмотра отрывка зрителям нужно было найти ту картинку, которую использовали для начальных поз исполнители.

Задание на вечер. Картинка («поза») остается та же, а отрывки меняются по кругу.

Эпизоды для работы были выбраны следующие: «Чичиков и Коробочка» — два отрывка, «Чичиков и Ноздрев» – два отрывка, «Осип и девка Пелагея», «Чичиков, Манилов и Манилова», «Чичиков и Собакевич», «дама просто приятная и дама приятная во всех отношениях» – три отрывка. В запасе оставалось некоторое количество отрывков, которые можно было добавить.

Каждый выбранный нами отрывок из Мертвых душ» репетируется в двумя или тремя разными группами, то есть участники имеют возможность увидеть разные варианты исполнения одного и того же текста.

Причем в этот раз мы старались распределять исполнителям отрывки так, чтобы мальчики могли играть мужские роли, а девочки – женские, если женских ролей не хватало, тогда мужской отрывок (две мужских роли) играли женщины. При этом распределение отрывков на дневном круге было сделано так, чтобы в отрывок исполнители попадали случайным образом. Например. В отрывке две мужских роли, выбираются любые два мальчика стоящие в круге по часовой стрелке, в следующем отрывке одна мужская и одна женская роль – значит, тот, кто следующий в круге идет соответствующего пола, им отдается этот отрывок, и так пока не дойдем до конца.

Нужно сказать, что такого сложного способа распределения отрывков не было ещё ни в одной театральной смене (кроме Шекспира!). При распределении на следующий день отрывков из пьесы «Женитьба», было ещё сложней. Там ведь во всех отобранных сценах было разное количество не только персонажей, но и «полов» этих персонажей. И каждому участнику нужно было дать работу.

Именно при работе над отрывками из «Мертвых душ» произошел прорыв к комедии, причем к комедии неожиданной, небанальной. После этого и отрывки из пьесы «Ревизор» получились. Нужно было видеть зрительский восторг, когда действенное решение отрывка оказывалось неожиданным и смешным для зрителя, например, когда выпоротая унтер-офицерша соблазняла Хлестакова, поглаживая рукой свою фигуру. Причем исполнительница работала совершенно по-деловому демонстрируя выпоротое место, а реакция ошарашенного Хлестакова сделала эту сцену соблазнением, сама то актриса ничего такого не имела ввиду, она просто демонстрировала очень честно свою выпоротую часть. Хороша так же была реплика Маши Орловой в «Женитьбе»: «Благословляй!», сказанная очень низким голосом.

ВЕЧЕР ЧЕТВЕРТОГО ДНЯ. Рабочий круг в начале занятия строился так. Задание: встаньте в «позу» картинки, с которой начинается ваш отрывок, и попробуйте понять, какую вы ремарку при этом выполняете, подберите слово. По алфавиту первых букв этих ремарок и строим круг.

Вечерний бенефис четвертого дня отличился тем, что перед общим показом одинаковые отрывки (по два отрывка было одинаковых) попросили собраться вместе, показать домашнее задание друг другу и помочь советом, чтобы «наступление» происходило и «рычаги» работали. Это была очень красивая работа детей и подростков от 9 до 17 лет!

 Комментарий А.П. Ершовой 

Мы были свидетелями совершенно самостоятельной творческой работы подростков: деловые советы, готовность поспорить, обсудить, согласиться. Этот прием мы использовали до последнего дня работы над спектаклем и он давал всегда хорошие результаты. Так осуществлялся важный для нас педагогический принцип хозяйской позиции каждого ребенка «исполнитель – хозяин своей работы»

 

Е.А. Аккуратова:

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. УТРО. «Женитьба». Круг на прилагательное с буквы М********* к слову души.  То есть придумать, какие ещё души могут быть на «М»?!

Сложное распределение отрывков. Репетиция. Задание: Повторить вслух фразу партнера и после этого только сказать свою фразу (в длинной реплике – последнюю фразу). Сыграли отрывки и передали свой отрывок другим исполнителям.

Сыграли отрывки ещё раз. В этот день не было задания на вечер, так как днем все погрузились в увлекательные приключения на рафтах. А вечером – пели, танцевали, жонглировали.

Утром шестого дня в работе были последние пробы к спектаклю так называемые нами «Мольбы и проклятия» – кусочки текстов из прозаических произведений Гоголя.

В течение всех дней под руководством Анны Олейник (музыкальный руководитель АРТсии) шла очень важная музыкальная работа, и находилось звучание молитвы, сочиненной Анной по заданию Александры Петровны на текст Гоголя из финала поэмы «Мертвые души», затем этот текст в жанре молитвы звучал в финале спектакля.

Занятия «Жонглирование» Вячеслав Поляков (один из режиссеров  спектакля и педагог по пластике) ведет в театральной смене не первый раз, но первый раз оно было так активно востребовано подростками и использовано в спектакле.

Вячеслав Поляков
ведет занятия
по жонгли-
рованию

Наталья Галич подготовила с детьми на дневных репетициях веселую польку, которая шла после отрывков из «Женитьбы» и поклон чиновников (после «отрывков из «Ревизора») на музыку юморески Родиона Щедрина.

 Комментарий А.П. Ершовой 

«Мольбы и проклятия» были выполнены юными актерами практически без репетиции, сразу вышли и сыграли так как нужно. И так, эта сцена вошла затем в спектакль – без каких либо поправок от взрослых, режиссерам пришлось только распределить мизансцену, чтобы каждого было видно, так как все исполнители одновременно находились на площадке. Это был один из самых мощных по воздействию на зрителя эпизодов – до мурашек.

Отобранные тексты стали существенным элементом спектакли создавая в нем атмосферу современной сегодняшней политической ситуации – например, мольбы о конце войны.

Так закончился эскизный период, затем начались доработки сделанного материала и упаковка спектакля.

Е.А. Аккуратова:

Вечером 10-го дня, после технического прогона (а это обычно довольно жесткий прогон, потому что — малейшая неточность и звучит команда: «стоп, назад! Эту сцену сначала». Александра Петровна спросила участников: – «Вам понравилось, как вас сегодня гоняли?»

Часть детей ответили сразу «Да», часть детей – «Нет», но через секунду (подумав и посмотрев вокруг) те которые сразу выдали: «Нет» сказали: «Да»!

постоянно
часть репетиций

проходила

на улице

для спектакля была специально распечатана театральная программка
(на белом листе формата А4 печатались с двух сторон по три колонки текста,
потом лист сгибался так, чтобы получился элегантный буклет в виде «трёхполосной раскладушки»)

 




ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ (И ПОСЛЕДНИЙ). «Шапка вопросов по-новому». 
Вопросы задаем по кругу (сидя на стульях), начиная со слова «Кто…?» как в упражнении «Это я!». Тот, кто отвечает утвердительно, встает и бежит в центр круга для обсуждения вопроса.

 

Первый вопрос как обычно «на засыпку»: Кто знает….?

– кто знает…. какие отрывки «выкинули» из спектакля? (ответ – отрывки с чертями, «вранье», «любовь» некоторую)
– какого цвета занавесы висели на спектакле?
– На какой по счету день в лагере зарядка была на улице?
– какой позывной у Ани на рации?
– кто знает фамилию художника по картинам которого работали? (Федотов)
– кто знает, как называли Женю Маркова в прошлом году (Бурундук)
– сколько произведений Гоголя было в нашем  спектакле? (8)
– сколько отрывков было между 2-й и 3-й тройками? (7 отрывков)
– сколько испытаний было в рафтинге?
– сколько детей в лагере? (40)
– сколько качелей в лагере?
– Какой позывной у Димы?
– Сколько новых песен мы выучили за  эту Артсию?
– какие актеры играли эту сцену? [далее следует показ моментального фото сцены]

Второй вопрос: Мне хочется узнать, как вы поняли…? Я не понял. Кто понял? Те, кто понял, сбегаются в центр круга, все кто хочет узнать у них, что они поняли – подходят и спрашивают.

– Кто понял, зачем была нужна в спектакле  мольба?
– …что опаздывать не хорошо? (из зала – Это больно!)
– …в чем заключается смысл топотушек?
– …какие однофамильцы были в нашем лагере?
– …как пришла  идея грома?
– …что  такое рычаги и как их правильно применять?
– …в чем заключается  смысл пьесы женитьба?
– …зачем каждое утро собирался круг? (из ответов  – «каждый видел каждого»)
– …как объяснить, что такое рычаги? (два хода изучения: я отличаюсь от предыдущего, следующий отличается от меня; или: я отличаюсь от себя предыдущего)
– …почему мы сделали текст Гоголя о «птице-тройке» в виде молитвы? (из ответов: мы Русь возвышали в молитве)
– …почему было три памятника Гоголю (варианты ответов: троица – три произведения, Бог- человек- черт: рядом с человеком всегда тот и другой)
– …почему разные люди играли одинаковые отрывки? Из  ответов: каждый человек видит по-своему?
– Кто знает значение фразеологизма «Гога и Магога»?
– … смысл и значение прощального квеста и зажигания костра?
– …что такое фестончики?
– …смысл сцены с жонглированием? (из ответов: азарт, жонглирование мыслями, словами)

Сочинение третьего вопроса проходило в другой мизансцене: собраться в новые четверки с теми, с кем сегодня ещё не был и обсудить третий вопрос «Я думаю, что… кто тоже так думает?

– Мы думаем, что в Артсии мы приобрели опыт и усовершенствовали театральные навыки.
– …, что Артсия это море, артистическое море.
– Мы уверены, что здесь каждый раскрылся, проявил себя и приобрел друзей.
– …, что Карелия  – это душа Артсии.
– …, что Артсия в Подмосковье будет не такая как в Карелии.
– …, что премьера спектакля удалась.
– …, что спектакль это порыв души.
–  …, что тема Гоголя хороша для познания определенных элементов актерского мастерства.
– …, что режиссеры знатоки своего дела.
– …, что смена удалась и нужно поблагодарить всех, кто был с нами эти дни.

 Комментарий А.П. Ершовой 

Сбор участников после спектакля – событие сложное. Это уже не репетиция, не подготовка, дети приходят не мобилизованные, отношение к сбору такое нормально позитивное, но как будто от них ничего уже не требуется: ни ума, ни сообразительности. Это, мол, уже не работа, поэтому можно красоваться друг перед другом. Это, конечно, допустимо. Когда я в 10-м классе первый раз работала, мне было интересно, чем дети интересуются и поэтому я не провоцировала их на рабочие вопросы. А в Артсии меня интересует как участники спектакля разбираются в нашей общей работе. Поэтому после первого круга (Кто заметил) я наехала на детские вопросы про бытовую жизнь, например, почему кто-то ходит в такой-то одежде? Таким вопросам захотелось поставить забор и преграду.

Е.А. Аккуратова:

Александра Петровна сказала примерно следующее: – Наша «шапка вопросов» это обмен мыслями по работе, которые обычно актуальны в бытовом плане. Но мне важно чтоб вы накопали в себе мысли и не бытового содержания! Ребята, вы конечно можете интересоваться чем угодно друг у друга, но сейчас интересней всего узнать, что вы думаете, о работе и я сама буду задавать вопросы о работе…

отрывок из пьесы «Ревизор»:
Хлестаков  и унтер-офицерша

 


 

П Р И Л О Ж Е Н И Е

Некоторые цитаты, выписанные детьми
из произведений Н.В. Гоголя

Пояснение: ежевечерне на дверях каждой комнаты появлялись новые бумажки написанные детским подчерком (вечером во время «таблетки» нужно было выписать и повесить на дверь какой-либо текст Гоголя). Произведения, из которых выписаны фразы, указаны в случае, когда они наличествовали у авторов записок:

«Грешки грешкам рознь». «Сначала вы сказали, а потом и я сказал. «Э!» – сказали мы с Петром Ивановичем («Ревизор»).

 «Лимон весь высохший, ростом не более ореха». «Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости».

«Вон! Уже рыболов пошёл на охоту!» «А побрал бы тебя черт с твоим почтением!» «Чтоб он поскользнулся на льду, антихрист проклятый!», «Разинь душенька свой ротик, я тебе положу этот кусочек».

«Свеж он был как кровь с молоком» «Бордо он называет просто просто бурдашкой». «Попользоваться насчет клубнички» «Начнут гладко, окончат гадко». «Фрак был медвежьего цвета». «Руки вымыты огуречным рассолом».

«Возбуждающая благодать». «Зубочистка…., которую хозяин, ковырял в зубах своих ещё до нашествия на Москву французов». «Из носа выглянул весьма некорректно табак». «Григорий Доезжай-не-доедешь».

«Изгнать употребление чая по вечерам» («Шинель»). «И цветом лица, что называется геморроидальным» («Шинель»)

«Скажите, пожалуйста, невеста дура что-ли?». «А впрочем дура тоже хорошо!»

«Выражается сильно российский народ («Мертвый души»)».

«Если захочет, каких слов не наскажет. Век бы не выдумал: мордашечка, таракашечка, чернушка». «Как же без шляпы неловко». «Я плюну вам в лицо, коли вы честный человек». «Паук приладил паутину».

«Где это ты, зверь отрезал нос?» «Воротничок его манишки был всегда чрезвычайно чист и накрахмален». «Экой пасквильный вид!» («Нос»)

Дети «Артсии» про репетицию

Однажды на ночь было дано задание написать на дверь «репетиция это – … ». Вот что дети написали:

Репетиция – это:

  • тренировка
  • полезная тренировка
  • повторение
  • моментальный исход
  • мука и боль
  • прогон чего-либо с реквизитом, костюмами; репетиция для меня всегда была труднее, чем показ полного спектакля.
  • долгая и сложная работа
  • повторение умений
  • долгая и тяжелая тренировка, в результате которой непременно случаются неудачи и победы
  • повторение текста и поз перед спектаклем
  • самое важное мероприятие в подготовке к спектаклю
  • подготовка к чему-либо (спектаклю – в нашем случае – балету и т.п), это проработка актерских навыков
  • процесс приготовления показа спектакля
  • то, без чего не обходится каждый спектакль; это критика, неудачи и грандиозные открытия
  • работа театра или актера, когда идет подготовка спектакля; там разучивают и повторяют
  • тяжелая и кропотливая работа, направленная на повторение и усовершенствование навыков, обсуждение технических и рабочих моментов, проверка знаний текста и движений
  • тренировка творческих номеров без зрителей; на репетиции оттачиваются навыки или подготовка к публичному выступлению
  • подготовка театрального/музыкального/циркового/ представления, как правило, без зрителей; в ходе нее оттачиваются профессиональные навыки
  • кара небесная, посланная нам, дабы идею превратить в точную композицию
  • работа всего дружного коллектива и людей, которые взаимодействуют друг с другом
  • веселая ситуация, при которой совмещены черти и надзиратели, что, в принципе, невозможно в природе, но! Артсия – театральный лагерь, в котором возможно все
  • труд каждого человека из актерской команды
  • полет фантазии
  • то, без чего не может состояться спектакль; неимоверные труды, которые увенчиваются успехом лишь под конец
  • представление без зрителей
  • оттачивание спектакля, повторение пройденного материала, улучшение сцен, то без чего не может состояться спектакль
  • бесконечные прогоны отрывков и коронная фраза режиссера: «Еще раз!»

 

А.П. Ершова – кандидат педагогических наук, научный консультант НОЧУ «Хорошевская прогимназия», 587 СОШ г. Москвы

Е.А Аккуратова – кандидат педагогических наук, заместитель директора
по проектно-программной деятельности НОЧУ
«Хорошёвская прогимназия»

 


Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические МАСТЕРСКИЕИз ПРАКТИКИ современного театрального образования → Театральные смены в ЛЕТНЕМ лагере
[2] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаОткрытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  


*

Яндекс.Метрика